Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Декрет Президента Республики Беларусь N 28О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий17 декабря 2002 г. г. Минск.В целях усиления государственного контроля за производством, оборотом*, рекламой** и потреблением табачного сырья*** и табачных изделий****, защиты прав граждан, экономических интересов государства и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий. 2. Ввести с 1 января 2003 г.: маркировку табачных изделий, выпускаемых республиканским производственным унитарным предприятием «Гродненская табачная фабрика «Неман», акцизными марками; обязательное указание на потребительской таре (упаковке) табачных изделий сведений, предусмотренных настоящим Декретом. 3. Установить, что: 3.1. реклама табачных изделий осуществляется в порядке, определенном настоящим Декретом. Договоры на проведение рекламы табачных изделий, заключенные до вступления в силу настоящего Декрета, выполняются до окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2004 г., без права продления; 3.2. запрещается:
3.3. непредставление, несвоевременное представление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деклараций об объемах производства и оборота табачного сырья и табачных изделий, указание в них недостоверных сведений - влекут наложение штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей в размере от 20 до 50 базовых величин; 3.4. несоблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, импорт табачных изделий, оптовую и (или) розничную торговлю ими, требований настоящего Декрета к информации, указываемой на потребительской таре (упаковке) этих изделий, - влечет наложение штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей в размере от 20 до 50 базовых величин; 3.5. ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями табачного сырья без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца), подтверждающих легальность его ввоза или приобретения, либо с документами, содержащими недостоверные сведения, - влекут наложение штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей в размере от 200 до 250 базовых величин с конфискацией ввозимого, перевозимого, хранимого сырья; 3.6. ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями более 400 сигарет или более 400 граммов табака и иных табачных изделий, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь, и (или) без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца), подтверждающих легальность ввоза, приобретения, производства указанных изделий, либо с документами, содержащими недостоверные сведения, - влекут наложение штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей в размере от 250 до 300 базовых величин с конфискацией ввозимых, перевозимых, хранимых табачных изделий; 3.7. ввоз в Республику Беларусь, производство и хранение на ее территории, перевозка по ней юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями табачных изделий с поддельными акцизными марками Республики Беларусь - влекут наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 300 до 500 базовых величин, на индивидуальных предпринимателей - в размере от 100 до 300 базовых величин с конфискацией ввозимых, производимых, хранимых, перевозимых указанных изделий; 3.8. неоднократное (два и более раза в течение года) нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований нормативных документов по стандартизации, правил обязательной сертификации табачного сырья и табачных изделий - влечет наложение штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей в размере от 30 до 50 базовых величин с конфискацией реализуемых сырья и изделий; 3.9. торговля табачным сырьем и табачными изделиями, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия качества этих сырья и изделий установленным требованиям, - влечет наложение штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей в размере от 30 до 50 базовых величин с конфискацией реализуемых сырья и изделий; 3.10. проведение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рекламы табачных изделий в местах, где оно запрещено, а также нарушение требований к содержанию рекламы данных изделий, предусмотренных настоящим Декретом, - влекут наложение штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют рекламу (рекламораспространителей), в размере от 50 до 100 базовых величин; 3.11. бесплатное (безвозмездное) распространение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями табачных изделий, использование их в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых и рекламных мероприятий, пари среди лиц в возрасте до 18 лет и (или) в местах, где в соответствии с настоящим Декретом курение запрещено, - влекут наложение штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей, распространяющих табачные изделия либо организующих конкурсы, лотереи, игры, иные игровые и рекламные мероприятия, пари, в размере от 50 до 100 базовых величин; 3.12. розничная торговля табачными изделиями, осуществляемая юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в местах, где в соответствии с настоящим Декретом она запрещена, или розничная торговля табачными изделиями из открытых потребительских упаковок, на вес, поштучно (за исключением торговли сигарами и сигариллами в индивидуальной упаковке), а также продажа табачных изделий гражданам (гражданами) Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства в возрасте до 18 лет - влекут наложение штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей в размере от 20 до 50 базовых величин; 3.13. необеспечение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими импорт табачных изделий и (или) оптовую и (или) розничную торговлю ими, проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь на табачных изделиях, реализуемых ими или их структурными подразделениями (объекты торговли и общественного питания), разрешенными к применению и исправными приборами для проверки подлинности этих марок, подтверждающих легальность ввоза в Республику Беларусь или производства на ее территории табачных изделий, - влечет наложение штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей в размере до 20 базовых величин; 3.14. производство, переработка, хранение в Республике Беларусь, перевозка по ее территории физическими лицами табачного сырья в количестве более 10 килограммов, а также его продажа - влекут наложение штрафа на них в размере до 100 базовых величин с конфискацией продукции, сырья и оборудования, используемого для его переработки; 3.15. ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами более 200 сигарет либо более 200 граммов табака или иных табачных изделий на одного человека, достигшего 18-летнего возраста, не маркированных в установленном порядке акцизными марками, а также более 1.000 сигарет либо более 1.000 граммов табака или иных табачных изделий без документов, подтверждающих легальность их приобретения, - влекут наложение штрафа на указанных лиц в размере до 50 базовых величин с конфискацией ввозимых, перевозимых, хранимых табачных изделий; 3.16. курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с настоящим Декретом запрещено, - влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 базовой величины; 3.17. расчеты между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при оптовой торговле табачным сырьем и табачными изделиями с нарушением требований настоящего Декрета - влекут наложение штрафа на каждого участника сделки в размере суммы сделки; 3.18. табачное сырье и табачные изделия, собственник которых неизвестен, обращаются в доход государства в судебном порядке по истечении одного месяца после наложения на них ареста, если собственник указанных сырья и изделий не установлен; 3.19. выданные до вступления в силу настоящего Декрета специальные разрешения (лицензии) на право производства, импорта, хранения (как вида предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовой и розничной торговли ими действуют до окончания срока их действия. 4. Предоставить право: 4.1. составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:
4.2. рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных:
4.3. налагать арест на табачное сырье и табачные изделия при установлении случаев нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований законодательства о производстве и обороте этих сырья и изделий - уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля, Комитета государственной безопасности, налоговых, таможенных органов и органов внутренних дел; 4.4. применять экономические санкции, предусмотренные подпунктом 3.17 пункта 3 настоящего Декрета, - уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дел. 5. Ввести с 1 января 2003 г. Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, импорт, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими. Ведение этого реестра возложить на Министерство по налогам и сборам. 6. Внести в Декрет Президента Республики Беларусь от 3 августа 1999 г. N 31 «О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 60, 1/555) следующие изменения: 6.1. в названии и преамбуле слова «и табачных изделий» исключить; 6.2. в пункте 1: 6.2.1. в подпункте 1.3:
6.2.2. в подпункте 1.4 слова «и табачных изделий» исключить; 6.2.3. в абзаце первом и втором подпункта 1.5 слова «и табачными изделиями» исключить; 6.2.4. в подпункте 1.6: в абзаце первом: слова «и табачными изделиями» исключить; слова «этих продукции и изделий» заменить словами «этой продукции»; в абзаце втором слова «и табачными изделиями» и «и изделий» исключить; 6.2.5. в абзаце первом подпункта 1.8 слова «и табачных изделий» исключить; в подпункте 1.8.2: слова «и табачных изделий» исключить; слова «указанных продукции и изделий» заменить словами «указанной продукции»; в подпункте 1.8.3 слова «и табачные изделия» исключить; в подпунктах 1.8.4 и 1.8.5 слова «и табачных изделий» исключить; 6.2.6. в подпункте 1.12: в абзаце первом слова «и табачных изделий (более 1 тыс. сигарет)» и «и изделий» исключить; в абзацах третьем и четвертом слова «и изделий» исключить; 6.2.7. в абзаце первом подпункта 1.13: слова «и табачными изделиями» исключить; слова «указанных продукции и изделий» заменить словами «указанной продукции»; 6.2.8. в абзаце первом подпункта 1.14 слова «и табачных изделий» исключить. 7. В Перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, а также базовых ставок единого налога, утвержденный Декретом Президента Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. N 12 «О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 49, 1/2669; N 106, 1/3188), внести следующие изменения: позицию «пивом, табачными изделиями 50 - 150» заменить позицией «пивом 50 - 150»; позицию «иными продовольственными товарами (за исключением алкогольной продукции) 25 - 75» заменить позицией «иными продовольственными товарами (за исключением алкогольной продукции и табачных изделий) 25 - 75». 8. Совету Министров Республики Беларусь: 8.1. в 2-месячный срок утвердить:
8.2. в 3-месячный срок:
9. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2003 г. (за исключением пункта 8, который вступает в силу со дня официального опубликования Декрета), является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО. 17 декабря 2002 г. г. Минск. Положение о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий*Лицензирование производства и оборота табачного сырья и табачных изделий1. Табачные изделия производятся юридическими лицами - коммерческими организациями, а также некоммерческими организациями, входящими в Белорусский республиканский союз потребительских обществ, на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, с учетом требований настоящего Положения. 2. Импорт, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовая и розничная торговля ими осуществляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, с учетом требований настоящего Положения. 3. Специальные разрешения (лицензии) выдаются:
Специальные разрешения (лицензии) на право импорта табачных изделий, оптовой, розничной торговли ими, их хранения (как вида предпринимательской деятельности) выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при обязательном наличии у них разрешенных к применению и исправных приборов для проверки подлинности акцизных марок, подтверждающих легальность ввоза в Республику Беларусь или производства на ее территории табачных изделий. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт табачных изделий, оптовую и (или) розничную торговлю ими, обязаны обеспечивать проверку подлинности акцизных марок на табачных изделиях, реализуемых ими или их структурными подразделениями (объекты торговли и общественного питания), и несут ответственность за подлинность этих марок. Специальные разрешения (лицензии) на право розничной торговли табачными изделиями выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при обязательном наличии у них, в том числе в их структурных подразделениях (объекты торговли и общественного питания), осуществляющих розничную торговлю данными изделиями, кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, если иное не установлено законодательством. 4. Юридическим лицам, имеющим специальные разрешения (лицензии) на право производства табачных изделий, предоставлено право на оптовую торговлю табачными изделиями собственного производства, а также на импорт сырья для его нужд. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим специальные разрешения (лицензии) на право импорта табачных изделий, предоставлено право на оптовую торговлю ввезенными ими табачными изделиями. 5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт табачного сырья, производство, импорт табачных изделий, оптовую торговлю ими, в сопроводительных документах на покупку (поставку) этих сырья и изделий указывают номер и дату выданного им специального разрешения (лицензии) на право осуществления указанных видов деятельности, а также номер и дату выдачи соответствующего специального разрешения (лицензии) юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, являющимся получателями табачного сырья и табачных изделий. 6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие специальные разрешения (лицензии) на право производства, импорта, хранения (как вида предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовой, розничной торговли ими, подлежат внесению в Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, импорт, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими. Ведение Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, импорт, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, возлагается на Министерство по налогам и сборам в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. 7. Специальные разрешения (лицензии) на право производства табачных изделий аннулируются органом, выдавшим эти специальные разрешения (лицензии), при:
8. Специальные разрешения (лицензии) на право импорта табачных изделий, оптовой и (или) розничной торговли ими аннулируются органами, выдавшими эти специальные разрешения (лицензии), при:
9. Действие специальных разрешений (лицензий) на право производства, импорта, хранения (как вида предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовой, розничной торговли ими приостанавливается, а при неоднократном (два и более раза в течение года) нарушении соответствующие специальные разрешения (лицензии) аннулируются органами, выдавшими их, при:
По решению органа, выдавшего специальные разрешения (лицензии) на право производства, импорта, хранения (как вида предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовой, розничной торговли ими, действие указанных специальных разрешений (лицензий) может быть приостановлено при нарушении одного из особых условий осуществления соответствующей деятельности, названных в специальных разрешениях (лицензиях), и в других случаях, предусмотренных законодательными актами. 10. Органы, выявившие нарушения, предусмотренные пунктами 7 - 9 настоящего Положения, сообщают органам, выдавшим соответствующие специальные разрешения (лицензии), о выявленных нарушениях в 10-дневный срок со дня их обнаружения. Органы, выдавшие эти специальные разрешения (лицензии), обязаны аннулировать или приостановить их действие на осуществление соответствующего вида деятельности в порядке, определенном законодательством. 11. Повторная выдача специальных разрешений (лицензий) юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, специальные разрешения (лицензии) которых аннулированы в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящего Положения, допускается по истечении трех лет, а в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения - по истечении одного года с момента аннулирования специального разрешения (лицензии). Действие специального разрешения (лицензии) приостанавливается согласно пункту 9 настоящего Положения на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не более чем на 6 месяцев, и возобновляется органом, осуществляющим выдачу специальных разрешений (лицензий), после устранения этих нарушений. В случае, если в установленный срок юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не устранили допущенных нарушений, специальное разрешение (лицензия) аннулируется в порядке, предусмотренном законодательством. Декларирование и регулирование объемов производства и оборота табачного сырья и табачных изделий12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт табачного сырья, производство, импорт табачных изделий, оптовую торговлю ими, обязаны представлять декларации об объемах оборота табачного сырья, а также об объемах производства и оборота табачных изделий в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь. 13. Производство и импорт табачных изделий осуществляются в пределах квот, устанавливаемых в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь. Маркировка табачных изделий акцизными марками Республики Беларусь14. Маркировке акцизными марками Республики Беларусь (далее - акцизные марки) подлежат ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, в том числе с территории государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, табачные изделия (кроме изделий, указанных в пункте 18 настоящего Положения), а также произведенные в Республике Беларусь и предназначенные для оборота на ее территории табачные изделия. 15. Образцы акцизных марок, порядок маркировки ими табачных изделий, указанных в пункте 14 настоящего Положения, а также порядок изготовления, оборота, учета, хранения, реализации, уничтожения акцизных марок и контроля за их использованием устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. 16. Ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории и (или) хранение на ней табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками, торговля ими без нанесенных акцизных марок запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением и иными законодательными актами. Акцизные марки наносятся на потребительскую тару (упаковку) ввозимых табачных изделий за пределами таможенной территории Республики Беларусь. 17. За правильность маркировки табачных изделий акцизными марками и подлинность этих марок несет ответственность собственник данных изделий, а также лицо, обладающее правами владения и распоряжения табачными изделиями (кроме лиц, приобретших табачные изделия в розничной торговой сети для собственного потребления) в соответствии с законодательством. 18. Маркировке акцизными марками не подлежат табачные изделия:
19. Акцизная марка подтверждает легальность ввоза в Республику Беларусь или производства на ее территории табачных изделий и уплату по ним обязательных платежей в бюджет. Акцизная марка, в том числе для импортируемых табачных изделий, является бланком строгой отчетности, ее стоимость устанавливается Министерством финансов, относится на себестоимость табачных изделий и не может превышать половины максимальной ставки акциза, исчисленного согласно законодательству для одной единицы соответствующего табачного изделия. Юридические лица, осуществляющие производство и маркировку табачных изделий, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие внешнеторговые договоры на импорт табачных изделий, оплачивают стоимость акцизных марок в порядке, установленном Министерством финансов. Стоимость акцизных марок, не использованных и возвращенных органам, реализующим эти марки, возмещается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Стоимость поврежденных акцизных марок возмещению не подлежит. 20. Функции заказчика по изготовлению акцизных марок возлагаются на Министерство по налогам и сборам, а функции по организации изготовления указанных марок и реализации их юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - на Министерство финансов. Акцизные марки, предназначенные для маркировки импортируемых табачных изделий, реализуются таможенными органами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим внешнеторговые договоры на импорт табачных изделий и имеющим специальные разрешения (лицензии) на импорт этих изделий. 21. Приобретенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями акцизные марки не подлежат отчуждению или передаче в других формах иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, за исключением передачи их в установленном порядке для нанесения на табачные изделия, а также возврата неиспользованных акцизных марок. Требования к информации, указываемой на потребительской таре (упаковке) табачных изделий22. На потребительской таре (упаковке) табачных изделий, произведенных в Республике Беларусь или импортированных на ее территорию, должны быть указаны сведения на русском или белорусском языке, предупреждающие о вреде курения, о запрете продажи этих изделий гражданам в возрасте до 18 лет. 23. Каждая единица потребительской тары (упаковки) табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь и предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли, должна иметь маркировку «Для продажи в магазинах беспошлинной торговли». Государственное регулирование импорта и экспорта табачного сырья и табачных изделий24. Импорт табачного сырья и табачных изделий осуществляется на конкурсной основе в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь. 25. Табачные изделия экспортируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без специальных разрешений (лицензий). 26. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие внешнеторговые договоры на импорт табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками, обязаны обеспечивать выполнение требований по:
В случае отказа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от ввоза табачных изделий на территорию Республики Беларусь авансовые платежи по акцизам возвращаются им без индексации при условии сдачи акцизных марок органам, выдавшим эти марки. При непредставлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчета об использовании акцизных марок таможенные органы в пределах предоставленных гарантий за их счет взыскивают суммы, которые подлежали бы уплате, если бы табачные изделия были помещены в таможенный режим выпуска для свободного обращения, пропорционально количеству утраченных акцизных марок либо акцизных марок, по которым не представлен отчет. Государственный контроль и надзор за производством и оборотом табачного сырья и табачных изделий27. На объектах (территории, здания, сооружения) юридических лиц, их структурных подразделений, осуществляющих производство табачных изделий, по решению Совета Министров Республики Беларусь могут вводиться государственные налоговые посты для государственного контроля и надзора за оборотом табачного сырья, а также за производством и оборотом табачных изделий. Государственный налоговый пост является одной из форм контрольной деятельности налоговых органов и действует в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. 28. Государственный надзор за:
Министерство по налогам и сборам в пределах своих полномочий контролирует осуществление Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром» государственного надзора за оборотом табачного сырья, а также за производством и оборотом табачных изделий. Порядок государственного надзора определяется Советом Министров Республики Беларусь. Государственное регулирование цен на табачные изделия29. Розничные цены на табачные изделия устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством. Государственное регулирование оптовой торговли табачным сырьем и табачными изделиями30. При оптовой торговле табачным сырьем и табачными изделиями расчеты осуществляются в безналичном порядке (кроме допускаемых расчетов наличными денежными средствами с магазинами - складами) на основании двусторонних договоров только через счета участников сделок, за исключением сделок, при которых за поставленные табачное сырье и табачные изделия рассчитываются со счетов банков и других небанковских кредитно-финансовых организаций, на которых находятся денежные средства, предоставленные ими в качестве кредита покупателю этих сырья и изделий. В отношении сырья и изделий, указанных в части первой настоящего пункта, запрещаются сделки, предусматривающие уступку требованию, перевод долга, мену, оплату посредством выдачи или передачи (индоссамента) векселя, за исключением сделок мены, которые осуществляются производителями данных изделий в счет оплаты поставок сырья по согласованию с Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром». Государственное регулирование розничной торговли табачными изделиями31. Запрещена розничная торговля табачными изделиями:
32. Запрещается продажа табачных изделий гражданам (гражданами) Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства в возрасте до 18 лет. Государственное регулирование рекламы табачных изделий33. Размещение рекламы табачных изделий запрещено:
Реклама табачных изделий в средствах массовой информации (за исключением радио и телевидения), их наружная реклама размещаются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с учетом требований настоящего Положения. 34. Реклама табачных изделий не должна:
35. Реклама табачных изделий должна содержать информацию о вреде, который наносит здоровью человека их потребление. 36. Запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение табачных изделий, в том числе использование их в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых и рекламных мероприятий, пари:
При проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых и рекламных мероприятий, пари, при которых гражданам, покупающим табачные изделия или представляющим доказательства такой покупки, предлагаются товары или права на участие в перечисленных мероприятиях и пари, запрещается предлагать данные товары или права гражданам в возрасте до 18 лет. Эти конкурсы, лотереи, игры, иные игровые и рекламные мероприятия, пари проводятся только в местах продажи табачных изделий, расположенных в помещениях (торговых залах) объектов торговли и (или) общественного питания либо в пределах территории, принадлежащей указанным объектам на праве владения или пользования. 37. Юридическим лицам, получившим специальные разрешения (лицензии) на право производства табачных изделий, а также представительствам иностранных юридических и (или) физических лиц - производителям табачных изделий запрещается выступать спонсорами (меценатами) культурных, образовательных, спортивных и иных гуманитарных мероприятий, используя при этом торговые марки табачных изделий. Требование части первой настоящего пункта не распространяется на такие юридические лица и представительства иностранных юридических и (или) физических лиц, если они выступают спонсорами (меценатами), используя при этом свое наименование. Государственное регулирование потребления табачных изделий38. Запрещается курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:
39. Индивидуальные предприниматели или юридические лица, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), указанные в пункте 38 настоящего Положения, создают (выделяют) на этих объектах специально предназначенные для курения места и оборудуют их в соответствии с требованиями, установленными Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения. * Утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 г. N 28 КомментарийДекретом вносится ряд изменений в действующий порядок регулирования данной сферы. В частности, им определено, что табачные изделия производятся только юридическими лицами - коммерческими организациями, а также некоммерческими организациями, входящими в состав Белкоопсоюза. Производителям табачных изделий предоставлено право импортировать сырье для собственного производства, а импортерам табачных изделий - осуществлять оптовую торговлю ввезенными ими табачными изделиями без специальных разрешений. Нормативным правовым актом также вводится Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, импорт, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими. Ведение данного реестра возложено на Министерство по налогам и сборам. Усилена ответственность и расширен перечень нарушений, при которых аннулируются лицензии на соответствующий вид деятельности. Импорт табачных изделий будет осуществляться только на конкурсной основе и в пределах установленных правительством квот. Без лицензии разрешен экспорт табачных изделий как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям. Уточнены и дополнены положения, регулирующие оптовую и розничную торговлю. Декретом запрещены сделки, предусматривающие уступку требованию, перевод долга, оплату посредством выдачи или передачи векселя, а сделки мены между производителями и потребителями табачных изделий могут осуществляться только в счет оплаты поставок сырья по согласованию с концерном «Белгоспищепром». В документе расширен перечень объектов, где запрещена розничная торговля табачными изделиями. Усилена ответственность за нарушения положений декрета. Данный документ наряду с принятыми правительством постановлениями создают стройную систему, обеспечивающую прозрачность товаропроводящей сети табачных изделий на территории Беларуси от распределения квот на их импорт либо производство до реализации потребителю и позволяют снизить количество нарушений в указанных сферах деятельности. Пресс-служба Президента. Советская Белоруссия
|