Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Дым с телеэкрана 
Посмотрев наши телепередачи, хочется закурить 

На этой неделе турецкое телевидение показало старый турецкий фильм «Eceline susayanlar». Сюжет в нем незамысловатый, «индийско-душещипательный», словом, никакой художественной ценности. Этот фильм мне запомнился только потому, что главный его герой - благородный избавитель девушек Мурад - умудрялся выкуривать по три сигареты за каждые 10 минут экранного времени. 

«Не вырезать же редакторам телевидения эти кадры», - подумал я, оправдывая демонстрацию старого фильма времен разрешенной табачной телерекламы. В СССР, правда, такая практика была: нам показывали западные фильмы «с купюрами». Ножницы советских цензоров вырезали совсем другие кадры. Герои фильмов в этих сюжетах курили тоже, но советская цензура волновалась совсем по другой причине. Впрочем, мы едва не отклонились от темы. 

Хорошо, что я не переключил тогда канал сразу после завершения «Eceline susayanlar». Можете представить - за фильмом с курильщиком Мурадом последовал видеоблок Турецкого центра «Общество без сигареты» с убедительными антитабачными выступлениями турецких врачей, спортсменов и деятелей искусства. Так, телевизионщики дружественной страны нейтрализовали, или, во всяком случае, хотели «смазать» нежелательный эффект скрытой рекламы курения от старого фильма. 

В нашей стране все происходит «с точностью до наоборот» - на телевизионном экране, в «прайм-тайм», стали появляться «звезды», бравирующие сигаретным дымом, бьющим из поющего рта. Примеры известны: певицы Айгюн Кязимова и Хумар Гадимова в своих клипах активно затягиваются сигаретами. Мало того, вторая буквально призывает поклонников прикурить, демонстрируя в музыкальном клипе удовольствие от этого действа. 

Если думаете, что все в нашей стране, кроме, конечно, авторов этих клипов, негодуют при виде сигаретного дыма на экране, вы сильно ошибаетесь. Известный профессор-экономист Назим Иманов в бытность депутатом Милли меджлиса в составе фракции АМИП активно лоббировал сохранение табачной рекламы в стране с некоторыми ограничениями. Сейчас в Азербайджане табачная и спиртная реклама полностью запрещена. 

Н.Иманов остается верным своей тогдашней позиции. В беседе со мной он ссылался на экономику. 

«За последние три года общий обьем рекламы в стране снизился в ценовом выражении с 12 до 2 млн. долларов в год. Львиная доля этой рекламы была табачная. Так как учеными установлено, что прямой зависимости от обьема табачной рекламы и количества курящих нет, то получается, что эти деньги рекламисты не получили зря. Если учесть, что реклама во многом финансирует прессу, радио и ТВ, то всеобщий запрет на табачную рекламу в Азербайджане в первую очередь ударил по нашим журналистам. 

Я и тогда, во время обсуждения закона «О рекламе», и сейчас считаю, что реклама на алкогольные и табачные изделия должна существовать, но с ограничениями в местах, посещаемых детьми и на демонстрацию по телевидению в «детские» часы», - завершил Н.Иманов. 

Руководитель Психологического центра, психолог Светлана Меджидова удивилась такой уверенности экономиста. Напротив, сказала она, на то и реклама, чтобы действовать на психологию человека, в противном случае кто бы за нее платил? 

«Взрослые люди, - считает она, - психологически устойчивей, так как имеют свой жизненный опыт и выработали собственные принципы. На взрослых реклама табака сильно не повлияет. Зато особенно эффективна реклама, рассчитанная на детей и подростков, и самое сильное влияние рекламы происходит через кино и телевидение. 

У каждого народа свои особенности восприятия рекламы. Если американцы «клюют» на красивые образы, то наши люди поддаются влиянию авторитетов. Скажем, если Бриллиант Дадашева появится в своей телепередаче с сигаретой между пальцами, поверьте - скоро все ее фанатки примутся раскуривать эти же сигареты. 

Часто это происходит несознательно. Дети, сами того не подозревая, ведут себя как любимый киногерой - эффектно открывают сигаретную пачку, затягиваются, зажав сигарету между пальцами и подражая ковбою в американском боевике. Значит, в сознании мальчика устойчиво прижился образ бравого курильщика. Вытеснить его оттуда будет трудно». 

В Америке, кстати, эти фильмы с «ковбоями-Marlboro» уже не показывают, подчиняясь закону. У нас закон, запрещающий рекламу курения, есть, но фильмы показывают. А в Грузии (чтобы нам не выглядеть совсем уж дикарями), закон о запрете рекламы табака и алкоголя принят только в прошлом месяце. 

Один из азербайджанских производителей телевизионной продукции - гуманитарная организация «Интерньюс-Азербайджан». В ней придерживаются стандартов американского телевидения. Продюсер «Интерньюс-Азербайджан», автор популярной телепередачи «Перекресток», лауреат телевизионных премий Кянан Гулузаде в беседе со мной рассказал о том, что их организация придерживается западных требований к производству телепродукции, исключающей скрытую, а тем более явную рекламу курения. У них нежелательно появление в кадре человека, державщего в руках сигарету. Хуже, если человек в кадре сигаретой затягивается. Совсем недопустимо показывать то, как интервьюируемый затягивается с удовольствием. Ну а чтобы курили в студии «Интерньюс», да еще это делал ведущий телепередачи - это нонсенс. Даже когда журналисты «Интерньюс» берут интервью у прохожих на улице, они предпочитают выбирать некурящих. Если же беседа идет с курящей знаменитостью, мнение которой необходимо для сюжета, его просят выкурить сигарету, освободиться от дыма в легких и после этого говорить. 

Может, демонстрация курящей певицы - некий высокохудожественный образ, без которого стоящий клип не снимешь? Коллега К.Гулузаде - редактор департамента авторских программ чисто азербайджанской телерадиокомпании Spase, популярная телеведущая Нармина Алиханбейли так не считает. Она согласилась: телевизионный показ курящей певицы является скрытой рекламой курения и противоречит закону «О рекламе». При этом Н.Алиханбейли сослалась на вкус режиссеров этих клипов. Телекомпания, мол, показывает то, что сняли клипмейкеры, сами они подобные телесюжеты не производят. 

Очевидно, что виновато государство. Мало принять закон, надо требовать его соблюдения, без этого законы не будет топтать только ленивый. Запрещают же в Турции на время выход в эфир телекомпаний, нарушающих законы. Вот они и показывают антитабачную рекламу после старых фильмов с курящими героями. У нас же эта проблема, к сожалению, волнует только общественников, а не Министерство здравоохранения. 

Двумя месяцами раньше Ассоциация студентов-медиков вместе с двумя другими нашими неправительственными организациями принялась за трехлетнюю программу борьбы с курением в Азербайджане. Одним из пунктов ее программы является лоббирование в правительстве Рамочной конвенции Евросоюза о контроле над распространением в мире табака. Хорошо понимая, в отличие от наших государственных деятелей, насколько велико влияние звезд эстрады на сознание молодежи, эти азербайджанские организации собираются привлечь деятелей эстрады в свою кампанию против курения. Хочется, чтобы у них получилось. А то уж очень у нас накурено... 

[К.АЛИ . Зеркало. Баку] 

http://www.sakartvelo.ru/digest/newsfulltext.asp?idnews=17439 

22.04.2003 9:08:40.

 

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz