Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Бюллетень КОНТАКТ - тематический выпуск № 36

январь 2010 года

Законодательные ограничения продажи табачных изделий лицам моложе 18 лет в Российской Федерации и в Украине и их соблюдение

В последнее время активисты общественных организаций России и Украины все чаще выражают желание бороться с продажей табачных изделий несовершеннолетним. Например, 28 декабря 2009 года Черноморское гайдамацкое объединение заявило, что собирается выявлять факты незаконной реализации алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним и инициировать возбуждение административных дел против продавцов, нарушивших закон http://www.nr2.ru/odessa/263654.html.

Характерно, что против продажи сигарет несовершеннолетним давно и открыто выступают и табачные компании: в Украине (см. http://www.bat.ua/OneWeb/sites/BAT_6N4ED2.nsf/vwPagesWebLive/DO52ANVW?opendocument&SID=&DTC=&TMP=1), Казахстане, Латвии, Узбекистане и других странах. В России с 2000 года существует так называемый Общественный Совет по проблеме подросткового курения (http://www.youth-non-smoking.ru/), деятельность которого направлена на ограничение и недопущение потребления табачной продукции несовершеннолетними. Данный Совет финансируется табачными компаниями, представители которых являются его членами.

Наши многолетние читатели, конечно же, уже знают, почему мы не поддерживаем инициативы табачных компаний по поводу ограничения продажи табачных изделий несовершеннолетним. Еще в 2000 году мы предложили табачным компаниями комплекс мер, которые действительно могли бы снизить уровни курения среди несовершеннолетних, но они до сих пор не воспользовались ни одним из наших предложений.

Характерно, что подход табачных компаний делает ставку на публичность (шум в СМИ, наклейки на киосках, привлечение важных лиц для мероприятий, обучение продавцов), в чем можно убедиться, посмотрев новости Общественного Совета по проблеме подросткового курения (http://www.youth-non-smoking.ru/news/). Наш же подход состоит в том, что главное – это эффективность, которая будет выражаться в снижении доступности сигарет, если действия будут состоять в выявлении и пресечении фактов продажи сигарет детям. Поскольку продавать сигареты детям выгодно, наказание за такую продажу должно быть достаточно суровым и неотвратимым.

Подростки обычно начинают курить из интереса и не намерены курить всю оставшуюся жизнь. Часть из них действительно выкуривает некоторое количество сигарет в подростковом возрасте и больше не курит. К сожалению, табак вызывает зависимость, но ее выраженность может быть разной, и невозможно определить для каждого подростка число сигарет, при превышении которого баловство превращается в зависимость. Но чем меньше у подростка стимулов для курения (а громогласные кампании против курения «несовершеннолетних» как раз провоцируют курение из чувства подросткового протеста) и возможностей приобрести сигарету, тем меньше вероятность преодолеть это критическое число сигарет. По мнению координатора Коалиции «За свободную от табачного дыма Украину» Сергея Гончара, человек начинает считать себя курильщиком не тогда, когда выкуривает первые сигареты (обычно это просто проба из интереса), а когда на свои деньги покупает первые сигареты для себя. Поэтому если у подростка не будет возможности такой покупки, то и курильщиком он не станет.

Безусловно, для пресечения продажи сигарет подросткам, в первую очередь, нужно прекратить незаконную продажу сигарет с рук так называемыми «бабушками». Однако в данном материале мы сосредоточимся на том, какие действия можно предпринять, если дети покупают сигареты в магазине, имеющем лицензию на торговлю табачными изделиями.

В России Статья 4 Закона Российской Федерации № 87-Ф3 «Об ограничении курения табака» гласит, что на территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Нарушение влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Такое нарушение подпадает под действие Статьи 14-2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях (КоАП РФ) «Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством», которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; либо Статьи 14-15 КоАП РФ «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров», которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно Статье 23.49 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14-2 и 14-15, могут только органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Протоколы об административных правонарушениях (Статья 28.3 КоАП РФ) вправе составлять должностные лица упомянутой инспекции и органов внутренних дел (милиции). Это существенно затрудняет наказание продавцов, так как нужно, чтобы факт продажи сигарет подростку зафиксировало должностное лицо, ибо на заявление гражданина продавец может сказать, что никаких нарушений не совершал и его оклеветали. При этом опыт Волгограда показал, что эффективным может быть обращение граждан в прокуратуру. Аналогичный опыт с прокуратурой имеется и в Симферополе (Украина).

В Украине Статья 15-3 Закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» запрещает продажу табачных изделий не только лицам, но и лицами, которые не достигли 18 лет. Нарушение подпадает под действие статьи 156-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУАП), которая влечет наложение административного штрафа на продавца в размере 85-340 гривен, а за повторное в течение года нарушение – 510-1700 гривен. Хотя решение о размере штрафа может принять только руководитель соответствующего органа по защите прав потребителей (статья 244-4 КУАП), протокол о нарушении могут составить представители: 1) органа по защите прав потребителей; 2) органов внутренних дел; 3) уполномоченные исполкомом местного совета должностные лица. В Украине, в отличие от России, вышеупомянутая статья закона дает органам местного самоуправления право запрещать продажу табачных изделий не только в тех местах, которые упомянуты в национальном законе, но и в других местах, чем местные органы успешно пользуются для пресечения продажи сигарет несовершеннолетним. С января 2009 года дополнена Статья 15 вышеупомянутого закона Украины, которая дает органам, выдающим лицензию на розничную продажу табачных изделий, право аннулировать такую лицензию в случае выявления продажи табачных изделий лицам моложе 18 лет.

При контроле фактов продажи сигарет лицам моложе 18 лет следует учесть, что для выявления такого факта в присутствии уполномоченного должностного лица можно и не дождаться, когда случайный подросток придет покупать сигареты. Привлечение же подростков для провокационных покупок сопряжено с этическими и юридическими проблемами (поэтому нелишне запастись нотариально заверенным согласием родителей подростка на его участие в такой акции).

Альтернативными методами ограничения продаж сигарет лицам моложе 18 лет является контроль таких нарушений, как поштучная продажа сигарет и продажа табачных изделий возле школ. Поштучная продажа сигарет запрещена Статьей 3 (пункт 4) Закона РФ №87-Ф3 и Статьей 15-3 вышеупомянутого Закона Украины. Это нарушение подпадает под вышеупомянутые статьи 14-15 КоАП РФ и 156-2 КУАП. Поштучно покупают сигареты в основном подростки, и не только потому, что у них мало денег. Сигареты и в пачке очень дешевы, а поштучная сигарета всегда дороже, чем такая же сигарета в пачке. Дело в том, что подростки не хотят, чтобы родители или учителя нашли и забрали у них пачку сигарет, и поэтому покупают столько сигарет, сколько собираются выкурить в ближайшее время. В некоторых магазинах открыто пишется поштучная цена сигарет. Фотография такого объявления послужит весомым доказательством нарушения, письменное заявление о котором нужно направить в орган по защите прав потребителей (еще лучше отправить копию в прокуратуру). Опыт Воронежа показывает, что покончить со штучной торговлей сигаретами реально.

Статья 3 (пункт 5) Закона РФ № 87-Ф3 запрещает розничную продажу табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций. В Украине такая продажа запрещена в помещениях и на территориях дошкольных, учебных заведений и учреждений здравоохранения, в помещениях специализированных торговых организаций, которые осуществляют торговлю товарами детского ассортимента, а также в соответствующих отделах универсальных торговых организаций, в местах проведения спортивных соревнований и в других местах, определенных органами местного самоуправления. Например, в Киеве запретили торговлю табачными изделиями в мелкорозничной сети, которая расположена в радиусе 150 м от общеобразовательных учебных заведениях. Для того, чтобы точно определить входит ли магазин, торгующий сигаретами, в обозначенный в правовом акте радиус, нужна хорошая карта города. Это нарушение также подпадает под вышеупомянутые статьи 14-15 КоАП РФ и 156-2 КУАП, и заявления о нарушении следует опять-таки направлять в орган по защите прав потребителей.

Третьего декабря 2009 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «Об усилении ответственности за реализацию несовершеннолетним и незаконную реализацию алкогольных напитков и табачных изделий», который предусматривает серьезное ужесточение наказаний за такие нарушения. Однако без надежного общественного контроля с целью выявления и пресечения подобных нарушений он может оказаться очередной декларацией. Для осуществления же контроля, помимо четкой гражданской позиции, нужно обладать знаниями особенностей существующего законодательства, чтобы энергия общественников использовалась с максимальной эффективностью.

  -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Бюллетень КОНТАКТ - это информация для всех, кто занимается контролем над табаком на уровне страны, населенного пункта или своего жилища, и делает это активно.
Периодические выпуски информируют подписчиков о новостях контроля над табаком в странах бывшего Советского Союза. 
Тематические выпуски раскрывают отдельные темы контроля над табаком. 
Вопросы и комментарии направляйте по адресу contacttobinfo@narod.ru  
Другие выпуски бюллетеня КОНТАКТ http://www.adic.org.ua/nosmoking/contact 
Подписаться на бюллетень КОНТАКТ или отказаться от подписки можно по адресу http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm  

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz