| |
Рамочная Конвенция о Контроле над Табаком
и ее преимущества для отдельных стран
Глобальная табачная эпидемия не обошла стороной ни одну страну. По данным ВОЗ табак ежегодно убивает 4 миллиона людей в мире. 300 тысяч таких смертей приходится на Россию и 110 тысяч - на Украину. Употребление табака ведет к большому уровню заболеваемости, который несовместим с задачами жизнеспособного развития и благосостояния для всех. Оно также является огромным бременем для экономики. За подсчетами Всемирного Банка чистая потеря от табака для глобальной экономики составляет 200 миллиардов долларов.
Размах и глубина настоящей и будущей табачной эпидемии во всем мире означает, что назрела насущная необходимость принятия международных мероприятий контроля над табаком. Хотя во многих странах приняты законы о контроле над табаком, возможности противодействия опасности потребления табака в пределах отдельной страны ограничены, ибо некоторые ключевые элементы (например, контрабанда) пересекают границы государств. Агрессивная маркетинговая деятельность транснациональных табачных компаний угрожает жизни и здоровью людей во всех странах.
В мае 1996 года, с целью сдерживания глобальной табачной пандемии, Сорок Девятая Всемирная Ассамблея Здравоохранения обратилась к генеральному директору Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) с просьбой выступить с инициативой разработки международной Рамочной Конвенции о Контроле над Табаком (РККТ). Генерального директора попросили включить в рамочную конвенцию стратегию, которая будет поощрять государства-члены ВОЗ, быстро продвигаться к принятию всесторонней политики контроля над табаком, а также обратить внимание на те аспекты контроля над табаком, которые выходят за пределы национальных границ.
Международные организации разработали ряд механизмов, которые оказывают содействие принятию международных соглашений и действий по глобальным проблемам. Существует две категории международных соглашений, которые могут быть использованы для продвижения стратегии ВОЗ по проблеме табака: 1) международные резолюции, которые не накладывают обязательств; 2) документы, которые накладывают юридические обязательства.
Рамочная конвенция с соответствующими протоколами является документом, накладывающим юридические обязательства, и предлагает подход, которой можно встретить в многочисленных договорах по правам человека и охране окружающей среды. Важное преимущество рамочной конвенции-протокола состоит в их гибкости. В таком случае мы не стараемся решить все важные вопросы в одном документе; каждый вопрос решается в рамках отдельного договора. Вначале государства принимают рамочную конвенцию, призывающую к сотрудничеству в достижении широко обозначенных целей, оставляя открытой возможность для сторон принимать последовательно отдельные протоколы, которые содержат конкретные меры по выполнению этих целей.
Подход рамочная конвенция-протокол основан на том, что обязательства, разделенные на небольшие, легче выполнимые части, быстрее продвигают нас к достижению общей цели. В большинстве рамочных договоров протоколы разделяются в первую очередь по тематикам. В РККТ обсуждаются следующие направления: налоги; контрабанда; реклама и спонсорство; тестирование и информация о наличии токсичных и иных компонентов; дизайн и этикетки табачных упаковок; табак и аграрная политика; лечение табачной зависимости; сотрудничество и обмен информацией.
|
Налоги. В тех странах, где налоги на табачные изделия постепенно увеличивались, одновременно достигались две цели: уменьшение уровня курения среди населения и увеличения доходов государственного бюджета. Такая политика полностью оправдала себя в Украине: с 1996 по 1999 голы доходы государства от акцизных налогов на табак в долларовом эквиваленте возросли в 4 раза. Дальнейшее внедрение такой политики тормозится разностью в уровне налогов в Украине и соседних странах (в России они меньше, в Польше - больше). Для того, чтобы сокращать различия в ценах между соседними странами необходимо постепенно повышать налоги в тех странах, где они низки. Этого можно достичь лишь с помощью международного договора, такого как РККТ. |
|
Контрабанда. Контрабанда. Известно, что значительную часть табачного рынка составляет контрабанда. Эта проблема имеет важное значение для большинства стран и очевидно, что ни одна страна не способна решить эту проблему сама. О международном размахе этой проблемы свидетельствует тот факт, что мировой экспорт табачных изделий на треть превышает их мировой импорт. Контрабандисты всех стран прекрасно согласовывают свои действия, и противостоять им сможет только согласование действий правительств всех стран. Чтобы предотвратить контрабанду международные перевозки сигарет должны осуществляться под суровым контролем. Разработку механизма этого контроля в рамках одного из протоколов и ставит себе целью Рамочная Конвенция о Контроле над Табаком. |
|
Реклама и спонсорство. В тех странах, где все формы рекламы табака запрещены, например, во Франции, Новой Зеландии, Норвегии и других, наблюдается существенное уменьшение уровня курения среди населения. Проведенные опросы свидетельствуют, что большинство граждан поддерживает запрет табачной рекламы. Конечно, есть опасение, что такая реклама может прийти к нам из иных стран. Только всемирный запрет рекламы всех табачных изделий может оказывать содействие прекращению рекламы табака в импортных журналах, а также во время трансляции событий национального и международного характера. Мероприятия по постепенному ограничению рекламы табака с целью ее полного запрета могут стать предметом еще одного протокола РККТ. |
|
Методы тестирования. Поскольку курение одинаково вредит людям всех стран, целиком оправданным является постепенная гармонизация во всех странах правил, которые касаются содержимого токсичных компонентов в табачных изделиях. Процедуры тестирования на предмет определения конкретных ингредиентов в табачных изделиях должны исходить из принятых в международном масштабе методик, которые позволят потребителям иметь в своем распоряжении точные данные о том, что какие именно вещества поступают в их организм при употреблении этих изделий. Обновление на современном техническом уровне и гармонизация методов тестирования является еще одной из задач РККТ. |
|
Упаковка и этикетки. Большие по размеру и разнообразные по содержанию медицинские предупреждения на пачках сигарет уже доказали свою эффективность в Канаде, Австралии, Польше и иных странах. Современный дизайн пачек сигарет в странах СНГ не способствует выполнению цели общественного здоровья - уменьшению уровня курения среди населения. Договоренности в отношении элементов дизайна упаковки на международном уровне могли бы содействовать улучшению торговых взаимоотношений и укреплению общественного здоровья. |
|
Сельское хозяйство. Субсидии производителям табака в странах Европейского Союза деформируют рынок табака в странах СНГ и стимулируют потребление дешевого благодаря импорту табака. РККТ будет оказывать содействие плавному переходу хозяйств, которые выращивают табак на выращивание полезной для здоровья продукции. |
|
Лечение табачной зависимости. Миллионы людей граждан во всем мире хотят бросить курить. К сожалению, этому мешает зависимость от табака. Эффективность существующих методик очень низка. РККТ будет оказывать содействие внедрению самых современных методик лечения табачной зависимости во всех странах. |
|
Обмен информацией.Страны СНГ ощущают недостаток информации в области проблем последствий употребления табака для здоровья и эффективности мероприятий противостояния табачной эпидемии. РККТ обеспечит стандартизированные подходы к глобальному мониторингу табачной эпидемии и оценке эффективности политики контроля над табаком. |
Таким образом, благодаря участию в Рамочной Конвенции о Контроле над Табаком страны СНГ смогут:
- Постепенно повышать налоги на табак и получать дополнительные доходы в госбюджет.
- Существенно снизить объемы контрабанды табачных изделий.
- Добиться ликвидации отрицательного влияния рекламы табака на население, в особенности молодежь.
- Помочь тысячам курильщиков навсегда бросить курить.
- Уменьшить токсичность табачных изделий.
- Помочь крестьянам, которые выращивают табак, перейти к производству более перспективных культур.
- Своевременно получать самую современную информацию, что будет способствовать эффективности мероприятий контроля над табаком.
Самым же главным является то, что с помощью Конвенции мы сможем сберечь гражданам наших стран много лет жизни.
Участие в разработке Рамочной Конвенции о Контроле над Табаком не потребует от стран с переходной экономикой, таких как страны СНГ, финансовых затрат. Более того, они будут бесплатно получать от ВОЗ информационную и техническую помощь. Предусматривается создание специального международного фонда, в частности для помощи тем крестьянам, которые переходят от выращивания табака к выращиванию иных культур, а также иных мероприятий контроля над табаком. Те страны, экономика которых еще недостаточно развита, смогут получать средства с этого фонда.
Поскольку конкретные обязательства будут накладываться на государства - участники Конвенции лишь в дополнительных протоколах, любая страна может отложить, или даже отказаться от подписания того или иного протокола, если он будет противоречить ее интересам (хотя это очень маловероятно).
Таким образом, для всех стран есть все основания принять самое активное участие в разработке и самом скором принятии Рамочной Конвенции о Контроле над Табаком. |