Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Бюллетень КОНТАКТ - тематический выпуск №8

январь 2004 года

Аргументы против Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ) и варианты ответов на них 

Предыдущий тематический выпуск бюллетеня КОНТАКТ касался продвижения процессов подписания и ратификации Рамочной Конвенции. В настоящем выпуске предлагаем вашему вниманию наиболее частые возражения против Рамочной Конвенции и ответы на них, которые каждый может адаптировать к условиям своей страны. 

Если вам приходилось сталкиваться с иными аргументами против Конвенции, просим сообщить о них, а также о том, как вы на них отвечали, чтобы этот опыт мог быть более широко использован.

Международно-правовые аспекты

1. Подписание и ратификация Рамочной Конвенции - это долгий и сложный процесс, который требует много времени

При наличии политической воли подписание и ратификация Конвенции не занимает много времени. РКБТ открыта для подписания с 16 июня 2003 года и на протяжении 2003 года ее подписали 85 государств, а 5 из них (Норвегия, Мальта, Фиджи, Шри Ланка и Сейшельские острова) ратифицировали ее. Чем раньше Конвенция вступит в силу в нашей стране и во всем мире - тем больше человеческих жизней будет спасено от табачной эпидемии - поэтому нужно ускорить этот процесс.

2. Не имеет значения, подпишет наша страна Конвенцию или нет. Все равно никто не обращает внимания на международные договоры

Те страны, которые не подпишут и не ратифицируют Конвенцию, окажутся более уязвимыми для табачной индустрии. Когда правительства других стран, более обеспокоенных проблемами здравоохранения, начнут осуществлять меры по защите населения своих стран от табачной эпидемии, транснациональная индустрия будет с удвоенной энергией эксплуатировать курильщиков стран, которые не присоединились к Рамочной Конвенции. В Европейском регионе уже 25 стран подписали Конвенцию и приступили к процессу ее ратификации. Мы должны последовать примеру Грузии, Венгрии, Литвы, Словакии, Болгарии, иначе наша страна снова рискует попасть в число самых отсталых стран Европейского региона.

3. Рамочная Конвенция нарушает суверенитет нашей страны 

Наша страна постоянно подписывает и ратифицирует различные международные договоры. Кроме того, наша страна полноправно участвовала во всех этапах подготовки Конвенции и голосовала за одобрение текста конвенции на Всемирной ассамблее здравоохранения в мае 2003 года.

4. В нашей стране уже есть законы о контроле над табаком, которые отражают большинство положений РКБТ. Зачем же нам ратифицировать Конвенцию?

Текст РКБТ гласит, что «в целях обеспечения лучшей охраны здоровья людей, Стороны поощряются к осуществлению мер, помимо требуемых настоящей Конвенцией». Ратифицировавшие Конвенцию страны должны будут изменить нормы своего законодательства таким образом, чтобы ВСЕ эти нормы были НЕ МЕНЕЕ жесткими, чем положения РКБТ. Пока же наши законы еще не в полной мере используют даже тот минимум эффективных средств защиты населения от табачной эпидемии, которые предлагает Конвенция. Кроме того, Рамочная Конвенция представляет собой не просто раз и навсегда установленный свод правил, а процесс непрерывного улучшения международного и национального законодательства. Если наша страна не ратифицирует Конвенцию, мы не сможем участвовать в этом процессе, например в создании протокола РКБТ о контрабанде.

Экономические аспекты

5. Рамочная Конвенция окажет негативное воздействие на людей, занятых в производстве табачных изделий, включая крестьян, которые выращивают табак

По данным опубликованного в январе 2004 года отчета Продовольственной и сельскохозяйственной комиссии ООН (ФАО), производство табачного сырья в мире с 1998 по 2010 год возрастет с 5,94 миллионов тонн до 7,16 миллионов тонн. Если же будут предприняты жесткие антитабачные меры, то прогноз производства табака в 2010 году, по данным этого отчета, составит 6,43 миллионов тонн. Таким образом, в ближайшие десятилетия Рамочная Конвенция, в лучшем случае, приведет лишь к стабилизации производства табака во всемирном масштабе, и поэтому общая занятость в табачном секторе существенно не изменится. Рамочная Конвенция в большинстве стран только остановит темпы роста табачного рынка, и лишь позднее сможет привести к сокращению потребления табака. Даже в таких продвинутых в деле контроля над табаком странах, как Канада, долговременные темпы такого сокращения составляли около 2% в год. Такие постепенные темпы падения потребления позволят правительству заблаговременно предпринять меры для обеспечения занятости тех, кто занимается производством и выращиванием табака.

Как показывают факты, если в какой-либо стране существенно сокращается занятость в табачной отрасли, то это происходит не из-за сокращения уровня потребления табачных изделий. На самом деле, занятость в табачном секторе падает, потому что табачная индустрия вводит новые технологические процессы, которые требуют меньше рабочих рук и меньше табачных фабрик. К тому же индустрия часто предпочитает использовать не местное табачное сырье, а ввозить его из других стран. Эту тенденцию ярко иллюстрируют данные вышеупомянутого отчета ФАО: прогнозируется, что в странах бывшего СССР в период 1998-2010 годов потребление табака возрастет с 311 до 442 тысяч тонн, а производство табачного сырья - уменьшится с 85 до 70 тысяч тонн. 

6. Наша страна не может себе это позволить - где мы возьмем деньги для программ профилактики курения, лечения табачной зависимости и т.д.

В таких странах как Польша, Непал и Таиланд, часть доходов от табачных налогов целенаправленно расходуется на профилактические и медицинские программы. Кроме того, Рамочная Конвенция предусматривает создание международного финансового механизма для помощи в осуществлении программ контроля над табаком в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Конечно, на такую помощь, в первую очередь, смогут рассчитывать те страны, которые своевременно ратифицировали Конвенцию. 

7. Если наша страна подпишет и ратифицирует РКБТ, то табачные компании уйдут в другие страны, и там возрастет занятость и платежи в бюджет

Если транснациональная табачная корпорация сочтет это выгодным, то она закроет табачную фабрику даже в той стране, где объем табачного рынка растет, как это произошло в 1998 году с табачной фабрикой во Львовской области (Украина). Критериями для размещения производственных мощностей в той или иной стране является возможность получения максимальных прибылей, а не создание рабочих мест и обеспечение платежей в бюджет. К тому же все материальные блага, которые сулят табачные компании, поступят не из зарубежных сейфов, а из карманов курильщиков нашей страны, которые к тому же будут наполнять и те самые зарубежные сейфы. Более того, часть денег из карманов отечественных курильщиков уйдет на развитие экономики зарубежных стран, так как политика транснациональных компаний направлена на использование импорта. Например, в Украине, с 1996 по 2000 год баланс экспорта и импорта табачных изделий и табачного сырья был отрицательным и составил 525 млн. долларов США. И эта ситуация будет обостряться. По данным вышеупомянутого отчета ФАО, импорт табака в страны бывшего СССР с 1998 по 2010 год возрастет с 291 до 458 тысяч тонн. Это означает, что политика транснациональной индустрии ведет не только к обострению табачной эпидемии, вызывающей катастрофическое число болезней и смертей, но к изъятию огромных средств из национальной экономики. Поэтому меры по сокращению потребления табака в стране являются экономически выгодными.

Аспекты приоритетности и эффективности

8. Присоединение к Рамочной Конвенции не является приоритетной задачей для нашей страны

От потребления табака в мире умирает около 5 миллионов человек в год, из них, например, около 25 тысяч человек в Казахстане, более 100 тысяч человек в Украине, более 300 тысяч в России. Табак является наибольшим фактором смертности, который можно предотвратить. Поэтому противостояние табачной эпидемии, безусловно, должно быть одним из главных приоритетов политики здравоохранения. Опыт других стран убедительно показывает, что снижение уровней потребления табака ведет к существенному снижению заболеваемости и смертности. Международное сообщество совместно разработало общий подход к кризису здравоохранения, с которым столкнулись все страны - и теперь настало время действовать.

9. Конвенция не будет эффективной, пока ее не подпишут большие страны, такие как США, Россия и Япония

Такие крупные страны, как Китай, Индия, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада уже подписали РКБТ. Эффективность международного договора зависит от того, как каждая страна мира, включая нашу, будет содействовать ее выполнению. Мы не можем контролировать деятельность иных стран, но наша активность вынудит их также занять более активную позицию. 

10. Нет доказательств того, что предлагаемые РКБТ меры являются эффективными, и поэтому подписание и ратификация Конвенции не приведет к снижению потребления табака

Переговоры в отношении текста РКБТ проводились несколько лет и к ее разработке привлекались лучшие мировые эксперты, владеющие всем объемом имеющейся информации об эффективности тех или иных мер. В результате Конвенция отражает подходы, эффективность которых подтверждена научными исследованиями. Заявления о неэффективности мер РКБТ делаются, как правило, с подачи табачной индустрии, которая прекрасно знает, какие меры способствуют снижению потребления табака (и ее прибылей), а какие нет. Именно поэтому табачная индустрия пытается посеять сомнения в отношении тех мер, которые угрожают ее прибылям. Более подробно о различных мерах контроля над табаком и их эффективности можно узнать на сайте http://www.adic.org.ua/nosmoking 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бюллетень КОНТАКТ - это информация для всех, кто занимается контролем над табаком на уровне страны, населенного пункта или своего жилища, и делает это активно.
Периодические выпуски информируют подписчиков о новостях контроля над табаком в странах бывшего Советского Союза. 
Тематические выпуски раскрывают отдельные темы контроля над табаком. 
Вопросы и комментарии направляйте по адресу  
Другие выпуски бюллетеня КОНТАКТ http://www.adic.org.ua/nosmoking/contact 
Подписаться на бюллетень КОНТАКТ или отказаться от подписки можно по адресу http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm  

 

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz