Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Кыргызстан: Закон пока под сукном(с комментариями ресурсного центра)У государства в очередной раз не хватило денег на здоровье своих граждан. Президент Акаев не подписал Закон «Об охране здоровья населения от вредного воздействия табака», принятый депутатами еще в конце декабря 2001 года. Что предлагал закон? И почему президент не согласился с ним? Какова теперь судьба отвергнутого документа? Об этом разговор с председателем Комитета по охране здоровья, делам женщин, семьи и молодежи, одним из «отцов» этого закона Ташполотом БАЛТАБАЕВЫМ. - В стране до сих пор нет закона, который регулировал бы отношения между производителями, органами государственной власти и населением при производстве, реализации табачной продукции, проведении профилактических мероприятий против вредного воздействия табака. А оно, поверьте мне, медику, просто ужасно. Из четырех тысяч компонентов табачного дыма 43 канцерогенны, то есть вызывают рак. Эти 43 компонента переходят в дым из табачного листа. Процесс производства табака вызывает сильную аллергию и приводит к многочисленным хроническим заболеваниям органов дыхания и кожи. Не говоря о вреде курения низкопробного табака, которым завален город. Поэтому-то нам так нужен этот закон. Прежде всего мы предусмотрели ответственность производителей табака за обеспечение и соблюдение безопасных условий труда, начиная от его выращивания до производства сигарет. Табачное сырье и продукция, разумеется, должны получить сертификат качества, чтобы все знали, насколько они соответствуют требованиям безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды. То, что на этом опасном производстве работают беременные женщины и даже дети, уже давно ни для кого не секрет. Кроме того, что закон запрещает использовать их труд, он еще и предусматривает наказание работодателей за это. Мы посчитали также, что администрация предприятий этого профиля обязана предоставлять людям, проработавшим весь сезон на табачных плантациях, трудовой отпуск в течение шести-восьми недель. Правительству же, согласно этому закону, предлагается принять программу по разработке и внедрению безвредных технологий выращивания, первичной переработки и производства табачных изделий. Запрещается также использовать опасные для людей и природы химические препараты. Кроме того, рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, индивидуальными средствами защиты, молоком. А если условия труда относятся к особо вредным, то и спецпитанием. Разработчики закона предусмотрели также и профилактические медицинские осмотры, лечение в санаториях и даже льготную пенсию табакопроизводителям. - Говорят, в правительстве немало удивились вашему предложению о создании детских садов для детей табаководов? - Прежде чем принять этот закон, мы, разумеется, отдавали его на рассмотрение в правительство, которое дало добро еще в мае 2000 года. Теперь там считают, что мы в недостаточной мере учли их пожелания и опасаются, что с принятием закона увеличатся расходы на лечение и реабилитацию. Что же касается детских садов, то внесли мы эту статью ради здоровья детей, которых матери и отцы нередко берут к себе на работу. Ни сами родители, ни работодатели не задумываются сейчас, сколь опасно табачное производство для детского организма. Последствия этого, безусловно, скажутся тяжелыми заболеваниями. - Ташполот Балтабаевич, одна из статей закона запрещает курить несовершеннолетним. Но это же, сами понимаете, нереально… - В этом возрасте личность человека только формируется. И если с детства ребенку говорить о вреде табака, если прекратить продажу сигарет несовершеннолетним, не устраивать праздничные шоу, рекламирующие сигареты, что мы, кстати, с упоением делаем, то молодые люди сами сделают выбор, что важнее: вредная привычка или здоровье. - Кстати, о рекламе сигарет. Что говорится о ней в законе? - Ни в одной стране, где правительство думает и заботится о здоровье людей, вы не увидите ни одного даже маленького плакатика, рекламирующего табак. Наоборот, ведется мощная антиникотиновая реклама. У нас трансконтинентальные компании забивают наш рынок низкопробной продукцией и в придачу рекламируют ее на каждом шагу. Принятый нами закон запрещает размещать огромные рекламные щиты на улицах наших городов. И требует, чтобы производители сигарет указывали на каждой пачке уровень содержания смол и никотина. Причем информация, предупреждающая об опасности курения, должна занимать не менее одного процента рекламной площади. - Почему президент не подписал закон? - А. Акаев считает, что он нецелесообразен, поскольку повлечет потери госбюджета, отрицательно скажется на производстве табака и табачных изделий, сокращении рынка сбыта. - И как долго мы будем жить в табачном беззаконии? - По предложению нашего комитета создана согласительная комиссия, куда вошли разработчики и представители правительства. По некоторым статьям сейчас ведутся переговоры. Я думаю, что он будет включен в повестку заседания Законодательного собрания в скором времени. - Многие страны присоединились к Международной конвенции по борьбе с табаком. Наша страна будет ее подписывать? - В правительстве сейчас также рассматривается и этот вопрос. Если Кыргызстан присоединится к этой конвенции, то наш закон будет весьма кстати. Нина НИЧИПОРОВА. http://www.msn.kg/page.shtml?option=item&year=3&mon=4&id=4322 30 апреля 2003 года Комментарий ресурсного центра к содержанию закона, обозначенному в статье:1. Рассуждения автора закона об опасности низкопробного табака не выдерживают критики. Автор пользуется широко распространенным мифом о том, что есть хороший табак и есть табак плохой. На самом деле, опасен любой табак, независимо от его сортности. 2. Забота о здоровье людей, занятых в выращивании и производстве табака, несомненно, является сильной стороной данного законопроекта. 3. Подход к профилактике курения несовершеннолетних, обсуждаемый автором закона, представляется малоэффективным. Разговоры о вреде курения и запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним часто оказываются контр-продуктивными мерами. Запрет рекламы табака и повышение налогов более уместны. 4. Требование указывать содержание смол и никотина соответствует уже устаревшим представлениям об эффективных мерах контроля над табаком. 5. «Информация, предупреждающая о вреде курения, должна занимать не менее 1% рекламной площади» - странное положение, поскольку в других странах обсуждается вопрос о том, 5 или 15% должно быть занять предупреждениями, но это не имеет принципиального значения, поскольку эффективен лишь полный запрет рекламы. 6. В статье также приведен распространенный контраргумент о том, что законодательство по контролю над табаком способно повлечь потери госбюджета. Аргументы против этого довода можно найти в публикациях Всемирного Банка. Также эффективной мерой сокращения потребления табака и увеличения доходов бюджета могло бы стать повышение налогов на табак. |