Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Информационный бюллетень «НОУСМОКИНГ»

(для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма)

N 50, октябрь 2003 года

Специальный выпуск

Почему фирма «Филип Моррис» согласилась считать черное серым

(информация табачной корпорации о «легких» сигаретах - полу-правда или полу-ложь?)

В настоящее время во многих странах мира табачная корпорация «Филип Моррис» проводит дорогостоящие информационные кампании по поводу так называемых «легких сигарет». Например, в Украине, в газете «Зеркало недели» от 4 октября 2003 года на 1/6 медицинской полосы газеты опубликовано рекламное объявление на украинском языке под заголовком «Вам не следует считать, что сигареты с более низким содержанием смолы лучше или безопаснее для Вас»

На первый взгляд, можно только порадоваться, что табачная корпорация открыто признала то, о чем сторонники здоровья твердят уже многие годы. Вот несколько цитат из рекламного объявления: «Не следует думать, что сигареты с обозначениями «light» («легкие») … менее вредны, или что курение этих сигарет поможет вам бросить курить». «Безопасных сигарет не существует. Если вы обеспокоены влиянием курения на ваше здоровье, вам следует бросить курить. За более детальной информацией обращайтесь на наш сайт www.pmintl.com»

Однако, прочитав это объявление, поневоле задумываешься, почему это табачная фирма именно сейчас решила рекомендовать людям бросать курить. Причин несколько.

1) Табачные корпорации известны тем, что постоянно отрицают научные факты о влиянии курения на здоровье. Например, руководители этих корпораций под присягой заявляли в Конгрессе США, что никотин не вызывает зависимости. И когда табачная фирма публично соглашается с давно установленными фактами, это воспринимается как невиданная откровенность или проявление социальной ответственности. Хотя все коммерчески обосновано: лучше согласиться с частью невыгодных для бизнеса фактов, чем подвергать дальнейшей опасности свой корпоративный имидж. Ведь именно имидж обманщиков не позволил фантастически богатым корпорациям защититься от крохотных групп активистов, которые смогли добиться принятия крайне невыгодного для табачной индустрии законодательства.

2) Одним из примеров такого законодательства является Директива Европейского Союза 2001/37 «О составе и упаковке табачных изделий». Статья 7 этой Директивы гласит: «Начиная с 30 сентября 2003 года тексты, названия, торговые марки, изображения и другие знаки, сообщающие, что определенное табачное изделие менее вредно, чем другие, не должны использоваться на упаковках табачных изделий». Это фактически означает запрет называть сигареты «легкими». Фирма «Филип Моррис» на своем сайте выступает против такого запрета. Так что срок для проведения данной информационной кампании выбран далеко не случайно.

3) В 2002 году суд города Портленд (США) признал фирму «Филип Моррис» виновной в том, что она обманывала своих потребителей относительно фактического поступления смолы из сигарет и обязала выплатить компенсацию ущерба в размере 150 миллионов долларов семье женщины, которая курила «легкие» сигареты, но умерла от рака легких. Публичное распространение информации о том, что «легкие» сигареты не являются менее вредными, служит средством защиты от таких исков.

4) Признавая тот очевидный факт, что количество смол и никотина зависит от того, как человек курит, табачная корпорация умалчивает, что курильщики «легких» сигарет вынуждены затягиваться глубже. В служебной записке фирмы «Филип Моррис», датируемой 1975 годом, говорится: «Собранные ранее данные о курильщиках показывают, что легкие сигареты Marlboro курятся не так, как обычные Marlboro. Имелись различия в размере и частоте затяжек, с большими объемами при курении легких Marlboro». Таким образом, «Филип Моррис» стремится переложить ответственность за последствия более глубоких затяжек на самих курильщиков, хотя вынуждает их затягиваться глубже из-за того, что «легкие» сигареты содержат меньше никотина. Одним из последствий таких глубоких затяжек стал резких рост рака нижних частей легких в США и иных странах. Если бы фирма «Филип Моррис» действительно заботилась о здоровье своих потребителей, она бы начала свою информационную кампанию в 1975 году, а не сейчас, когда ее прижали к стенке судебными исками и запретом называть сигареты «легкими».

5) В своей рекламе фирма «Филип Моррис» заявляет, что информация об уровнях смол и никотина на пачках указывается на основании тестов на курительной машине по методу Международной организации стандартизации (МОС) и согласно требованиям правительств. При этом умалчивается, что табачная индустрия контролирует соответствующий комитет МОС и сознательно отстаивает сохранение заведомо ложных методов тестирования. Только один пример: записка Мануэля Бурласа, старшего менеджера «Филип Моррис» раскрывает секрет того, как компания обошла директиву ЕС 1990 года, ограничивающую содержание смолы 15 мг: «Поскольку мы знали об этом уже в 1988 году, мы начали развивать стратегию реагирования... Трехлетние усилия привели к новому методу, который уменьшает результаты уровня смолы в дыме на 1 мг... Мальборо, продававшийся тогда в ЕЭС, содержал 15,5 мг смолы. Когда новая система была введена, уровень составил 14,5 мг, но обратите внимание, что не было никакого изменения изделия... « Исходя из того, что метод тестирования МОС принципиально неверен, комитет экспертов ВОЗ официально рекомендовал: «Цифровые показатели содержания смол, никотина и угарного газа, основанные на современных методах МОС/ФТК, представленные на упаковках сигарет, а также в рекламе как единственные имеющиеся количественные показатели, вводят в заблуждение и не должны представляться» http://www.who.int/tobacco/sactob/recommendations/en/iso_ftc_ru.pdf 

6) Корпорация «Филип Моррис» стремится уверить всех, что вышеуказанные показатели смол и никотина, а также такие названия, как «легкие», описывают только лишь крепость и вкус сигарет и поэтому нельзя лишать потребителя права узнавать о таких важных для него характеристиках. На самом деле курильщикам для выбора сигарет по вкусу и крепости вполне достаточно знать марку сигарет, и они вполне могут обойтись без обманчивых обозначений и показателей. К тому же, как бы ни пытались органы здравоохранения (даже вместе с табачными компаниями) информировать потребителей о том, что показатели смол и никотина не имеют никакого значения для здоровья курящих, курильщики неизбежно будут считать показатели уровня вредных веществ именно показателем вреда, а не вкуса. Об этом мы смогли убедиться сами в ходе работы телефона доверия для бросающих курить, когда многие из звонивших с гордостью сообщают, что они уже перешли на легкие сигареты.

7) Табачные корпорации используют множество добавок для изменения вкуса и крепости табачных изделий, так что показатели уровня смол и никотина не могут служить единственными показателями вкуса и крепости сигарет. К тому же некоторые добавки используются для манипулирования содержанием никотина. Например, фирма «Филип Моррис» добавляет в некоторые марки сигарет аммиак для повышения уровня рН в дыме. Благодаря этому, часть никотина переходит в свободную форму, которая более сильно воздействует на мозг, но не улавливается курительной машиной. Но когда министерство здравоохранения Нидерландов летом 2003 года потребовало раскрыть для потребителя перечень добавок каждой марки сигарет (просто перечень, а не рецептуру), то корпорация «Филип Моррис» отказалась это сделать и подала в суд, защищая свои коммерческие тайны. Вот такая забота об информированности потребителя.

8) Ссылаясь на Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), корпорация «Филип Моррис» сообщает, что «при переходе на курение сигарет с более низким содержанием смолы не существует значительных преимуществ для здоровья». При этом не упоминаются выводы ВОЗ о том, что суммарный эффект «легких сигарет» для общественного здоровья оказался негативным. Множество людей перешли на такие сигареты вместо того, чтобы бросить курить. Множество людей, особенно девушек, начали курить именно благодаря «легким» сигаретам, дым которых не является столь едким. Более глубокие затяжки дымом легких сигарет привели к увеличению риска многих заболеваний, вместо того, чтобы уменьшить его. Поэтому инициированная ВОЗ Рамочная Конвенция о борьбе против табака 
http://www.who.int/entity/tobacco/fctc/text/en/fctc_ru.pdf  обязывает, чтобы: упаковка и маркировка табачных изделий не стимулировали продажу табачного изделия любым путем, который является вводящим в заблуждение, включая любой термин или любой иной знак, которые имеют целью прямо или косвенно создать ложное впечатление о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия. Они могут включать такие термины, как «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие» или «мягкие».

Таким образом, информационная кампания корпорации «Филип Моррис» продиктована не заботой о здоровье приносящих ей прибыли потребителей, а стремлением отстоять свои коммерческие интересы от судебных исков и законодательных мер, которые защищают здоровье нынешних и потенциальных потребителей табачных изделий.
К числу таких мер относятся:

А) запрет использования могущих вводить в заблуждение терминов, таких как «легкие» сигареты;

Б) отказ от использования не оправдавших себя методов тестирования табачных изделий и запрет использования результатов такого тестирования на упаковке и рекламе табачных изделий;

В) раскрытие для всех потребителей полного перечня добавок, используемых для изготовления каждого вида табачных изделий.

Подробнее о проблеме «легких» сигарет см. брошюру «Легкая ложь» 
http://adic-ukraine.narod.ru/sober-cool/thematic/lightlie
и материалы на нашем сайте

Константин Красовский

--------------------------------------------------------------------------------------------

Бюллетень НОУСМОКИНГ - это информация для журналистов, организаций и отдельных лиц, интересующихся вопросами контроля над табаком
В бюллетене использованы материалы, полученные по сети GLOBALink, из Интернет и иных источников.
Вопросы и комментарии направляйте по адресу
Другие выпуски бюллетеня НОУСМОКИНГ http://www.adic.org.ua/nosmoking/ns 
Подписаться на бюллетень или отказаться от подписки можно по адресу
http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz