Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Дело – табак?Арманд Егерманис Два десятка лет прошло с тех пор, как Livi пели песенку о Янитисе, который сидит на заборе и курит папироску. Правда, в те времена потребление табачных продуктов не считалось катастрофическим, и авторы по указке властей с легкостью писали, что среди молодых тяга к курению падает В восстановленной республике, где на издание полуправдивых книг денег нет, слабые попытки властей уберечь молодое поколение от табачного «змия» и других видов зависимости частенько напоминают борьбу с ветряными мельницами, но наглядно показывают давно укоренившийся принцип: бороться не с причинами, а с последствиями. Не на границе бороться с тем, чтобы в страну не текли «левые» грузы, а ловить их распространителей на столичных и прочих рынках. Не заниматься качественной профилактикой, а хвататься за голову, когда «волк уже в овечьем стаде». В середине 90-х тогдашние лидеры страны видели злейшего врага здоровья подростков в рекламе табачных изделий в электронных СМИ, где бравые ковбои и снежные мотоциклисты, злодеи такие, толкали молодежь в объятия никотиновой зависимости. Против законопроекта устраивались акции и рок-концерты, но спорная норма все-таки вступила в силу. Сегодняшнюю ситуацию наглядно демонстрирует опрос, проведенный в прошлом году среди молодежи по вопросу курения. Об «отношениях с табаком», доступности сигарет, влиянии рекламы и т.п. рассказали более двух тысяч школьников в возрасте от 13 до 15 лет. Результаты не удивляют, если учесть годами прививавшийся в массовом сознании взгляд, что курение среди подростков в Латвии достигло грандиозных размеров. Около 80% опрошенных признались, что пробовали курить, при этом в категорию повседневных курильщиков входит 38%. Еще «интереснее» сделал бы картину вопрос о стаже курения, но теперь об этом можно только догадываться и хвататься за голову, представляя, что 13-летний курильщик начал курить, скажем, два-три года назад. Более половины опрошенных (54,9%) покупают сигареты в магазинах, и примерно двум третям (61,8%) никогда не отказывались продать их по причине возраста. При этом 65,8% опрошенных признают отрицательное влияние пассивного курения на свое здоровье. Свыше 70% считают, что курение в общественных местах следовало бы вообще запретить, а отказаться от этой пагубной привычки хотели бы ровно три четверти опрошенных (в прошлом году это попытались сделать менее 72%). Можно спросить – в чем же дело? Не кури, и все! Но тут приходится сделать вывод, что слишком сильно на детей влияет курящая среда, в которой им приходится находиться. 63,6% опрошенных признали, что оба их родителя курят, и очень многие респонденты отмечали, что рядом с ними – дома или вне дома – кто-нибудь тоже постоянно дымит. Это наводит на мысль, что главный фактор, под влиянием которого молодые увлекаются табаком, – именно пассивное курение и, одновременно, отсутствие контрмер, а точнее – профилактики. Две трети опрошенных подростков видели антиникотиновую рекламу, но только половине (!) на уроках объяснили все последствия этой пагубной привычки. Значит ли это, что в школах уже не актуальны уроки здоровья? Может быть, хоть раз в месяц стоило бы уделять внимание этой проблеме и обсуждать ее с учениками? Проводить встречи не только с врачами-наркологами, но и, скажем, со спортсменами, которые показали бы наглядный пример, убедили, что успеха можно добиться и без сигареты, а заодно призвали бы школьников сменить прокуренные кафе и компьютерные салоны на спортивные залы. Бесспорно, надо учитывать и побочные факторы. Абсурдно агитировать подростков заниматься спортом в волости, где нет даже нормального спортивного зала, поэтому крайне необходима как государственная, так и муниципальная финансовая поддержка. Вместо каждого сэкономленного сегодня лата через десятки лет придется вкладывать гораздо больше в строительство клиник для лечения ранних курильщиков и их потомков. И наконец, давайте честно признаемся самим себе. В те времена, когда мы жили под контролем «парткомов», рекламы табака не было вообще, но разве и в те годы не было таких, кто в кругу друзей ради интереса не пробовал бы сделать пару затяжек? Сейчас мы стыдим за это молодое поколение, но «забываем», что, будучи не в состоянии дать им лучшие способы самоутверждения, косвенно толкаем к зависимости сами (т.е. общество и государство), а не чашка с надписью Marlboro, из которой школьник пьет свое утреннее какао. «НГ» № 1385, 1 марта 2003 Новая Газета http://novaja.zz.lv/novosti.php?read=1557
|