Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Алкоголь и табак в сфере внимания законодателей Казахстана

10.01.2003

Источник: газета «Око», Александр Суханов, опубликовано 10.01.2003 г.

Похоже, в орбиту приоритетов наших властей в этом году плотно попали рынок алкогольной и табачной продукции. Законодательный процесс получается с сильным запахом «зеленого змия» и никотина. 

Начать с того, что мажилисмены одобрили во втором чтении проект закона «О рекламе». Копья народных избранников были сломаны именно вокруг алкоголя и табака. Все кончилось плачевно для тех, кто сии вредные товары рекламирует: они стали «персонами нон грата» на радио и ТВ. Но важен не столько этот факт, хотя именно его сейчас смакуют в прессе. Повергла в шок сама процедура принятия закона. 

Впрочем, обо всем по порядку. Правительство предложило ограничить рекламу алкогольной продукции и табачных изделий в электронных средствах массовой информации - разрешить ее лишь в ночное время. Но парламентарии взяли на вооружение принцип «нельзя быть наполовину беременным». Большинство проголосовало за то, чтобы наложить полный запрет на рекламу алкоголя и табака в электронных СМИ. 

Правильно это или нет? Мы судить не беремся. По одной простой причине - недостаточно обоснований. Рискнем предположить, что не было их и у парламентариев. Вообще-то, прежде чем запрещать рекламу, нужно, по идее, провести исследования. Дабы определить хотя бы элементарные вещи: выяснить связь между рекламой алкоголя и ростом его употребления, причем провести анализ по различным видам рекламы, алкогольной продукции и сегментов рынка, то бишь категорий потребителей. А исходя из этого, просчитать последствия полного запрета рекламы - достаточно ли они будут эффективными. Либо разумнее применить иные меры, нежели радикальный запрет. Ведь речь как-никак идет о больших деньгах, которых лишатся электронные СМИ. 

Но как сторонники полного запрета рекламы алкоголя и табака, так и его противники почему-то решили обойтись без всех этих «формальностей». Сложнейшая социально-экономическая проблема была «разведена», что называется, «с колес» прямо на пленарном заседании мажилиса. Решающую роль сыграли не научно доказанные факты, а эмоции и личностные восприятия. Проще говоря, спор велся на абсолютно «кухонном» уровне. Понятно, что депутатов избрал народ, доверил им право принимать законы. Но это вовсе не означает, что можно обходить стороной элементарные принципы законотворческого процесса, среди которых научная обоснованность 

Что за водка без акциза? 

В мажилисе началось рассмотрение другого «алкогольного» законопроекта, который содержит революционные изменения. В частности, он предусматривает введение неких УКМ - учетно-контрольных марок. Правительство считает, что это позволит контролирующим органам мгновенно определять легальность алкогольной продукции без специальных знаний. Причем внедрение УКМ позволит затем отказаться от старых добрых «акцизок», которые нынче подделывают все, кому не лень. Кроме того, законодательно устанавливается запрет на ввоз в республику алкогольной продукции в пластиковой емкости. Тем самым будет устранена, наконец, двусмысленная ситуация, которая существовала долгое время. Продавать алкоголь в пластиковой таре запрещается, а его завозить - ...нет. Ужесточены правила реализации этилового спирта - ею смогут заниматься только его производители, причем лишь со складских помещений в месте нахождения производства. Законопроекту, надо полагать, особенно обрадуются акимы. В их руки предлагается передать лицензирование хранения и оптовой реализации алкогольной продукции. 

И без лицензии - табак? 

Однако все это цветочки, по сравнению с теми пертурбациями, что ожидают табачный рынок. Здесь будет принят совершенно новый закон - «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий». Главная мера, которая, по мнению правительства, поможет вывести из тени «никотиновый» рынок - это лицензирование оптовой продажи, так же, как и производства табачных изделий. Указан широкий перечень условий, при которых лицензия может быть отозвана или приостановлена. Также вводится порядок декларирования объемов производства и оборота табачных изделий. Усиливается ответственность за нарушения табачного законодательства. Но несмотря на все благие цели, которые ставятся перед законопроектом, в нем содержится немало ляпов и нестыковок. Так что к этой теме мы еще вернемся. 

http://www.kompromat.kz/print.asp?id=1266&rb=214&pers=True 

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz