Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Бюллетень КОНТАКТ - тематический выпуск №18

март 2006 года

Правила законодательной маскировки

27 февраля 2006 года Президент Украины В.Ющенко подписал закон Украины № 3425-IV «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно государственного регулирования и производства и оборота табачных изделий» (http://www.president.gov.ua/documents/4046.html), который был принят Верховной Радой Украины 9 февраля 2006 года. К сожалению, Президент не прислушался к призыву Коалиции общественных организаций «За свободную от табачного дыма Украину» воспользоваться своим правом вето, так как данный законопроект является шагом назад в защите населения Украины от табачной эпидемии.

При разработке и принятии этого законопроекта были эффективно использованы правила законодательной маскировки. Так как эти правила, к сожалению, будут использоваться и далее, мы их подробно обсудим, чтобы понять, как им противостоять.

Зачем нужна законодательная маскировка

Может показаться, что основным видом деятельности каждого парламентария должна быть разработка новых законопроектов либо тщательное изучение законопроектов, поданных его коллегами (самостоятельно или с помощью экспертов). Все эти законопроекты вроде бы должны способствовать реализации обещаний, которые депутат и его политическая сила дали своим избирателям. На самом деле подобная деятельность крайне скучна и лишь немногие депутаты занимаются ею весь свой рабочий день. Остальные находят интересные занятия на стороне, например, основывают какой-нибудь архи-благотворительный фонд. Скажем, депутат Шевчук С.В., будучи в прежней жизни врачом, организовал Фонд, обязавшийся обеспечить здоровье для всех. Казалось бы, зачем здоровье для всех будет обеспечивать какой-то фонд, когда, согласно статье 49 Конституции Украины, его должно обеспечивать государство? Но депутаты, в отличие от нас, внимательно читали разъяснения к Конституции, где четко написано, что положения статьи 49 о бесплатности медицинской помощи распространяются только на народных депутатов и членов их семей. Что же касается здоровья всех остальных (ну не совсем всех, а хотя бы сотрудников фонда), то для его обеспечения нужны деньги. И деньги эти лучше брать у коммерческих предприятий, которые в таком случае гордо называются спонсорами. Конечно, когда деньги спонсора торжественно тратятся на что-то благотворительное, депутат и президент фонда говорит этому спонсору большое спасибо в присутствии представителей средств массовой информации. После мероприятия (когда средства еще нужны, а массовая информация – уже нет) спонсор может намекнуть депутату и президенту фонда, что спасибо в карман не положишь, а прибыли фирмы (а, значит, и размер спонсорских пожертвований) зависят от того, удастся ли провести (или провалить) некий законопроект.

Казалось бы, зачем обсуждать этот законопроект без СМИ, ведь если он повышает и прибыли фирмы, и благосостояние народа Украины, то фирму, которая способствует его принятию, нужно всячески прославлять без всяких спонсорских подачек с ее стороны. Но дело в том, что такие законопроекты встречаются редко, чаще же прибыли фирмы они повышают, а здоровье и благосостояние народа от таких законов только ухудшается. Так и было в нашем случае, ведь спонсором фонда была всемирно неуважаемая табачная фирма «Филип Моррис», изделия которой (а также ее коллег по табачному бизнесу), по оценке Всемирной организации здравоохранения, уничтожают 100 тысяч украинцев в год.

Проталкивать нужный спонсору (или заваливать ненужный ему) законопроект можно по-разному. Можно, конечно, открыто защищать его интересы. Но остальные депутаты, которым средств спонсора не досталось, быстро это понимают, и в таких случаях предпочитают отстаивать интересы народа. Так случилось, например, в сентябре 2005 года, когда Верховная Рада рассматривала анти-табачный законопроект. Уж каких только средств противники этого законопроекта ни испробовали: и (1) гордо называли табачных производителей «легальными» (для производителей сахара или молока такой термин почему-то не используется); и (2) обвиняли сторонников закона в том, что их заботит не здоровье народа, а прибыли контрабандистов сигарет (а ну-ка, докажите, что вы никаких денег у контрабандистов не берете!); и (3) заявляли, что вначале нужно ратифицировать международные договора в этой области, а потом принимать закон (пока ратифицируют, пока примут, а денежки капают сейчас). Ничего не помогло, 288 депутатов поддержали законопроект, а Президент вскоре подписал его.

У спонсора встал вопрос об эффективности вложенных средств. И уже в декабре появился законопроект № 8506 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственного регулирования производства и оборота табачных изделий». Для его проведения и были с блеском использованы правила законодательной маскировки.

Как использовать правила законодательной маскировки

Законопроект 8506 служит отличным примером, иллюстрирующим эти правила.

  1. Заявленная цель проекта должна звучать очень благородно. Причем эта цель должна провозглашаться как в пояснительной записке (обязательной для каждого законопроекта), так и во время его представления в Верховной Раде. Это делается для того, чтобы те, кто читает не сам законопроект, а лишь его цель, или впервые услышит о нем во время сессионного заседания, не поняли истинного смысла законопроекта.  В нашем случае было заявлено, что он «создает дополнительные возможности для введения эффективных мер по предотвращению вредного влияния табакокурения на здоровье населения».
  2. Эта цель должна хоть как-то проявиться в тексте законопроекта. Тут есть опасность, что ради защиты интересов спонсора придется сделать что-то хорошее для народа. В нашем случае эта опасность была блестяще устранена. Принятый в сентябре закон запрещал с 1 января 2007 года производство, импорт и продажу табачных изделий «с использованием на их упаковке надписей, названий, изображений, знаков, которые могут ввести в заблуждение относительно характеристик табачных изделий, в том числе включающие такие характеристики, как «легкие», «ультралегкие», «мягкие», «с низким содержанием смол». Законопроект 8506 с той же даты вводил запрет производства и импорта табачных изделий «с использованием на их упаковке терминов, надписей, торговых марок, изображений, символических либо любых других знаков, которые могут вводить в заблуждение или создавать неправильное впечатление относительно характеристик табачных изделий, их влияния на здоровье, прямо или опосредованно создавать ошибочное впечатление о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия, в том числе включая такие термины, как “с низким содержанием смол”, “легкие”, “супер легкие”, “ультра легкие” и их аналоги другими языками”. Внимательно прочтите обе формулировки, чтобы убедиться, что между ними нет существенной разницы. А вот слово «продажа» из списка запрещенных действий пропала. В результате, если по действующему закону с 1 января 2007 года уже во всех магазинах должны были продаваться сигареты без обманчивых надписей, то теперь с этой даты лишь начнется их производство. Это выгодно спонсору, потому что, чем дольше длится обман, тем больше денег люди будут тратить на табачные изделия, которые они ошибочно считают менее вредными. Фокус же состоит в том, что депутаты и журналисты обычно не сличают тексты старого и нового законопроекта. И тут они не заметили элементарной подмены. Когда законопроект 8506 9 февраля был принят, все СМИ заявили, что Верховная Рада якобы запретила называть сигареты «легкими», хотя она сделала это еще в сентябре прошлого года.
  3. Используйте преимущества второго чтения. По правилам, при подаче законопроекта, который вносит изменения в существующее законодательство, нужно прилагать «Сравнительную таблицу» старых и новых норм. Эта таблица общедоступна на сайте Верховной Рады, и если бы какой-то дотошный депутат или журналист внимательно ее прочитал, он бы легко увидел подмену. Этой опасности можно избежать при втором чтении. К нему тоже подается сравнительная таблица, но уже не с текстом закона, в который вносятся изменения, а с текстом законопроекта, принятого в первом чтении. И тут автор этого законопроекта внезапно вспоминает, что он забыл включить в свой закон еще одну важную норму. Так и случилось. Законопроект 8506 гордо запретил вкладывать в табачные пачки вкладыши с вышеупомянутыми «обманчивыми терминами». При этом заметить, что этим отменялась действующая норма о запрете ЛЮБЫХ вкладок, мог заметить только тот, кто почти на память знает текст действующего закона. В результате спонсор и дальше сможет использовать эти вкладыши для привлечения новых, преимущественно юных, курильщиков, нужно лишь тщательно следить за текстом этих вкладышей.
  4. Используйте ссылки на иностранные правовые документы. Например, в действующем законе такой термин как «никотин» определялся как «вещество, которое содержится в табаке и в случае употребления табачных изделий любым образом способно вызывать зависимость от него», что создавало опасность судебного разбирательства от какого-либо курильщика, который мог потребовать компенсацию за вызванную зависимость. Вместо этого в законопроекте 8506 была взята норма из Директивы Евросоюза: «никотин – это никотиновые алкалоиды», и теперь исков курильщиков по поводу зависимости можно не бояться. И хотя Украина не член Евросоюза и неизвестно, станет ли им вообще, и хотя в этой Директиве содержится много иных, полезных для здоровья (но не прибылей табачных компаний) норм, выдергивается только эта норма, чтобы все ощутили прикосновение к европейской цивилизации.
  5. Привлекайте соавторов. Авторами законопроекта 8506 были члены фракций БЮТ, КПУ, Народной партии и Партии Регионов. Не знаю, все ли они читали этот законопроект, но точно знаю, что аналогичный законопроект депутат прошлого созыва подписал не читая, просто ради поддержки все тех же благородных целей, провозглашаемых в заголовке.  В данном случае авторы не для того приглашают соавторов, чтобы они читали текст законопроекта. Главное, чтобы у соавторов было много коллег по фракции, которые, увидев знакомую фамилию, нажмут кнопку «за».
  6. Ни в коем случае не упоминайте спонсора. Ни в тексте пояснительной записки, ни во время выступления не упоминайте даже отрасль, к которой принадлежит Ваш спонсор. В нашем случае это почти удалось. Вот только во время первого чтения 17 января соавтор законопроекта 8506 В.Хомутынник проговорился (цитирую по стенограмме): «Мы также советовались с производителями табачных средств, и возражений нет». Характерно, что табак был назван не изделием, а средством. Вот только средством чего – обогащения или массового уничтожения, каждый решит сам. Во время второго чтения проколов в выступлениях не было.

В результате успешного применения правил законодательной маскировки законопроект 8506 был принят Верховной Радой 9 февраля 2006 года. Депутаты проголосовали за законопроект, думая, что защищают здоровье населения. На самом деле этот законопроект не содержит ни одной нормы, которая могла бы способствовать снижению наносимого табакокурением ущерба. Вместо этого целый ряд эффективных мер действующего законодательства либо откладывается, либо вообще отменяется.

К сожалению, сотрудникам Секретариата Президента также не хватило ни профессионализма, чтобы увидеть эту маскировку, ни политического мужества, чтобы рекомендовать Президенту наложить на этот законопроект вето.

Константин Красовский,
Координатор Коалиции общественных организаций
«За свободную от табачного дыма Украину»

  -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бюллетень КОНТАКТ - это информация для всех, кто занимается контролем над табаком на уровне страны, населенного пункта или своего жилища, и делает это активно.
Периодические выпуски информируют подписчиков о новостях контроля над табаком в странах бывшего Советского Союза. 
Тематические выпуски раскрывают отдельные темы контроля над табаком. 
Вопросы и комментарии направляйте по адресу  
Другие выпуски бюллетеня КОНТАКТ http://www.adic.org.ua/nosmoking/contact 
Подписаться на бюллетень КОНТАКТ или отказаться от подписки можно по адресу http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm  

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz