Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Табачный ренессанс

Казахстан, 11 октября 2002

В то время, как американский суд, не моргнув глазом, обязал компанию «Филип Моррис» выплатить небывалую в истории подобных исков сумму - 23 миллиарда (!) долларов - женщине, заболевшей раком легких и обвинившей в этом производителей сигарет, в Казахстане принят закон «О профилактике и ограничении табакокурения», который отнюдь не угрожает табачным магнатам разорением или иным каким беспокойством.

Проект этого закона скучал в долгих казенных ящиках несколько лет. На него то и дело с надеждой ссылались убежденные борцы за здоровый образ жизни, мечтая когда-нибудь обрести государственную поддержку своим мероприятиям и возможность на законных основаниях грозить пальчиком фабрикантам-отравителям. Увы, «вылеживание» не пошло документу на пользу, и вряд ли он что-либо изменит в ситуации с табакокурением у нас в стране. Принципа «закон суров, но справедлив» не получилось. Все дело в том, что - и этого никак не уразумеют наивные «антитабачники» - нам ни в коем случае нельзя обижать компании, работающие на отечественном рынке. Скоро «ФМК» будет праздновать 10-летие более чем успешной деятельности в Казахстане. В 1993 году в суверенном Казахстане произошла первая в новейшей истории приватизация госсобственности: 99,5 процентов акций Алматинской табачной компании выкуплены «Филип Моррис Кампаниэз Инкорпорейтед». Мировой табачный монстр не случайно поспешил на Восток - в Штатах и в Западной Европе еле уловимо, но дрогнула мода на курение. Еще все оставалось на прежнем уровне, вовсю дымили в кафе и в офисах, но в воздухе уже реял призрачный образ Человека, Который Не Курит. Престижным становилось не курить. Табачные компании захлопотали - надо было укреплять позиции в странах «третьего мира». Маркетологи «ФМ» попали в точку - Казахстан стал отличной нишей для развития производства. Затратив 340 миллионов долларов на модернизацию и строительство нового производственного комплекса, компания получила необъятный рынок и суперактивного потребителя. Сегодня «Филип Моррис Казахстан» выпускает 18 миллиардов сигарет в год.

По сравнению с 2000 годом чистый доход компании вырос на 87 процентов. Производство ширится. При этом в красивых буклетах убедительно расписано, как радеет компания за не курение детей и подростков (кстати, среди 12-14-летних курят 10 процентов). Как всей душой болеет за укрепление здоровья казахстанцев (по приблизительным данным, в стране дымят более 4 миллионов граждан. Медики считают, что только в Алматы от болезней, спровоцированных курением, ежегодно умирает до 20 тысяч человек). Изучишь программные тексты «табачки» под названием «Мы работаем, чтобы изменить мир к лучшему» - слеза умиления наворачивается, до чего сознательный капиталист пошел, добровольно отказывается от совращения несовершеннолетних сигаретой. Почитаешь наш закон - и он в унисон запрещает «рекламу табачных изделий в печатных изданиях, ориентированных на несовершеннолетних». Проблема в том, что героем и образцом для подражания эти самые несовершеннолетние подсознательно выбирают как раз-таки плакатного супер-ковбоя, а не какого-нибудь паиньку в очечках. И глаза им не закроешь, когда они разглядывают билборды, установленные сердобольными сигаретодателями вполне далеко от школы. Ясно, что сигареты подростки покупают беспрепятственно, несмотря на заявление «Филип Моррис» о регулярной разъяснительной работе с продавцами. Но может быть, устрашающая надпись на пачке гадких детей остановит? Авось и взрослый какой, грамотой владеющий, призадумается? Но новый закон предписывает отдавать под правду о пагубной привычке лишь 20 процентов каждой стороны пачки. Тогда как ВОЗ рекомендует не только половину данной площади посвящать предупреждающим надписям, но и постоянно менять их тексты, использовать страшные картинки типа черных легких. У нас этому направлению полезного творчества развиться не суждено: производители сделают все, чтобы и закон соблюсти, и свои интересы. Заядлый курильщик уже просто не обращает внимания на одну и ту же надпись, а начинающий не воспринимает ее именно в силу стандартной банальности. Меж тем ежегодный «прирост» онкобольных в Казахстане составляет 29 тысяч человек. Всего на диспансерном учете состоит 110 тысяч казахстанцев, страдающих раковыми заболеваниями. Вот только вряд ли кто-либо из них осмелится обратиться в суд с иском против могущественных фирм. И новый, предельно мягкий по отношению к последним закон тут гражданам - не поддержка.

Мы не можем пойти суровым туркменским путем и начисто запретить в стране курение, нарушая тем самым права человека и ссорясь с важными инвесторами. Проще издать закон, который теоретически призван защитить здоровье казахстанцев и ограничить табакокурение. По идее этот государственный документ должен обладать некоторой жестокостью. Он же, к примеру, контроль за вредоносностью табачной продукции миролюбиво отдает в руки тех, кто ее производит. Возможно, потому, что у государства, как водится, нет на лабораторные исследования денег, а у фабрикантов они есть всегда. Вот и предписывает закон изучать процент содержания ядовитых смол производителям за свой счет. Да они - с превеликим удовольствием! Вообще табачные компании ведут себя у нас исключительно примерно: налоги платят цент в цент чуть ли не заранее, производство модернизируют, о рабочих заботятся, благотворительностью занимаются, законы соблюдают. Тем более, что иногда - это сплошное удовольствие.

Наталья Варгац, специально для Gazeta.kz

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz