Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Акцизные налоги на табак и табачные изделия в Кыргызстане

Закон Кыргызской Республики «О базовых ставках акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами в Кыргызской Республике» принимается ежегодно. До мая 1999 года ставки указывались в долларах, например:

Подакцизные товары Ставки акцизного налогав долларах США от объема(кг, л, шт., т) и в процентах к оптовой цене, таможенной стоимости
Сигареты с фильтром 1,6 долл./1000 шт.
Сигареты без фильтра 0,4 долл./1000 шт.
Прочие изделия, содержащие табак, в том числе табак ферментированный  0,10 долл./1кг

Источник: Закон Кыргызской Республики «О базовых ставках акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами в Кыргызской Республике, на 1999 год» , 3 февраля 1999 года № 15. 

В 1999 году 8 июля данный закон был принят повторно, где ставки акцизного налога указывались в национальной валюте (в сомах). 

Подакцизные товары  Ставки акцизного налога в сомах от объема (кг, л, шт., т) и в процентах к оптовой цене, таможенной стоимости
Сигареты с фильтром  64 сом./1000 шт.
Сигареты без фильтра  16 сом/1000 шт.
Прочие изделия, содержащие табак, в том числе кроме табак ферментированный  4 сом/кг

Источник: Закон Кыргызской Республики «О базовых ставках акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами в Кыргызской Республике, на 1999 год» 8 июля 1999 года, № 67. 

В 2000 году устанавливались ставки акцизного налога: сигареты с фильтром 68 сом на 1000 штук, в остальном без изменений. В 2001 году 70 сом на 1000 штук на сигареты с фильтром и 15 сом на 1000 штук на сигареты без фильтра. 

С 2002 года ферментированный табак исключен из состава подакцизных товаров, остальные без изменений (см. ниже). 

Подакцизные товары  Ставки акцизного налога
Сигареты с фильтром  70 сом на 1000 шт.
Сигареты без фильтра  15 сом на 1000 шт.
Прочие изделия, содержащие табак, кроме табака ферментированного  4 сом/кг

Источник: Закон Кыргызской Республики «О базовых ставках акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами в Кыргызской Республике, на 2002 г.» от 04.05.2002 г. №77 

По данным отдела сбыта Реемстма - Кыргызстан предлагается на продажу юридическим и физическим лицам следующие виды сигарет стоимость, которых включает уже акцизные налоги:

bulletПолет - сигареты без фильтра стоит 4 сомов 90 тыйын, каждые 1000 штук (50 пачек) стоит 245 сомов, их них 15 сомов - акцизные налоги;
bulletПолет лайт - сигареты с фильтром - 8 сомов 20 тыйын* (далее как 8-20), 1000 штук (50 пачек) стоит 410 сомов, их них 70 сомов - акцизные налоги;
bulletКыргызстан - сигареты с фильтром - 9 - 40, 1000 штук (50 пачек) стоит 470 сомов, их них 70 сомов - акцизные налоги;
bulletПолет оптимум - сигареты с фильтром - 10 - 40, 1000 штук (50 пачек) стоит 520 сомов, их них 70 сомов - акцизные налоги;
bulletWEST - сигареты с фильтром - 16 - 50, 1000 штук (50 пачек) стоит 825 сомов, их них 70 сомов - акцизные налоги;

Таким образом, доля акцизного налога в цене сигарет составляет от 6 до 17%.

Сигареты может купить любой человек в г. Бишкек, даже со скудной зарплатой, так как цены самых дешевых местных сортов колеблются в разных магазинах от 5 - 6 сом на сигареты без фильтра (примерно 10 центов США) до 18 - 20 сомов; А сигареты Российских или фирмы Филипп Моррис от 33 до 40 сом (примерно 70 - 80 центов США). 

Акцизный налог на табачные изделия в Кыргызстане один из самых низких среди стран Центрально - Азиатского региона. Чтобы восстановить контроль над рынком сигарет, правительство нашей республики держит ставки акцизных налогов невысоким в течение почти 8 лет.

Контрабанда табака была громадной проблемой в Кыргызстане, и контрабандные табачные изделия доминировали на рынке примерно в середине и конце 90 -х годов прошлого столетия (согласно оценкам, 70 - 90% продаваемых сигарет ввозились незаконно). Это сдерживало возможности правительства ввести политику высоких налогов на сигареты, а также лишало правительство законных налоговых поступлений. Как сообщали представители таможенных и налоговых органов, сигареты поступали в страну нелегально через множество маршрутов по тысячам неохраняемых второстепенных дорог, пешеходных и лошадиных троп, которые пересекают горные границы Кыргызстана. Это и мелкие партии, импортируемые индивидуальными розничными торговцами и воздушные поставки, организуемые крупными предприятиями, действия по соблюдению законов сдерживались наличием почти не охраняемых границ с четырьмя соседними государствами и отсутствием сотрудничества с правительствами некоторых стран, экспортирующих табак (Голландия, Кипр, США) и затрудняли таможенные расследования. 

Но по данным объема рынка последних 2-х лет согласно исследования Госкомиссии по антимонопольной политике (2002 г.), проведенной в целях выявления объемов контрабандного ввоза сигарет, в настоящее время контрабандные табачные изделия составляют примерно 5% объема рынка Кыргызстана.

На сегодняшний день, сигареты также остаются очень дешевым и доступным даже для детей и подростков. Употребление табака также не воспринимается, как серьезная проблема членами Правительства и они пока не намерены поднять цены на акцизные налоги на табачные изделия. Более того, ферментированный табак с 2002 года не облагается данным налогом. 

Если в девяностые прошлого столетия годы приоритет Правительства отдавался контролю над контрабандой. Теперь уже, когда она взята под контроль, необходимо бы повысить ставки налога на табачные изделия с целью снижения курения и использования части доходов для финансирования деятельности по контролю табакокурения, но пока очень трудно сказать пойдут ли на такой шаг Правительство и Парламент. Более того, принятый Закон КР «Об охране от вредного воздействия табака» Законодательным собранием Жогорку Кенеша (Парламентом) от 27 декабря Правительство не поддержал и Президент с возражением вернул его обратно в Жогорку Кенеш. В настоящее время идет работа по преодолению его возражения. 

Данные представлены сотрудниками НПО «За Кыргызстан свободный от курения». 

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz