Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Бюллетень КОНТАКТ - тематический выпуск №26

январь 2007 года

Повышение налогов, которого никто не заметил

(сокращенная версия данной статьи под названием «Табачный навар» опубликована на сайте «Главред»
http://www.glavred.info/archive/2007/01/11/141427-2.html )

С 1 января 2007 года в Украине повышен налог на изделие, которым пользуется 40% взрослых граждан страны. Однако это повышение почему-то совершенно не волнует ни этих граждан, ни СМИ, в которых пока не появилось ни одного комментария по этому поводу. Речь идет о повышении акциза на табачные изделия, согласно вступившему в силу Закону № 374-V «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно платы за лицензии и акцизного сбора на производство спирта, алкогольных напитков и табачных изделий».

Согласно этому закону, акциз на сигары повышен в 1,5 раза, хотя в денежном выражении всего на 10 копеек за сигару, что вряд ли грозит разорением сигарным клубам. При этом акциз на жевательный и нюхательный табак понижен в 2 раза (видать, кто-то сильно переживает, что украинцы все никак не обретут привычку плеваться жеваным табаком).

Что касается наиболее массового табачного изделия, сигарет, то на сигареты без фильтра повышена только стоимостная часть акциза. До 1 января она составляла 8%, сейчас выросла до 9%, а с 1 июля 2007 года поднимется до 10%. Реально повышение ставки с 8% до 10% означает рост акциза на сигареты без фильтра максимум на 1,5 копейки за пачку, что составляет примерно 2% цены пачки. Вряд ли такое повышение серьезно повлияет на любителей таких сигарет.

Что касается сигарет с фильтром, то повышение акциза выглядит как всестороннее и существенное:

1) повышается специфическая часть акциза (то есть уплата суммы с количества сигарет, независимо от их цены) – до 12 гривен за 1000 сигарет, а с 1 июля 2007 года – уже до 13 гривен;

2) стоимостная часть акциза (то есть процент от цены сигарет) повышается с 8% до 9%, а с 1 июля – до 10%;

3) законом было установлено, что размер акциза не может быть меньше 22% от максимальной розничной цены (минус НДС и акцизный сбор), с 1 января этот процент повышается до 23, а с 1 июля 2007 года – до 24%.

Внешне все выглядит так, что правительство наконец-то решило серьезно взяться за курильщиков и мобилизовать в государственный бюджет дополнительные средства, которых всегда так не хватает.

Минимизация акцизных платежей и последствия этого для бюджета

Нами был проведен тщательный анализ последствий повышения ставок акциза для курильщиков и бюджета страны.

Повышение специфического акциза означает, что если ранее он составлял 23 копейки за пачку из 20 сигарет, то теперь он равен 24 копейкам, а с 1 июля повысится до 26 копеек. Повышение составит всего 3 копейки за пачку, или 13%.

Стоимостная часть вроде бы повышается сильнее - с 8 до 10%, или на 25%. Однако фокус состоит в том, с какой цены берется этот процент. В настоящее время на каждой продаваемой в Украине пачке сигарет печатается максимальная розничная цена этих сигарет. В Европейском Союзе и в России стоимостный налог берется как процент именно этой максимальной розничной цены. Однако в Украине закон устанавливает, что этот сбор берется в процентах к обороту от реализации товара. Поскольку акциз платит производитель, то акциз берется от оптовой цены производителя, которая, конечно, ниже розничной, тем более ниже максимальной розничной цены. При этом табачная фабрика, как любая коммерческая структура, стремится минимизировать налоги. В данном случае это сделать очень просто: достаточно создать дочернюю фирму, которая будет покупать все производимые фабрикой сигареты по мизерной цене, с которой и будет платиться стоимостный налог, а все остальные продавцы будут покупать сигареты у этой фирмы уже по нормальным ценам.

Чтобы не допустить такого ухода от уплаты налога, и было введено вышеупомянутое правило о том, что размер акциза не может быть меньше определенного процента от максимальной розничной цены (минус НДС и акцизный сбор), и в 2007 году этот процент постепенно повышается с 22 до 24. В целом идея здравая однако вопрос в том, как она реализуется. Здесь важен и размер доли в процентах, и то, от какой величины данный процент вычисляется.

Данное правило не способствует повышению акциза для дешевых сигарет. Для самых дешевых сигарет (1 гривна за пачку) только один специфический акциз может намного превышать установленный процент и поэтому такие сигареты можно продавать дочерней фирме хоть по 1 копейке за пачку и платить при этом ничтожный стоимостный налог.

Для средних по стоимости сигарет величину минимального акциза вполне можно подсчитать. Например, для сигарет, максимальная розничная цена пачки которых равна 2 гривнам, в прошлом году достаточно было продавать сигареты дочерней фирме по цене 90 копеек за пачку, чтобы выполнить правило 22%. В этом году процент повышается до 23 и 24, однако дело в том, что цена, от которой рассчитывается этот процент, является не просто максимальной розничной ценой, а этой ценой за вычетом НДС и акцизного сбора, и чем выше специфический акциз, тем меньше расчетная цена, и соответственно уровень акциза. Результатом налоговых новшеств стало лишь то, что для минимизации налогов сигареты с максимальной розничной ценой 2 гривны за пачку надо будет продавать своей дочерней фирме не по 90 копеек, а по 80, а с 1 июля – по 65 копеек. При этом акциз с такой пачки в прошлом году составлял 30,2 копейки, а теперь он возрастет до 31,2 копейки, а с 1 июля – до 32,5 копейки, то есть всего на 2,3 копейки или на 8%. Если бы стоимостный акциз платился не с оптовой цены для дочерней фирмы, а с максимальной розничной цены, то тогда сумма акциза с пачки ценой 2 гривны составляла бы 39 копеек в 2006 году, 42 копейки сейчас и 46 копеек с 1 июля. Схема минимизации налога позволяет производителям сигарет экономить от 9 до 13 копеек на пачке. Поскольку пачек с подобной ценой в Украине производится порядка 1 миллиарда в год, бюджет из-за этой схемы теряет не менее 100 миллионов гривен. Однако потери бюджета не ограничиваются минимизацией акциза для сигарет данного ценового сегмента.

Новая схема налогообложения облегчает минимизацию акцизных платежей

По мере роста цены сигарет постепенно утрачивается смысл ухода от налогов с помощью дочерней фирмы, и при определенном уровне цен стоимостный налог равняется установленному законом проценту, но уже не с оптовой, а с максимальной розничной цены. Этот уровень показывает, в каком месте ценового диапазона находится граница между сигаретами, для которых есть смысл занижать оптовую цену для минимизации налогов, и сигаретами, в отношении которых такой смысл исчезает. В прошлом году этот уровень составлял 3,25 гривны за пачку. Новая схема налогообложения, как ни парадоксально, повысила этот уровень: сейчас он равен 3,60 гривны, а с 1 июля повышается до 4,25 гривны. В результате список марок сигарет, для которых появляется смысл платить налог не с розничной, а с оптовой цены, существенно расширится. Следствием этого будет то, что акциз на сигареты в этом ценовом диапазоне повысится совсем ненамного, примерно на 7-8%.

Что касается самых дорогих сигарет (7 гривен за пачку), то общая величина акциза повысится с 1,05 гривны всего до 1,09 гривны, а с 1 июля – до 1,13 гривны, то есть на 8 копеек за пачку или на 8%.

Таким образом, на сигареты дороже 2 гривен за пачку рост акциза составит всего порядка 4% до 1 июля, и примерно 8% после 1 июля. Для сигарет дешевле 2 гривен рост может быть несколько больше, но в целом акциз повысится никак не более чем на 10%. В 2004-2006 годах величина инфляции в Украине превышала 10% и если темпы роста инфляции сохранятся, то весь рост акциза будет съеден инфляцией.

Насколько подорожают сигареты в результате нынешнего повышения ставок акциза

Если производители полностью переложат уплату возросшего акциза на потребителя, повысив цену на сигареты, то пачка сигарет в среднем должна будет подорожать чуть более чем на 1%, что будет незаметно для потребителя. Учитывая инфляцию, при таком повышении цен сигареты фактически подешевеют. Такое удешевление сигарет является традиционным для Украины все последние годы. По официальным данным Госкомстата, в 2001 году средняя цена сигарет с фильтром составляла 2,1 гривны, а в 2006 – 2,25 гривны. За этот период индекс потребительских цен вырос примерно на 50%. Если бы цены на сигареты повышались теми же темпами, что и на все остальные товары, то в 2006 году средняя цена пачки сигарет равнялась бы 3,15 гривны, в действительности она на 90 копеек меньше. Еще более парадоксальная ситуация сложилась с ценами на сигареты без фильтра. В 2001 году цена пачки таких сигарет составляла в среднем 87 копеек, а в 2006 – всего 75 копеек, то есть вместо повышения на 44 копейки (в соответствии с инфляцией), она понизилась на 12 копеек. Получается, что государство стимулирует потребление сигарет без фильтра.

Обобщенные Всемирным банком исследования показывают, что снижение реальной (то есть с учетом инфляции) цены сигарет неизбежно приводит к росту их потребления со всеми негативными последствиями для здоровья населения.

В 2006 году Украина ратифицировала Рамочную Конвенцию по борьбе против табака, обязательный для исполнения международный договор. Статья 6 Конвенции обязывает страны осуществлять такую налоговую политику, которая направлена на сокращение потребление табака. Это означает, что налоги ежегодно должны увеличиваться настолько, чтобы цена сигарет повышалась как минимум на величину инфляции.

Акцизы по-европейски

Украина декларирует курс на интеграцию с Европейским Союзом. В ЕС налоговая политика в отношении сигарет базируется на нескольких простых принципах. Во-первых, акциз должен составлять не менее 57% розничной цены (Директива 92/79), а величина акциза должна быть не менее 64 евро на 1000 сигарет, или 1,28 евро на пачку из 20 сигарет (Директива 2002/10). В Украине величина акциза составляет порядка 0,05 евро на пачку, то есть она в 24 раза меньше, чем требует ЕС. Что касается доли акциза в розничной цене, то в Украине она была равна 15%, а с 1 июля возрастет всего до 16%, что в 3,5 раза меньше, чем требуется в ЕС. Таким образом, если налоги на сигареты в Украине и далее будут повышаться теми же темпами, что и в нынешнем году, то европейского уровня они не достигнут никогда.

Нередко можно услышать, что различие цен на сигареты в Украине и ЕС обусловлено разной покупательной способностью граждан. Однако при разной покупательной способности населения цены на многие товары в Украине не отличаются от европейских или даже превышают их, поскольку свободное передвижение товаров выравнивает цены на такие товары в разных странах. Те, кто знаком с европейскими ценами, знает, что цена метра жилплощади в Киеве больше, чем, например, в Варшаве, а равный по качеству кофе или шоколад в супермаркете Варшавы может стоить дешевле, чем в Киеве, хотя покупательная способность поляков намного выше.

И если речь идет о каких-то совершенно необходимых для жизни и полезных для здоровья товарах и услугах, то их цена действительно должна формироваться с учетом покупательной способности жителей страны, чтобы минимизировать неравенство бедных и богатых в отношении здоровья. Когда же речь идет о товарах, обладающих пагубным воздействием на здоровье, каким и является табак, то оснований, по которым он должен быть дешевле в бедных странах, чем в богатых, не существует.

Что касается стоимости производства, то местный вклад в себестоимость сигарет, производимых из импортного табачного листа, настолько низок, что различия цен на сигареты в разных странах практически зависят лишь от налоговой политики.

Акцизы и контрабанда

Наиболее популярным аргументом против роста акциза на сигареты в Украине служит угроза контрабанды сигарет из России. Между тем, в России с 1 января 2007 года акциз на сигареты повышен на 30% и для пачки сигарет, цена которой соответствует 2 гривнам, величина акциза составляет 0,48 гривны, а в Украине - всего 0,31 гривны. Для сигарет без фильтра по цене 0,75 гривны за пачку, величина акциза составляет 0,21 гривны в России и 0,17 гривны в Украине. В российских табачных киосках цена пачки «Мальборо» уже превышает 1 доллар, а в Украине максимальная розничная цена этой марки – 4,25 гривны. Таким образом, нынешняя налоговая политика создает все стимулы для контрабанды сигарет уже не из России в Украину, а наоборот.

К тому же контрабанда сигарет из Украины давно стала массовым явлением. По оценкам, примерно 30 миллиардов сигарет в год (каждая четвертая произведенная в Украине сигарета) нелегально вывозится из Украины в страны ЕС. Именно массовая контрабанда из Украины, наряду с ростом потребления сигарет в Украине, обусловили рост производства сигарет в Украине в 2000-2005 годах в 2 раза. Те, кто думает, что ситуация, когда налоги за сигареты уплачены в Украине, а выкурены эти сигареты, например, в Польше, очень выгодна для украинского бюджета, жестоко ошибаются. В Польше, где количество курильщиков примерно такое же, как в Украине, и куда ИЗ Украины идет массовая контрабанда, в 2004 году государство получило от высоких акцизных налогов на табак 9,25 миллиардов злотых (=13,5 миллиардов гривен), а Украина - 1,46 миллиарда гривен, то есть в 9 раз меньше, так как налоги были низкие.

Политика налогообложения табачных изделий требует кардинальных изменений

Проводящаяся в Украине с 2001 года политика налогообложения табачных изделий привела к следующим результатам:

1) Сигареты за последние годы, в отличие от большинства других товаров, не подорожали, а подешевели, так как рост цен на них намного меньше, чем темпы инфляции.

2) Такое удешевление сигарет приводит к росту их потребления, последствия чего будут сказываться на здоровье граждан Украины еще долгие годы в виде бремени болезней и смертей.

3) В Украине сигареты намного дешевле, чем в ЕС, и уже стали дешевле, чем в России.

4) Контрабанда сигарет из Украины измеряется десятками миллиардов штук, что серьезно осложняет отношения с соседями.

5) Государственный бюджет Украины получает от акциза на табачные изделия намного меньше, чем мог бы, а вводимые в 2007 году изменения ставок акциза, в лучшем случае, позволят лишь компенсировать потери от инфляции.

В течение 2007 года правительству Украины необходимо разработать систему существенного повышения ставок акциза на ближайшие годы, которая позволит постепенно минимизировать все вышеупомянутые негативные последствия нынешней налоговой политики. Эта система должна исходить из интересов здравоохранения и максимизации доходов бюджета, а не прибылей табачных компаний.

Константин Красовский,
Координатор Коалиции
«За свободную от табачного дыма Украину»

  -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Бюллетень КОНТАКТ - это информация для всех, кто занимается контролем над табаком на уровне страны, населенного пункта или своего жилища, и делает это активно.
Периодические выпуски информируют подписчиков о новостях контроля над табаком в странах бывшего Советского Союза. 
Тематические выпуски раскрывают отдельные темы контроля над табаком. 
Вопросы и комментарии направляйте по адресу  
Другие выпуски бюллетеня КОНТАКТ http://www.adic.org.ua/nosmoking/contact 
Подписаться на бюллетень КОНТАКТ или отказаться от подписки можно по адресу http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm  

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz