Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Кыргызстан: Закон пока под сукном

 (с комментариями ресурсного центра)

У государства в очередной раз не хватило денег на здоровье своих граждан. Президент Акаев не подписал Закон «Об охране здоровья населения от вредного воздействия табака», принятый депутатами еще в конце декабря 2001 года. 

Что предлагал закон? И почему президент не согласился с ним? Какова теперь судьба отвергнутого документа? Об этом разговор с председателем Комитета по охране здоровья, делам женщин, семьи и молодежи, одним из «отцов» этого закона Ташполотом БАЛТАБАЕВЫМ. 

- В стране до сих пор нет закона, который регулировал бы отношения между производителями, органами государственной власти и населением при производстве, реализации табачной продукции, проведении профилактических мероприятий против вредного воздействия табака. А оно, поверьте мне, медику, просто ужасно. Из четырех тысяч компонентов табачного дыма 43 канцерогенны, то есть вызывают рак. Эти 43 компонента переходят в дым из табачного листа. Процесс производства табака вызывает сильную аллергию и приводит к многочисленным хроническим заболеваниям органов дыхания и кожи. Не говоря о вреде курения низкопробного табака, которым завален город. Поэтому-то нам так нужен этот закон. Прежде всего мы предусмотрели ответственность производителей табака за обеспечение и соблюдение безопасных условий труда, начиная от его выращивания до производства сигарет. Табачное сырье и продукция, разумеется, должны получить сертификат качества, чтобы все знали, насколько они соответствуют требованиям безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды. 

То, что на этом опасном производстве работают беременные женщины и даже дети, уже давно ни для кого не секрет. Кроме того, что закон запрещает использовать их труд, он еще и предусматривает наказание работодателей за это. Мы посчитали также, что администрация предприятий этого профиля обязана предоставлять людям, проработавшим весь сезон на табачных плантациях, трудовой отпуск в течение шести-восьми недель. Правительству же, согласно этому закону, предлагается принять программу по разработке и внедрению безвредных технологий выращивания, первичной переработки и производства табачных изделий. Запрещается также использовать опасные для людей и природы химические препараты. Кроме того, рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, индивидуальными средствами защиты, молоком. А если условия труда относятся к особо вредным, то и спецпитанием. Разработчики закона предусмотрели также и профилактические медицинские осмотры, лечение в санаториях и даже льготную пенсию табакопроизводителям. 

- Говорят, в правительстве немало удивились вашему предложению о создании детских садов для детей табаководов? 

- Прежде чем принять этот закон, мы, разумеется, отдавали его на рассмотрение в правительство, которое дало добро еще в мае 2000 года. Теперь там считают, что мы в недостаточной мере учли их пожелания и опасаются, что с принятием закона увеличатся расходы на лечение и реабилитацию. 

Что же касается детских садов, то внесли мы эту статью ради здоровья детей, которых матери и отцы нередко берут к себе на работу. Ни сами родители, ни работодатели не задумываются сейчас, сколь опасно табачное производство для детского организма. Последствия этого, безусловно, скажутся тяжелыми заболеваниями. 

- Ташполот Балтабаевич, одна из статей закона запрещает курить несовершеннолетним. Но это же, сами понимаете, нереально… 

- В этом возрасте личность человека только формируется. И если с детства ребенку говорить о вреде табака, если прекратить продажу сигарет несовершеннолетним, не устраивать праздничные шоу, рекламирующие сигареты, что мы, кстати, с упоением делаем, то молодые люди сами сделают выбор, что важнее: вредная привычка или здоровье. 

- Кстати, о рекламе сигарет. Что говорится о ней в законе? 

- Ни в одной стране, где правительство думает и заботится о здоровье людей, вы не увидите ни одного даже маленького плакатика, рекламирующего табак. Наоборот, ведется мощная антиникотиновая реклама. У нас трансконтинентальные компании забивают наш рынок низкопробной продукцией и в придачу рекламируют ее на каждом шагу. 

Принятый нами закон запрещает размещать огромные рекламные щиты на улицах наших городов. И требует, чтобы производители сигарет указывали на каждой пачке уровень содержания смол и никотина. Причем информация, предупреждающая об опасности курения, должна занимать не менее одного процента рекламной площади. 

- Почему президент не подписал закон? 

- А. Акаев считает, что он нецелесообразен, поскольку повлечет потери госбюджета, отрицательно скажется на производстве табака и табачных изделий, сокращении рынка сбыта. 

- И как долго мы будем жить в табачном беззаконии? 

- По предложению нашего комитета создана согласительная комиссия, куда вошли разработчики и представители правительства. По некоторым статьям сейчас ведутся переговоры. Я думаю, что он будет включен в повестку заседания Законодательного собрания в скором времени. 

- Многие страны присоединились к Международной конвенции по борьбе с табаком. Наша страна будет ее подписывать? 

- В правительстве сейчас также рассматривается и этот вопрос. Если Кыргызстан присоединится к этой конвенции, то наш закон будет весьма кстати. 

Нина НИЧИПОРОВА.

http://www.msn.kg/page.shtml?option=item&year=3&mon=4&id=4322 

30 апреля 2003 года

Комментарий ресурсного центра к содержанию закона, обозначенному в статье:

1. Рассуждения автора закона об опасности низкопробного табака не выдерживают критики. Автор пользуется широко распространенным мифом о том, что есть хороший табак и есть табак плохой. На самом деле, опасен любой табак, независимо от его сортности.

2. Забота о здоровье людей, занятых в выращивании и производстве табака, несомненно, является сильной стороной данного законопроекта.

3. Подход к профилактике курения несовершеннолетних, обсуждаемый автором закона, представляется малоэффективным. Разговоры о вреде курения и запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним часто оказываются контр-продуктивными мерами. Запрет рекламы табака и повышение налогов более уместны.

4. Требование указывать содержание смол и никотина соответствует уже устаревшим представлениям об эффективных мерах контроля над табаком.

5. «Информация, предупреждающая о вреде курения, должна занимать не менее 1% рекламной площади» - странное положение, поскольку в других странах обсуждается вопрос о том, 5 или 15% должно быть занять предупреждениями, но это не имеет принципиального значения, поскольку эффективен лишь полный запрет рекламы.

6. В статье также приведен распространенный контраргумент о том, что законодательство по контролю над табаком способно повлечь потери госбюджета. Аргументы против этого довода можно найти в публикациях Всемирного Банка. Также эффективной мерой сокращения потребления табака и увеличения доходов бюджета могло бы стать повышение налогов на табак.

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz