Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Это не подобие сухого законаСерик Конакбаев, депутат мажилиса парламентаСогласно статистике, от курения в мире каждые восемь секунд умирает один человек, а годовое количество жертв никотина доходит до четырех миллионов. И тенденция такова, что к 2030 году это число возрастет до 10 миллионов, при этом 70 процентов жертв табакокурения приходится на развивающиеся страны. Мировое сообщество давно забило тревогу по данному поводу. А в прошлом году о своем присоединении к рамочной Конвенции ООН о табакокурении заявил и Казахстан. Во исполнение обязательств государства и был разработан проект закона «О профилактике и ограничении табакокурения». Заблуждаются те, кто считает, что данный документ станет подобием печально известного «сухого закона». При разработке законопроекта мы постарались соблюсти права всех заинтересованных сторон. Нами были проведены серьезные исследования, организованы «круглые столы» во всех регионах республики и изучено мнение самых разных слоев. Конечно, поначалу ощущалось некоторое противодействие со стороны как отдельных табачных компаний, так и размещающих их рекламу СМИ. Причем противниками предлагаемых норм выступили в основном мелкие производители табака, тогда как уверенно занимающая львиную долю казахстанского рынка «Филип Моррис» отнеслась к законопроекту с пониманием. Причем как в интересах производителей, так и СМИ ограничение рекламы табачных изделий вводится поэтапно, в щадящем режиме. Между тем, например, в США правительство давно ведет непримиримую войну с табакокурением, а никотин там официально признан наркотиком. Данный документ для Казахстана особенно актуален. Ежегодно курение уносит жизни примерно двадцати пяти тысяч наших сограждан. Если же учесть отрицательное сальдо рождаемости и уровень эмиграции, то есть над чем задуматься. Особое беспокойство вызывает курение среди подростков. Сегодня курит практически каждый второй несовершеннолетний. Проблема приобретает национальный масштаб. Тем более что врачи призывных комиссий давно бьют тревогу по поводу слабого здоровья нашей молодежи. Поэтому данный законопроект направлен в первую очередь на профилактику курения среди подростков. Спустя год после опубликования закона, вступит в силу запрет на рекламу табачных изделий на наружных рекламных носителях - щитах и билбордах, первых полосах газет и журналов и тех изданий, которые ориентированы на несовершеннолетних. Кроме того, рекламные телевизионные ролики можно будет запускать лишь с 21.00 до 6.00. Эти меры должны снизить популярность табакокурения среди молодежи, тем более что продажа сигарет будет запрещена в местах, расположенных ближе ста метров к школам, лицам, не достигшим восемнадцати лет, и поштучно. Причем если возраст покупателя вызывает сомнение, то продажа сигарет разрешается лишь после предъявления им удостоверения личности. Через три месяца после обретения законом силы запрет вступит и на курение в кинотеатрах, театрах, библиотеках, школьных и оздоровительных учреждениях, на вокзалах и в аэропорту, в общественном транспорте. При этом исключения будут сделаны для тех, кто оборудует специальные помещения для курения. Другим достижением должна стать обязательность предоставления производителем в уполномоченный орган при Минздраве полной информации о количестве содержания в сигарете никотина, смол и концентрированных препаратов. Причем экспертиза достоверности данных может состояться в любое время. Более того, для злостных нарушителей закона предусмотрены наказания. Так что закон едва ли всерьез ущемляет какую-либо из сторон, но в первую очередь он направлен на защиту потребителей. Именно низкий уровень жизни, несбалансированное питание и курение недорогих сортов сигарет являются сегодня одной из главных причин заболевания туберкулезом. Более того, курящих людей в зону риска записывают и онкологи. Сегодня немалый процент сигарет самых известных марок на поверку оказывается произведенным кустарным способом в Китае. Производители также не сильно заинтересованы в оглашении полной информации о составе сигарет и процентных соотношениях вредных веществ. Между тем люди должны быть спокойны за качество приобретенной пачки сигарет. Главным же образом, я надеюсь, что введение этого закона станет основой цивилизованных взаимоотношений между потребителем и производителем и всерьез снизит количество курящих в стране. http://www.np.kz/2002/9/mnenie6.html Комментарий Ресурсного ЦентраСудя по представленным в данной статье характеристикам казахстанского закона, он скорее является имитацией антитабачного законодательства, чем защищающим здоровье граждан. Подробнее о характеристиках разных типов антитабачного законодательства здесь |