Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

О ТАБАКЕ И ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Закон Республики Молдова № 386-XV от 19 июля 2001 г.

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет настоящего закона

Настоящий закон устанавливает правовые и экономические основы организации деятельности по производству, переработке и реализации табака, производству и реализации табачной продукции, регламентирует правовые отношения между государственными органами и хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую деятельность, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем законе основные понятия имеют следующее значение:

табачная отрасль - область деятельности, которая включает производство семян и выращивание рассады табака, возделывание, послеуборочную и промышленную переработку табака, производство табачной продукции и научно-техническое обеспечение отрасли;

табак - однолетняя техническая культура, продуктом возделывания которой являются листья, предназначенные для получения табачной продукции;

производитель табака - физическое или юридическое лицо, занимающееся возделыванием табака, уборкой листьев и их сушкой;

возделывание табака - совокупность технологических процессов выращивания и посадки рассады табака, ухода за табачными плантациями и уборки листьев;

послеуборочная переработка табака - совокупность технологических процессов сушки, сортировки, упаковки в однородные кипы (тюки) табачных листьев, качество которых соответствует стандартам и другим действующим нормативам;

неферментированный табак - листья табака, прошедшие послеуборочную переработку;

ферментация табака - совокупность технологических процессов, в результате которых в табачных листьях происходят биохимические и физические изменения, улучшающие их качество, курительные свойства и способность к длительному хранению;

редраинг-обработка табака - специальный технологический процесс гидротермической обработки неферментированного табака, применяемый в комплексе с другими технологическими операциями промышленной переработки, в результате которых в табачных листьях происходят биохимические и физические изменения, улучшающие их качество, курительные свойства и способность к длительному хранению;

ферментированный табак - стабильный продукт ферментации или редраинг-обработки табака, соответствующий стандартам и другим действующим нормативам;

стрипсование табака - технологический процесс отделения пластинки табачного листа от центральной (главной) жилки, в результате которого получают табак-стрипс и табачные жилки;

ингредиент - любое вещество, отличное от табака, воды или восстановленного листа табака, сделанного полностью из табака, добавляемое в процессе производства в табак или нетабачные компоненты табачной продукции;

ароматизатор - вещество, добавляемое в табак для придания ему специфического вкуса и аромата;

смола - обезвоженный конденсат табачного дыма, не содержащий никотин;

никотин - алкалоид, содержащийся в табачных листьях и табачном дыме;

табачная продукция - совокупность продуктов, полученных из ферментированного или неферментированного табака: табак-стрипс, табак резаный, табак курительный, табак трубочный, табак жевательный, табак нюхательный и табачные изделия (сигареты, сигариллы, папиросы, сигары).

Глава II
ПРОИЗВОДСТВО И ПЕРЕРАБОТКА ТАБАКА

Статья 3. Производство табака и семян табака

(1) Производство табака включает возделывание табака и его послеуборочную переработку в соответствии с технологическими требованиями, утвержденными в установленном порядке.

(2) Производство табака осуществляется физическими лицами и юридическими лицами независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, обладающими землями сельскохозяйственного назначения и располагающими необходимыми техническими и технологическими средствами.

(3) Производство и реализация семян табака осуществляется на основе лицензии и в соответствии с действующим законодательством.

(4) Для производства семян табака используются супер-элитные и элитные семена на основе лицензионного договора с обладателем патента на сорт табака. Семена, приобретенные за рубежом, сопровождаются всеми необходимыми документами в соответствии с действующим законодательством.

(5) Качество семян табака должно соответствовать стандартам и другим действующим нормативам и оценивается уполномоченными на то органами.

Статья 4. Послеуборочная переработка табака

(1) Послеуборочная переработка табака включает выполнение процессов сушки, сортировки и упаковки, в результате которых получают неферментированный табак, соответствующий стандартам и другим действующим нормативам.

(2) Послеуборочная переработка табака осуществляется хозяйствующими субъектами, располагающими необходимыми для этого оборудованием и технологическими условиями.

Статья 5. Права и обязанности при возделывании и послеуборочной переработке табака

(1) Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по возделыванию и послеуборочной переработке табака, имеют право:
a) возделывать табак и проводить его послеуборочную обработку с использованием собственных или арендованных земель и оборудования;
b) реализовывать семена, рассаду табака, табачные листья, неферментированный и ферментированный табак по договорным ценам;
c) обращаться в органы, уполномоченные проводить экспертизу;
d) пользоваться помощью и поддержкой со стороны государства.

(2) Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по возделыванию и послеуборочной переработке табака, обязаны:
а) использовать только семена сортов, районированных в Республике Молдова;
b) поддерживать и улучшать плодородие почвы;
c) внедрять природосберегающие технологии;
d) соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
e) обеспечивать соответствие качества семян, рассады табака, неферментированного и ферментированного табака стандартам и другим действующим нормативам;
f) эксплуатировать сертифицированное оборудование для послеуборочной переработки табака;
g) использовать для защиты растений пестициды и другие вещества, разрешенные к применению в Республике Молдова;
h) не привлекать к работам по возделыванию, уборке и послеуборочной переработке табака несовершеннолетних лиц и беременных женщин.

Глава III
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТАБАКА. ПРОИЗВОДСТВО ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья 6. Промышленная переработка табака

(1) Промышленная переработка табака включает:
a) промышленную переработку неферментированного табака;
b) промышленную переработку ферментированного табака.

(2) Промышленная переработка неферментированного табака состоит в выполнении процессов заготовки табака, формирования однородных партий, кондиционирования, расщипки листьев, очистки, смешивания, ферментации или стрипсования и редраинг-обработки, упаковки, отлежки, генеральной сортировки и хранения продукции в соответствии со стандартами и другими действующими нормативами.

(3) Промышленная переработка ферментированного табака состоит в выполнении, частично или в комплексе, процессов и операций подготовки ферментированного и/или стрипсованного табака к резанию, резании табака и приготовлении мешек в соответствии с технологическими нормами.

(4) Промышленная переработка неферментированного и ферментированного табака осуществляется хозяйствующими субъектами, располагающими специалистами в этой области, необходимым технологическим оборудованием, измерительными приборами, аппаратами контроля качества продукции и имеющими лицензию.

Статья 7. Производство табачной продукции

(1) Производство табачной продукции представляет собой комплекс технологических процессов и операций, включающий промышленную переработку ферментированного табака и/или производство и упаковку табачной продукции в соответствии со стандартами и другими действующими нормативами.

(2) Табачная продукция производится хозяйствующими субъектами, владеющими комплексом технологических процессов, специализированными линиями для приготовления и резания табачных мешек и имеющими лицензию.

Статья 8. Права и обязанности при промышленной переработке табака и производстве табачной продукции

(1) Хозяйствующие субъекты, осуществляющие промышленную переработку табака и производство табачной продукции, имеют право:
а) осуществлять, частично или в комплексе, промышленную переработку табака и производство табачной продукции;
b) иметь единую лицензию в случае осуществления в комплексе деятельности по промышленной переработке ферментированного табака и производству табачной продукции;
c) самостоятельно устанавливать ассортимент, торговые марки, объемы производства, цены и рынок сбыта табачной продукции.

(2) Хозяйствующие субъекты, осуществляющие промышленную переработку табака и производство табачной продукции, обязаны:
а) использовать оборудование в соответствии со стандартами и другими действующими нормативами;
b) соблюдать правила промышленной переработки табака, производства табачной продукции, ее упаковки, маркировки, хранения, установленные действующими в Республике Молдова нормативными актами, а при необходимости - и требованиями стран-импортеров;
c) иметь разрешение Министерства здравоохранения на использование ингредиентов (соуса, ароматизаторы, присадки и др.) и других необходимых материалов (фильтры, краска, бумага и др.);
d) использовать при изготовлении мешек табак сортимента и качества, предусмотренных рецептурой, утвержденной в установленном порядке;
e) производить на основе лицензионных договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством, лицензионную продукцию;
f) не привлекать к работам по промышленной переработке табака и производству табачной продукции несовершеннолетних лиц и беременных женщин.

(3) Хозяйствующие субъекты, имеющие право производить табачные изделия, обязаны изготовлять табачную мешку непосредственно на отечественных предприятиях и использовать табачное сырье в объеме, регламентируемом рецептурой табачной мешки в соответствии с технологическими нормами.

Глава IV
РЕАЛИЗАЦИЯ ТАБАКА И ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья 9. Реализация табака

(1) Реализация на внутреннем рынке табака и табачной продукции как отечественными производителями, так и импортерами осуществляется по договорным ценам при равных условиях налогообложения.

(2) Реализация на внутреннем и внешнем рынках неферментированного табака осуществляется на основе лицензии и подлежит налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

(3) Экспорт и импорт ферментированного табака, импорт ингредиентов и других материалов, необходимых для производства табачной продукции, осуществляется на основе лицензии на реализацию, промышленную переработку табака или производство табачной продукции.

Статья 10. Импорт, экспорт и оптовая реализация табачной продукции

(1) Оптовая реализация табачной продукции на внутреннем и внешнем рынках осуществляется на основе лицензии.

(2) Импорт табачной продукции осуществляется хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию и располагающими оптовыми складами, которые оборудованы системой компьютерного учета и обеспечивают условия хранения в соответствии со стандартами и другими действующими нормативами.

(3) В лицензиях на импорт и оптовую реализацию табачной продукции указывается конкретный вид (марка) продукции. Для получения лицензии хозяйствующий субъект обязан представить разрешение на импорт и реализацию каждой марки от обладателя торговой марки или от лицензионного производителя данной марки. Хозяйствующий субъект обязан по требованию Главной государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов информировать ее об объемах реализованной продукции и о хозяйствующих субъектах, приобретших эту продукцию.

(4) Импорт табачных изделий осуществляется только после наклеивания их производителем акцизных марок непосредственно на пачку. В случае, если табачное изделие производится с целлофаном (пропиленом), акцизная марка наклеивается под него. Акцизная марка наклеивается таким образом, чтобы при открывании пакета обеспечивался ее разрыв.

(5) Импортируемая табачная продукция должна соответствовать действующим нормативным актам Республики Молдова и сопровождаться сертификатом соответствия и гигиеническим сертификатом.

Статья 11. Розничная торговля табачными изделиями

(1) Розничная торговля табачными изделиями на внутреннем рынке осуществляется:
а) только при наличии лицензии на розничную торговлю табачными изделиями, копии сертификата соответствия, акцизной марки, защищенной от подделки, на каждой пачке, и документа, подтверждающего происхождение товара;
b) только лицами старше 18 лет.

(2) Правила торговли и другие условия розничной торговли табачными изделиями устанавливаются органами публичного управления в соответствии с настоящим законом и другими нормативными актами.

(3) Запрещается продажа табачных изделий:
а) через передвижную торговую сеть (с автомашин, прицепов, тележек и т.п.), вразнос, с любых импровизированных лотков и прилавков (на улицах, дорогах, во дворах, в помещениях и т.д.), а также в торговых точках площадью менее 4 кв.м;
b) на территории школьных, дошкольных и медицинских учреждений, в спортивных залах и помещениях, на стадионах;
c) при отсутствии соответствующей документации от производителя или импортера, подтверждающей происхождение товара и его качество;
d) без применения акцизных марок, установленных законодательством Республики Молдова;
e) без указания на упаковке информации о содержании никотина и смол;
f) без надписи, предупреждающей об опасности курения для здоровья;
g) c cодержанием никотина и смол выше предельно допустимых норм;
h) с истекшим сроком годности;
i) с поврежденной упаковкой;
j) из открытых пачек, за исключением сигар;
k) фальсифицированных или произведенных с нарушением стандартов и других действующих нормативов;
l) лицам, не достигшим возраста 18 лет.
Статья 12. Реклама табачных изделий
Запрещается реклама табачных изделий на телевидении и радио, а также наружная реклама табачных изделий, за исключением рекламы в местах торговли.

Глава V
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Статья 13. Право на информацию о качестве табачной продукции

(1) Потребители имеют право на получение достоверной информации о содержании вредных веществ в табачной продукции.

(2) Хозяйствующие субъекты, производящие табачную продукцию, обязаны ежегодно представлять Министерству здравоохранения информацию о содержании никотина и смол и об ингредиентах, добавляемых в табак в процессе производства, по каждой торговой марке.

(3) На каждой пачке табачного изделия должны содержаться на государственном языке:
а) информация о содержании никотина и смол, определяемом на основании требований стандарта ISO 10315 для никотина и стандарта ISO 4387 для смол;
b) предупреждение: «Курение опасно для Вашего здоровья». Эта надпись должна быть четко отпечатана на контрастном фоне; вскрытие упаковки не должно нарушать целостность надписи; место ее расположения не должно прикрываться акцизной маркой или другими деталями упаковки;
с) запрещение: «Продажа несовершеннолетним лицам запрещена».

Статья 14. Ограничение курения в общественных местах

Курение запрещается:
а) в любых пожароопасных местах;
b) в школьных, дошкольных и медицинских учреждениях;
c) в помещениях кинотеатров, театров, цирков, концертных залов, музеев, библиотек, выставочных залов и в других публичных учреждениях, кроме специально оборудованных мест.

Статья 15. Регламентирование качества табака и табачной продукции

(1) Качество ферментированного табака и табачной продукции подтверждается в установленном порядке сертификатом соответствия.

(2) Запрещаются производство, импорт и реализация на территории Республики Молдова табачной продукции с содержанием никотина, смол и других вредных веществ свыше предельно допустимых норм.

(3) Табак и табачная продукция, произведенные, импортированные или поступившие в продажу с нарушением требований настоящего закона, конфискуются. Конфискованные табачные изделия подлежат уничтожению. Порядок уничтожения конфискованных табачных изделий устанавливается Правительством.

Глава VI
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ТАБАЧНОЙ ОТРАСЛИ

Статья 16. Органы, уполномоченные осуществлять государственный контроль

(1) Государственный контроль в области производства семян табака, возделывания и переработки табака, производства табачной продукции, а также их реализации осуществляют:
а) Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности через Национальное агентство по развитию табачной отрасли, являющееся специализированным органом, уполномоченным осуществлять надзор и контроль;
b) органы финансового и налогового контроля;
c) другие центральные и местные органы публичной власти в пределах своей компетенции.

(2) Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по производству, переработке, реализации табака и табачной продукции, обязаны представлять по требованию уполномоченных органов информацию и документы, подтверждающие законность их деятельности.

Статья 17. Ответственность за нарушение настоящего закона

(1) К нарушениям настоящего закона относятся:
а) переработка табака, производство табачной продукции, торговля ими без лицензии;
b) производство семян табака, табака, табачной продукции, не соответствующих стандартам и другим действующим нормативам;
c) производство, импорт табачных изделий и торговля ими с нарушением требований части (5) статьи 10 и части (2) статьи 15;
d) торговля табаком и табачной продукцией, их импорт и экспорт без сопроводительных и таможенных документов, сертификатов соответствия, гигиенических сертификатов и сертификатов происхождения, с фальсифицированными или неправильно составленными документами, а также нарушение требований части (2) статьи 13 и части (1) статьи 15;
e) торговля табачными изделиями без акцизных марок;
f) эксплуатация несертифицированного оборудования;
g) несоблюдение требований по переработке, упаковке, маркировке и хранению табака и табачной продукции;
h) розничная торговля табачными изделиями в нарушение требований статьи 11;
i) несоблюдение ограничений, предусмотренных статьей 14;
j) непредставление документов или их представление с нарушением требований части (2) статьи 16;
k) другие действия, квалифицированные законом как нарушения.

(2) Санкции налагаются на основании актов, представленных органами, указанными в части (1) статьи 16.

Статья 18. Государственная поддержка развития табачной отрасли

(1) Государство стимулирует и поддерживает развитие табачной отрасли посредством экономических рычагов.

(2) Для стимулирования развития табачной отрасли Министерство финансов ежегодно осуществляет отчисления в размере 10-15% от сумм, поступивших в государственный бюджет в виде акцизов на табак и табачную продукцию, на специальный казначейский счет Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности. Конкретный размер отчислений устанавливается в законе о бюджете на соответствующий год.

(3) Фонд стимулирования развития табачной отрасли администрируется Министерством сельского хозяйства и пищевой промышленности в соответствии с положением, утвержденным Парламентом.

(4) Средства фонда стимулирования развития табачной отрасли используются по предложению Национального агентства по развитию табачной отрасли на финансирование научных исследований в отрасли, селекции и семеноводства и мероприятий по охране здоровья потребителей.

Глава VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19

(1) Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением пунктов e) и f) части (3) статьи 11 и части (3) статьи 13, которые вступают в силу с 1 января 2002 года, и статьи 18, которая вступает в силу одновременно с Законом о бюджете на 2002 год.

(2) Правительству в трехмесячный срок:

представить Парламенту предложения о приведении действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;

привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами и ведомствами нормативных актов, противоречащих настоящему закону.

Monitorul Oficial

№ 92-93 от 3 августа 2001 г.

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz