Ресурсный центр по контролю над табаком
|
ДЫМОВАЯ ЗАВЕСА. УКРАИНА ПРИСОЕДИНИЛАСЬ К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТАБАКОМ, НО ДО РЕАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ДЕЛО ДОЙДЕТ НЕ СКОРОТатьяна ГАЛКОВСКАЯКурение убивает каждого десятого человека в мире. К 2030 году, предупреждают медики, его жертвой станет каждый шестой, то есть ежегодно около десяти миллионов человек будут умирать из-за собственной вредной привычки. В Украине курение стало частью образа жизни почти девяти миллионов граждан, при этом 120 тысяч украинцев уходят в мир иной от болезней, спровоцированных злоупотреблением табаком. Нынешним летом Украина стала 144-й страной, которая подписала (но пока не ратифицировала) Рамочную конвенцию по контролю за табаком, предусматривающую ряд мер в отношении распространения «табачной эпидемии», а также по защите прав некурящих. Это первый международный правовой договор в сфере общественного здоровья, подготовленный в результате четырехлетних переговоров между 192 странами — членами ВОЗ. Само подписание носит лишь декларативный характер. Чтобы конвенция стала реально действующим международным законодательным документом, необходима ее ратификация 40 странами-участницами — сейчас это сделали всего 36 государств. Кроме того, Украине необходимо не только ратифицировать документ, но и привести отечественное законодательство в соответствие с его предписаниями, а также разработать четкий механизм контроля за выполнением законодательных актов в этой области. Однако в обществе отношение к курению далеко не однозначное. Многие, в том числе и заядлые курильщики, прекрасно осознают вред от табака, но к самой привычке относятся снисходительно — мол, чем только мы себя не травим, а здесь хоть удовольствие получить можно. Те же, кто страдает от беспардонности курильщиков, выхода из положения не видят — не введешь же, в самом деле, табачный «сухой закон»? — Страны, проводящие успешную политику борьбы против табака, используют целый комплекс мер, — рассказывает президент Института либерального общества Оксана Киселева. — Прежде всего это ценовые меры — повышение налогов на сигареты. Международные эксперты убеждены, что повышение налогов, а следовательно, и удорожание самих сигарет, резко снизит спрос на табак в странах с низким и среднем уровнем доходов, поскольку в них курильщики более чувствительны к повышениям цен. При этом доходы бюджета нисколько не пострадают. Сегодня в мире складывается парадоксальная ситуация: в странах с высоким уровнем доходов распространенность курения снижается, а в странах со средним и низким уровнем развития, наоборот, растет. Возможно, это связано с тем, что в развитых странах вредная привычка достаточно дорого стоит. Там налоги составляют две трети розничной цены пачки сигарет, а в странах с низким уровнем доходов — не более половины. — То есть резерв у нас еще есть? — Да. По данным социологических исследований, если повышение цены на табачные изделия будет существенным — на 50—100%, то это приведет к уменьшению количества курильщиков. (Некоторые специалисты вообще рекомендуют поднять цены на сигареты в пять-десять раз. — Т.Г.) Разумеется, речь не идет о том, чтобы сделать это сразу. Учитывая прогнозированный средний уровень производства табачных изделий в Украине и постепенный рост покупательной способности потребителей, можно увеличить ставку налога по отдельным видам табачных изделий на 5—10%. Такое повышение не вызовет негативные последствия, в том числе и нелегальный оборот табачных изделий. — Контрабанда у нас и без повышения цен достаточно высокая. — Она составляет значительную часть табачного рынка страны. К примеру, в августе была задержана самая большая партия контрабандных сигарет — 470 тысяч пачек. О международном размахе «бизнеса» говорит тот факт, что мировой экспорт табачных сигарет на треть выше мирового импорта. Противостоять контрабандистам сможет только согласованность действий правительств всех стран. Уже есть договоренность, чтобы на все пачки и упаковки табачных изделий наносилась маркировка, позволяющая легко определить происхождение продукции. Кроме того, согласно конвенции, все отдельные упаковки табачных изделий должны содержать текст, в котором указывается конечный пункт назначения, напр. «Продажа разрешается только (в такой-то стране)». — Полностью избавиться от контрабанды невозможно, хотя уменьшить ее размеры — вполне реально. А вот можно ли заставить бросить курить с помощью повышения стоимости табачных изделий — вопрос, как мне кажется, достаточно спорный. Вряд ли человек, который курит всю свою жизнь, захочет избавиться от любимой привычки лишь потому, что сигареты станут на половину или даже вдвое дороже, — и не такие повышения цен мы переживали. Есть в арсенале противников курения что-то более действенное? — Существуют и неценовые методы воздействия. Это информация для потребителей, запрет рекламы и пропаганды табака, а также ограничение курения. Очень эффективным может быть широкое обнародование результатов исследований о влиянии курения на здоровье. В США, к примеру, в результате трех информационных шоков потребление табака снизилось на треть. Известен позитивный опыт информационных кампаний в Финляндии, Греции, Швейцарии, Турции, Великобритании и Южной Америке. Частью такой кампании могут стать и предупредительные надписи на самих пачках. В Турции строгие медицинские предупреждения на пачке (сейчас они занимают специальный листок-вкладыш с медицинской информацией) привели к тому, что за шесть лет потребление табака снизилось на 8%. В Польше 3% курильщиков-мужчин бросили курить именно после появления таких предупреждений, 16% — попытались избавиться от привычки, а 14% — лучше уяснили влияние курения на здоровье. Весьма эффективна контрреклама в СМИ. В Швейцарии она позволила постепенно снизить потребление табачных изделий на 11%. — Вы упоминали о запрете рекламы сигарет. В Украине он частично существует — на телевидении, но эффекта от него, как видно, нет. — Неудивительно. Исследования показали, что эффект от частичного запрета рекламы невелик или же отсутствует вообще. Когда правительство запрещает рекламу только в одном из средств массовой информации, как это было сделано в Украине, то табачные компании просто делают ее более мощной в других СМИ. Поэтому в Европе принята директива ЕС о запрете рекламы и пропаганды табака с полным и окончательным выполнением условий до октября 2006 года. Под действие директивы попадает и косвенная реклама в виде финансирования табачными компаниями различных международных мероприятий типа автогонок «Формула I» и пр. Реклама табака останется только в специализированных изданиях. — Больше всего в конвенции заинтересованы некурящие — сегодня их право на свежий воздух нарушается сплошь и рядом. — Документом предусматривается разработка каждой страной-участницей комплекса мер по ограничению курения в общественных местах, а также системы контроля за их выполнением. В США, к примеру, такие ограничения снизили употребление табака на 4—10%. Но для того чтобы эти ограничения работали, они должны поддерживаться в обществе. В принципе, большинство наших сограждан, хоть и относятся к курению снисходительно, полагают, что ограничивать его необходимо. Об этом свидетельствуют результаты исследования об отношении в обществе к мерам по предупреждению распространения табакокурения, проведенного Институтом социальной и политической психологии АПН Украины. Так, более 60% респондентов (курильщиков среди них 37%) считают целесообразным запретить рекламу табачных изделий. Подавляющее большинство как курильщиков (82%), так и некурящих (71%) согласны с тем, что государство должно поставить заслон контрабанде и незаконной торговле табачными изделиями. На вопрос «Как, на ваш взгляд, должны защищаться права некурящих?» 58% респондентов ответили: «путем запрета курения на рабочих местах внутри помещений», 54% — «запретом курения в публичных местах» и 40% — «созданием свободных от курения зон». К слову, последнее — достаточно эффективная мера. К примеру, объявление аэропорта в Мюнхене зоной, свободной от курения, и выделение для курящих специальных, не очень удобных мест — возле туалета, на лестнице и так далее, значительно сократило количество «дымящих». Знакомые курильщики жаловались, что в таких условиях курить было «не в кайф», и они старались воздержаться. Кроме того, опрошенные приветствуют и другие силовые методы: различные санкции, повышение цен, повышение возрастного ценза на продажу табачных изделий и ограничения по профессиям. «Учителя и врачи не должны курить» — полагают многие. 68,9% опрошенных назвали себя некурящими, 31% — курильщиками с разным стажем и интенсивностью курения. Большинство начало курить в студенческие годы и в армии, а девять процентов сознались, что впервые попробовали сигарету еще в школе. Больше всего курящих среди военных, предпринимателей и рабочих в возрасте от 18 до 29 лет, имеющих стаж курения до пяти лет. Если говорить об интенсивности курения, то больше всего сигарет за день выкуривают 30—49-летние военные, рабочие, а также безработные. О вредном влиянии табака на здоровье осведомлены более 95% опрошенных, однако доверяют подобной информации чуть больше 60%. Более недоверчивы мужчины, особенно когда речь идет о влиянии дыма на некурящих. Но знать — не значит осознавать. Лишь 14% курильщиков отдают себе отчет в том, что сознательно вредят своему здоровью; остальные полагают, что десять сигарет в день повредить не могут. Разумеется, практически все курящие уверены, что при необходимости могут с легкостью избавиться от вредной привычки. Главной двигательной силой тут может стать страх — убеждено подавляющее большинство опрошенных. Только шесть процентов респондентов — все в возрасте до 30 лет — считают достаточно продуктивной пропаганду здорового образа жизни, формирование моды на некурение. Что же касается различных антитабачных кампаний, то большинство из проводившихся в Украине признаны непрофессиональными и малоэффективными. Главная причина, по мнению респондентов, в том, что государство не заинтересовано в уменьшении объемов продаж табачных изделий. Милиция, которая должна была бы следить хотя бы за тем, чтобы сигареты не продавались несовершеннолетним, свои обязанности не выполняет. А цены на табачные изделия достаточно низкие, к тому же сигареты продаются поштучно и практически доступны каждому подростку. Так что реальные шаги — запрет рекламы табака, образование свободных от курения зон, защита прав некурящих и даже ограничения продажи сигарет несовершеннолетним — мы начнем делать еще не скоро. Даже если и ратифицируем международную конвенцию в самое ближайшее время. Ведь известно: чтобы закон по-настоящему работал, он должен стать нормой поведения в обществе — тогда никто, к примеру, не будет возмущаться, если курящего на остановке или в кафе гражданина привлекут к ответственности.
Зеркало Недели № 48 (523) Суббота, 27 Ноября - 3 Декабря 2004 года |