Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Бюллетень КОНТАКТ - тематический выпуск №28

июль 2007 года

Вторая Сессия Конференции сторон Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака приняла руководящие принципы защиты от воздействия табачного дыма

Ресурсный центр по контролю над табаком
http://www.adic.org.ua/nosmoking; contact@adic.org.ua ; tel.380444515901; fax.380445021902

С 26 апреля 2007 года Ресурсный Центр финансируется благодаря частным пожертвованиям сторонников контроля над табаком разных стран мира.

 

С 30 июня по 6 июля 2007 года в Бангкоке (Таиланд) проходила Вторая Сессия Конференции сторон Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака. В ней приняли участие представители 129 из тех 146 стран, которые являются Сторонами Конвенции, наблюдатели из ряда других стран, представители межправительственных и неправительственных организаций.

Из стран бывшего СССР в работе сессии участвовали делегации Азербайджана, Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Украины. К сожалению, такие страны как Беларусь, Казахстан и Кыргызстан, хотя и являются сторонами Конвенции, своих делегатов не прислали. В качестве наблюдателей присутствовали делегации России и Таджикистана. Кроме того, активное участие в работе приняли представители неправительственных организаций Армении, Грузии и Кыргызстана.
Вторая сессия Конференции сторон приняла следующие важные решения:

1. Одобрены руководящие принципы защиты от воздействия табачного дыма.

2. Решено создать межправительственный орган по ведению переговоров для разработки и обсуждения протокола о незаконной торговле табачными изделиями с перспективой принятия этого протокола в 2010 году.

3. Принято решение создать рабочие группы для разработки руководящих принципов осуществления следующих Статей Конвенции:

• Статьи 5.3 (о защите политики от воздействия коммерческих интересов табачной промышленности).

• Статей 9 и 10 (о регулировании и раскрытии состава табачных изделий).

• Статьи 11 (Упаковка и маркировка табачных изделий).

• Статьи 12 (Просвещение, передача информации, подготовка и информирование населения).

• Статьи 13 (Реклама, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий).

• Статьи 14 (Меры, касающиеся табачной зависимости и прекращения употребления табака).

Предполагается, что руководящие принципы осуществления Статей 11 и 13 будут приняты на следующей, третьей сессии в 2008 году, которая пройдет в Южно-Африканской Республике.

Кроме того, Сессия приняла ряд важных решений в отношении отчетности, бюджета и финансирования осуществления Конвенции, в том числе помощи нуждающимся странам.

Среди решений Второй Сессии главное практическое значение имеют одобренные ею руководящие принципы защиты от воздействия табачного дыма. С полным текстом этих руководящих принципов (на русском языке) можно ознакомиться по адресу http://www.who.int/gb/fctc/PDF/cop2/FCTC_COP2_17P-ru.pdf. Там также приведены ссылки на действующие законодательные акты ряда стран, а также на справочные материалы.

Руководящие принципы составлены для оказания помощи странам в выполнении их обязательств по Статье 8 Конвенции. Они созданы на основе новейших научных данных и успешного опыта ряда стран по осуществлению эффективных мер защиты от табачного дыма.

Основные положения руководящих принципов защиты от табачного дыма

1. Руководящие принципы исходят из того, что обязанность защиты людей от табачного дыма основана на фундаментальных правах и свободах человека, в частности праве на жизнь, на наивысший достижимый уровень здоровья и здоровую окружающую среду.

2. Эффективные меры по защите от табачного дыма требуют полного исключения курения и табачного дыма в конкретном пространстве, так как не существует безопасного уровня воздействия табачного дыма. Такие же меры как вентиляция, фильтрация воздуха, создание отдельных зон для курения являются заведомо неэффективными, что подтверждено многочисленными научными исследованиями.

3. Все люди должны быть защищены от табачного дыма, а не только особо уязвимые группы населения. Это не противоречит возможному принятию более строгих наказаний в отношении тех, кто подвергает табачному дыму более уязвимых людей, таких как дети или беременные женщины, но в то же время подчеркивает, что вторичный табачный дым вреден для здоровья всех людей, включая самих курильщиков.

4. Для защиты людей от табачного дыма требуются простые, четкие и выполнимые законодательные меры, добровольные соглашения не обеспечивают адекватной защиты. Например, в Шотландии в течение 4 лет действия добровольного соглашения между правительством и объединением ресторанов и баров, только один бар освободился от табачного дыма. В течение же месяца после введения закона, как показали проверки, 99% баров стали свободными от табачного дыма.

5. Законодательство о полном освобождении от табачного дыма должно охватить все закрытые общественные и рабочие места и все виды общественного транспорта. Это обеспечивает равную защиту для всех и облегчает контроль выполнения закона. Например, в Норвегии соблюдение полного запрета курения в барах и ресторанах, принятого в 2005 году, было намного выше, чем действовавших до этого частичных ограничений, таких как выделение определенной части площади для некурящих. Опыт применения мер по освобождению от табачного дыма показывает, что эти меры могут быть успешными даже в таких местах, как тюрьмы, дома для престарелых и психиатрические клиники, так как это не только место обитания для клиентов, но и место работы для персонала. В руководящих принципах указано, что каждая Сторона Конвенции должна обеспечить полную защиту от табачного дыма во всех общественных и рабочих местах внутри помещений, а также в общественном транспорте в течение 5 лет после вступления РКБТ в силу для данной страны.

6. Для эффективного осуществления законодательства требуется четко определить такие термины как «курение», «вторичный табачный дым», «общественное место», «рабочее место», «закрытое помещение» и т.д. Примеры определения таких терминов приведены в руководящих принципах. Например, рекомендуется, чтобы под термином «курение» понималось обладание или контроль за зажженным табачным изделием, независимо от того, вдыхает ли курильщик активно табачный дым или нет. Под «рабочими местами» следует понимать не только место выполнения работы, но и все прилегающие и связанные с этим места, включая туалеты, кафетерии, коридоры и т.д.

7. Эффективное осуществление мер по защите от табачного дыма требует широкого просвещения и вовлечения общественности, в том числе неправительственных организаций. Очень важно объяснить всем гражданам сущность и последствия принимаемых мер еще до вступления этих мер в силу.

8. Законодательство должно четко определять тех должностных лиц, которые отвечают за контроль осуществления закона, а также перечень тех действий, которые позволят им выполнить возложенные на них функции. Обычно нет необходимости создавать новые структуры для контроля выполнения закона, так как эти обязанности могут быть возложены на санитарно-эпидемиологическую службу, инспекцию по охране труда, лицензионные либо противопожарные инспекции. Важно также четко определить действия, которые должны предпринимать владельцы или управляющие помещений, где предполагается введение запрета курения, такие как запрет размещения пепельниц.

9. Законодательство должно ввести достаточно строгие меры наказания, достаточные для того, чтобы предотвратить нарушения. При этом меры наказания для организаций и предприятий должны быть более строгими, чем для самих курильщиков, вплоть до отзыва лицензии для ресторана, где систематически нарушается закон. При этом возможно первоначальное введение короткого срока «мягкого контроля», когда до определенной даты нарушители предупреждаются, но не штрафуются, за которым идет наглядная кампания «жесткого контроля», когда наказания выносятся максимально публично и жестко в течение первых же дней.

10. Необходимо ввести систему мониторинга выполнения законодательных мер с целью оценки их эффективности и поиска возможных «дыр» в законодательстве с целью их ликвидации.

11. Законодательные меры должны быть достаточно гибкими, чтобы позволить их пересмотр при возникновении определенных проблем, появления новых научных данных и успешных примеров в разных странах.

Отметим также, что рекомендации по осуществлению положений Статьи 8 РКБТ, касающихся защиты от табачного дыма, приведены и в книге «Табак и закон. Рамочная Конвенция по борьбе против табака ратифицирована, что дальше?» (см. http://contacttobinfo.narod.ru/books/law/03.htm )

Константин Красовский,
Ресурсный Центр по контролю над табаком

  -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Бюллетень КОНТАКТ - это информация для всех, кто занимается контролем над табаком на уровне страны, населенного пункта или своего жилища, и делает это активно.
Периодические выпуски информируют подписчиков о новостях контроля над табаком в странах бывшего Советского Союза. 
Тематические выпуски раскрывают отдельные темы контроля над табаком. 
Вопросы и комментарии направляйте по адресу  
Другие выпуски бюллетеня КОНТАКТ http://www.adic.org.ua/nosmoking/contact 
Подписаться на бюллетень КОНТАКТ или отказаться от подписки можно по адресу http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm  

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz