Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Бюллетень КОНТАКТ - тематический выпуск №4

Как можно участвовать в конкурсе проектов Института Открытое Общество

Как, конечно же, помнят внимательные читатели бюллетеня КОНТАКТ, в пятом периодическом выпуске был анонсирован грантовый конкурс Института Открытое Общество, предварительные заявки на которых ожидаются до 18 апреля 2003 года. Мы получили письмо с просьбой помочь в подготовке заявки от одной из закавказских организаций. Другая организация из Киева сообщила, что собирается подавать на конкурс проект по тренинговой работе с подростками Вероятно, аналогичные вопросы могли возникнуть и у других организаций, но остались пока не высказанными.

Поэтому сегодня читателям КОНТАКТа предлагается небольшой комментарий и ряд вопросов, которые, возможно, помогут в подготовке заявок.

О чем конкурс?

Прежде всего, о цели конкурса. В документе, анонсирующем конкурс, читаем следующее: «На пути принятия в странах бывшего Советского Союза успешной политики контроля над табаком одним из барьеров оказывается относительная слабость неправительственных организаций, работающих в данной сфере. Как часть усилий, направленных на усиление неправительственных организаций в этих странах, программа Общественного Здоровья Института Открытое Общество ждет заявок от организаций, заинтересованных в проектах контроля над табаком, ориентированных на создание и внедрение политики в своих странах. Это могут быть проекты, нацеленные на изменение политики на местном, региональном или национальном уровне.»

Я не буду здесь останавливаться на технических подробностях проведения конкурса, включая его этапы и требования к участникам. Все эти детали подробно описаны в тексте, анонсирующем конкурс. Напомню, что с ним можно познакомиться здесь 

Попробую обратиться здесь к содержательным вопросам. О чем, собственно, может быть заявка и о чем она не может быть? Начнем со второй части этого вопроса. 

Какие проекты не имеют отношения к политическим изменениям?

Однозначно на этот конкурс не годятся проекты, которые касаются наиболее частого вида деятельности неправительственных организаций в отношении табака - профилактической работы в школе. Это не есть изменение политики контроля над табаком, хотя, наверное, если вы в ходе проекта собираетесь добиться политических решений о том, как, кем и при какой поддержке будет проводиться профилактическая работа в школах, это может быть предметом заявки.

Не может быть предметом заявки и оказание помощи бросающим курить, хотя, опять-таки, если в ходе осуществления проекта будут созданы координирующие органы, которые примут решения об организации, поддержке, развитии служб помощи курильщикам, подкрепленные образовательными программами для медицинских и социальных работников, стандартами деятельности, источниками финансирования, то это тоже может рассматриваться как политические изменения в сфере контроля над табаком.

Вероятно, кто-то из читателей, кому ближе профилактическая работа с подростками или лечение курильщиков, почувствовал разочарование, прочитав предыдущие фразы. Однако такой выбор спонсора не прихоть и не дискриминация. Табачная эпидемия - это явление, в противодействии которому наиболее эффективными оказались именно политические решения, законодательные меры. Например, такая непопулярная мера, как повышение налогов, а вместе с ними и цен на сигареты является наиболее эффективной одиночной мерой снижения спроса на сигареты.

Какой аспект контроля над табаком может быть предметом заявки?

Предлагаю несколько вопросов для заинтересованных представителей неправительственных организаций.
bulletКакие проявления табачной эпидемии вы видите в вашей стране?
bulletЧто, на ваш взгляд, способствует развитию и распространению этой эпидемии?
bullet Какие факторы распространения табачной эпидемии могли бы быть ослаблены или обезврежены посредством принятия политических мер, изменения законодательства? 

В большинстве случаев эти факторы достаточно универсальны. Однако не исключено, что ситуация в вашей стране имеет выраженные особенности, которые определяют особенный характер развития табачной эпидемии. В этом случае, вероятно, исследование этих особых условий и прогнозирование последствий их изменения могло бы стать предметом вашего проекта. Но возможны и другие пути.

Что говорят законы?

Как вы оцениваете законодательство, касающееся табака и табачных изделий, в вашей стране? 

Информацию о том, каким должно быть анти-табачное законодательство и чем оно отличается от имитации такового, можно получить в книге Константина Красовского «Мало найдется законов, которые могут спасти больше человеческих жизней, чем этот... Проблемы анти-табачного законодательства.» 

К сожалению, большинство принятых в последние годы в странах СНГ законов, касающихся табака, приняты под влиянием лоббистов табачной индустрии, поэтому не могут считаться эффективным анти-табачным законодательством.

Какие перемены необходимы в законодательстве, касающемся табака, в вашей стране, исходя из предпринятой вами оценки этого законодательства и сопоставления его с положениями Рамочной Конвенции? 

Текст проекта Рамочной Конвенции по контролю над табаком на русском языке http://www.who.int/gb/fctc/PDF/inb6/rinb65.pdf  . Познакомьтесь также с чрезвычайно полезными материалами, которые были подготовлены ведущими экспертами в этой области в начале процесса продвижения Рамочной Конвенции. Предлагаю особое внимание уделить второму буклету. 

На данном этапе, вероятно, также могут возникнуть вопросы об особых условиях применимости в данной конкретной стране того или иного положения Рамочной Конвенции или особого отношения влиятельных политических сил к этим положениям, которое требует усилий по корректировке. В ряде стран СНГ, где имеет место такая отрасль, как табаководство, особый интерес может представлять сопоставление экономической эффективности этой отрасли и обусловленных ее существованием экономических и человеческих потерь. И эти результаты могут лечь в основу принимаемых политических решений. 

Кто может стать движущей силой политических изменений?

Теперь, когда вы составили список необходимых изменений законодательства вашей страны, можно обратиться к вопросам об имеющихся ресурсах для внесения этих изменений. Известна ли вам расстановка политических сил вокруг проблемы контроля над табаком? Вопросы организации поддержки контроля над табаком и обсуждение возможных позиций потенциальных участников национальной программы подробно изложены в книге Руководство по контролю и мониторингу табачной эпидемии.

Имеются ли сторонники эффективных мер, которым вы можете предложить дополнительную информацию и помощь в работе? Имеются ли четко обозначившиеся противники, мотивы которых в отношении табачной политики обусловлены их экономическими или политическими интересами? Какими могут быть меры противостояния этим силам или их нейтрализации? Какие дополнительные силы вы можете привлечь на свою сторону?

Какие дополнительные аргументы необходимы вашим потенциальным сторонникам? Нередко политики и общественные деятели, внутренне поддерживающие меры контроля над табаком, оказываются неспособными противостоять аргументации сторонников табачной индустрии, прежде всего, их рассуждениям о якобы существующих экономических преимуществах, связанных с табаком. Ответы на эти возражения можно почерпнуть из работы Всемирного Банка «Экономика потребления табака и контроля над табаком», а более подробно в книге «Сдерживание эпидемии. Правительства и экономическая подоплека контроля над табаком».

В других случаях политики, согласные с вашей аргументацией, могут тем не менее не оказывать вам поддержки, не видя за вами серьезной силы. Возможно, такой силой может быть национальная коалиция общественных организаций, требующих решения табачной проблемы в интересах здоровья людей, и создание такой коалиции может стать важным шагом к политическим изменениям.

Что можно сделать на местном уровне?

Некоторые страны бывшего Советского Союза настолько велики, что даже чрезвычайно активная и эффективная организация, не находящаяся в столице, может быть не в состоянии повлиять на центральные процессы. Если изменение законодательства на национальном уровне вам кажется пока недостижимой задачей, какие изменения на местном уровне представляются необходимыми? 

Существует немало примеров эффективного решения на местном уровне таких проблем, как запрет курения в общественных местах, защита прав некурящих. На местном или региональном уровне может решаться вопрос о запрете наружной рекламы. Программы прекращения курения также могут быть поддержаны на местном уровне. 

Дополнительный материал по этим темам можно найти на соответствующих тематических страничках вебсайта Ресурсного Центра (права некурящих, реклама табака, о). В периодических выпусках бюллетеня КОНТАКТ подбираются материалы, которые могут послужить примерами успешных действий, в том числе, на местном уровне.

Кто сообщит общественности о ваших идеях и действиях?

Любые политические изменения, будь то на национальном, региональном или местном уровне, потребуют привлечения широкой поддержки общественности. Как вы строите свою работу со средствами массовой информации? Каких особенных подходов потребует медийная кампания в связи с теми политическими изменениями, которые вы планируете в вашем проекте? Некоторые подсказки о том, как работать со СМИ можно найти здесь 

Познакомьтесь также с текстом написанной нами в прошлом году книги «Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках». Она вскоре появится на сайте.

Что дальше?

Разумеется, это пока только некоторые вопросы, ответы на которые могут лечь в основу разрабатываемого проекта. Предлагаю всем, у кого возникнет отклик на этот материал, прислать свои вопросы и комментарии. У нас еще есть время для плодотворной дискуссии до 18 апреля 2003 года.

Хочу также подчеркнуть, что, хотя проект Ресурсного Центра по контролю над табаком финансируется Институтом Открытого Общества (ИОО), данные комментарии и рекомендации являются субъективным мнением автора, основанным на изучении материалов ИОО, но ни в коей мере не могут выступать в качестве официальных рекомендаций по составлению заявки на проект. Цель данных рекомендаций состоит в помощи всем тем организациям, которые пожелают участвовать в конкурсе, но к решениям о том, какие проекты будут отобраны для финансирования, автор не имеет никакого отношения. Я буду просто рада за те проекты, которым удастся получить грант, используя данные рекомендации.

Татьяна Андреева
Координатор проекта Ресурсного Центра 
по контролю над табаком

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бюллетень КОНТАКТ - это информация для всех, кто занимается контролем над табаком на уровне страны, населенного пункта или своего жилища, и делает это активно.
Периодические выпуски информируют подписчиков о новостях контроля над табаком в странах бывшего Советского Союза. 
Тематические выпуски раскрывают отдельные темы контроля над табаком. 
Вопросы и комментарии направляйте по адресу 
Другие выпуски бюллетеня КОНТАКТ http://www.adic.org.ua/nosmoking/contact/ 
Подписаться на бюллетень КОНТАКТ или отказаться от подписки можно по адресу http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm 

 

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz