Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Кто аморальнее: дьявол или его слуги?Дым благотворительности скрывает истинный характер действий табачного гигантаНурахмет КЕНЖЕЕВ, Жибек КАШКЕЕВА После серии публикаций, посвященных судебному преследованию американских табачных компаний у себя на родине, в США, в нашу газету обратилось руководство ОАО «Филип Моррис Казахстан». Больше всего представителей компании возмутил призыв одного из журналистов к правительству Республики Казахстан подать иск против американских табачных компаний. Видимо, поэтому три страницы письма из четырех он посвятил рассказу о производственной деятельности инвестора № 1 и его благотворительной программе. Мы с удовлетворением отмечаем, что действительно «Филип Моррис» был одним из первых иностранных инвесторов в Казахстане и еще в октябре 1993 года выиграл международный тендер на покупку Алматинской табачной фабрики. Впечатляет и размер налоговых платежей ОАО в государственный бюджет страны - около одного миллиона долларов в неделю, и количество работающих на нем социально защищенных казахстанцев - 1650 человек. Особенно сильное впечатление производит размах благотворительности табачного гиганта. Тут и финансирование образовательных программ, культуры и искусства, на что с 1993 года было израсходовано более 3,2 миллиона долларов, и компьютеризация Национального центра по борьбе с туберкулезом, и проект по предупреждению распространения СПИДа в Карагандинской области. Вот только менеджмент компании тщательно обошел стороною то, о чем писали наши журналисты. А писали они следующее: борьба против курения среди детей и подростков - дело правое и, можно сказать, святое, но только не со стороны производителей табачных изделий. Глупо ведь одной рукой бить по щекам, а другой протягивать конфетку? Процесс с подтекстомОднако глупость, оказывается, вещь заразная. А громкие лозунги и красивые фразы, подкрепленные «живыми» деньгами, способны заставить «закрыть глаза» на реальное положение дел. На этой неделе Мади БЕКСУЛТАНОВ, лидер молодежного движения «За будущее Казахстана», которое с 1998 года проводит акцию «Нет курению среди детей и подростков», заявил, что Казахстан по борьбе с курением чуть ли не впереди планеты всей. Не будем оспаривать этот факт, хотя озвучен он, как выяснилось, с подачи представителей головного офиса «Филип Моррис» в Лозанне. Лучше поразмышляем над цифрами. Если статистика, приводимая Национальным центром проблем формирования здорового образа жизни при Агентстве по здравоохранению верна, то в республике табак курят около 3,2 млн. человек, в том числе 10% всех детей в возрасте от 11 до 14 лет. Среди 15-летних подростков курят каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Те самые, на кого нацелены рекламные щиты с ковбоями и кто решение «курить или не курить» принимает, ориентируясь на взрослый - курящий - мир. Им от слоганов антитабачных кампаний ни холодно, ни жарко. Кстати, отвечая на вопрос, не несет ли в себе антитабачная реклама, поддерживаемая самими табачными гигантами, скрытый смысл, привлекающий молодежь закурить, Мади БЕКСУЛТАНОВ заметил: «Нам сначала так казалось. Но когда мы увидели, что вкладываются реальные средства, конечно же, там, может быть, присутствует какой-то подтекст, но люди говорят: мы можем, мы хотели бы этим заниматься и мы поддерживаем это начинание. А стоять в стороне, говорить, это тоже реклама, на это много ума не надо. Надо включиться в этот процесс и максимально из этого выжать возможно больше полезного для наших же детей» (прим. - выделено редакцией). По следам публикацииПредседатель Агентства по здравоохранению Жаксылык ДОСКАЛИЕВ подтвердил получение на прошлой неделе «сигналов» из поселка ГРЭС о загрязнении воздуха выбросами фабрики «Филип Моррис Казахстан», однако ситуацию комментировать отказался. Он сказал, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть поступившую информацию. Сейчас проводятся исследования областной СЭС, по результатам которых будут приняты адекватные меры к тому, чтобы продукты фабрики, которые загрязняют атмосферу, были утилизованы. По его мнению, обследование прилегающей к фабрике жилой зоны займет одну-две недели. Председатель агентства также полагает, что необходима проверка достоверности фактов: «Дело не во временном факторе - нужно подтвердить подлинность информации. Вы же знаете, как много сейчас ложных вызовов. Если мы сейчас туда поедем, там ведь ничего не будет. Поэтому мы неделю пронаблюдаем, а потом СЭС примет меры, вплоть до остановки фабрики». Нет - снаружи, а внутри?Действительно, много ума на сотрясание воздуха не надо. Особенно в ситуации, когда речь идет о больших, предлагаемых как бы от чистого сердца деньгах. Поэтому оставим в стороне моральный спор, кто аморальнее, дьявол или его слуги? Давайте просто посчитаем, что выгоднее: взыскать с компании «Филип Моррис Казахстан» и других табачных гигантов несколько десятков миллионов долларов и направить их на лечение малолетних курильщиков? Или за полмиллиона долларов отступных наблюдать, как детям и подросткам навязывают образ преуспевающего человека с сигаретой, если не в зубах, так в руках? Человечество и человек имеют много пороков, борьба с которыми, как правило, безуспешна. Курение по своему механизму воздействия на организм человека и последствиям сродни наркомании. Представьте себе, что в той же Голландии, где разрешены слабые наркотики, крупнейшие наркоторговцы начнут формировать себе положительный имидж путем финансирования программы предупреждения наркомании среди детей и подростков. Ну, это уж слишком, скажете вы. Но чем отличается одно от другого? На самом деле имеют значение два факта, кто финансирует программу и за счет каких источников. Поэтому борьба против курения, которую развернула американская общественность у себя в стране, справедлива и правильна. Даже если она осуществляется в типично американском стиле через судебные органы. А вот программа предупреждения курения среди детей и подростков, финансируемая ОАО «Филип Моррис Казахстан», совсем другое дело. Потому что, повторимся, нельзя одной рукой бить по щекам, а другой протягивать конфету. Думая о будущемЕсли правительство Казахстана собирается усиливать борьбу с подростковым курением, о чем говорил на пресс-конференции 19 марта в Алматы председатель Агентства по здравоохранению Жаксылык ДОСКАЛИЕВ, то необходимо не только ужесточить санкции за реализацию табачных изделий подросткам, но и категорически запретить открытую и скрытую рекламу табачных компаний в СМИ, ее размещение на улицах и в общественных местах. И чем больше внимания будет привлечено к деятельности производителей табачных изделий, тем лучше будет для общества. Признавая право граждан Казахстана на курение и ОАО «Филип Моррис Казахстан» на проведение своих открытых и скрытых рекламных акций, мы хотим, чтобы дым благотворительных программ табачного гиганта не скрывал истинный характер его действий. Чтобы казахстанская общественность понимала, что, позволяя табачным компаниям продавать свою продукцию и работать без ограничений, она намного больше отдает им, чем получает от них. http://www.respublika.kz/archive/politeconomy/market/market011_3.html
|