Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Киев запретил рекламу табачных изделий

»Radio Free Europe / Radio Liberty», 22.11.2001

Тони Весоловский, Ирена Чалупа , «Radio Free Europe»

Принятый парламентом Украины запрет на рекламу табачных изделий - один из самых строгих законов на всей территории бывшего Восточного блока. Этот запрет, который также охватывает рекламу алкогольных напитков, был принят преобладающим большинством 15-го ноября после спора депутатов о том, что подобная реклама принесет больше вреда, чем пользы.

Украина не хочет изгнать ковбоев «Марльборо» из города, зато ей очень хочется немного ограничить свободу действий мужественных символов американских сигарет.

Большинство народных депутатов Украины - 310 из 450 - проголосовали за введение жестких ограничений на рекламу табачных изделий и алкогольных напитков с 15-го ноября. Если Президент подпишет закон - а многие этого ожидают - вся подобная реклама не будет допускаться на телевидение, радио, печатные СМИ и рекламные щиты.

Во время предшествовавшего голосованию обсуждения депутаты говорили о том, что такая реклама приводит к увеличению потребления табачных изделий и алкогольных напитков, что плохо отражается на молодом поколении украинцев и представляет угрозу здоровью всего 49-милионного населения Украины.

Один из самых верных деятелей антитабачной кампании Константин Красовский сказал, что принятие этого закона стало удачным шагом в борьбе с курением.

Его мнение встретило поддержку представителя Европейского регионального отделения Всемирной организации здоровья (ВОЗ) Франклина Апфеля: «Мы неимоверно рады, что Украина сделала уверенный шаг к ограничению курения в стране, и мы очень надеемся, что Президент подпишет этот закон».

Однако не всех новый закон обрадовал. Прежде всего, запечалились компании, производящие и рекламирующие табачные и алкогольные изделия. Директор по развитию бизнеса Video International, одного из наибольших рекламных агентств в Украине, Андрей Федоров сомневается, что запрет на рекламу приведет к уменьшению количества потребителей сигарет и алкогольных напитков. Более того, говорит он, этот закон ударит по производителям рекламных щитов и телевизионщикам.

Реклама табачных изделий превосходно себя чувствует в Украине. По данным компании «Украинский медиа-монитор», которая отслеживает рекламу в более чем 30 городах страны, в первые восемь месяцев 2001 года сигареты были наиболее часто рекламируемым на щитах товаром, составляя 33% всей внешней рекламы в Украине.

Противник курения Красовский, возглавляющий, к тому же, Украинский информационный центр по проблемам алкоголя и наркотиков, сказал, что последняя попытка украинского законодательства, направленная на подрыв табачной промышленности, может не сработать. По его словам, в законе оговорен только «частичный запрет», не мешающий производителям табачных изделий спонсировать крупные акции и размещать рекламу во время проведения развлекательных и спортивных мероприятий.

«Прежде всего, в докладе Мирового банка «Борьба с курением: правительственный и политический контроль за распространением табачных изделий» приводятся данные, свидетельствующие о том, что частичные запреты на рекламу (только на радио и телевидении) не производят должного эффекта, так что принятие этого закона почти ничего не значит. Только полный запрет, как во Франции, Норвегии, Финляндии и Новой Зеландии, поможет снизить количество курящих людей. В любом случае, даже если запрет на рекламу сократит численность курильщиков на 1%, это спасет жизнь 1 000 человек».

Красовский с тревогой предвидит, а эксперты прогнозируют, что табачная промышленность в Украине, скорее всего, найдет слабые места в новом законе, воспользовавшись, к примеру, прямым маркетингом, который предлагает бесплатные образцы продукта.

По данным ВОЗ, 17 государств Евразии ввели определенные ограничения на рекламу табачных изделий. Среди них находятся Азербайджан, Эстония, Литва, Польша, Румыния, Словакия и Туркменистан.

Но бывшим коммунистическим республикам нелегко принять такое решение. С табачной промышленностью в регионы пришли огромные количества наличности, бывшие государственные табачные фабрики были выкуплены, а на их месте построены новые. Табачная промышленность инвестировала миллионы долларов в рекламу своей продукции. Британская газета The Times сообщает, что между 1992 и 1997 годом промышленность израсходовала более 3 млрд. долларов в странах бывшего СССР и Восточной Европе.

Гигант западной табачной индустрии «Филип Моррис» сообщает, что в его распоряжении находится большая часть табачного рынка в нескольких частях Восточной Европы. Компания контролирует 33% данного рынка в Польше, 53% в Словакии и 79% в Чешской республике.

По словам Апфеля, в то время как западные компании завоевывают восточноевропейский рынок, практически ничего не делается в плане распространения информации о вреде, наносимом здоровью курением. Такое положение дел, по его словам, привело к превращению железного занавеса в «занавес табачного дыма».

«Мы видим огромную проблему в станах Восточного блока, в государства бывшего СССР. Что интересно: там, где мы видим проблему, табачная промышленность видит лишь возможность для расширения рынка сбыта. Большая часть практикуемой на Западе деятельности по борьбе с курением, установлению контроля над табачной промышленностью, проведению образовательной кампании о вреде курения для здоровья остается неизвестной в восточноевропейских странах, чем и пользуется табачная промышленность».

Сотрудник лондонского Центра по борьбе с курением и пропаганде здорового образа жизни Клайв Бетс поясняет, что после краха коммунизма табачные компании первыми отважились опробовать коммерческий климат Восточной Европы и бывших республик СССР: «Как только рушились стены, они сразу же ринулись на новые территории. Без сомнений, без колебаний. Они преподносили сигареты как часть западного образа жизни, и дела у них шли превосходно. Тогда деятельность табачных компаний воспринималась как символ модернизации и восстановления экономики. Этого не произошло только в Польше, где проблему быстро осознали и ввели в действие отменную антитабачную программу, которой удалось установить ассоциацию между курением и старым режимом».

Красовский приводит Литву в качестве примера страны, где прижились взвешенные ограничения на рекламу табачных изделий. По его словам, литовцы запретили так называемую «косвенную рекламу». Как говорит Бейтс, в таких случаях компания выступает «спонсором» спортивного зрелища или молодежного рок-концерта, на которых собираются «любимые потребители» - подростки. Как правило, за спонсорство компания получает возможность размещения своих логотипов и распространения продукции на действе.

Когда критика рекламы сигарет усилилась, табачные компании нашли другие пути продвижения своего товара на рынке. По словам Апфеля, производители сигарет - одни из наибольших благодетелей в Восточной Европе. И хотя, возможно, филантропия не приносит большой популярности торговой марке, она дает компании уважение как «ответственному корпоративному гражданину».

Данные докладов ВОЗ утверждают, что ограничения деятельности производителей сигарет будут приносить пользу лишь в том случае, если они будут всеохватывающими и включающими образовательную работу как связующую планку. Среди стран, которым удалась такая стратегия, Норвегия, Финляндия, Франция и Новая Зеландия.

Но как может такая бедная страна, как Украина, отвернуться от табачной промышленности, одной из наиболее крупных в государстве? Все шесть табачных фабрик Украины сейчас находятся в руках иностранных компаний, а такая статистика означает приток немалых средств в госбюджет. По данным Государственной налоговой администрации Украины, в прошлом году в списке 10 наибольших налогоплательщиков страны были 3 табачных фабрики, причем список возглавляла «Филип Моррис».

Но, по словам Красовского, в конечном итоге, все это - лишь деньги украинских курильщиков, которые расплачиваются не только деньгами, но и здоровьем: «Что касается налогов, то только человек, абсолютно не разбирающийся в налогообложении, может сказать, что сигаретные фабрики платят большие налоги. Их платит в первую очередь покупатель сигарет - сначала государству, потом компании, а затем за лечение вызванных курением болезней».

Это уже не первая попытка Украины ограничить рекламу табачных изделий. Теле- и радиореклама сигарет запрещена с 1996 года. Но, по словам Красовского, этот запрет соблюдался не особенного строго.

Проблема рекламы табачных изделий будет освещаться в глобальном масштабе с сегодняшнего дня, 22 ноября, на конференции в Женеве, где для обсуждения международных стандартов контроля над производством табачных изделий соберутся представители 191 страны. Генеральный директор ВОЗ доктор Гро Гарлем Брандлен называет курение «болезнью, передаваемой через рекламу, маркетинговые кампании и спонсорство».

http://rus.for-ua.com/world/2001/11/22/120855.html

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz