Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Бюллетень КОНТАКТ - тематический выпуск №20

июнь 2006 года

Вопросы и ответы в связи с вступлением в силу 1 июля 2006 года некоторых положений законодательства о контроле над табаком в Украине

1. Запрещено ли с 1 июля курение в общественных местах Украины?

Не совсем так. С 1 июля 2006 года вступает в силу часть 3 статьи 13 Закона Украины «О мероприятиях по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» (далее – Закон), которая гласит: «В общественных местах для лиц, которые не курят, отводится не менее 50 процентов площади этих общественных мест, размещенной так, чтобы табачный дым не распространялся на эту территорию». При этом часть 2 этой же статьи, которая гласит: «Запрещается курение табачных изделий на рабочих местах и в общественных местах, за исключением специально отведенных для этого мест», вступила в силу еще 25 октября 2005 года.

2. Чем продиктован запрет курения в общественных местах?

Закон об освобождении общественных и рабочих мест от табачного дыма принимается ради обеспечения здоровья и безопасности всех людей, курящих и некурящих. Его цель – не заставить курильщиков прекратить курить, а защитить всех людей от невольного вдыхания токсичных веществ табачного дыма (пассивного курения), хотя в качестве косвенного результата этой меры часть курильщиков избавляется и от активного курения.

3. Насколько опасно пассивное курение?

Научными исследованиями установлено, что табачный дым вызывает болезни, инвалидность и смерть у тех, кто подвергается его действию – как курящих, так и некурящих. Подробный обзор научных данных о влиянии пассивного курения на здоровье на русском языке содержится в книге «Табак и здоровье» (см. http://contacttobinfo.narod.ru/books/tob-health/193-202.PDF ).
27 июня 2006 года Главный врач США опубликовал доклад «Последствия для здоровья невольной подверженности табачному дыму» (http://www.cdc.gov/tobacco/sgr/sgr_2006/index.htm ) в котором говорится, что не существует безопасного уровня подверженности табачному дыму и что единственным способом защиты некурящих от табачного дыма является полный запрет курения внутри всех помещений. По данным отчета, из-за пассивного курения в 2005 году в США умерло 50 тысяч некурящих людей. Если принять, что в Украине живет в 6 раз меньше людей, чем в США, а распространенность активного курения в 2 раза больше (а пассивного еще больше), то получается, что в Украине от пассивного курения умирает порядка 17 тысяч человек в год или 2 человека в час.

4. Является ли запрет курения оправданным с точки зрения международных правовых норм?

Обязательный для исполнения международный договор - Рамочная Конвенция по борьбе против табака ВОЗ (РКБТ), которая уже ратифицирована 131 страной мира (Украина сделала это 6 июня 2006 года), признает, что научные данные недвусмысленно подтверждают, что воздействие табачного дыма являются причиной смерти, болезни и инвалидности. Статья 8 РКБТ обязывает каждую страну принять меры, обеспечивающие защиту от воздействия табачного дыма на рабочих местах внутри помещений, общественном транспорте и в закрытых общественных местах.

5. В каких еще странах принят запрет курения в общественных местах?

Запрет курения в тех или иных общественных местах принят во всех странах мира, вопрос состоит лишь в том, каков перечень этих мест в каждой стране, разрешаются ли в таких местах отдельные помещения для курения или нет, и насколько соблюдается этот запрет. Разделение на зоны для курящих и некурящих обычно является лишь первым шагом в защите от пассивного курения. Во всех странах идет процесс как расширения списка мест, где запрещено курение, так и ликвидации отдельных зон для курящих и некурящих в пользу полного запрета курения. Например, если ранее в самолетах были зоны для курящих и некурящих, то теперь почти на всех авиалиниях курить нельзя во всем салоне самолета. Что же касается перечня мест, где полностью запрещено курение (без разделения на зоны для курящих и некурящих), то он постепенно расширялся от детских садов и сейчас в ряде стран (Ирландия, Италия, Швеция и т.д.) охватывает даже бары и рестораны, так как в этих странах признано право официантов и барменов дышать чистым воздухом на своем рабочем месте. К сожалению, вводимый в Украине запрет далеко отстает от наиболее прогрессивных в этом отношении стран, так как разрешает почти повсюду отводить отдельные помещения для курения, тем самым подвергая опасности работающих в этих помещениях людей.

6. Эффективен ли запрет курения в общественных местах?

Если этот запрет эффективно соблюдается, то да. Например, в Италии за год после введения запрета 500 тысяч людей бросили курить, а продажа сигарет снизилась на 8%. Кроме того, по данным Минздрава Италии, за этот период значительно сократилось число случаев инфаркта миокарда.

7. Поддерживает ли население запрет курения в общественных местах?

По данным национального репрезентативного опроса, проведенного в 2005 году Киевским международным институтом социологии (КМИС), 96% граждан Украины согласились с тем, что необходимо защищать права некурящих путем запрета курения в общественных местах.

8. Пострадают ли рестораны и кафе от запрета курения?

В Украине те кафе и рестораны, которые имеют хотя бы два зала, имеют все возможности принимать как курящих, так и некурящих клиентов. Во всех странах и городах, где был введен полный запрет курения в ресторанах и барах, сектор общественного питания в целом не пострадал, так как некоторый отток курильщиков был с лихвой компенсирован некурящими, которые стали чаще питаться вне дома.

9. Нужно ли делить помещения всех кафе и ресторанов Украины пополам – для курящих и для некурящих?

Нет, закон четко говорит, что «в общественных местах для лиц, которые не курят, отводится НЕ МЕНЕЕ 50 процентов площади этих общественных мест, размещенной так, чтобы табачный дым не распространялся на эту территорию». Разделение зала какой-то временной стеной или включение отдельного вентилятора в части зала не решает вопрос, так как часть табачного дыма все равно будет распространяться на зону, где не курят. Поэтому у владельцев ресторанов, где есть два зала, решение простое: в малом зале курят, в большом – не курят. Владельцам же тех заведений, где есть всего один зал, не остается ничего иного, как заставить всех своих клиентов и работников дышать чистым воздухом.

10. Обязательно ли отводить специальные места для курения?

Иногда положения части 2 статьи 13 Закона о том, что «владелец или уполномоченные им лица, либо арендаторы соответствующих сооружений, отдельных помещений обязаны отвести специальные места для курения» трактуется таким образом, что места для курения являются обязательными во всех сооружениях и помещениях, что последовательно приводит к идее обязательности отвода мест для курения в детских садах. На самом деле такая трактовка противоречит положениям части 3 статьи 13 о том, что для лиц, которые не курят, отводится не менее 50% площади (то есть до 100%) и ничего не говорится о площади мест для тех, кто курит. К тому же требование о том, чтобы табачный дым не распространялся на территорию для тех, кто не курит, делает технически невозможным выделение мест для курения в отдельных помещениях и в некоторых сооружениях. По нашему мнению, обязательства владельцев либо арендаторов касаются лишь требований к местам для курения, если таковые выделяются, а именно: 1) оборудование их вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма, 2) размещение информации о расположении таких мест; 3) размещение информации о вреде, который наносят здоровью человека курение.

11. Какие санкции понесут нарушители запрета курения в общественных местах?

С 25 октября 2005 года действует статья 1751 Кодекса Украины об административных правонарушениях, в которой сказано, что курение табачных изделий в местах, где это запрещено законом, влечет за собой предупреждение или наложение штрафа от 17 до 85 гривен. Важно подчеркнуть, что работники правоохранительных органов имеют право лишь составить протокол об этом правонарушении и передать его в соответствующую комиссию, которая определит размер штрафа, но не могут взимать штраф самостоятельно. Что касается владельцев заведений общественного питания, то, позволяя своим клиентам курить в не отведенных для этого местах, они, помимо нарушения норм Закона Украины, нарушают также пункт 3.10 «Правил работы заведений (предприятий) общественного питания», новая редакция которого была утверждена Министерством экономики Приказом № 170 от 17.05.2006. К сожалению, прямых штрафных санкций для таких владельцев законодательством Украины не предусмотрено, а, например, в Шотландии, где для курильщиков предусмотрен штраф в 50 фунтов, менеджеру, не сумевшему обеспечить выполнение закона на подведомственной территории, грозит штраф в 200 фунтов.

12. Что относится к общественным местам, где запрещено курение?

Согласно Закону, «общественное место – часть (части) любого здания, сооружения, доступная либо открытая для посещения населением свободно, по приглашению, либо за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе подъезды, а также подземные переходы, стадионы». Таким образом, заведения общественного питания относятся к общественным местам, где курение запрещено, а улицы и остановки общественного транспорта, даже при большом скоплении там людей, нет. При этом Закон позволяет органам местного самоуправления вводить запрет курения и в иных местах, и, например, горсовет Черкасс запретил курение на остановках общественного транспорта и в 50-метровой зоне возле них.

13. Будет ли запрет курения в общественных местах соблюдаться в Украине?

Международный опыт показывает, что население с пониманием относится к таким запретам при условии, что государство выделяет ресурсы на его соблюдение и активно работает со СМИ. Например, в Ирландии перед введением запрета было выделено и обучено 400 специальных инспекторов и широко оглашен номер телефона, по которому можно было сообщить о нарушениях. В Италии, где запрет вступил в силу в 0 часов 10 января, в 0 часов 5 минут этого дня полицейский оштрафовал курильщика и об этом сообщили все СМИ Италии и не только. Напомним, что в этих странах был введен полный (а не частичный, как в Украине) запрет курения в барах и ресторанах, но, благодаря принятым мерам, этот запрет там, как правило, соблюдается. В Украине же государство пока не выделило никаких людских либо материальных ресурсов для соблюдения запрета курения в общественных местах и пропаганду его в СМИ, поэтому надеяться на строгое соблюдение запрета курения в общественных местах, к сожалению, не приходится.

14. Какова распространенность курения в Украине?

Согласно результатам опроса КМИС 2005 года, в Украине курит (ежедневно и иногда) 41% населения старше 15 лет, 50% являются некурящими, а 9% - бывшими курильщиками. Среди мужчин это соотношение составляет 67% - 18% - 15%, а среди женщин 20% - 76% - 4%. Для сравнения, в 25 странах Европейского Союза в среднем тоже в 2005 году соотношение курящих – некурящих – бывших курильщиков составляло 32%-47%-21%. При этом, по данным опроса КМИС, почти половина бывших курильщиков и некурящих Украины сообщает о том, что ежедневно вынуждены подвергаться принудительному воздействию табачного дыма.

Константин Красовский,
Координатор Коалиции общественных организаций
«За свободную от табачного дыма Украину»

  -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бюллетень КОНТАКТ - это информация для всех, кто занимается контролем над табаком на уровне страны, населенного пункта или своего жилища, и делает это активно.
Периодические выпуски информируют подписчиков о новостях контроля над табаком в странах бывшего Советского Союза. 
Тематические выпуски раскрывают отдельные темы контроля над табаком. 
Вопросы и комментарии направляйте по адресу  
Другие выпуски бюллетеня КОНТАКТ http://www.adic.org.ua/nosmoking/contact 
Подписаться на бюллетень КОНТАКТ или отказаться от подписки можно по адресу http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm  

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz