Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Табачный монополист

18 июля 2002 года

АСЕЛЬ ШЕРБОТО

Табачная отрасль экономики Кыргызстана имеет весьма специфические отличия и особенности, выраженные во многом присутствием производителя-монополиста в лице «Реемтсма-Кыргызстан», который имеет эксклюзивное право на этом рынке сроком на 10 лет. Сей факт, вызывающий множество дискуссий на предмет целесообразности такого подхода, продолжает интересовать и нас, что инициировало в свою очередь проведение нами небольшого журналистского расследования. К этому времени подоспела также публикация нашими коллегами из «Вечернего Бишкека» статьи, в которой автор сетовала на незащищенность отечественных производителей табачных изделий. Вот и мы хотели бы высказать свою точку зрения несколько отличную от мнения автора статьи «Дым отечественных сладок и приятен?».

Скажем прямо, были весьма удивлены, узнав, что «отечественный» производитель «Реемтсма-Кыргызстан», в котором, кстати говоря, доля Кыргызстана на сегодня составляет лишь 0,98% (!), прямо-таки зажат в некие тиски, которые не позволяют ему наращивать производство и экспортировать свою продукцию. Тиски сии - это высокий уровень контрабанды, бесконтрольность качества завозимой табачной продукции и законодательство, а именно установление новой таможенной стоимости в размере 50 долларов за один мастер-кейс (500 пачек) сигарет с фильтром, что служит базой для расчета НДС. Здесь хотелось бы сказать, что отмена такого положения уже была инициирована, и Правительство, еще раз рассмотрев его в этом году, приняло решение о нецелесообразности отмены, что вполне логично. Ведь такая система уравнивает позиции легального импортера и контрабандиста и служит прямым воздействием против роста контрабанды. Ведь если стоимость сигарет легальных импортеров станет выше за счет таможенных платежей, то нелегалы отреагируют мгновенно и тогда уже поток контрабанды будет весьма трудно остановить. Кроме того, эта система делает прозрачным администрирование акциза и НДС, так как предусматривается заключение договора-обязательства между ГТИ и импортером сигарет о гарантиях ввоза определенного объема сигарет в течение года и проведении предоплаты таможенных пошлин и налогов ежемесячно.

Что касается уровня контрабанды, то по нашим данным она никак не может претендовать на то, чтобы именоваться «костью в горле» «Реемтсмы». Почему? Судите сами: по информации ГТИ. в 1998 году контрабанда сигарет составляла 20 млн. пачек, в 1999 году произошло сокращение и она составила 7 млн. пачек. Отмечу, именно в 1999 году в марте месяце Постановлением правительства № 157 была установлена та самая таможенная стоимость в 50 долларов, которая почему-то, по мнению автора, привела к увеличению уровня контрабанды, хотя данные ГТИ говорят об обратном. Далее, в 2000 году контрабанда сигарет составила и того меньше, а именно 4,5 млн. пачек, в 2001 же году - 3,4 млн. Как говорится, тенденция, однако, налицо!

Немаловажен и тот факт, что завозить нелегально в Кыргызстан табачные изделия просто невыгодно. В Казахстане и Кыргызстане цены на аналогичные марки сигарет примерно одинаковы, а в Узбекистане даже выше, чем у нас. Так о какой марже для нелегала может идти речь? Станут ли рисковать потенциальные контрабандисты ради невысокой разницы, если только речь не идет о больших партиях. А таковые завозятся на легальной основе с обязательным получением сертификата Кыргызстандарта, причем, каждая партия сертифицируется отдельно: ведь без такого документа таможенные органы не пропускают товар. Стоит отметить, что при существующей в Кыргызстане акцизной политике в более выгодном положении оказываются легальные импортеры, нежели контрабандисты. Вот и возникает вопрос, как может измениться ситуация, если налог будет повышен, как того желает «Реемтсма»? Ответ очевиден. Кроме того, казахские фискальные органы и производители табачных изделий сами не заинтересованы пропускать к нам контрабандные сигареты. Дело в том, что между Кыргызстаном и Казахстаном заключено Соглашение «Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал», вследствие чего казахские производители на основании таможенной декларации, полученной из Кыргызстана, получают у себя в Казахстане НДС к зачету. Поэтому производители осуществляют экспорт продукции только через своих дилеров, а у фискалов Казахстана есть кровная заинтересованность в том, чтобы бюджетные средства, возмещающие НДС казахским производителям, не были выплачены впустую.

В одном мы согласны с автором статьи: «Реемтсме», действительно, нужно «подумать об экспорте». Только вот почему это невозможно, так и осталось загадкой. Хотя объяснением, наверное, служит то, что «в соседние республики категорически запрещен ввоз сигарет, если они не соответствуют требованиям соответствующей страны». Может, проблема именно в том, что «Реемтсма-Кыргызстан» не может предложить то качество или тот ассортимент, который требуется в том же Казахстане? Думается, что такая ситуация может быть объяснена издержкой монополии, когда при наличии гарантированного монопольного положения на рынке развиваются иждивенческие настроения: пропадает стимул к улучшению, увеличению и вообще к росту в целом. Действительно, зачем напрягаться, если конкурентов и так нет, а если и появляются, то всегда есть возможность под лозунгом «защиты «отечественного» производителя» бороться с ними. Что же до защиты внутренних производителей Узбекистаном и Казахстаном, то такое положение царит не только в табачной отрасли. Во многом дискриминационная тарифная политика наших соседей в отношении нас обусловлена членством Кыргызстана в ВТО, куда еще не вступили Узбекистан и Казахстан, а значит, у них нет обязательств согласовывать тарифы.

Сетуя же на то, что «легальный импорт дешевле отечественных сигарет» из-за невысокого акциза импортерам и «всевозможных налогов», уплачиваемых «нашими табачниками», автор несколько лукавит. Позвольте напомнить, что «Реемтсма-Кыргызстан» освобожден от налога на прибыль, акцизный налог для него установлен в размере 0,4 доллара США за 1000 штук сигарет без фильтра. Также «Реемтсма-Кыргызстан» освобожден от уплаты таможенных пошлин за ввоз сопутствующих материалов для своего производства, а это и общезаводское технологическое оборудование, и автотранспорт, и сырьевые, вспомогательные и другие материалы. А если учесть, что «Реемтсма» закупает ежегодно у местных фермеров всего 2 тысячи тонн табака (из 30 тысяч), то получается, что остальной необходимый табак импортируется, причем, без уплаты таможенных пошлин. Почему же такое небольшое количество нашего табака востребовано, при том, что зачастую официальные источники дают совсем иные цифры? Во-первых, наши табаководы не имеют рынка сбыта, во-вторых, выращивают у нас в основном сорт «Дюбек», идущий как дополнительный, а не скелетный табак, используемый, как основной компонент. А в сигаретах марки «West», так широко разрекламированных в Кыргызстане, и вовсе отсутствует местный табак. Ранее наши табаководы имели возможность сбывать свой урожай производителям из Казахстана и Узбекистана. Теперь же для них закрыт и этот рынок, так как спрос производителей из этих стран полностью удовлетворяют их же собственные фермеры. Потому неудивительно, что Джалал-Абадская область, где имеется возможность ежегодно производить более 10 тысяч тонн табачного сырья, при наличии такой потребности, но в этом году посадил всего 175 гектаров табака и ожидает 400 тонн в валовом сборе! А из-за отсутствия стабильного покупателя выращенный табак ежегодно вывозится по низкой цене, а остаток в количестве 3000 тонн до сих пор не закуплен ГАК «Кыргызтамекиси». Такая же ситуация в Баткенской области, где остаются нереализованными 4 тысячи тонн табака, что привело к тому, что на 2002 год крестьяне области вообще отказались выращивать данную культуру! Таким же образом решили проблему отсутствия сбыта в Таласской области: в 2002 году фермерами области не производилась посадка табака. А пока же, пока у нас существуют монополия и неизвестно почему пиетет перед иностранными инвесторами, которые, к тому же, все время требуют от правительства обложить их со всех сторон подушками, дабы вести свою хозяйственную деятельность и получать прибыль (неналогооблагаемую), как участник рынка.

http://www.pr.kg/articles/n0100/10008con.html

№ 27 (100) Бишкек, Кыргызстан

 

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz