| |
Лоббисты потушили закон о табаке
18 июня 2001 года, Moscow Times
Роман Кутузов, Сергей Рыбак и Наталья Немышева
Государственная Дума на прошлой неделе одобрила во втором чтении закон об ограничении курения табака, но этому закону больше подошел бы другой заголовок ввиду отсутствия в нем любых ограничений.
Изменения, сделанные в проекте закона между первым и вторым чтениями в течение прошлого года являются иллюстрацией для учебника по искусству лоббиста, образцом мастерства, редко замечаемого в России, но банального на Западе. Второе чтение - момент истины в жизни любого проекта закона. Именно на этой стадии определяется его будущая юридическая сущность. Третье чтение является чисто техническим.
Но после голосования в четверг, табачным компаниям нечего бояться. Так же как и курящему населению страны. Авторы первоначального проекта намеревались ограничить курение по тем же самым направлениям как Канада и Европейский Союз, а по некоторым пунктам даже более серьезно. Было предложено, например, полностью запретить рекламу табака. Теперь такого запрета в проекте нет. Табачные компании убедили депутатов, что любые такие ограничения должны быть записаны в законе о рекламе. Интересно отметить, что алкогольное лобби не могло защищать эту точку зрения. Их рекламные возможности были ограничены в соответствии с законом об обороте алкогольных изделий. Разработчики антитабачного закона предложили запрет на показ курения в кино. Теперь этот пункт был откорректирован: дополнен короткой, но далеко идущей фразой:
«если такие действия не являются частью художественного замысла». Из законопроекта не ясно, кто будет отвечать за определение того, что является
«неотъемлемым», а что нет. Поэтому неудивительно, что табачные компании довольны новой версией закона.
«Закон нужно было принять давным-давно, и чем меньше времени пройдет между вторым и третьим чтением, тем лучше», - сказал Сергей Шелехов, президент компании Грандтабак, которая объединяет 30 основных дистрибьюторов. Николай Герасименко, один из авторов закона и председатель комитета по здравоохранению Думы, заявил, что, несмотря на отступления, некоторый успех все же был достигнут. Он сказал, что закон уменьшает уровни смол и никотина. Но международные табачные компании не возражают против этого: эта норма, прежде всего, придавит их российских конкурентов, которые производят более дешевые сигареты.
Как это было сделано
Первое чтение
|
Второе чтение
|
Запрещается производство, продажа и импорт указанных сигарет и папирос, содержащих более
1,1 мг никотина и более 12 мг смол. |
Запрещается производство, импорт, оптовая торговля и розничная продажа:
сигарет с фильтром с содержанием в дыме сигареты смолы свыше
14 миллиграмм на сигарету и никотина свыше 1,2 миллиграмма на сигарету;
сигарет без фильтра с содержанием в дыме сигареты смолы свыше
16 миллиграмм на сигарету и никотина свыше 1,3 миллиграмма на сигарету. |
Надпись об опасностях курения должна занимать не менее
25% площади большей стороны упаковки. |
Основная предупредительная надпись о вреде курения табака и дополнительная надпись о вреде курения табака на упаковке табачных изделий должны занимать не менее
четырех процентов площади каждой большей стороны упаковки табачных изделий. |
Запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в физкулътурно-спортивных организациях,
а также ближе 100 метров от этих организаций. |
Запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в физкулътурно-спортивных организациях. |
За продажу сигарет несовершеннолетним налагается штраф в размере от 3 до 25 месячных зарплат. За повторное нарушение данного положения предусмотрено аннулирование лицензии. |
Привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством. |
Ограничение рекламы табачных изделий:
| Полный запрет рекламы табачных изделий |
| Запрет спонсорства любых мероприятий |
| Наказания за нарушения |
|
Реклама табачных изделий (табака) осуществляется в соответствии с Федеральным законом
«О рекламе». |
Запрещается курение табака на рабочих местах,
на всех видах транспорта, спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти и
торговыми организациями. |
Запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака. |
На лиц, курящих в местах, где курение запрещено, налагается штраф в размере 10 минимальных заработных плат. |
Удален. |
Работодатель может устанавливать более низкие размеры доплат и премиальных работникам, потребляющим табачные изделия. |
Удален. |
Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных программах, в кинофильмах и спектаклях и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации. |
Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных программах, в кинофильмах и спектаклях,
если такие действия не являются неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации. |
Правительство должно ежегодно
утверждать государственную программу по ограничению курения табака и
выделять соответствующие средства из бюджета
для выполнения данной программы. |
Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает государственную программу по ограничению курения табака. |
Розничная цена табачных изделий не может устанавливаться ниже 200% себестоимости с учетом акцизных сборов. Ставка акциза должна составлять не менее 8% их отпускной цены. |
Удален. |
Запрещено установление налоговых льгот для организаций-производителей и организаций, реализующих табачные изделия. |
Удален. |
|