Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Бюллетень КОНТАКТ - тематический выпуск № 34

июль 2009 года

В Украине обновлено законодательство о контроле над табаком: что именно изменилось

3 июля 2009 года Президент Украины Виктор Ющенко подписал Закон Украины №1512-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровья населения», принятый Верховной Радой 11 июня 2009 года.

Данный закон, прежде всего, вносит изменения в Закон Украины № 2899-IV «О мероприятиях по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» (http://adic.org.ua/nosmoking/p/show.php?id=563&type=docs ), принятый в 2005 году. Принятые изменения направлены на приведение законодательства Украины в соответствие с Рамочной Конвенцией по борьбе против табака, ратифицированной Украиной в 2006 году.

Предупреждения на пачках

Текст. Новый закон устанавливает новые тексты для предупреждений. Текст основного предупреждения на передней стороне пачки изменен с «Курение приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям и раку легких» на "Курение убивает". Количество дополнительных предупреждений увеличено с 6 до 10 и установлены следующие их тексты, некоторые из которых похожи на нынешние: "Курильщики умирают рано"; "Курение вызывает зависимость от табака (никотиновую зависимость) - не начинайте курить!"; "Курение повреждает сперму и может привести к импотенции"; "Курение во время беременности наносит ущерб вашему ребенку". Ряд других предупреждений отличаются от нынешних: "Курение вызывает старение кожи", "Курение вызывает рак легких", "Курение снижает способность женщин к рождению детей", "Отказ от курения значительно уменьшает риск опасных сердечных заболеваний и заболеваний легких", "Курение разрушает артерии, вызывает сердечные приступы и инсульт", "Курение может вызвать медленную и мучительную смерть". Эти шесть новых вариантов текста примерно соответствуют вариантам текстов, одобренных в Европейском Союзе. К сожалению, с введением новых предупреждений исчезнут оба нынешних варианта предупреждений, касающиеся пассивного курения: «Табачный дым вредит здоровью тех, кто вас окружает»; «Защитите детей: не позволяйте им дышать вашим дымом».

Размер. Предупреждения должны занимать не меньше 50% внешней поверхности обеих больших сторон упаковки, тогда как сейчас они должны занимать не меньше 30%. К сожалению, сохранилось положение, что окружающая предупреждения черная рамка шириной не менее 3 мм входит в указанную долю площади.

Изображения. Текст предупреждений, согласно новому закону, должен сопровождаться рисунками или пиктограммами. Указанные рисунки или пиктограммы утверждаются Кабинетом Министров по представлению Министерства здравоохранения.

Сроки введения. В течение трех месяцев после опубликования закона Кабинет Министров должен утвердить рисунки или пиктограммы на табачных упаковках. Далее эти рисунки или пиктограммы подлежат пересмотру раз в три года. Производители должны будут нанести рисунки на упаковки табачных изделий не позже, чем через шесть месяцев после их утверждения. Однако это не касается первой серии рисунков, так как положения Статьи 12 обновленного закона вступают в силу только с 1 января 2011 года. Это означает, что после 1 января 2011 года нельзя будет производить или импортировать табачные изделия без обновленных предупреждений. При этом еще до 1 января 2011 года можно будет производить, импортировать и продавать табачные изделия с новыми предупреждениями, что означает, что потребители увидят их в конце 2010 года. Если изделия со старыми предупреждениями были произведены или импортированы до 1 января 2011 года, то ими можно будет торговать неограниченное время, то есть в течение некоторого времени будут продаваться табачные изделия как с новыми, так и со старыми предупреждениями.

Освобождение рабочих и общественных мест от табачного дыма

Какие места освобождаются от табачного дыма. Обновленный закон утвердил перечень мест, в которых курение запрещается полностью, то есть не разрешается отводить места для курения:
- в учреждениях здравоохранения, в учебных заведениях независимо от формы собственности и подчинения;
- в спортивных сооружениях;
- в учреждениях, предприятиях и организациях культуры;
- в залах ожидания пассажиров на железнодорожных, авто- и аэровокзалах;
- в вагонах поездов, автобусах, такси, включая маршрутные такси, троллейбусах, трамваях, метрополитене;
- в лифтах жилых домов;
- на территориях детских площадок.

В иных общественных и рабочих местах курение разрешается только в специально отведенных местах. В обновленном законе сохранены требования к таким местам, а именно: 1) оборудование их вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма; 2) размещение наглядной информацию о расположении таких мест и о вреде, который наносит здоровью человека курение табачных изделий. При этом в законе нет требований о размере мест для курения и нет санкций за нарушение норм об отведении таких мест. Это означает, что отводить места для курения не обязательно и в таком случае курить запрещено на всей территории здания. Хотя желательно подтвердить этот запрет соответствующим приказом по учреждению, но с точки зрения буквы закона отсутствие надлежащим образом оборудованных мест для курения автоматически означает полный запрет курения. К тому же закон обновил понятие «рабочее место», которое теперь определяется как «пространство, отведенное в здании или сооружении для пребывания работника в процессе трудовой деятельности». Этим фактически охватывается вся площадь производственных помещений, включая туалеты и лестничные пролеты, которые являются пространством трудовой деятельности для уборщицы.

Более специфические требования обновленный закон предъявляет к заведениям общественного питания, а также к гостиницам и другим местам временного размещения граждан.

В заведениях общественного питания для лиц, которые не курят, отводится не менее 50% площади этих общественных мест, размещенной так, чтобы табачный дым не распространялся на эту территорию. Это означает, что курение должно быть запрещено на территории, составляющей от 50% до 100% площади заведения, при этом разделение одного зала перегородкой не позволяет выполнить требования закона, так как это никак не может предотвратить распространение табачного дыма. Реально же заведения, в которых есть два зала, должны запретить курение в большем и могут вынудить посетителей вдыхать токсичные вещества табачного дыма в меньшем. Если же в заведении всего один зал, то всех посетителей заставят дышать воздухом, не загрязненным табачным дымом. Отметим также, что закон запрещает курение на площади, а не просто в здании заведения общественного питания. Это означает, что открытые площадки также подпадают под действие закона и поэтому, если в ресторане есть закрытые помещения и открытые площадки, то законных возможностей разрешить курение в закрытом помещении практически не остается. Если кафе работает только на открытой площадке, то минимум половина ее должна быть свободна от табачного дыма.

Не менее 50% (то есть до 100%) площади гостиниц и других мест временного размещения людей должно быть отведено для лиц, которые не курят.

Санкции. В отличие от предыдущей версии закона, обновленный закон вводит санкции для юридических лиц за несоблюдение закона. Если в заведениях общественного питания или же в гостиницах и других местах временного размещения граждан не отведены вышеуказанные места для некурящих, это грозит штрафом в размере от одной до десяти тысяч гривен. Финансовые санкции за такие нарушения могут наложить только представители Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Поэтому если Ваше право на чистый воздух в кафе или гостинице было нарушено, обращайтесь с письменной жалобой в соответствующие территориальные подразделения этого комитета.

Обновленный закон также усилил наказания для физических лиц за курение в неустановленных местах (Статья 175-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУАП). Размер штрафа за первое нарушение вырос с 17-85 гривен ранее до 51-170 гривен сейчас, а за повторное нарушение – с 85-119 гривен до 170-340 гривен. Отметим, что штраф не платится сразу по выявлению правонарушения. Размер штрафа (в установленных пределах) определяет начальник или заместитель начальника городских или районных отделов внутренних дел (а также приравненных к ним отделов, таких как органы внутренних дел на транспорте). В случае курения в местах, где оно запрещено решением местного совета, размер штрафа определяет исполнительный комитет местного совета либо административная комиссия при исполкоме. Решение о взимании штрафа принимается на основании протокола, который могут составить либо работники милиции (но только в случае курения в местах, определенных законом, а не решением местного совета), либо должностные лица, уполномоченные органами местного самоуправления (но только для мест, где курение запрещено решением местного совета и при условии, что такой исполком совета принял решение о наделении их такими полномочиями), либо члены общественных формирований по охране общественного порядка (только для мест, где курение запрещено решением местного совета).

Также повышен размер штрафа с 17-51 гривны до 85-340 гривен за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов, в неустановленных для курения местах в поездах местного и дальнего следования, а также в метрополитене (статья 110 КУАП); курение в неустановленных местах на судах морского и речного транспорта (статьи 115 и 117 КУАП); курение в автобусах, маршрутных такси, троллейбусах или трамваях (статья 119 КУАП). Решение о взимании штрафа и его размер определяют контролеры автотранспортных управлений, трамвайно-троллейбусных управлений, контролеры-ревизоры пассажирских поездов, работники милиции в пассажирских поездах, а также начальники всех вышеуказанных работников.

Отметим, что в законодательстве возникает коллизия по поводу курения в вагонах поездов местного и дальнего следования. В статье 110 КУАП допускается возможность установления там мест для курения, тогда как, согласно нормам Статьи 13 обновленного закона, курение в вагонах поездов полностью запрещается и никаких мест для курения установлено быть не может. Для выяснения того, как эта норма будет действовать на практике, нужно будет обратиться за разъяснением к руководству железных дорог.

Укажем также, что Статья 13 обновленного закона запрещает курение в такси (такой запрет также предусмотрен пунктами 154, 157 и 160 Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденных постановлением Кабинета Министров №1184 от 26.09.2007 г). При этом статья 119 КУАП не предусматривает штрафа за курение в такси, но такое нарушение подпадает под действие статьи 175-1 КУАП как курение в запрещенных законом местах. Отметим также, что вышеуказанные нарушения статей 110, 115, 117 и 119 одновременно являются и нарушениями статьи 175-1. Различие состоит в том, что работник милиции может составить протокол только по статьям 110 и 175-1.

Ограничение торговли табачными изделиями

Обновленный закон запретил продажу сигарет в пачках, содержащих менее 20 штук. Эта мера принята в связи с тем, что пачки с небольшим числом сигарет более популярны у детей, так как они дешевле и от них можно быстрее избавиться. Эта норма вступает в силу с 1 января 2011 года.

Также законодательно запрещено бесплатное распространение табачных изделий.

Кроме того, усилены меры наказания за незаконную торговлю табачными изделиями. При этом следует различать незаконную уличную торговлю заведомо без лицензии и нарушение действующих норм при наличии лицензии на розничную продажу.

Уличная торговля табачными изделиями подпадает под действие статьи 156 КУАП, причем одновременно двух ее частей: первой (розничная торговля табачными изделиями без лицензии) и третьей (торговля табачными изделиями с рук). С принятием обновленного закона наказания по этой статье усилены. Штраф за нарушения по первой части статьи 156 вырос с 340-1700 гривен до 850-3400 гривен, при этом он должен сопровождаться конфискацией предметов торговли и выручки. Штраф за нарушения по третьей части статьи 156 вырос с 51-170 гривен до 510-850 гривен, при этом он должен сопровождаться конфискацией предметов торговли. В случае повторного (в течение года) нарушения по первой либо третьей части статьи 156 предусмотрен штраф, размер которого вырос с 340-510 гривен до 2550-4250 гривен, тоже с конфискацией предметов торговли. Следует отметить, что уличные торговцы нередко продают сигареты без акцизных марок Украины, что подпадает под действие вышеупомянутой части первой статьи 156. Решения о наказаниях по нарушениям частей 1 и 3 статьи 156 выносят городские или районные суды (ст. 221 КУАП), а протоколы о таких нарушениях составляют либо работники внутренних дел, либо работники органов защиты прав потребителей, либо должностные лица, уполномоченные на то исполкомами местных советов (ст. 255 КУАП).

Нарушениями при наличии лицензии на розничную торговлю табачными изделиями (то есть работниками торговли или общественного питания) являются: 1) продажа сигарет без акцизных марок Украины установленного образца; 2) торговля табачными изделиями в помещении или на территории, где это запрещено законом (то есть в помещении или на территории дошкольного, учебного или медицинского учреждения, месте проведения спортивных соревнований, в специализированных магазинах или секциях магазинов, которые торгуют детскими либо спортивными товарами) или решением местного совета; 3) продажа табачных изделий лицами или лицам моложе 18 лет; 4) продажа табачных изделий поштучно (кроме сигар).

Последние три вида нарушений касаются продажи легальных табачных изделий, но подпадают под действие части второй статьи 156-2 КУАП. Штраф за нарушение по части 2 статьи 156 вырос с 85-340 гривен до 510-1700 гривен. При этом как решения о наказаниях по нарушениям второй части статьи 156 выносят органы защиты прав потребителей (ст. 244-4), а протоколы составляют либо работники органов защиты прав потребителей, либо работники внутренних дел, либо должностные лица, уполномоченные на то исполкомами местных советов (ст. 255 КУАП).

Нередко в киосках продаются сигареты с акцизными марками России или вообще без акцизных марок. Такое нарушение подпадает под действие первой части статьи 156 (см. выше), 164-5 (хранение или транспортировка табачных изделий без марок акцизного сбора должностными лицами продавцов этих товаров), 168-2 (продажа сигарет с нарушением требований о медицинских предупреждениях на табачной упаковке). Штраф за нарушение по статье 164-5 вырос с 340-1700 гривен до 850-3400 гривен. Штраф сопровождается конфискацией товара, причем в случае повторного в течение года нарушения либо если стоимость партии товара превышает 1700 гривен, взимается штраф, размер которого вырос с 1700-5100 до 3400-8500 гривен. Решения о наказаниях по нарушениям статьи 164-5 выносят городские или районные суды (ст. 221 КУАП), а протоколы о таких нарушениях составляют либо работники внутренних дел, либо работники налоговой администрации (ст. 255 КУАП). Штраф за нарушение по статье 168-2 вырос с 85-510 гривен до 510-1700 гривен. Решения о наказаниях по нарушениям статьи 168-2 выносят органы защиты прав потребителей, их же представители составляют протоколы о нарушениях (ст. 244-4, 255 КУАП).

Что могут сделать активные граждане для соблюдения мер законодательства по ограничению курения и торговли табачными изделиями

При выявлении любого из вышеуказанных нарушений необходимо обратиться (желательно письменно) в тот орган, который имеет полномочия составить протокол о нарушении, указав статью КУАП, под которую, по Вашему мнению, подпадает данное нарушение. Далее нужно проследить, чтобы протокол был передан в орган, который имеет право выносить решение о мере наказания, и что наказание действительно было вынесено. Особенно в тех случаях, когда за повторное (в течение года) нарушение предусмотрен повышенный штраф, нужно отслеживать, не повторяется ли нарушение и своевременно информировать о нем соответствующие органы.

Если гражданин является членом общественного объединения по охране общественного порядка, он имеет право, согласно п.9 статьи 255 КУАП, составить протокол о нарушении по статье 175-1 (курение в запрещенных местах, установленных местным советом) и передать его на рассмотрение административной комиссии при исполкоме местного совета (ст. 218 КУАП).

При возможности влиять на решения местных советов и их исполкомов нужно добиваться, чтобы те принимали решения:

1) о том, в каких местах запрещено загрязнять воздух табачным дымом (причем этот список должен не только дополнять, но и повторять перечень уже установленным законом мест, так как более широкий список мест может расширить число осуществляющих контроль должностных лиц);

2) о запрете торговли табачными изделиями в определенных местах;

3) о наделении должностных лиц полномочиями составлять протоколы по нарушениям, подпадающим под действие статей 156 и 175-1.

Ограничение влияния табачной индустрии

Раздел закона, касающийся принципов государственной политики контроля над табаком, дополнен следующими двумя принципами:

bullet приоритетность политики в сфере охраны здоровья здравоохранения по сравнению с финансовыми, налоговыми и корпоративными интересами хозяйственных субъектов, деятельность которых связана с табачной промышленностью;
bullet участие физических лиц, объединений граждан, деятельность которых не связана с табачной промышленностью, в мероприятиях, касающихся предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровья населения.

Хотя эти принципы довольно декларативны, они отвечают положениям Статей 5.3 и 12 Рамочной конвенции по борьбе протии табака и дают четкие основания для государственных чиновников ограничить официальные контакты с табачной индустрией и финансируемыми ею общественными организациями.

Заключение

Обновленный закон не охватывает целый ряд мер контроля над табаком, например, запрета табачной рекламы, так как они регулируются иными актами. Не удалось добиться полного соответствия с положениями и рекомендациями РКБТ, например, рабочие и общественные места не будут пока 100% свободными от табачного дыма. Однако при принятии законодательства важно учитывать возможность его эффективного соблюдения, исходя из имеющихся ресурсов. Принятый в 2005 году закон о контроле над табаком в сочетании с иными информационными и законодательными мерами позволил снизить распространенность курения в Украине с 41% в июне 2005 года до 31% в мае 2009 года. Содержащиеся в обновленном законе меры призваны закрепить эту позитивную тенденцию.

  -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Бюллетень КОНТАКТ - это информация для всех, кто занимается контролем над табаком на уровне страны, населенного пункта или своего жилища, и делает это активно.
Периодические выпуски информируют подписчиков о новостях контроля над табаком в странах бывшего Советского Союза. 
Тематические выпуски раскрывают отдельные темы контроля над табаком. 
Вопросы и комментарии направляйте по адресу contacttobinfo@narod.ru  
Другие выпуски бюллетеня КОНТАКТ http://www.adic.org.ua/nosmoking/contact 
Подписаться на бюллетень КОНТАКТ или отказаться от подписки можно по адресу http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm  

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz