Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

ЗАКОН УКРАИНЫ № 2899-IV

О мероприятиях по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения

Принят Верховной Радой Украины 22 сентября 2005 года;

Подписан Президентом Украины 18 октября 2005 года;

Официально опубликован и вступил в силу 25 октября 2005 года.

 

С изменениями, внесенными Законом Украины № 3425–ІV “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно государственного регулирования производства и оборота табачных изделий” от 9 февраля 2006 года

Неофициальный перевод Ресурсного Центра по контролю над табаком

ВНИМАНИЕ!

Курсивом выделены положения, вступающие в силу не со дня опубликования закона.

Мелким жирным шрифтом выделены положения, отмененные Законом 3425

Подчеркнутым жирным шрифтом выделены положения, введенные Законом 3425

Этот Закон определяет основные принципы и направления государственной политики, касающейся предупреждения курения табачных изделий, снижения уровня их потребления среди населения, ограничения доступа к ним детей, защиты здоровья населения от вреда, наносимого здоровью в результате развития заболеваний, инвалидности, а также смертности, вследствие курения табачных изделий или употребления их иным способом.

Статья 1. Определение терминов

Для целей этого Закона нижеприведенные термины употребляются в следующем значении:

bulletобщественное место – часть (части) любого здания, сооружения, доступная либо открытая для посещения населением свободно, по приглашению, либо за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе подъезды, а также подземные переходы, стадионы;
bulletзависимость от употребления табачных изделий – психическая и физическая зависимость человека от никотина и других ингредиентов табачных изделий, которые попадают в его организм в результате употребления им табачных изделий;
bulletзаменители табака – средства, которые по своему действию на здоровье человека соответствуют табаку, но не содержат табак;
bulletингредиенты табачных изделий – любые вещества, за исключением табака, которые используются для производства табачных изделий;
bulletкурение табачных изделий – действия, которые приводят к сгоранию табачных изделий, в результате чего образуется табачный дым, который выделяется в воздух и вдыхается человеком, который их курит;
bulletмедицинское предупреждение потребителей табачных изделий - информация, которая содержится на упаковках табачных изделий и сообщает о вредном влиянии их употребления на здоровье человека, о содержании никотина, смолы, которые входят в состав табачных изделий и попадают в организм человека во время их употребления;
bullet«медицинское предупреждение – информация о вредном влиянии употребления табачных изделий на здоровье человека, которая содержится на пачках, коробках, сувенирных коробках, а также на упаковке (за исключением прозрачных оберток), в которой табачные изделия находятся в пачках или коробках. Медицинское предупреждение состоит из черной прямоугольной рамки толщиной не менее трех миллиметров и текста, который помещается в такую рамку. Медицинские предупреждения могут быть основными и дополнительными»;
bulletникотин – вещество, которое содержится в табаке и в случае употребления табачных изделий любым образом способно вызывать зависимость от него;
bullet«никотин – никотиновые алкалоиды»;
bulletпредметы, связанные с употреблением табачных изделий, – портсигары, мундштуки, трубки, сигаретная бумага, фильтры, обрезатель сигар, которые необходимы для употребления табачных изделий, кроме зажигалок и спичек;
bulletрабочее место – место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности;
bulletсмола – сырой безводный, безникотиновый конденсат табачного дыма, который образуется в результате сгорания табака и содержит вредные для здоровья человека вещества;
bullet«смола – сырой, безводный, безникотиновый конденсат дыма»;
bulletтабак – средство, которое содержит никотин и изготовлено из растения семьи пасленовых;
bulletтабачные изделия – сигареты с фильтром или без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и другие изделия из табака или его заменителей для курения, нюхания, сосания или жевания;
bulletтабачный дым – продукты сгорания табачных изделий, которые выделяются в воздух в результате их курения;
bulletупаковка – пачка, коробка или любая другая форма расфасовки табачных изделий для их реализации, за исключением прозрачных оберток, которые применяются в розничной торговле (кроме транспортной тары)

Статья 2. Законодательство Украины о мероприятиях по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения

Законодательство Украины о мероприятиях по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения базируется на Конституции Украины и состоит из Основ законодательства Украины об охране здоровья, этого Закона и других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ними.

Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, что предусмотрены законодательством Украины о мероприятиях по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные задачи этого Закона

Основными задачами этого Закона являются следующие:

bulletопределение правовых и организационных основ государственной политики, касающейся предупреждения курения табачных изделий среди детей и молодежи и уменьшения употребления табачных изделий гражданами с целью снижения риска развития заболеваний, потери работоспособности и преждевременной смертности в результате курения табачных изделий или их употребления другими способами;
bulletопределение полномочий Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения;
bulletусиление государственного контроля безопасности табачных изделий, которые производятся в Украине или ввозятся в Украину, и уменьшение токсичности табачных изделий путем снижения содержания никотина, смолы, других вредных для здоровья человека веществ и ингредиентов табачных изделий, которые входят в состав табачных изделий и выделяются с табачным дымом во время их курения;
bulletусовершенствование профилактических, просветительских мероприятий, направленных на предупреждение и уменьшение курения табачных изделий или других способов их употребления;
bulletсодействие лечению зависимости от употребления табачных изделий лиц, которые желают избавиться от вредной привычки курить табачные изделия или употреблять их иным способом, и пропаганде здорового образа жизни;
bulletобеспечение защиты человека от вредного влияния табачного дыма на рабочих и в общественных местах;
bulletсоздание экономических и других условий, которые будут способствовать ограничению курения табачных изделий или их употребления другими способами, защите здоровья населения, снижению заболеваемости и увеличению продолжительности жизни человека;
bulletобеспечение информирования населения о рисках и вредных последствиях для здоровья человека курения табачных изделий или других способов их употребления независимо от возраста человека и состояния его здоровья;
bulletустановление основ ответственности за нарушение законодательства о мероприятиях по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения.

Статья 4. Основные принципы государственной политики, касающейся предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения

В соответствии с задачами этого Закона государственная политика, касающаяся предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения, основывается на таких принципах:

bulletзаконности;
bulletкомплексности правовых, экономических, медицинских и других мероприятий, направленных на защиту здоровья населения путем предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий;
bulletпостепенности и поэтапном проведении мероприятий, направленных на уменьшение употребления табачных изделий среди разных социальных и возрастных групп населения;
bulletприоритетности мер пресечения, направленных на предупреждение употребления табачных изделий среди детей и молодежи;
bulletучете индивидуальных особенностей и доступности лечебно-профилактических мероприятий для каждого лица, которое желает избавиться от вредной привычки курить табачные изделия или употреблять их иным образом;
bulletдоступности информации для населения о вреде для здоровья человека употребления табачных изделий и влияния табачного дыма, а также о преимуществах здорового образа жизни.

Статья 5. Основные направления государственной политики, касающейся предупреждения и уменьшения потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения

Основными направлениями государственной политики, касающейся предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье население, являются:

bulletосуществление комплекса мероприятий для защиты здоровья населения от вредного влияния табачного дыма, предупреждение начала курения табачных изделий, ограничение их употребления, в первую очередь, среди детей и молодежи;
bulletулучшение информирования населения о рисках и вредных последствиях для здоровья человека курения табачных изделий или других способов их употребления, а также вредного влияния табачного дыма;
bulletобеспечение доступности предоставления профилактической, диагностической и лечебной помощи, эффективного медикаментозного обеспечения всем лицам, которые курят табачные изделия или употребляют их иным способом и желают избавиться от этой вредной привычки, путем создания общегосударственных программ профилактики, диагностики и лечения зависимости от употребления табачных изделий;
bulletукрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения для обеспечения реализации комплекса мероприятий по восстановлению и укреплению здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни;
bulletусовершенствование гигиенической регламентации табачных изделий и методик определения соответствия содержания смолы и никотина, других вредных веществ, которые содержатся в табачных изделиях и выделяются с табачным дымом во время их курения, установленным законом показателям с учетом требований международного законодательства;
bulletобеспечение соблюдения хозяйственными субъектами соответствующих стандартов, норм и правил во время производства и реализации табачных изделий;
bulletразвитие научных исследований, касающихся предупреждения употребления табачных изделий и лечения зависимости от табачных изделий;
bulletсодействие средствам массовой информации в поддержке мероприятий по внедрению государственной политики в сфере борьбы с курением табачных изделий или употреблением их иным способом.

Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Украины относительно предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения

Кабинет Министров Украины:

bulletобеспечивает проведение единой государственной политики, касающейся предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье население, разрабатывает и утверждает соответствующие программы;
bulletобеспечивает эффективное использование бюджетных средств на реализацию программ в сфере борьбы с потреблением табачных изделий и защиты здоровья населения от вредных последствий их потребления;
bulletразрабатывает предложения, касающиеся усовершенствования налоговой и финансовой политики в сфере противодействия распространенности курения табачных изделий или другого способа их потребления и уменьшения их вредного влияния на здоровье население;
bulletкоординирует работу органов исполнительной власти в сфере реализации государственной политики, касающейся предупреждения и уменьшения потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения;
bulletвнедряет систему мониторинга потребления табачных изделий среди населения и распространенности заболеваний, связанных с курением табачных изделий или употреблением их иным способом, оценки эффективности осуществления государственной политики в сфере противодействия курению табачных изделий или другим способам их потребления;
bulletзаключает соответствующие международные договора Украины; осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Статья 7. Полномочия центрального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, касающиеся предупреждения и уменьшения потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения

Центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения в пределах своей компетенции:

bulletреализует государственную политику, касающуюся предупреждения и уменьшения потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения;
bulletопределяет в установленном порядке с учетом норм международного права перечни вредных для здоровья человека веществ и ингредиентов табачных изделий, которые входят в состав табачных изделий и выделяются с табачным дымом во время их курения;
bulletразрабатывает и внедряет в установленном порядке на уровне первичной медико-санитарной помощи мероприятия по диагностике и лечению зависимости от употребления табачных изделий;
bulletпредоставляет лицам, которые желают избавиться от вредной привычки курить табачные изделия или употреблять их иным способом, доступную, качественную и эффективную лечебно-профилактическую помощь;
bulletпринимает меры для предотвращения распространенности курения табачных изделий среди населения, в первую очередь, среди детей и молодежи;
bulletинформирует население через средства массовой информации о вреде курения или употребления табачных изделий другими способами и осуществляет пропаганду медицинских знаний по вопросам профилактики заболеваний, связанных с употреблением табачных изделий;
bulletпринимает участие в разработке учебных программ по вопросам профилактики курения табачных изделий или потребления их другим способом и лечения зависимости от употребления табачных изделий;
bulletкоординирует проведение учреждениями здравоохранения, научно-исследовательскими учреждениями, которые принадлежат к сфере его управления, мероприятий, направленных на ограничение употребления табачных изделий, а также уменьшение их вредного влияния на здоровье населения;
bulletпроводит мониторинг эффективности мероприятий в сфере защиты здоровья населения от вредных последствий употребления табачных изделий, анализирует и прогнозирует ситуацию с заболеваемостью населения, которая связана с употреблением табачных изделий;
bulletорганизует проведение научных исследований, касающихся предупреждения и уменьшения курения табачных изделий или других способов их потребления среди населения, лечения зависимости от употребления табачных изделий;
bulletосуществляет, в соответствии с законом, гигиеническую регламентацию опасных факторов, связанных с употреблением табачных изделий, с учетом международного законодательства;
bulletпринимает участие в формировании государственных заказов на производство лекарственных средств, необходимых для лечения зависимости от употребления табачных изделий, осуществлении других профилактических и лечебных мероприятий, а также проводит подготовку и переподготовку и повышение квалификации специалистов, которые осуществляют мероприятия по предупреждению и уменьшению курения табачных изделий или других способов их употребления среди населения и проводят лечение зависимости от употребления табачных изделий;
bulletобеспечивает взаимодействие с другими центральными и местными органами исполнительной власти и общественными организациями по вопросам защиты здоровья населения от вредных последствий употребления табачных изделий;
bulletпринимает участие в разработке предложений, касающихся усовершенствования налоговой и финансовой политики в сфере противодействия распространенности курения табачных изделий или другого способа их употребления и уменьшения их вредного влияния на здоровье населения;
bulletпринимает участие в международном сотрудничестве в сфере предупреждения употребления табачных изделий и уменьшения их вредного влияния на здоровье населения;
bulletосуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Статья 8. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым и местных органов исполнительной власти, касающиеся предупреждения и уменьшения потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения

Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции:

bulletреализуют общегосударственные, региональные, другие программы, направленные на предупреждение и уменьшение употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения;
bulletобеспечивают проведение профилактических и лечебных мероприятий, направленных на предупреждение и уменьшение употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения;
bulletорганизуют наблюдение и сбор сведений о распространенности употребления табачных изделий в соответствующем регионе, проводят предупредительные и профилактические мероприятия для ограничения употребления табачных изделий среди населения, защиты, в первую очередь, детей и молодежи, от вредного влияния табачного дыма;
bulletинформируют население через средства массовой информации о вреде, который наносит здоровью человека употребление табачных изделий, о состоянии заболеваемости и смертности, вызванной употреблением табачных изделий, в соответствующем регионе, и о принятых предупредительных и профилактических мерах;
bulletспособствуют решению вопросов финансового обеспечения лечебно-профилактических мероприятий и работ, связанных с профилактикой заболеваемости, вызванной употреблением табачных изделий и влиянием табачного дыма;
bulletосуществляют другие полномочия, предусмотренные законом.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления, касающиеся предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

bullet контролируют выполнение соответствующих программ, направленных на предупреждение и уменьшение употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения;
bulletспособствуют решению вопросов финансового и материально-технического обеспечения мероприятий и работ, направленных на ограничение потребления табачных изделий, а также уменьшение их вредного влияния на здоровье населения;
bulletосуществляют в границах соответствующей административно-территориальной единицы контроль проведения профилактических и лечебных мероприятий, направленных на ограничение употребления табачных изделий, уменьшение их вредного влияния на здоровье населения, определяют свободные от курения места;
bulletобеспечивают в коммунальных учреждениях здравоохранения доступность профилактических мероприятий и предоставления эффективной лечебной помощи, включая медикаментозное обеспечение, для лиц, которые желают избавиться от вредной привычки курить табачные изделия или иным способом их употреблять;
bulletосуществляют другие полномочия, предусмотренные законом.

Статья 10. Требования, касающиеся осуществления деятельности, связанной с производством, оптовой и розничной торговлей, экспортом и импортом табачных изделий

Деятельность, связанная с производством, оптовой и розничной торговлей, экспортом и импортом табачных изделий, осуществляется в соответствии с законом, с учетом установленных этой статьей запретов.

Запрещается розничная и оптовая торговля, производство, кроме производства для экспорта, импорт для реализации на территории Украины табачных изделий:

Запрещается производство (кроме производства для экспорта) и импорт для реализации на территории Украины табачных изделий:

bulletв которых показатели содержания никотина и смолы в табачных изделиях и табачном дыме превышают – никотина 1,2 миллиграмма, смолы – 12 миллиграмм;
bulletсигарет, в которых показатели содержания никотина и смолы в дыме одной сигареты превышают – никотина 1,2 миллиграмма, смолы – 12 миллиграмм;
bullet

Вступает в силу с 1 января 2009 года

bulletна упаковке которых отсутствуют медицинские предупреждения потребителей табачных изделий;
bulletс использованием на их упаковке надписей, названий, изображений, знаков, которые могут ввести в заблуждение относительно характеристик табачных изделий, в том числе включающие такие характеристики, как «легкие», «ультралегкие», «мягкие», «с низким содержанием смол».
bulletс использованием на их упаковке терминов, надписей, торговых марок, изображений, символических либо любых других знаков, которые могут вводить в заблуждение или создавать неправильное впечатление относительно характеристик табачных изделий, их влияния на здоровье, прямо или опосредовано создавать ошибочное впечатление о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия, в том числе включать такие термины, как «с низким содержанием смол», «легкие», «супер легкие», «ультра легкие» и их аналоги другими языками»;
bullet

Вступают в силу с 1 января 2007 года

bulletПроизводителю табачных изделий запрещается помещать в упаковку табачных изделий любые вкладыши с информацией о табачных изделиях, которые не предусмотрены законодательством.
bulletПроизводителю табачных изделий запрещается помещать в упаковку табачных изделий вкладки, которые содержат термины, надписи, торговые марки, изображения, символические либо любые другие знаки, которые могут вводить в заблуждение или создавать неправильное впечатление относительно характеристик табачных изделий, их влияния на здоровье, прямо или опосредовано создавать ошибочное впечатление о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия, в том числе включать такие термины, как «с низким содержанием смол», «легкие», «супер легкие», «ультра легкие» и их аналоги другими языками»;

Вступают в силу с 1 января 2007 года

Запрещается включение табачных изделий и предметов, связанных с употреблением табачных изделий, в гуманитарную помощь.

Запрещается финансирование, предоставление льгот за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов производителю табачных изделий и субъектам ведения хозяйства, которые осуществляют их реализацию.

Запрещается поддержка производства (импорта) табака и табачных изделий для реализации на таможенной территории Украины в форме государственного финансирования, предоставление за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов соответствующим субъектам ведения хозяйства финансовой помощи, финансовых гарантий, дотаций, субсидий, льготных кредитов (ссуд)

Статья 11. Требования, касающиеся содержания вредных для здоровья человека веществ и ингредиентов, которые входят в состав табачных изделий и выделяются с табачным дымом во время их курения, и информации о вредных веществах и ингредиентах табачных изделий

Определение содержания никотина, смолы, других вредных для здоровья человека веществ, в том числе ингредиентов табачных изделий, в табачных изделиях и табачном дыме осуществляется организациями (лабораториями), которым в установленном законом порядке предоставлено право испытания продукции на соответствие ее требованиям безопасности для здоровья и жизни человека. Отмеченные организации (лаборатории) включаются органом по вопросам технической регуляции и потребительской политики в соответствующий перечень, который подлежит преданию огласке.

Контроль соблюдения определенных законом показателей содержания никотина и смолы, а также показателей содержания других вредных для здоровья человека веществ и ингредиентов табачных изделий в табачных изделиях, которые производятся, реализуются на территории Украины, осуществляет в пределах своих полномочий центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения ежегодно публикует перечни вредных для здоровья человека веществ и ингредиентов табачных изделий, которые входят в состав табачных изделий и выделяются с табачным дымом во время их курения, а также информирует население через средства массовой информации о вредных веществах и ингредиентах табачных изделий, которые содержатся в составе табачных изделий и выделяются с табачным дымом при их курении, о вреде для здоровья человека употребления табачных изделий.

Производитель или импортер табачных изделий по требованию центрального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения обязан в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, предоставить информацию о содержании вредных для здоровья человека веществ: никотина, смолы, других вредных для здоровья веществ и ингредиентов, которые содержатся в табачных изделиях и выделяются с табачным дымом во время их курения.

Статья 12. Медицинские предупреждения потребителей табачных изделий

На каждой упаковке табачных изделий должно быть помещено основное медицинское предупреждение потребителей табачных изделий и одно дополнительное медицинское предупреждение о вреде, который наносит здоровью человека курение табачных изделий, сведения о содержании никотина и смолы, которые входят в состав табачных изделий и выделяются с табачным дымом во время их курения.

На одной большей внешней стороне упаковки табачных изделий отмечается основное медицинское предупреждение потребителей табачных изделий: «Курение приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям и раку легких».

На другой большой внешней стороне упаковки табачных изделий помещается одно из шести дополнительных медицинских предупреждений такого содержания: «Курение во время беременности вредит вашему ребенку»; «Табачный дым вредит здоровью тех, кто вас окружает»; «Курение вызывает зависимость, не начинайте курить!»; «Курение вызывает импотенцию»; «Защитите детей: не позволяйте им дышать вашим дымом»; «Курильщики умирают рано». Каждый вариант текстов дополнительных медицинских предупреждений наносится производителем табачных изделий на упаковки табачных изделий поочередно.

Основное и дополнительное медицинские предупреждения потребителей табачных изделий должны занимать не менее 30 процентов площади внешней поверхности каждой большей стороны упаковки табачных изделий.

Информация, касающаяся содержания никотина и смолы, которые входят в состав табачных изделий и выделяются с табачным дымом во время их курения, помещается на внешней поверхности одной меньшей стороны упаковки табачных изделий и должна занимать не менее 15 процентов площади этой стороны.

Тексты основного и дополнительного медицинских предупреждений потребителей табачных изделий, которые помещаются на каждой упаковке табачных изделий, должны быть четкими, напечатанными в черной рамке, ширина которой составляет не менее трех миллиметров, черным жирным шрифтом на белом фоне, строчными буквами, за исключением первой буквы предупреждения, размещенными по центру рамки таким образом, чтобы обеспечить целостность этих текстов при открытии табачного изделия способом, отмеченным на его упаковке, и не перекрываться другой печатной информацией или марками акцизного сбора.

Вступает в силу с 1 января 2007 года

Статья 13. Ограничение реализации (продажи) и употребления табачных изделий

Реализация (продажа) табачных изделий, предметов, связанных с их употреблением, запрещается лицам, которые не достигли 18 лет. Законом могут устанавливаться и другие ограничения, касающиеся реализации (продажи) табачных изделий.

Запрещается курение табачных изделий на рабочих местах и в общественных местах, за исключением специально отведенных для этого мест. Владелец или уполномоченные им лица, либо арендаторы соответствующих сооружений, отдельных помещений обязаны отвести специальные места для курения, оборудованные вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма, а также разместить наглядную информацию о расположении таких мест и о вреде, который наносят здоровью человека курение табачных изделий или другие способы их употребления. Законом могут устанавливаться и другие ограничения относительно мест употребления табачных изделий.

В общественных местах для лиц, которые не курят, отводится не менее 50 процентов площади этих общественных мест, размещенной так, чтобы табачный дым не распространялся на эту территорию.

Вступает в силу с 1 июля 2006 года

Статья 14. Пропаганда знаний о вреде употребления табачных изделий и мероприятиях по предотвращению распространения употребления табачных изделий

С целью предотвращения употребления табачных изделий и уменьшения их вредного влияния на здоровье человека центральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, образования и науки, молодежи и спорта, культуры и туризма в пределах своих полномочий обязаны не реже одного раза в квартал обеспечивать размещение в печатных средствах массовой информации, на телевидении и радио социальной рекламы, других информационных материалов о вреде, наносимом здоровью человека употреблением табачных изделий и вдыханием табачного дыма, который выделяется во время курения табачных изделий, в первую очередь, здоровью детей и молодежи, и пропагандировать здоровый образ жизни.

Учебные программы и образовательно-профессиональные программы всех учебных заведений Украины, независимо от формы собственности, должны включать специальные темы о вреде для здоровья человека курения табачных изделий или других способов их употребления, в первую очередь, для детей и молодежи, а также о преимуществах здорового образа жизни.

Программы подготовки и переподготовки медицинских, фармацевтических, социальных и педагогических работников должны содержать специальные темы, касающиеся средств и мероприятий профилактики и прекращения употребления табачных изделий.

Статья 15. Профилактика потребления табачных изделий и лечение зависимости от употребления табачных изделий

Медицинские работники учреждений здравоохранения всех форм собственности обязаны:

bulletпропагандировать медицинские знания по вопросам профилактики заболеваний, вызванных курением табачных изделий или употреблением их иным способом, и предотвращать их употребление среди населения, в первую очередь, среди детей и молодежи;
bulletпредоставлять практические советы, касающиеся здорового образа жизни и рекомендовать не начинать курить или иным способом употреблять табачные изделия или прекратить их употребление;
bulletразъяснять вредные последствия для здоровья человека курения табачных изделий или другого способа их употребления, влияния табачного дыма;
bulletпредоставлять лицам, которые желают избавиться от зависимости от употребления табачных изделий, соответствующую лечебно-профилактическую помощь.

Учреждения здравоохранения всех форм собственности обязаны в помещении, где они обслуживают граждан, размещать наглядную информацию о вредных последствиях для здоровья человека курения табачных изделий или других способов их употребления, влияния табачного дыма, практические советы относительно здорового образа жизни, рекомендации, касающиеся отказа от курения или другого употребления табачных изделий.

Медицинские работники, которые работают в соответствующих учебных заведениях, должны способствовать внедрению учебных программ по вопросам профилактики употребления табачных изделий.

Санитарно-эпидемиологические службы и центры здоровья обязаны проводить в соответствующих регионах работу по разъяснению населению вредных последствий для здоровья человека употребления табачных изделий, пропагандировать здоровый образ жизни. Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания и специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам телевидения и радиовещания, а также средства массовой информации обязаны содействовать перечисленным службам в проведении этой работы.

Статья 16. Реклама табачных изделий

Реклама табачных изделий осуществляется в соответствии с Законом о рекламе.

Статья 17. Мониторинг мероприятий реализации государственной политики, касающейся предупреждения и уменьшения потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения

Для обеспечения реализации основных направлений государственной политики, касающейся предупреждения и уменьшения потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения, центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения проводится мониторинг эффективности принятых мер, что предусматривает:

bulletнаблюдение за состоянием здоровья населения с целью выявления изменений в состоянии его здоровья в связи с проведенными мероприятиями, направленными на предупреждение и уменьшение курения табачных изделий или других способов их употребления, в первую очередь, среди детей и молодежи;
bulletисследование распространенности употребления табачных изделий среди населения и оценку полученных данных;
bulletразработку и внедрение в медицинскую практику методов профилактики, диагностики и лечения зависимости от употребления табачных изделий, заболеваний, вызванных курением табачных изделий или иным способом их употребления.

Центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения обязан ежегодно в установленном порядке обнародовать результаты мониторинга в средствах массовой информации.

Статья 18. Международное сотрудничество

Украина принимает участие в международном сотрудничестве с соответствующими международными организациями по вопросам контроля и противодействия противоправному обращению табачных изделий для проведения совместных мероприятий по предотвращению распространения потребления табачных изделий и борьбы с курением, гармонизации государственных стандартов с международными стандартами, которые определяют требования к безопасности табачных изделий. С этой целью осуществляются обмен информацией, прогрессивными технологиями, профессиональное и научное сотрудничество соответствующих органов и организаций.

Государство поддерживает все формы международного сотрудничества, касающиеся предотвращения распространения употребления табачных изделий, которые не противоречат законодательству Украины.

Статья 19. Органы государственного контроля соблюдения положений этого Закона

Государственный контроль соблюдения положений этого Закона осуществляют соответствующие специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом.

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства о мероприятиях по предупреждению и уменьшению потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения

Лица, виновные в нарушении законодательства о мероприятиях по предупреждению и уменьшению потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения, несут ответственность по закону.

За нарушение норм этого Закона орган по вопросам технической регуляции и потребительской политики применяет финансовые санкции к субъектам ведения хозяйства в случае:

bulletрозничной реализации табачных изделий без медицинских предупреждений потребителей табачных изделий – от пятидесяти гривен до десяти тысяч гривен;
bulletрозничной реализации табачных изделий, у которых содержание вредных веществ превышает установленные этим Законом допустимые уровни, – от ста гривен до двадцати тысяч гривен;
bulletоптовой реализации табачных изделий на территории Украины без медицинских предупреждений потребителей табачных изделий – от пятисот гривен до десяти тысяч гривен;
bulletоптовой реализации табачных изделий на территории Украины, у которых содержание вредных веществ превышает установленные этим Законом допустимые уровни, – от тысячи гривен до двадцати тысяч гривен;
bulletпроизводства и введения в обращение на территории Украины табачных изделий без медицинских предупреждений потребителей табачных изделий - от двух тысяч гривен до двадцати тысяч гривен;
bulletпроизводства и введения в обращение на территории Украины табачных изделий, у которых содержание вредных веществ превышает установленные этим Законом допустимые уровни, – от пяти тысяч гривен до пятидесяти тысяч гривен.

Решение органа по вопросам технической регуляции и потребительской политики может быть обжаловано в суде.

Финансовые санкции, наложенные органом по вопросам технической регуляции и потребительской политики, взимаются в установленном законом порядке.

Финансовые санкции, предусмотренные частью второй этой статьи, налагаются руководителем, заместителями руководителя органа по вопросам технической регуляции и потребительской политики, руководителем или заместителями руководителя органа по вопросам технической регуляции и потребительской политики Совета министров Автономной Республики Крым, руководителем органа по вопросам технической регуляции и потребительской политики областных, Киевского и Севастопольского городских советов, руководителем органа защиты прав потребителей местного самоуправления по рассмотрении материалов, которые подтверждают факт нарушения.

О совершении правонарушения, отмеченного в части второй этой статьи, уполномоченным лицом органа по вопросам технической регуляции и потребительской политики составляется акт, который вместе с письменным объяснением руководителя соответствующего субъекта ведения хозяйства и документами, которые касаются дела, в течение трех дней посылается должностному лицу, которое имеет право налагать финансовые санкции.

Решение о наложении финансовых санкций принимается в течение 10 дней по получении документов, отмеченных в части шестой этой статьи. Решение о наложении финансовых санкций оформляется постановлением, которое посылается субъекту ведения хозяйства, на которого наложены финансовые санкции, и банковскому учреждению, в котором открыт текущий счет этого юридического лица.

Наложение финансовых санкций не освобождает лиц, виновных в нарушении этого Закона, от дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или криминальной ответственности, установленной законами Украины.

Вступает в силу с 1 января 2007 года

Статья 21. Заключительные положения

1. Этот Закон вступает в силу со дня опубликования, кроме части третьей статьи 13, которая вступает в силу с 1 июля 2006 года, абзацев третьего и четвертого части второй статьи 10, статей 12 и 20 и подпункта «в» подпункта 2 пункта 2 статьи 21 «Заключительные положения», которые вступают в силу с 1 января 2007 года, абзаца второго части второй статьи 10 и подпункта «б» подпункта 2 пункта 2 статьи 21 «Заключительные положения», которые вступают в силу с 1 января 2009 года. Постановить, что до 1 января 2007 года разрешается производство, импорт, оптовая и розничная торговля табачными изделиями, маркировка которых отвечает требованиям, которые установлены законами Украины «О мероприятиях по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» и «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» с учетом изменений, внесенных этим Законом и Законом Украины от 22 сентября в 2005 году № 2899–ІV.

2. Внести изменения в такие законодательные акты Украины:

1) в Кодекс Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховной Рады УССР, 1984 г., дополнение к № 51, ст. 1122):

а) дополнить статьями 168-2 и 175-1 такого содержания:

«Статья 168-2. Выпуск в продажу продукции с нарушением требований, касающихся медицинских предупреждений потребителей табачных изделий

Выпуск в продажу продукции с нарушением требований, касающихся медицинских предупреждений потребителей табачных изделий -

влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от пяти до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан»;

«Статья 175-1. Курение табачных изделий в запрещенных местах

Курение табачных изделий в местах, где это запрещено законом, а также в других местах, определенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета, –

Влечет за собой предупреждение или наложение штрафа от одного до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Повторное на протяжении года совершение нарушения, предусмотренного частью первой этой статьи, за которое лицо уже было подвержено административному взысканию, –

Влечет за собой наложение штрафа от пяти до семи необлагаемых минимумов доходов граждан»;

б) статью 156 изложить в такой редакции:

«Статья 156. Нарушение правил торговли алкогольными напитками и табачными изделиями

Розничная или оптовая, включая импорт или экспорт, торговля спиртом этиловым, коньячным или плодным или розничная торговля алкогольными напитками или табачными изделиями без наличия лицензии или без марок акцизного сбора или с поддельными марками этого сбора –

влечет за собой наложение штрафа от двадцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли.

Нарушение работником предприятия (организации) торговли или общественного питания правил торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, а именно: торговля алкогольными напитками либо табачными изделиями в помещениях или на территориях, запрещенных законом, либо в других местах, определенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета как такие, где розничная торговля алкогольными напитками или табачными изделиями запрещена, а так же торговля алкогольными напитками или табачными изделиями через торговые автоматы или несовершеннолетними лицами, а также продажа алкогольных напитков или табачных изделий лицу, которое не достигло 18 лет, –

влечет за собой наложение штрафа от пяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.

Торговля алкогольными напитками или табачными изделиями с рук –

влечет за собой наложение штрафа от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией предметов торговли.

Действия, предусмотренные частью первой или третьей этой статьи, совершенные лицом, которое на протяжении года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, –

Влекут за собой наложение штрафа от двадцати до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией предметов торговли»;

в) часть вторую статьи 13 после слов и цифр «частями первой и второй статьи 130» дополнить словами и цифрами «частью второй статьи 156»;

г) в абзаце втором части второй статей 110 и 115 и в абзаце втором части третьей статей 117 и 119 слова и цифры «от 0,5 до одного необлагаемого минимума доходов граждан» заменить словами «от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан»;

ґ) в статье 218:

в части первой слово и цифры «статьями 159» заменить словами и цифрами «статьей 159, статьей 175-1 (за нарушения, совершенные в местах, запрещенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета), статьей»;

в части второй цифры «179» заменить словами и цифрами «статьей 175-1 (за нарушения, совершенные в местах, запрещенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета), статьей 179»;

д) в статье 219 цифры «179» заменить словами и цифрами «статьей 175-1 (за нарушения, совершенные в местах, запрещенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета), статьей 179»;

е) в статье 221 слова и цифры «частями первой и третьей статьи 156» заменить словами и цифрами «частями первой, третьей и четвертой статьи 156»;

є) в статье 222:

в части первой цифры «176» заменить словами и цифрами «статьей 175-1 (за исключением нарушений, совершенных в местах, запрещенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета), статьями 176»;

в абзацах первом и третьем пункта 1 части второй слово и цифры «статьями 176» заменить словами и цифрами «статьей 175-1 (за исключением нарушений, совершенных в местах, запрещенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета), статьями 176»;

ж) в части первой статьи 244-4 цифры «170» заменить словами и цифрами «статья 168-2, статья 170»;

з) в статье 255:

в части первой:

в абзаце втором пункта 1 цифры «176» заменить словами и цифрами «статья 175-1 (за исключением нарушений, совершенных в местах, запрещенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета), статьи 176»;

в пункте 2 цифры «183» заменить словами и цифрами «статья 175-1 (за нарушения, совершенные в местах, запрещенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета), статьи 183»;

абзац второй пункта 9 после цифр «160» дополнить цифрами «175-1»;

и) в части первой статьи 294 слова и цифры «частями первой и третьей статьи 156» заменить словами и цифрами «частями первой, третьей и четвертой статьи 156»;

2) в Законе Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1995 г. № 46, ст. 345; 1997 г. № 45, ст. 286; 1998 г. № 26, ст. 168; 2000 г. № 30, ст. 240; 2001 г. № 11, ст. 45; 2002 г. № 26, ст. 175 № 50, ст. 365; 2005 г. № 4, ст. 91 №№ 17-19, ст. 267):

а) абзац седьмой статьи 1 изложить в такой редакции:

«табачные изделия – сигареты с фильтром или без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и другие изделия из табака или его заменителей для курения, нюханья, сосания или жевания»;

б) часть вторую статьи 9 исключить;

Вступает в силу с 1 января 2009 года

в) абзацы восьмой и девятый части третьей статьи 11 изложить в такой редакции:

«сведения относительно содержания смолы, никотина, которые входят в состав табачных изделий и выделяются с табачным дымом во время их курения, которые наносятся на внешнюю поверхность одной меньшей стороны упаковки табачных изделий и занимают не менее 15 процентов площади этой стороны;

текст основного медицинского предупреждения потребителей табачных изделий «Курение приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям и раку легких» и текст дополнительного медицинского предупреждения, выбранный из шести текстов дополнительных медицинских предупреждений такого содержания: «Курение во время беременности вредит вашему ребенку»; «Табачный дым вредит здоровью тех, кто вас окружает»; «Курение вызывает зависимость, не начинайте курить!»; «Курение вызывает импотенцию»; «Защитите детей: не позволяйте им дышать вашим дымом»; «Курильщики умирают рано», которые наносятся на упаковки табачных изделий поочередно, должны занимать не менее 30 процентов площади внешней поверхности каждой большей стороны упаковки табачных изделий. Тексты основного и дополнительного медицинских предупреждений потребителей табачных изделий, которые отмечаются на каждой упаковке табачных изделий, должны быть четкими, напечатанными в черной рамке, ширина которой не менее трех миллиметров, черным жирным шрифтом на белом фоне, строчными буквами, за исключением первой буквы предупреждения, размещенными по центру рамки таким образом, чтобы обеспечить целостность этих текстов при открытии табачного изделия способом, отмеченным на его упаковке, и не перекрываться другой печатной информацией или марками акцизного сбора».

Вступает в силу с 1 января 2007 года

3. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок со дня опубликования этого Закона:

bulletподать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения, касающиеся приведения законов Украины в соответствие с этим Законом;
bulletпривести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом;
bulletобеспечить приведение нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти в соответствие с этим Законом.

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz