Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Региональная стратегия осуществления политики чистого воздуха в помещении(из опыта воздействия на табакокурение в общественном транспорте)Владимир Ловчев, |
Уважаемые кондуктор и водитель ! Я с удовольствием пользуюсь услугами Вашей машины и сразу плачу за проезд. Однако я плачу только за проезд, и мне не нужно ничего в придачу. Прошу не одаривать меня бесплатным табачным дымом! Курение в открытую форточку не спасает нас от дыма. Ваш благодарный пассажир |
На оборотной стороне была опубликована статья 6 Закона РФ «Об ограничении курения табака» (От 10 июля 2001)
Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти. |
Послание было построено исключительно в доброжелательном духе. Уже в первой фразе проговаривалось желание участников акции на сотрудничество с кондукторами и водителями в форме оплаты за проезд (в настоящее время в общественном транспорте Казани весьма распространенное явление - агрессивный отказ от платы в общественном транспорте). Раздаточный материал вручался одновременно с банкнотой.
Участниками акции кроме волонтеров МНАТ и фонда «Выбор» явились некоторые врачи и студенты государственного и медицинского университетов города Казани.
Методическое оснащение.
В помощь активистам в периодических изданиях МНАТ и фонда «Выбор» были опубликованы: «Как сделать рабочее место свободным от табачного дыма?» А.Довбах, проект Рамочной конвенции по контролю над табаком, Закон РФ «Об ограничении курения табака» и т.п.
Мультипликация:
Первые результаты акции были освещены в информационном бюллетене МНАТ «Феникс» и тем самым были поставлены в известность отделения МНАТ из других городов и читательский актив бюллетеня.
Обобщение опыта:
От иногородних активистов мы пока не имеем обратной связи, можно говорить только о проблемах, проявившихся в самой Казани.
Большой неожиданностью (и неожиданностью весьма приятной) стала позиция кондукторов и водителей. Они, как правило, принимали раздаточные материалы доброжелательно или нейтрально, отдельные водители выбрасывали уже раскуренные сигареты.
Обнаружились два препятствия, причем со стороны тех, кто собственно и страдает от курения водителей - со стороны пассажиров.
1) Страх. Даже от молодых людей, к которым обращались за поддержкой, участникам акции приходилось не раз слышать: «А не откажется в грубой форме водитель внимать нашим призывам? Лучше уж потерпеть и дождаться, когда за это возьмутся органы власти». Еще чаще опасения демонстрировали люди предпенсионного и пенсионного возраста.
2) Слабая осведомленность об опасностях пассивного курения (видимо, в ряде случаев демонстрируемая слабая осведомленность являлась скрытой формой отказа от участия в акции по первой причине).
Для расширения состава участников акции нами намечены выходы на транспортные остановки в «часы пик».
Первая из таковых была проведена 30 мая 2003 в послеобеденное время.
Нами ожидались реакции двух типов.
1) Т.н. «Смельчаки», те, кто по их словам «не боится пассивного курения. (»Я сам не курю, и меня это не касается, ничего страшного, что водитель курит в форточку»).
2) «Сочувствующие». Граждане Казани, недовольные пассивным курением, но не умеющие выразить свой протест.
К акции был выпущен раздаточный материал, предназначенный для «смельчаков» - «Пассивное курение - для пассивных».
С гражданами участники акции делились своим личным опытом взаимодействия с кондукторами и водителями по поводу курения.
В ходе акции было проведено анкетирование сограждан. Результаты его в настоящее время обобщаются.
К Всемирному дню без табака Республиканский центр профилактики наркотизации населения при Кабинете министров Республики Татарстан выпустил цветные плакаты «Водитель, брось сигарету! Твоя привычка вне закона!».
Казанское отделение МНАТ и фонд «Выбор» планируют подготовить также «методичку» для «Сочувствующих» - о технологиях выражения протеста против курения водителей.
Мы рассчитываем, что существенное сокращение табакокурения в транспорте позволит распространить данный опыт на действия в помещениях другого типа.