Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Доклад Европейского Союза о пассивном курении21 марта 2006 года в Европейском парламенте был официально представлен доклад «Удаление дымовой завесы: 10 причин для освобождения от табачного дыма». Данный доклад был совместно подготовлен Европейским респираторным обществом, Фондом исследования рака Великобритании и Национальным институтом рака Франции. Полный текст доклада на английском языке можно получить по адресу http://www.ersnet.org/ers/show/default.aspx?id_attach=13509 . Ниже мы даем краткий перевод резюме этого доклада. Обращаем ваше внимание на то, что в докладе приведена оценка количества смертей в ЕС от пассивного курения. Эту оценку можно попробовать экстраполировать. В 25 странах ЕС, где проживает 450 миллионов жителей, от пассивного курения умирает 79 тысяч человек. Расчет, например, для Киева, где проживает 3 миллиона жителей, дает 527 смертей от пассивного курения в год или 10 смертей от пассивного курения в неделю. В апреле 2005 года во время круглого стола в Черкассах мы сказали, что, по оценкам, в этом городе от пассивного курения каждую неделю умирает 1 человек, и там это стало новостью недели. Также обращаем ваше внимание, что в качестве приложения к отчету опубликованы рекомендации «Как добиться эффективного законодательства по освобождению от табачного дыма». Перевод этих рекомендаций размещен на нашем сайте: http://www.adic.org.ua/nosmoking/p/tbook.php?id=556 Кроме того, одновременно с докладом «Удаление дымовой завесы: 10 причин для освобождения от табачного дыма», опубликована вторая его часть «Удаление дымовой завесы: стратегия табачной индустрии против политики и законодательства по освобождению от табачного дыма» (см. http://www.ersnet.org/ers/show/default.aspx?id_attach=13552 ). Краткий перевод этой части доклада будет сделан и опубликован на сайте Ресурсного центра в ближайшее время. Удаление дымовой завесы: 10 причин для освобождения от табачного дыма
РезюмеВоздействие на здоровье (Глава 1)• В Главе 1 представлены оценки количества смертей для всего взрослого населения 25 стран Европейского союза (ЕС) от ишемической болезни сердца, инсульта, рака легкого и других хронических болезней легких, которые обусловлены пассивным курением. • За некоторыми исключениями, связанная с пассивным курением величина риска невелика. Однако, из-за того, что подверженность табачному дыму некурящих продолжает быть широко распространенной на рабочих местах и в общественных местах во многих странах, большое количество людей подвержено этому риску. Поэтому, в совокупности, потенциальный вызванный вред весьма значителен. • Тогда как величины риска пассивного курения для четырех вышеуказанных заболеваний теперь известны по данным научной литературы, данные, касающиеся активного и особенно пассивного курения в пределах ЕС, явно неполны. Поэтому пришлось сделать ряд предположений, касающихся степени подверженности пассивному курению, как в частных помещениях, так и на рабочих местах. Везде, где возможно, были сделаны консервативные оценки, поэтому количество вызванных курением смертей скорее недооценено, чем переоценено. • Оказалось, что пассивное курение на работе в 2002 году в ЕС привело более чем к 7 тысячам смертей, тогда как пассивное курение в домах вызвало еще 72 тысячи смертей. Среди работников индустрии досуга подверженность табачному дыму на работе обусловливает одну смерть каждый рабочий день. • Пассивное курение на работе вызвало в ЕС в 2002 году более 2800 смертей некурящих людей, в то время как подверженность табачному дыму дома вызвала еще 16 600 смертей среди некурящих. В индустрии досуга в ЕС пассивное курение убивает одного некурящего работника каждые 3,5 рабочих дня. • Данные результаты не учитывают смертей среди детей, обусловленных пассивным курением, смертей взрослых от заболеваний, о которых известно, что их могло вызвать активное курение, а также существенного уровня заболеваемости, как острой, так и хронической, вызываемой пассивным курением. Воздействие на экономику (Главы 2 и 3)• Научные данные демонстрируют, что политика освобождения от табачного дыма уменьшает потребление табака. • Сокращая спрос на табак, политика освобождения от табачного дыма снижает частные и социальные затраты, связанные с курением. • Выгода от политики освобождения от табачного дыма особенно ощутима в частном секторе экономики. Эти выгоды обусловлены целым рядом причин: снижением затрат на страхование; ростом производительности труда среди тех, кто прекращает курить, и среди тех работников, которые больше не подвергаются вторичному дыму. Снижаются затраты на найм работников в связи с уменьшением потребности заменять работников, утраченных из-за связанной с табаком заболеваемости и смертности; снижается стоимость эксплуатации здания; исключаются затраты предпринимателей в связи с возможными исками работников из-за подверженности табачному дыму на рабочих местах, а также уменьшается риск потенцирующего действия табачного дыма на тех работников, которые подвергаются действию других токсических веществ на рабочем месте. • Долгосрочные выгоды политики освобождения от табачного дыма заключаются в снижении смертности и заболеваемости из-за ограничения подверженности вторичному табачному дыму, а также в воздействии этой политики на распространенность курения (как на прекращение, так и на начало курения). Это увеличивает человеческий капитал стран, что приводит к дальнейшему экономическому росту. • Табачные компании утверждали, что запрет курения в барах и ресторанах окажет отрицательное воздействие на бизнес и приведет к снижению продаж и занятости. • Независимое и надежное исследование финансового воздействия политики освобождения от табачного дыма в индустрии досуга предоставило научные данные, которые противоречат экономическим заявлениям табачной индустрии. • Обзор почти 100 исследований, проведенных до 31 августа 2002 года в Канаде, Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке, Испании и Гонконге, показал, что отрицательного воздействия не было обнаружено. Положительный же эффект наблюдался в исследованиях, использующих надежные меры измерения, такие как данные о сумме налогов, полученных за несколько лет до и после введения политики освобождения от табачного дыма, причем проводился контроль изменений экономических условий путем анализа статистических данных, учета колебаний данных и сопутствующих тенденций. • Более свежая информация, касающаяся воздействия запрета курения в Нью-Йорке, Британской Колумбии, Ирландии, Норвегии или Новой Зеландии, не показала никакого отрицательного воздействия на бизнес. • В Нью-Йорке, например, спустя один год после того, как Акт о воздухе без табачного дыма 2003 года, запретивший курение на всех рабочих местах, вступил в силу, доходы ресторанов и баров увеличились на 8,7%, занятость повысилась на 10 600 новых рабочих мест, фактически все заведения исполняют закон, а число вновь выпущенных лицензий на торговлю алкоголем увеличилось, то есть имеются все признаки того, что бары и рестораны Нью-Йорка процветают. • Питейные привычки в Европе меняются: потребление алкоголя на душу населения уменьшается, и все больше людей предпочитает выпивать дома. Многие факторы могут влиять на объем продаж индустрии досуга. Объем продаж в барах Ирландии рос до 2001 года, но упал на 2,8% в 2002, 4,2% в 2003 и 4,4% в 2004 году. До законодательного запрета курения на рабочих местах (включая бары и рестораны), который вступил в силу в 2004 году, питейные привычки в Ирландии уже изменились. Как и в Британской Колумбии, снижение объема продаж в питейных заведениях Ирландии произошло до постановления о запрете курения. Примечание. В 2005 году объем продаж в барах Ирландии вырос на 0,1% (с. http://www.cso.ie/releasespublications/documents/services/current/rsi_retrospective1.xls ). Таким образом, запрет курения не только не повредил бизнесу в барах, а помог ему. Общественное осознание и отношение (Глава 4)• Поскольку общественное осознание пагубного воздействия вторичного табачного дыма растет, общественная поддержка мерам защиты от табачного дыма также увеличивается. • Международный опыт показывает, что успешное выполнение политики освобождения от табачного дыма требует как разумного уровня общественного осознания риска пассивного курения для здоровья, так и определенного уровня общественной поддержки. • Недавние оценки политики освобождения от табачного дыма в европейских странах, а также данные опросов населения, поддерживают эти выводы. Они показывают, что во всех странах ЕС общественная поддержка политики освобождения от табачного дыма быстро растет. • Научные данные показывают, что принятие постановлений о защите некурящих имеет тенденцию отставать от общественного мнения. Действительно, в нескольких европейских странах уровень общественной поддержки политики освобождения от табачного дыма на рабочих и в общественных местах в настоящее время равен или превышает тот уровень, который, согласно научным данным, достаточен для успешного введения законов об освобождении от табачного дыма. Вентиляция (Глава 5)• Окружающий табачный дым (ОТД), поступающий, прежде всего, из дыма сигарет, испускаемого между затяжками, является главной составляющей загрязнения воздуха внутри помещений везде, где происходит курение. В рамках действий по оценке подверженности людей ОТД во внутренних помещениях экологическим отделом Объединенного исследовательского центра (INDOORTRON) были проведены испытания, нацеленные на изучение воздействия различных видов вентиляции на концентрацию компонентов ОТД в воздухе • Предварительные данные указывают, что изменения уровней вентиляции, моделирующие условия, ожидаемые во многих жилых и коммерческих помещениях, где курят, не оказывают существенного влияния на уровни концентрации в воздухе компонентов ОТД, например, угарного газа, окиси азота, соединений ароматического ряда, никотина. • Это показывает, что попытки снизить загрязнение воздуха внутри помещений путем усиления вентиляции в зданиях не привело бы там к существенному улучшению качества воздуха. Кроме того, результаты показывают, что для достижения уровней загрязнения, близких к предельным уровням загрязнения во внешней среде, необходимы «ветроподобные» или другие высокие уровни вентиляции. Законодательство и примеры стран (Глава 6)• К январю 2004 года ни в одной европейской стране не было запрета курения в барах и ресторанах. К марту 2006 года пять стран (Ирландия, Норвегия, Италия, Мальта и Швеция) освободили бары и рестораны от табачного дыма, Шотландия сделает это в апреле 2006 года, а Англия должна вскоре последовать их примеру. • Примеры Норвегии и Ирландии иллюстрируют ключевые факторы для успешного соблюдения законодательства по освобождению от табачного дыма:
• Великобритания должна служить предупреждением для других стран, рассматривающих возможность введения добровольных ограничений: они просто не работают. |