Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Стоит ли рекламировать то, что идет во вред здоровью народа»Новости Недели», № 37 (153) от 17 Сентября 2003 г. Руководитель рабочей группы законопроекта «О рекламе», член комитета парламента по социально-культурному развитию мажилиса парламента РК Абдижалел Бакир: «Казахи никогда в истории не рекламировали то, что идет во вред здоровью народа» Наталья БУЕНКО Мажилис и сенат парламента Казахстана так и не смогли прийти к единому мнению по поводу отдельных положений законопроекта «О рекламе». Создана согласительная комиссия, которая и должна выработать общий подход относительно запрета на рекламу алкогольной и табачной рекламы в отечественных средствах массовой информации. Вопрос в том – либо лишать рекламных доходов все СМИ, либо сделать приятное исключение для печатных. Но ситуация такова, что если полный запрет на рекламу алкоголя и табака вступит в силу с 1 января 2004 года и с этого же дня СМИ лишатся льгот по НДС, то многим газетам, журналам, радио- и телеканалам придется несладко Сенаторы заботятся о здоровье подрастающего поколения – Абдижалел Кошкарович, по каким позициям законопроекта «О рекламе» мажилисмены и сенаторы не могут прийти к общему знаменателю?– Принципиальный вопрос заключается в том, что мажилисмены предлагали ввести запрет на рекламу алкогольной продукции только на телевидении и радио, но оставить ее в печатных СМИ. На это мы дважды получали заключение правительства, в котором оно поддерживает предложение депутатов мажилиса. Сенаторы же проголосовали за полный запрет такой рекламы во всех СМИ. В правительстве считают, что необходим постепенный переход. Цитирую дословно правительственный документ: «...Внесенные депутатами сената поправки могут негативно отразиться на отечественных товаропроизводителях табачных изделий и алкогольной продукции, товарообмене внутри страны, а также финансовом состоянии печатных СМИ». И далее: «...Правительство Казахстана придерживается позиции о невозможности поддержания указанных поправок сенаторов. Вместе с тем правительство РК подтверждает ранее высказанную позицию о поддержке поправок депутатов мажилиса парламента, предусматривающих запрет рекламы упомянутых товаров на телевидении и радио, а также их наружной рекламы». – То есть мажилисмены по-прежнему считают, что печатным СМИ следует разрешить публиковать рекламу спиртных напитков и табачных изделий?– Конечно. Мы поддерживаем именно такую позицию. Самое главное, что мы запрещаем рекламу табака и алкоголя на телевидении и радио, которые являются самым мощным средством воздействия. Вместе с тем предполагается запретить и наружную рекламу алкоголя. – А в будущем все же планируется ввести полный запрет?– Время покажет. Если в других государствах, к примеру в России, будет введен полный запрет, мы тоже на это пойдем. Но это произойдет не сегодня и не завтра. – И все же почему сенаторы настаивают на полном запрете? Ведь для СМИ подобного рода реклама является существенным источником дохода...– Понимаете, если учитывать менталитет казахов, то мы никогда в истории не рекламировали то, что идет во вред здоровью народа. Если исходить из этого, то сенаторы правы. Однако сегодня надо учитывать, что мы живем в рыночных условиях. Поэтому запрещать рекламу повсюду пока рановато. В свое время украинские депутаты тоже хотели ввести полный запрет на рекламу табачных изделий и алкогольной продукции, но их не поддержал президент. В свою очередь позицию мажилисменов о частичном запрете поддерживает правительство. Без поддержки и соответствующего заключения правительства законопроект не будет принят. Мы внесли соответствующие изменения в статьи закона «О СМИ», где реклама алкогольной продукции запрещалась в электронных СМИ до 23.00. Это самый принципиальный вопрос для сената и мажилиса. Я их понимаю. Сегодня к этим вещам надо подходить реально. Мне было очень трудно получить согласие правительства на запрет рекламы алкогольной и табачной продукции по телевидению и радио. Даже некоторые мажилисмены отстаивали точку зрения сената. Кроме того, необходимо учитывать финансовую сторону вопроса, а также мировую тенденцию к запрету рекламы алкогольных и табачных изделий. Но, повторяю, во всем должна быть умеренность. – Но мажилисмены понимают, что, запрещая рекламу на телевидении и радио, вы лишаете их источника доходов?– Я с вами не согласен. Я 4,5 года работал на телевидении. Тогда у меня и без того средств хватало. Если сотрудники будут активно работать, то они найдут деньги. Некоторые просто сидят и не хотят ничего делать. Сегодня табак уже уходит с рекламного поля. А те, кто пьет водку, в рекламе не нуждаются. Они ее будут и без этого употреблять. Реклама спиртного или табака – это лишняя пропаганда, направленная во вред здоровью нации. – Если на второй согласительной комиссии вы не придете к консенсусу, каковы правовые последствия для данного законопроекта?– Решение комиссии мы еще раз будем рассматривать на заседании мажилиса. Если мы не найдем общего языка с сенатом, тогда на этой сессии законопроект вообще не будет рассматриваться. Но я думаю, что мы сумеем договориться с сенаторами. А если говорить в общем, то я против рекламы в целом. – Тогда как же принцип «реклама – двигатель торговли»?– Торговля не ограничивается только алкоголем и табаком. Это мизерная часть производимой продукции. Пусть рекламируют другие виды товаров и услуг. Надо творчески к этому подходить. http://www.nn.kz/cgi-bin/newsweek.cgi?menu=view&id=W5RMd6cTUF |