Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Не запрет, а ограничение

На недавнем пленарном заседании Сената был рассмотрен и направлен с поправками и замечаниями в Мажилис законопроект «О рекламе». Казалось бы, положения этого давно готовящегося документа уже не должны вызывать особых разногласий среди депутатов. Однако не все так просто. Как скажется введение заложенных здесь норм на бюджете, какую пользу или вред способен принести закон в случае принятия? На эти и некоторые другие вопросы отвечает депутат Мажилиса Серик КОНАКБАЕВ. 

- Закон о рекламе действительно очень актуален, - говорит Серик Керимбекович. - Поскольку с его введением мы сможем, наконец, вырваться из «каменного века» рекламной деятельности. В принципе, большую часть положений документа, касающихся, в частности, способов и методов размещения рекламной продукции, можно лишь приветствовать. В то же время тревожат некоторые аспекты, касающиеся запрета рекламы табачных изделий. Для многих может быть непонятна моя тревога, ведь закон однозначно запрещает рекламирование табака, а я всегда выступал именно за это. Но тревожит тотальный запрет… 

Как известно, 10 июля прошлого года Главой государства подписан Закон «О профилактике и ограничении табакокурения», разработанный группой депутатов Мажилиса, которую я как раз и возглавлял. Не скрою, что поначалу всем нам, продвигавшим новый законопроект, который регулирует вопросы, касающиеся рекламы табачных изделий, курения в общественных местах, пришлось пройти через полосу непонимания. А ведь проблема год от года обостряется. В стране идет рост онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, и не последнюю роль в этом играет курение. По мнению врачей, от болезней, спровоцированных курением, только в Алматы ежегодно умирает до 20 тысяч человек. 

Для того чтобы преодолеть некоторый скепсис коллег, на предварительной стадии мы проделали большую работу. Во всех крупных регионах страны, в городах и райцентрах при поддержке Национального центра проблем формирования здорового образа жизни и местных акиматов были проведены заседания «круглых столов», в ходе которых изучалось отношение населения к идее ограничения и профилактики табакокурения, к конкретным положениям документа. В заседаниях принимали участие общественные организации, журналисты, представители духовенства. 

Результатом, обобщающим весь объем проведенной работы, явилось обращение депутатов к Президенту страны о необходимости принятия закона об ограничении табакокурения. Это обращение подписали 47 депутатов Мажилиса. В конечном счете Закон «О профилактике и ограничении табакокурения» был принят. 

Разумеется, мы однозначно ратуем за здоровый образ жизни, за здоровье нашего подрастающего поколения, но по многим причинам нельзя сразу, в одночасье запретить курение или рекламу табачной продукции. Ведь не случайно закон называется «О профилактике и ограничении табакокурения». Основной его целью является защита некурящих от воздействия табачного дыма, введение возрастного ценза для лиц, имеющих право приобретать табачные изделия, предотвращение табакокурения среди несовершеннолетних, ограничение рекламы, связанной с этим. Подчеркиваю: ограничение, а не тотальный запрет! Ведь взрослые люди вправе выбирать, курить им или нет. Что же касается несовершеннолетних, то именно эта категория наиболее восприимчива как к пагубным привычкам, так и к воздействию рекламы. Надо также учитывать такой аспект: если рекламу запретить полностью, то это существенно скажется на местных бюджетах. 

Учитывая все это, мы подошли к изучению вопроса о запрете рекламы табачных изделий весьма взвешенно. Сразу была запрещена реклама в СМИ, имеющих преимущественно детскую аудиторию, а также на первых и последних полосах периодических изданий, так как эти страницы всегда бросаются в глаза. Категорически запрещено распространение образцов табачной продукции среди несовершеннолетних. 

Что касается рекламы на телевидении, то она запрещается с октября 2003 года. Такой срок был выбран не случайно. Телеканалам нужно успеть адаптироваться, как-то приспособить свои бюджеты к новым требованиям, ведь чаще всего именно в октябре - декабре обсуждается бюджет. 

- Что же случилось после введения закона? 

- Закон был введен в действие, а далее начались процессы, на первый взгляд неожиданные, но если вникнуть в суть дела, то вполне закономерные. Количество рекламы табачных изделий на телевидении многократно увеличилось. Таким образом рекламодатели и телеканалы попытались создать некий «запас прочности» на будущее, ожидая убытков от потери рекламы. 

Это стало причиной беспокойства некоторых депутатов, и они внесли поправку в законодательство, требующую немедленного запрета рекламы табачных изделий на телевидении. Правда, к сожалению, эту позицию при принятии закона так и не удалось отстоять, хотя многие депутаты настаивали на этом. Что же касается наружной рекламы, то она запрещена с 1 октября 2004 года. Это сделано опять-таки для возможности адаптации к новым условиям местных бюджетов. В то же время реклама табака не запрещена в местах торговли. Такое постепенное ограничение рекламы в отличие от тотального запрета имеет веские причины. 

Сейчас в Казахстане работают восемь табачных компаний, в основном зарубежных, которые в настоящее время обладают всеми правами на местные, достаточно «раскрученные» марки сигарет. Новым же отечественным компаниям, которые только появляются на рынке, приходится очень тяжело, так как они вынуждены продвигать на рынок собственные, никому не известные марки. И в случае тотального запрета рекламы такие компании просто прекратят свое существование. Кроме того, если мы сейчас запретим рекламу в периодической печати, то это прежде всего ударит по отечественной индустрии, так как в условиях интенсивного информационного обмена преимущество получат зарубежные производители, в первую очередь российские. Ведь невозможно запретить распространение таких традиционных газет, как, к примеру, «Комсомольская правда» или «АиФ». 

- Получается, что, полностью запрещая рекламу табачной продукции, мы прежде всего подрываем отечественную индустрию? 

- Да, при тотальном запрете будут проигрывать именно местные производители, так как будут раскручиваться не казахстанские, а те же российские марки. Само собой, может начаться экспансия их продукции на наш рынок. Кстати, схожая ситуация сложилась и в производстве пива. Наши, казахстанские пивовары, которых и так ограниченное число, в случае запрета рекламы в отечественных периодических изданиях потеряют возможность промоушена своих марок, в то время как российские бренды, ставшие традиционными, подобные «Балтике», будут продолжать котироваться на нашем рынке. Необходима более продуманная и взвешенная политика с тем, чтобы не принести большого вреда. Вспоминается знаменитое изречение, наиболее подходящее к данной ситуации: «Благими намерениями устлана дорога в ад». Еще раз повторюсь, что нужен постепенный, обдуманный подход к решению проблемы табакокурения, а не кавалерийский наскок. 

- Интересно, как обстоит дело в других странах, в той же России? Нельзя ли проводить политику ограничения сбалансированно, совместно с РФ, скоординировав наши законы? 

- Давайте посмотрим, как обстоит дело с ограничением табакокурения в Европе. Там активизируется кампания, направленная на ограничение рекламы табака и курения вообще. Так, в Великобритании рассматривается ряд поправок к законам, предполагающих запрет рекламы табака на всех носителях информации, включая электронные, а также на спонсорскую поддержку со стороны табачных производителей. В Германии запрет на курение вводится на железнодорожных вокзалах страны. В декабре прошлого года страны Евросоюза ввели запрет на рекламу табачной продукции в периодической печати, Интернете и на международных спортивных мероприятиях. 

Помнится, в прессе приводились такие цифры: каждый год табачным компаниям приходится привлекать к курению более 500 тысяч человек, чтобы заменить тех, кто умирает за это время от вызванных курением болезней. Несмотря на это, к решению проблемы табакокурения в Европе подходят поэтапно, с тем, чтобы не нарушить сложившийся экономический баланс. К примеру, основные положения запрета вступят в силу только в 2005 году, а запрет на размещение рекламы на международных спортивных мероприятиях начнет действовать годом позже. 

У наших соседей, в России, принят аналогичный казахстанскому закон об ограничении табакокурения. Но на телевидении они рекламу запретили раньше, вернее, рекламу табачной продукции в самые «пиковые» моменты просмотра. Кстати, именно реклама на телевидении оказывает максимальный эффект на сознание потребителей, что доказали исследования знаменитой Аннербергской школы коммуникаций в Канаде. 

Когда обсуждался наш законопроект, то мы, повторюсь, потратили на подготовительную работу почти два с половиной года. У Сената же при рассмотрении законопроекта «О рекламе» было по регламенту всего два месяца. Сравните: два месяца и два с половиной года. Сенаторы были вынуждены за такой короткий срок осуществить огромную работу, у них просто не хватило времени на тщательное изучение последствий внедрения запретительных мер. Я убежден, что тотальное запрещение рекламы невыгодно государству, более того, принесет вред. 

Помимо экономических доводов, можно привести и социальные. Как известно, наша страна уже выразила свою позицию по рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком относительно регулирования табачной индустрии и представила эту позицию на заседании в Женеве. В ней также отражен поэтапный запрет на различные типы реклам, и мы должны придерживаться теперь озвученных норм. 

Помимо всего этого, не стоит забывать, что депутаты Мажилиса и Сената уже одобрили поэтапный принцип запрета на рекламу табачных изделий в Законе «О профилактике и ограничении табакокурения». Теперь же идет прямое нарушение принципа стабильности принятого законодательства, а ведь эта одна из важнейших норм функционирования Парламента. 

Я думаю, раз уж мы приняли Закон «О профилактике и ограничении табакокурения», которому нет еще и года и который позитивно восприняли и общество, и участники рынка, то нужно именно за ним и оставить прерогативу в области регулирования рекламы табачных изделий. 

Газета «Казахстанская правда» [21.03.2003] 

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz