Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Стоит ли рекламировать то, что идет во вред здоровью народа

»Новости Недели», № 37 (153) от 17 Сентября 2003 г.

Руководитель рабочей группы законопроекта «О рекламе», член комитета парламента по социально-культурному развитию мажилиса парламента РК Абдижалел Бакир: «Казахи никогда в истории не рекламировали то, что идет во вред здоровью народа»

Наталья БУЕНКО

Мажилис и сенат парламента Казахстана так и не смогли прийти к единому мнению по поводу отдельных положений законопроекта «О рекламе». Создана согласительная комиссия, которая и должна выработать общий подход относительно запрета на рекламу алкогольной и табачной рекламы в отечественных средствах массовой информации. Вопрос в том – либо лишать рекламных доходов все СМИ, либо сделать приятное исключение для печатных. Но ситуация такова, что если полный запрет на рекламу алкоголя и табака вступит в силу с 1 января 2004 года и с этого же дня СМИ лишатся льгот по НДС, то многим газетам, журналам, радио- и телеканалам придется несладко

Сенаторы заботятся о здоровье подрастающего поколения 

– Абдижалел Кошкарович, по каким позициям законопроекта «О рекламе» мажилисмены и сенаторы не могут прийти к общему знаменателю? 

– Принципиальный вопрос заключается в том, что мажилисмены предлагали ввести запрет на рекламу алкогольной продукции только на телевидении и радио, но оставить ее в печатных СМИ. На это мы дважды получали заключение правительства, в котором оно поддерживает предложение депутатов мажилиса. Сенаторы же проголосовали за полный запрет такой рекламы во всех СМИ. В правительстве считают, что необходим постепенный переход. Цитирую дословно правительственный документ: «...Внесенные депутатами сената поправки могут негативно отразиться на отечественных товаропроизводителях табачных изделий и алкогольной продукции, товарообмене внутри страны, а также финансовом состоянии печатных СМИ». И далее: «...Правительство Казахстана придерживается позиции о невозможности поддержания указанных поправок сенаторов. Вместе с тем правительство РК подтверждает ранее высказанную позицию о поддержке поправок депутатов мажилиса парламента, предусматривающих запрет рекламы упомянутых товаров на телевидении и радио, а также их наружной рекламы». 

– То есть мажилисмены по-прежнему считают, что печатным СМИ следует разрешить публиковать рекламу спиртных напитков и табачных изделий? 

– Конечно. Мы поддерживаем именно такую позицию. Самое главное, что мы запрещаем рекламу табака и алкоголя на телевидении и радио, которые являются самым мощным средством воздействия. Вместе с тем предполагается запретить и наружную рекламу алкоголя. 

– А в будущем все же планируется ввести полный запрет? 

– Время покажет. Если в других государствах, к примеру в России, будет введен полный запрет, мы тоже на это пойдем. Но это произойдет не сегодня и не завтра. 

– И все же почему сенаторы настаивают на полном запрете? Ведь для СМИ подобного рода реклама является существенным источником дохода... 

– Понимаете, если учитывать менталитет казахов, то мы никогда в истории не рекламировали то, что идет во вред здоровью народа. Если исходить из этого, то сенаторы правы. Однако сегодня надо учитывать, что мы живем в рыночных условиях. Поэтому запрещать рекламу повсюду пока рановато. В свое время украинские депутаты тоже хотели ввести полный запрет на рекламу табачных изделий и алкогольной продукции, но их не поддержал президент. 

В свою очередь позицию мажилисменов о частичном запрете поддерживает правительство. Без поддержки и соответствующего заключения правительства законопроект не будет принят. Мы внесли соответствующие изменения в статьи закона «О СМИ», где реклама алкогольной продукции запрещалась в электронных СМИ до 23.00. 

Это самый принципиальный вопрос для сената и мажилиса. Я их понимаю. Сегодня к этим вещам надо подходить реально. Мне было очень трудно получить согласие правительства на запрет рекламы алкогольной и табачной продукции по телевидению и радио. Даже некоторые мажилисмены отстаивали точку зрения сената. Кроме того, необходимо учитывать финансовую сторону вопроса, а также мировую тенденцию к запрету рекламы алкогольных и табачных изделий. Но, повторяю, во всем должна быть умеренность. 

– Но мажилисмены понимают, что, запрещая рекламу на телевидении и радио, вы лишаете их источника доходов? 

– Я с вами не согласен. Я 4,5 года работал на телевидении. Тогда у меня и без того средств хватало. Если сотрудники будут активно работать, то они найдут деньги. Некоторые просто сидят и не хотят ничего делать. Сегодня табак уже уходит с рекламного поля. А те, кто пьет водку, в рекламе не нуждаются. Они ее будут и без этого употреблять. Реклама спиртного или табака – это лишняя пропаганда, направленная во вред здоровью нации. 

– Если на второй согласительной комиссии вы не придете к консенсусу, каковы правовые последствия для данного законопроекта? 

– Решение комиссии мы еще раз будем рассматривать на заседании мажилиса. Если мы не найдем общего языка с сенатом, тогда на этой сессии законопроект вообще не будет рассматриваться. Но я думаю, что мы сумеем договориться с сенаторами. 

А если говорить в общем, то я против рекламы в целом. 

– Тогда как же принцип «реклама – двигатель торговли»? 

– Торговля не ограничивается только алкоголем и табаком. Это мизерная часть производимой продукции. Пусть рекламируют другие виды товаров и услуг. Надо творчески к этому подходить.

http://www.nn.kz/cgi-bin/newsweek.cgi?menu=view&id=W5RMd6cTUF 

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz