Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Закон о рекламе - общественность Омска требует выполненияВ мае и июне 2001 года инициативная группа омичей - медицинские работники, учителя, юристы и омичи других профессий, объединившиеся в Омскую региональную общественную организацию «Институт медико-социально-правовых инициатив» (ОРОО «ИМСПИ») - направила официальные обращения к каждому депутату Городского Совета и Законодательного Собрания, к мэру и губернатору с просьбой рассмотреть и принять на законодательном уровне положение о запрете активной формы рекламы сигарет в общественных местах города. Причиной для такого обращения послужила прогрессирующая тенденция начала курения сигарет детьми и подростками, связанная с проведением табачными компаниями в течение последнего времени активной рекламы сигарет на территории Омска. В последние годы в Омске возрастает число курящих детей и подростков. Начало курения сигарет приходится на 10-13 летний возраст. По словам самих учеников и учителей школ города Омска, минимум 30% учащихся 5-11 классов курят табачные сигареты. Через 10-20 лет это проявится в виде роста заболеваемости легочными, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Уже сейчас замедляется и извращается физическое развитие и психическое здоровье этого поколения. В обращении к властям отмечалось, что уже весной этого года ко мне как к врачу, в мае, поступали неоднократные возмущения от родителей на родительских собраниях, от учителей - на встречах с педагогическими коллективами, которые становились свидетелями на остановках общественного транспорта, в парках предложений курить сигареты. В таких ситуациях рядом находятся дети 10, 7, 5 и менее лет. Безусловно, нынешняя политика через 3-5 лет приведет к еще большему росту уровня наркомании, алкоголизма, токсикомании среди подростков и молодежи, и, как следствие, через 10-20 лет произойдет рост распространенности заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем. Инициативу обращения к Омским властям поддержали и такие организации, как Омский Экспертно-Правовой Совет, Комитет матерей по защите детей от наркомании, Омское Агентство развития бизнеса и другие. По мнению специалистов наркологов, психотерапевтов города Омска и НИИ наркологии Минздрава России, курение сигарет детьми и подростками влечет за собой резкое повышение предрасположенности к потреблению более сильных психоактивных веществ (»слабых» и крепких алкогольных напитков, анаши, героина). За три месяца нашей деятельности нас поддержали и направили официальные ответы:
Во всех письмах говорилось, что на территории Омского региона в последние годы возросло количество детей и подростков, курящих сигареты; на территории Омского региона нарушается закон РФ «О Рекламе». Спустя полтора месяца, после получения от властей ответов, ситуация на деле не изменилась. На Омских улицах в июле по-прежнему продолжалось распространение табачной продукции способом «sampling» (от слова «образец»). Девушки, возраст которых едва ли превышал 25 лет, предлагали окружающим - преимущественно молодежи и подросткам - бесплатно курить сигареты. В этот же месяц с предложениями курить сигареты распространялись и приглашения принять участие в акции «настроение «Ч»», предлагалось для участия в акции заранее купить сигареты торговой марки «Честерфильд» компании Филип Моррис. Акция «Настроение «Ч»» было проведена 14 июля 2001 года в Культурно-досуговом центре «Кристалл». На 20-22 июля компания Филип Моррис запланировала провести очередную рекламную акцию сигарет «L&M» под названием «Интернет-тусовка» также у КДЦ «Кристалл». В данной ситуации 19 июля наша организация направила соответствующее обращение в Антимонопольное Управление, Областную и Городскую прокуратуры с указанием фактов нарушения в Омске компанией Филип Моррис статьи 16 закона РФ «О Рекламе». Был получен официальный ответ из Омского антимонопольного управления за подписью заместителя начальника управления Шарова Владимира Александровича». На пресс-конференции Шаров В.А. ознакомил Омских журналистов с содержанием ответа, рассказав следующее: «Специалистами Омского антимонопольного управления проведена работа по вопросу соответствия Российскому Законодательству проводимых на территории Омского региона рекламных акций сигарет компанией Филип Моррис. Провести проверку ранее имевших место рекламных акций табачных изделий на остановках общественного транспорта, парках и т.п. на соответствие их требованиям Закона «О рекламе» не представляется возможным. Комиссией Омского антимонопольного управления 20 июля 2001 года проведена проверка рекламной акции «Интернет-тусовка», проводимой компанией Филип Моррис на площади у развлекательного комплекса «Кристалл». В ее проведении усматриваются нарушения ст. 16 Закона РФ «О рекламе». В настоящее время подготавливаются соответствующие документы для направления в Министерство антимонопольной политики России. Однако размер ответственности до 200 МРОТ, предусмотренной п.2 ст.31 Закона РФ «О рекламе», не гарантирует неповторения подобных акций. Считаю, что исправление ситуации возможно только при условии запрета рекламы табачных изделий подобным образом (предложение закурить и т.п.) на законодательном уровне с одновременным введением механизма оперативного пресечения подобных рекламных акций. 200 минимальных размеров оплаты труда для транснациональной компании Филип Моррис, которая закладывает миллиарды долларов на рекламу сигарет, - не деньги. Конечно, мы теперь будем внимательнее относиться к рекламе сигарет в Омске. В своем интервью Шаров В.А. затронул тему щитовой рекламы сигарет и рассказал о возникающих у антимонопольного управления в связи с этим некоторых вопросах к табачным компаниям. Ситуация контроля за исполнением закона РФ «О рекламе» усложняется тем, что на город Омск, где несколько сотен уличных рекламных щитов, в Омском управлении МАП всего один специалист.». Ахрамович Андрей Анатольевич - юрист, Председатель Омского Экспертно-Правового Совета на пресс-конференции сказал: «С правовой точки зрения не имеет значения, какой размер штрафа заплатит компания Филип Моррис. Согласно ст. 28 того же закона «О рекламе», «общественные объединения имеют право участвовать в изготовлении, размещении рекламы, они наделены правом контроля и обращения в органы прокуратуры, суда по фактам нарушения данного закона. Данный правовой механизм участия общественных объединений уникален не только по сути, но и по результативности. Главное здесь то, что общественные объединения могут реально влиять на ситуацию, используя правовой механизм. И этот механизм использован «Институтом медико-социально-правовых инициатив». В Омске имеет место быть прецедент использования закона «О рекламе». И об этом мы сегодня с вами должны говорить». Клименко Светлана Борисовна - Председатель «Комитета матерей по защите детей от наркомании» на пресс-конференции сказала: «В последние годы в Омске отмечается рост наркомании, и показатели распространенности наркомании среди детского и подросткового возраста выше, чем в среднем по России. Активная реклама сигарет и курение сигарет в 10-12 летнем возрасте способствует интересу у детей и подростков попробовать другие психоактивные вещества. Наша организация полностью поддерживает инициативу наркологов, юристов, учителей «Института медико-социально-правовых инициатив». На встрече с врачом наркологом, Директором «ИМСПИ» Евгением Владимировичем Батуриным мы заявили, что будем поддерживать данную инициативу и готовы присоединиться и принять активное участие в проводимых «ИМСПИ» мероприятиях». Евгений Батурин, директор ИМСПИ Philip Morris отрицает обвинения в нарушении закона «О рекламе» в ОмскеМосква. 22 августа. ИНТЕРФАКС - Компания Philip Morris отрицает обвинения омской региональной общественной организации «Институт медико- социально-правовых инициатив» в нарушении закона «О рекламе». Как заявил «Интерфаксу» директор по внешним и корпоративным связям компании Алик Туйгунов, Philip Morris «уделяет самое серьезное внимание маркетинговой деятельности, которую проводит в России, следит за тем, чтобы все акции проводились в строгом соответствии с требованиями закона о рекламе». Между тем в пресс-релизе омской организации, распространенном в среду, утверждается, что Philip Morris нарушила ст. 14 и ст. 16 этого закона. В частности, рекламные акции компании «Интернет тусовка» и «Настроение Ч» в Омске проходили ближе чем в 100 метрах от развлекательного комплекса «Кристалл», который является учреждением культуры. По мнению директора организации, врача-нарколога Евгения Батурина, активная реклама сигарет ведет, в частности, к увеличению численности курящих детей и подростков в Омске. В связи с этим инициативная группа жителей Омска направила официальные обращения к депутатам Городского Совета и Законодательного Собрания, к мэру и губернатору с просьбой рассмотреть и принять на законодательном уровне положение о запрещении активной формы рекламы сигарет в общественных местах города. Омское антимонопольное управление провело расследование и установило, что компания Philip Morris, действительно, нарушила ст. 16 закона «О рекламе». В настоящее время готовятся документы в министерство по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства. Предлагается наложить штраф на компанию в размере 200 минимальных размеров оплаты труда. Комментируя пресс-релиз, А.Туйгунов отметил, что компания Philip Morris «до настоящего момента не получала никаких уведомлений от министерства по антимонопольной политике относительно ее маркетинговой деятельности в Омске». Надежда Агеева, «Интерфакс» http://www.admarket.ru/read_issl.phtml?month=&day=&y=02&word=&cmp=&a=&x=143 Табачному гиганту угрожают штрафом. В 20.000 рублейЕвгений Батурин, директор Омской региональной общественной организации «Институт медико-социально-правовых инициатив» считает, что табачная компания Philip Morris нарушила статью 16 закона «О рекламе». Напомним, статья 16 запрещает распространение рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них. В частности, г-н Батурин утверждает, что рекламные акции Philip Morris «Интернет-тусовка» и «Настроение Ч» проходили в Омске ближе чем в 100 метрах от учреждения культуры. Очагом культуры по его мнению является местный развлекательный комплекс «Кристалл». Опять же по словам Батурина, омское антимонопольное управление после заявления РОО «Институт медико-социально-правовых инициатив» провело расследование и установило, что компания Philip Morris действительно нарушила ст. 16 закона «О рекламе», а в настоящее время готовятся документы в Министерство по антимонопольной политике (МАП). Называет г-н Батурин и грозящий Philip Morris штраф в размере 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) - 20.000 рублей (для исчисления налогов, сборов и штрафов 1 МРОТ равняется 100 рублям). Однако, как рассказала «i» Марина Дьяченко, сотрудник пресс-службы Philip Morris, ссылаясь на заявление своего начальника - директора по внешним и корпоративным связям российского отделения компании Алика Туйгунова, Philip Morris не получала никаких уведомлений от МАП относительно ее маркетинговой деятельности в Омске. Кстати, «i» предлагает Евгению Батурину не останавливаться на достигнутом и готов проинформировать его о нарушении закона «О рекламе», правда, не в Омске, а в Москве - в районе «Текстильщики» напротив Дворца спорта АЗЛК (ближе чем 100 метров от него) расположена наружная реклама сигарет «Прима люкс». К сожалению, этот брэнд, принадлежащий волгоградской табачной фабрике, менее раскручен, чем Philip Morris, поэтому такого общественного резонанса г-ну Батурину создать не удастся. Хотя, думаем, для него это и не важно. «i» (N32 от 04.09.2001) http://www.inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=9530&chapter=30 Philip Morris отрицает обвинения в нарушении закона «О рекламе» в ОмскеКомпания Philip Morris отрицает обвинения омской региональной общественной организации «Институт медико- социально-правовых инициатив» в нарушении закона «О рекламе». Как заявил «Интерфаксу» директор по внешним и корпоративным связям компании Алик Туйгунов, Philip Morris «уделяет самое серьезное внимание маркетинговой деятельности, которую проводит в России, следит за тем, чтобы все акции проводились в строгом соответствии с требованиями закона о рекламе». Между тем в пресс-релизе омской организации, распространенном в среду, утверждается, что Philip Morris нарушила ст. 14 и ст. 16 этого закона. В частности, рекламные акции компании «Интернет тусовка» и «Настроение Ч» в Омске проходили ближе чем в 100 метрах от развлекательного комплекса «Кристалл», который является учреждением культуры. По мнению директора организации, врача-нарколога Евгения Батурина, активная реклама сигарет ведет к увеличению численности курящих детей и подростков в Омске. 23.08.2001. Интерфакс
Philip Morris грозит штрафИнициатором данной санкции выступает директор Омской региональной общественной организации «Институт медико-социально-правовых инициатив» Евгений Батурин. По его мнению, компания нарушила статью 16 закона «О рекламе», которая запрещает распространение рекламы табачных изделий в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них. В частности, г-н Батурин утверждает, что рекламные акции Philip Morris «Интернет-тусовка» и «Настроение Ч» проходили в Омске ближе чем в 100 метрах от учреждения культуры. Очагом культуры, по его мнению, является местный развлекательный комплекс «Кристалл». Опять же, по словам Батурина, омское антимонопольное управление после заявления РОО «Институт медико-социально-правовых инициатив» провело расследование и установило, что компания Philip Morris действительно нарушила статью 16 закона «О рекламе», а в настоящее время готовятся документы в Министерство по антимонопольной политике (МАП). Назвает г-н Батурин и грозящий Philip Morris штраф в размере 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) - 20.000 рублей (для исчисления налогов, сборов и штрафов 1 МРОТ равняется 100 рублям). Однако, сотрудник пресс-службы Philip Morris Мария Дьяченко, ссылаясь на заявление своего начальника - директора по внешним и корпоративным связям российского отделения компании Алика Туйгунова, заявила, что Philip Morris не получала никаких уведомлений от МАП относительно ее маркетинговой деятельности в Омске. http://www.sigarets.ru/?id=1&d=07&m=10&y=01 http://www.yarmarka.net/news/print.asp?3945 http://www.allreklama.ru/news.php?id=71 Табачников обвиняют в нарушении закона о рекламе.Омское территориальное учреждение МАПа расследует дело о правомерности рекламирования сигарет вблизи учреждения культуры. Таковым омичи могут признать местное казино «Кристалл». По закону о рекламе запрещено пропагандировать табак и алкоголь ближе чем в 100 м от школ, театров, библиотек и т. д., но раньше на это обращали мало внимания. Если же теперь омское казино назовут «очагом культуры», щитов с табачными марками на центральных улицах городов станет намного меньше. В последний год в результате усиления контроля над соблюдением закона о рекламе табачные и алкогольные компании уже отказались от традиционных форм продвижения своих брэндов. Например, в октябре прошлого года МАП доказал, что уличная раздача сигарет R.J.Reynolds марки Winston противоречила закону. Winston пропагандировали люди моложе 35 лет, а по закону о рекламе табак могут продвигать только люди старше 35 лет. С тех пор некоторые компании, например British-American Tobacco, вообще отказались от промоакций сигарет, а Philip Morris сделала несколько акций с привлечением людей старшего возраста. Дело о рекламе в отношении маркетинговой акции компании Philip Morris в Омске начато по инициативе местных активистов из Института медико-социально-правовых инициатив. Институт объединяет 15 активистов - местных врачей, учителей и юристов. По мнению его руководителя Евгения Батурина, из-за активной рекламы сигарет школьники 10 - 12 лет начинают курить, а потом переключаются и на более активные вещества - марихуану и героин. В своем обращении в территориальное управление МАПа омский врач-нарколог Батурин обратил внимание на промоакцию брэнда Chesterfield компании Philip Morris «Мир без виз и границ», которая проходила в июле. В ходе акции на расстоянии менее чем 100 м от казино «Кристалл» был разбит шатер. В нем любителям табака предлагали сигареты Chesterfield, а заодно и возможность поработать за компьютерами, подключенными к Интернету. Чиновники местного управления МАПа начали проверять законность промоакции, но определенного ответа на вопрос, можно ли считать казино учреждением культуры, пока нет. Сергей Сумников, руководитель омского управления МАПа, сообщил «Ведомостям», что в настоящий момент ведутся консультации с Минкультом и с центральным аппаратом МАПа. Вероятность того, что казино «Кристалл» все-таки сочтут учреждением культуры, по мнению Сумникова, велика, ведь по закону к ним приравниваются заведения, оборудованные кинозалом, а наряду с игровыми столами, бильярдом, баром и боулингом в омском «Кристалле» есть киноэкран. «Если жестко подойти к трактованию закона, то последствия для табачной рекламы могут оказаться самыми серьезными», - сказал в интервью «Ведомостям» представитель управления по рекламе МАПа, не пожелавший называть свое имя в печати. Как сообщил «Ведомостям» Алик Туйгунов, директор по внешним и корпоративным связям Philip Morris, компания не получала никакого официального предписания от МАПа относительно маркетинговой деятельности в Омске. В первом полугодии 2001 г. на рекламу табака было потрачено, согласно данным Gallup AdFact, $14,9 млн, причем на наружную рекламу - больше двух третей этой суммы. Если развлекательные заведения приравняют к учреждениям культуры, то в центральных городах придется снимать около 10% всех щитов с рекламой табака. Согласно данным маркетингового агентства «Эспар-Аналитик», 43% щитов с рекламой сигарет Chesterfield и «Союз-Аполлон» находились не далее чем в 500 м от ресторанов, баров и ночных клубов. На расстоянии 100 м и ближе от этих объектов находилось 10% щитов, а почти четверть (24%) всей адресной программы располагалась не далее чем в 250 м.
|