Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Что пишут в Интернете о табачной индустрии

Что вы можете прочитать о табачной промышленности, развернув газету? О щедрых пожертвованиях табачных компаний на вдов и сирот, об огромных суммах, отчисляемых ими в бюджет, об их неустанной борьбе с курением подростков, проводимой, так сказать, в порядке харакири. Оно и понятно: табачники любят дружить с прессой, привечают журналистов, устраивают для них творческие конкурсы с солидными призовыми фондами, зарубежные поездки и тому подобное. Вкупе с заказами на рекламу это делает газеты очень дружелюбно настроенными к никотиновым баронам.

А вот в Интернете пишут о табачном бизнесе по делу и безжалостно. Авторы сайтов не боятся судебных преследований и не столь прикормлены, как печатные издания. Есть смысл почитать! Чем и займемся: регулярно, каждую субботу, мы будем публиковать наиболее интересные факты, найденные в компьютерной сети.

Всемирный день борьбы с курением, отмечаемый 31 мая во всех странах мира по решению ВОЗ, был для казахстанского подразделения «Филип Моррис» бельмом на глазу. Но затем проблема решилась радикально - на 31 мая было решено назначить День памяти жертв политических репрессий. Дымовая завеса своего рода. По этому поводу авторы сайта «Ресурсный центр по контролю над табаком» шутливо предлагают переименовать Казахстан в Филморстан, намекая на то влияние, которым компания пользуется в стране.

* * *

Алматы каждый день выкуривает порядка 3 миллионов сигарет.

Ежегодно в Казахстане от болезней, связанных с табакокурением, умирают 25 тысяч человек.

А всего в XX веке от табака погибли 100 000 000 человек - больше, чем во всех мировых войнах, но и это не предел: по прогнозам, в XXI веке никотиновая зависимость и ее последствия как причина смерти выйдут на первое место и уложат в могилу миллиард землян.

* * *

К продаже Алма-Атинского табачного комбината в 1993 году приложила руку сама Маргарет Тэтчер! Она тогда как раз служила консультантом у «Филип Моррис» и отработала свой гонорар (2 миллиона долларов за трехлетний контракт) со всей присущей ей энергией.

* * *

Приняв наконец многострадальный закон «О профилактике и ограничении табакокурения», Казахстан одним из последних присоединился к полутора сотням стран мира, где действует аналогичное законодательство.

* * *

Антитабачное законодательство существует практически во всех странах мира, но очень часто его положения разработаны в тесном сотрудничестве с производителями сигарет. Поэтому существует несколько критериев, позволяющих определить, с чем мы имеем дело - с эффективным законом или с искусно изготовленным муляжом.

Для антитабачного закона характерно:

- планомерное повышение налогов на все табачные изделия;
- полный запрет табачной рекламы и спонсорства;
- запрет курения в общественных местах в сочетании с контролем его соблюдения;
- предупреждения о вреде курения на пачках сигарет, занимающие 30-50% поверхности пачки, эпизодически меняющиеся, включая наглядные изображения;
- раскрытие состава сигарет;
- запрет на использование обманных надписей «легкие», «мягкие»;
- комплексная антитабачная программа за счет отчисления доли с табачных акцизов.

Для имитации антитабачного закона характерно:

- запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним;
- частичное запрещение табачной рекламы;
- согласие на спонсорство табачных компаний;
- декларативный запрет на курение в общественных местах;
- требование выделить специальные места для курения;
- небольшие однообразные предупреждающие надписи на пачках сигарет;
- объявление состава табачных изделий коммерческой тайной;
- введение требований к уровням содержания смол и никотина в сигаретах, измеряемых по методу ISO, и проведение исследований за деньги табачных компаний;
- снижение табачных налогов под предлогом борьбы с контрабандой;
- просветительные программы в школах, проводимые за счет табачных компаний.

* * *

Запрет на рекламу табачных изделий в СМИ бьет в основном по мелким производителям сигарет, не имеющим своих известных марок, тогда как занимающая львиную долю казахстанского рынка «Филип Моррис» отнеслась к законопроекту «с пониманием». А что горевать? «Marlboro» известно всем! Пусть плачут те, чьи бренды не раскручены!

* * *

RJR И PHILIP MORRIS ГОТОВЯТСЯ К БАНКРОТСТВУ

RJR и Philip Morris знают, что они не смогут убивать по 400000 американцев ежегодно и до бесконечности. Вопрос лишь в том, как долго это может продолжаться. Готовясь к нависшему банкротству, обе компании стали избавляться от имущества и распределять вырученные средства между держателями акций.

RJR провела блестящую операцию по избавлению от имущества. В последние годы они продали весь свой международный бизнес и всю продуктовую компанию Nabisco food. Они очень быстро распределили выручку между держателями акций через высокие дивиденды и путем перекупки акций. RJR сейчас - весьма маленькая компания! Ее market cap (»рыночная шапка», стоимость находящихся в обращении акций) сейчас меньше 2,5 млрд долларов. Они выполнили свою «стратегию ухода» скрупулезно. Когда банкротство наконец нагрянет, останутся лишь небольшие средства, которые могут быть затребованы. Это как если бы кто-то решил помереть, не оставив никому наследства. И RJR тоже сгинет, не оставив после себя почти ничего. С финансовой точки зрения, RJR проделала великолепную работу!

Philip Morris пошла по более долгому пути. Возможно, они уверены, что табачные компании могут продолжать ежегодно убивать по 400000 американцев дольше, чем это считает RJR. Philip Morris недавно продала Miller Brewing, но оставила за собой значительное количество акций в новой компании. Philip Morris также сбагрила Kraft food, но опять-таки владеет значительной долей акций в новой компании.

В ближайшем будущем нам следует ожидать, что Philip Morris избавится от всех своих акций в Miller и Kraft. Мы можем ожидать, что на протяжении нескольких следующих лет Philip Morris продаст свой международный бизнес. Так же, как и RJR, Philip Morris распределит выручку через высокие дивиденды и перепродажу акций. Только за последний год Philip Morris пристроила таким образом 12 миллиардов.

RJR и Philip Morris проиграли несколько многомиллиардных судебных процессов. Сейчас на все вердикты поданы апелляции. Но когда эти судебные решения будут утверждены судами высшей инстанции, RJR и Philip Morris будут иметь чрезвычайно мало средств, на которые могли бы претендовать жертвы курения.

Это мнение Джозефа Чернера (Joseph W. Cherner, President SmokeFree Educational Services, Inc), бывшего деятеля с Уолл-стрит, который также привлекался как финансовый эксперт во время процесса по групповому иску Энгла во Флориде. Тогда суд обязал табачные картели выплатить 146 миллиардов долларов.

Была подана апелляция.

* * *

А вот как прокомментировала коалиция американских антитабачных групп смену названия Philip Morris на Altria Group: «Неважно, насколько часто змея сбрасывает кожу - она была и остается змеей».

* * *

Не так уж бестолково наше молодое поколение, как ругают его придирчивые предки. За период с 1998 по 2001 год процент курящих подростков в возрасте 12-14 лет снизился с 10% до 4%, а в возрасте 15-17 лет - с 21% до 11%. В целом казахстанцы стали меньше курить на 5%, но снижение произошло в основном не за счет тех, кто бросил курить, а за счет тех, кто не приобщился, несмотря на косвенную рекламу - «Курение? На это нет времени!».

* * *

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЧИНОВНИКИ КАЗАХСТАНА ОТДАЛИ ПОДРОСТКОВ НА ОТКУП ТАБАЧНЫМ КОМПАНИЯМ

Астана, 22 апреля 2003 года. Как сообщил ряд казахстанских СМИ, правительство Казахстана и табачные компании, работающие в республике, подписали меморандум о взаимопонимании и трехлетний план действий. На ближайший год антитабачная коалиция наметила несколько акций: будут созданы рекламные ролики под девизом «Они не курят», проведены спортивные мероприятия для молодежи, реализованы интернет-проекты. В планах коалиции оказание консультативной помощи детям и родителям, работа с продавцами сигарет, образовательные программы в средних школах, организация мероприятий по продвижению здорового образа жизни, информационная компания в СМИ. Антитабачная коалиция существует уже пять лет. Сегодняшний меморандум - гарантия продолжения сотрудничества Министерства культуры, информации и общественного согласия, Министерства здравоохранения, Агентства по туризму и спорту и табачных компаний. «Дети и подростки не должны курить» - таков главный тезис подписанного сегодня в Астане документа.

Планы табачной индустрии в Казахстане не уникальны. Они с точностью совпадают с действиями организаций, созданных табачной индустрией в ряде стран мира. Несмотря на заявленные высокие цели, профилактические программы табачной индустрии не дали эффекта ни в одной стране мира. Это и неудивительно: не может производитель, заинтересованный в сбыте своей продукции, искренне стремиться к тому, чтобы потенциальные потребители отказывались от его изделий. Истинный смысл профилактических программ табачной индустрии сводится к двум целям: это скрытая реклама табачных изделий подросткам и улучшение имиджа табачной индустрии в стране, Это позволяет табачным гигантам блокировать принятие эффективного антитабачного законодательства.

http://www.adic.org.ua/nosmoking/fsu/09.htm#04

* * *

Представители компании «Филип Моррис» в Чешской Республике провели экономический анализ, из которого следует, что потребление сигарет выгодно для бюджета страны. Отчет, заказанный «Филип Моррис» и проведенный консультантской фирмой «Артур Д. Литтл», доказывает, что курение оказывает «положительный эффект» на национальные финансы, включая доходы от налогов на сигареты и «сбережения затрат здравоохранения из-за ранней смертности». Мертвые курильщики позволяют государству сэкономить на здравоохранении, пенсиях и домах престарелых. Сравнив затраты и выгоды, отчет заключает, что в 1999 году правительство Чехии имело выгоду от курения в размере 5,82 млрд крон (147,1 млн долларов).

Александр МАТРОСКИН

http://www.express-k.kz/2003/05/31/11.php? month=6&year=2003&day=6&img=no&area=1 (Казахстан)

 

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz