Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Запрет на рекламу сделает табак доступнее«Бизнес & Балтия», Nr. 205 (2337) от 23 октября 2003 года Ограничения на производителей и распространителей табачных изделий сыплются как из рога изобилия. Мало того, что латвийские политики уже концептуально одобрили введение ряда жестких требований к упомянутой продукции, теперь они собираются наложить табу на ее рекламу. Если эта идея придется по душе парламенту ЛР, запрет обретет силу 1 августа 2005 года. Александра БУМАНЕ В мире от различных болезней, связанных с курением, в год умирает 4,9 млн. человек. Если не будет принято никаких мер, к 2020 году их число достигнет 10 млн. Причем 70% смертей придется на развивающиеся страны, где правительства не особенно озабочены антитабачной пропагандой и законодательные ограничения в области продажи и рекламы сигарет минимальны. Дабы не оказаться в числе «отсталых», латвийские политики уже несколько месяцев обсуждают поправки к действующему Закону «Об ограничении реализации, рекламы и потребления табачных изделий». К настоящему моменту их накопилось немало. Например, максимально допустимое содержание смол планируется снизить с 12 до 10 мг на сигарету, а никотина — с 1,2 до 1 мг. Изменения также предусматривают введение 14 видов специальных предупреждений, которые должны будут регулярно меняться на каждой упаковке. При этом использование определенных обозначений на пачках, например: «С низким содержанием смол», «Легкие», «Особо легкие», «Мягкие» будет запрещено. А вчера парламентская комиссия по социальным и трудовым делам решила передать на рассмотрение в Сейм ко второму чтению законопроекта предложение с 1 августа 2005 года последовать примеру Европы и наложить табу на рекламу курева в газетах, журналах, интернете и спонсорскую деятельность производителей. К слову, по этой причине 31 июля 2005 года популярные во всем мире автогонки в классе «Формула-1» покинут Европу, ведь ее основными спонсорами уже долгие годы являются крупнейшие производители сигарет: Philip Моrris, Japan Tobacco, British American Tobacco и пр. На сегодняшний день рекламу табачных изделий в Латвии можно встретить в местах их продажи, кино и печатных изданиях. «На мой взгляд, это оптимальный вариант. Не вижу никакого смысла сужать круг нынешних запретов. Дело в том, что все крупнейшие компании в мире придерживаются т.н. Международных принципов маркетинга. Например, выбираем издания, возраст 75% аудитории которых переваливает за 18 лет, а также вечерние и ночные сеансы фильмов», — прокомментировал сложившуюся ситуацию в беседе с менеджер по корпоративным связям в странах Балтии компании JTI Marketing and Sales Гинтаутас Диргела (Mild Seven, Camel, Winston, Salem, Monte Carlo). По его словам, если производителям и импортерам больше не нужно будет тратиться на рекламу, они смогут снизить цены. «Это единственный способ, который остается нам использовать, чтобы привлечь внимание потребителей. Но тогда в чем смысл табу? Чтобы люди меньше курили? Однако так сигареты станут, наоборот, доступнее», — прогнозирует г-н Диргела. Международных принципов маркетинга придерживается и ООО Scandinavian Tobacco (бывший House of Prince Riga; выпускает Quattro, Pall Mall, Wall Street, Diplomat, Elita, Elita Plus, Prima, Jurmala). «В своих мероприятиях по продвижению товара мы обращаемся к взрослым, которые уже курят. Если же полностью запретят рекламу, у нас пропадет возможность сообщать своим клиентам о каких-либо улучшениях и нововведениях в изделиях. Но ведь делать выбор — курить или нет — нужно на основе информации», — подытожила разговор с менеджер корпоративных отношений Scandinavian Tobacco Майрита Янсоне. http://www.bb.lv/index.php?p=1&i=2520&s=&a=96921 Комментарий. Хотя высказанное в данной статье предположение, что табачные компании пойдут на снижение цен на сигареты в отсутствии затрат на рекламу, теоретически может иметь место, но на практике мало оправданно. Если табачные компании будут меньше рекламировать свой товар, то, соответственно, снизится количество потребителей, поэтому для сохранения уровня прибылей понадобится повышать норму прибыли. Это мы обычно наблюдаем при повышении налогов на сигареты. Табачные компании обычно повышают цены в несколько большей степени, чем они повышаются за счет налогов, тем самым компенсируя потерю прибылей за счет снижения потребления. |