Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Акцизные налоги на табак и табачные изделия в КыргызстанеЗакон Кыргызской Республики «О базовых ставках акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами в Кыргызской Республике» принимается ежегодно. До мая 1999 года ставки указывались в долларах, например:
Источник: Закон Кыргызской Республики «О базовых ставках акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами в Кыргызской Республике, на 1999 год» , 3 февраля 1999 года № 15. В 1999 году 8 июля данный закон был принят повторно, где ставки акцизного налога указывались в национальной валюте (в сомах).
Источник: Закон Кыргызской Республики «О базовых ставках акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами в Кыргызской Республике, на 1999 год» 8 июля 1999 года, № 67. В 2000 году устанавливались ставки акцизного налога: сигареты с фильтром 68 сом на 1000 штук, в остальном без изменений. В 2001 году 70 сом на 1000 штук на сигареты с фильтром и 15 сом на 1000 штук на сигареты без фильтра. С 2002 года ферментированный табак исключен из состава подакцизных товаров, остальные без изменений (см. ниже).
Источник: Закон Кыргызской Республики «О базовых ставках акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами в Кыргызской Республике, на 2002 г.» от 04.05.2002 г. №77 По данным отдела сбыта Реемстма - Кыргызстан предлагается на продажу юридическим и физическим лицам следующие виды сигарет стоимость, которых включает уже акцизные налоги:
Таким образом, доля акцизного налога в цене сигарет составляет от 6 до 17%. Сигареты может купить любой человек в г. Бишкек, даже со скудной зарплатой, так как цены самых дешевых местных сортов колеблются в разных магазинах от 5 - 6 сом на сигареты без фильтра (примерно 10 центов США) до 18 - 20 сомов; А сигареты Российских или фирмы Филипп Моррис от 33 до 40 сом (примерно 70 - 80 центов США). Акцизный налог на табачные изделия в Кыргызстане один из самых низких среди стран Центрально - Азиатского региона. Чтобы восстановить контроль над рынком сигарет, правительство нашей республики держит ставки акцизных налогов невысоким в течение почти 8 лет. Контрабанда табака была громадной проблемой в Кыргызстане, и контрабандные табачные изделия доминировали на рынке примерно в середине и конце 90 -х годов прошлого столетия (согласно оценкам, 70 - 90% продаваемых сигарет ввозились незаконно). Это сдерживало возможности правительства ввести политику высоких налогов на сигареты, а также лишало правительство законных налоговых поступлений. Как сообщали представители таможенных и налоговых органов, сигареты поступали в страну нелегально через множество маршрутов по тысячам неохраняемых второстепенных дорог, пешеходных и лошадиных троп, которые пересекают горные границы Кыргызстана. Это и мелкие партии, импортируемые индивидуальными розничными торговцами и воздушные поставки, организуемые крупными предприятиями, действия по соблюдению законов сдерживались наличием почти не охраняемых границ с четырьмя соседними государствами и отсутствием сотрудничества с правительствами некоторых стран, экспортирующих табак (Голландия, Кипр, США) и затрудняли таможенные расследования. Но по данным объема рынка последних 2-х лет согласно исследования Госкомиссии по антимонопольной политике (2002 г.), проведенной в целях выявления объемов контрабандного ввоза сигарет, в настоящее время контрабандные табачные изделия составляют примерно 5% объема рынка Кыргызстана. На сегодняшний день, сигареты также остаются очень дешевым и доступным даже для детей и подростков. Употребление табака также не воспринимается, как серьезная проблема членами Правительства и они пока не намерены поднять цены на акцизные налоги на табачные изделия. Более того, ферментированный табак с 2002 года не облагается данным налогом. Если в девяностые прошлого столетия годы приоритет Правительства отдавался контролю над контрабандой. Теперь уже, когда она взята под контроль, необходимо бы повысить ставки налога на табачные изделия с целью снижения курения и использования части доходов для финансирования деятельности по контролю табакокурения, но пока очень трудно сказать пойдут ли на такой шаг Правительство и Парламент. Более того, принятый Закон КР «Об охране от вредного воздействия табака» Законодательным собранием Жогорку Кенеша (Парламентом) от 27 декабря Правительство не поддержал и Президент с возражением вернул его обратно в Жогорку Кенеш. В настоящее время идет работа по преодолению его возражения. Данные представлены сотрудниками НПО «За Кыргызстан свободный от курения». |