Ресурсный центр по контролю над табаком
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Рамочная Конвенция о Контроле над Табаком и ее преимущества для отдельных странГлобальная табачная эпидемия не обошла стороной ни одну страну. По данным ВОЗ табак ежегодно убивает 4 миллиона людей в мире. 300 тысяч таких смертей приходится на Россию и 110 тысяч - на Украину. Употребление табака ведет к большому уровню заболеваемости, который несовместим с задачами жизнеспособного развития и благосостояния для всех. Оно также является огромным бременем для экономики. За подсчетами Всемирного Банка чистая потеря от табака для глобальной экономики составляет 200 миллиардов долларов. Размах и глубина настоящей и будущей табачной эпидемии во всем мире означает, что назрела насущная необходимость принятия международных мероприятий контроля над табаком. Хотя во многих странах приняты законы о контроле над табаком, возможности противодействия опасности потребления табака в пределах отдельной страны ограничены, ибо некоторые ключевые элементы (например, контрабанда) пересекают границы государств. Агрессивная маркетинговая деятельность транснациональных табачных компаний угрожает жизни и здоровью людей во всех странах. В мае 1996 года, с целью сдерживания глобальной табачной пандемии, Сорок Девятая Всемирная Ассамблея Здравоохранения обратилась к генеральному директору Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) с просьбой выступить с инициативой разработки международной Рамочной Конвенции о Контроле над Табаком (РККТ). Генерального директора попросили включить в рамочную конвенцию стратегию, которая будет поощрять государства-члены ВОЗ, быстро продвигаться к принятию всесторонней политики контроля над табаком, а также обратить внимание на те аспекты контроля над табаком, которые выходят за пределы национальных границ. Международные организации разработали ряд механизмов, которые оказывают содействие принятию международных соглашений и действий по глобальным проблемам. Существует две категории международных соглашений, которые могут быть использованы для продвижения стратегии ВОЗ по проблеме табака: 1) международные резолюции, которые не накладывают обязательств; 2) документы, которые накладывают юридические обязательства. Рамочная конвенция с соответствующими протоколами является документом, накладывающим юридические обязательства, и предлагает подход, которой можно встретить в многочисленных договорах по правам человека и охране окружающей среды. Важное преимущество рамочной конвенции-протокола состоит в их гибкости. В таком случае мы не стараемся решить все важные вопросы в одном документе; каждый вопрос решается в рамках отдельного договора. Вначале государства принимают рамочную конвенцию, призывающую к сотрудничеству в достижении широко обозначенных целей, оставляя открытой возможность для сторон принимать последовательно отдельные протоколы, которые содержат конкретные меры по выполнению этих целей. Подход рамочная конвенция-протокол основан на том, что обязательства, разделенные на небольшие, легче выполнимые части, быстрее продвигают нас к достижению общей цели. В большинстве рамочных договоров протоколы разделяются в первую очередь по тематикам. В РККТ обсуждаются следующие направления: налоги; контрабанда; реклама и спонсорство; тестирование и информация о наличии токсичных и иных компонентов; дизайн и этикетки табачных упаковок; табак и аграрная политика; лечение табачной зависимости; сотрудничество и обмен информацией.
Таким образом, благодаря участию в Рамочной Конвенции о Контроле над Табаком страны СНГ смогут:
Самым же главным является то, что с помощью Конвенции мы сможем сберечь гражданам наших стран много лет жизни. Участие в разработке Рамочной Конвенции о Контроле над Табаком не потребует от стран с переходной экономикой, таких как страны СНГ, финансовых затрат. Более того, они будут бесплатно получать от ВОЗ информационную и техническую помощь. Предусматривается создание специального международного фонда, в частности для помощи тем крестьянам, которые переходят от выращивания табака к выращиванию иных культур, а также иных мероприятий контроля над табаком. Те страны, экономика которых еще недостаточно развита, смогут получать средства с этого фонда. Поскольку конкретные обязательства будут накладываться на государства - участники Конвенции лишь в дополнительных протоколах, любая страна может отложить, или даже отказаться от подписания того или иного протокола, если он будет противоречить ее интересам (хотя это очень маловероятно). Таким образом, для всех стран есть все основания принять самое активное участие в разработке и самом скором принятии Рамочной Конвенции о Контроле над Табаком. |