Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Бюллетень КОНТАКТ - тематический выпуск №523 мая 2003 годаУважаемые получатели бюллетеня КОНТАКТ! Благодарим всех, кто уже поддержал Обращение неправительственных организаций о Рамочной Конвенции (http://www.adic.org.ua/nosmoking/2003/05/fctc-stat.htm). Приветствуем тех, кто присоединился к Обращению и сегодня впервые получил бюллетень КОНТАКТ! Надеемся, что вы останетесь с нами. В сегодняшнем тематическом выпуске предлагаем вам познакомиться с более подробной информацией о Рамочной Конвенции. Если для вас предпочтителен текст данного выпуска в формате MSWord, он размещен по адресу http://www.adic.org.ua/nosmoking/2003/05/fctc-esse.doc Рамочная конвенция по борьбе против табака - ее сущность и последствия21 мая 2003 года Всемирная Ассамблея Здравоохранения утвердила окончательные текст Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ). Конвенция является международным юридическим документом, который ограничит глобальное распространение табака и табачных изделий. Она была инициирована Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) и разработана полномочными представителями стран всего мира. В первый раз ВОЗ использовала Статью 19 своего Устава, которая дает ей право разработать и принять подобную Конвенцию. Причиной такой беспрецедентной инициативы ВОЗ послужили научные данные о реальных масштабах воздействия потребления табака на здоровье людей: в настоящее время от вызванных табаком болезней в мире ежегодно умирает около 5 миллионов человек. При сохранении нынешних темпов развития потребления табака к 2030 году эта цифра достигнет 10 миллионов, а всего в XXI столетии табак убьет около ОДНОГО МИЛЛИАРДА людей. В ХХ столетии от табака уже погибло более 100 миллионов человек. Поистине табак стал оружием массового уничтожения, масштабы потерь от которого превышают потери от ядерного, химического и бактериологического оружия, вместе взятых. Распространение табачной эпидемии является глобальной проблемой, которая имеет серьезные последствия для здоровья людей и которая требует как можно более широкого международного сотрудничества и участия всех стран в эффективных, надлежащих и всесторонних международных ответных действиях. Табачная эпидемия является не только глобальной проблемой, но и проблемой глобализации. Такие проявления глобализации, как либерализация торговли, прямые иностранные инвестиции и приватизация, внесли свой вклад в рост потребления табака, способствуя проникновению сигарет на рынки стран, которые обладают явно недостаточными ресурсами для борьбы с последствиями табачной эпидемии. Транснациональные табачные компании контролируют рынки табака в большинстве стран с переходной экономикой, и их деятельность приводит к тому, что деньги курильщиков из этих стран используются для поддержания экономики богатых государств, а с последствиями заболеваний этих курильщиков приходится иметь дело местным органам здравоохранения. В мае 1996 года с целью сдерживания глобальной табачной эпидемии Сорок Девятая Всемирная Ассамблея Здравоохранения обратилась к Генеральному директору Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) с просьбой выступить с инициативой разработки международной Рамочной конвенции о борьбе против табака (РКБТ). Международные организации разработали ряд механизмов, которые содействуют принятию международных соглашений и действий по глобальным проблемам. Существует две категории международных соглашений, которые могут быть использованы для продвижения стратегии ВОЗ по проблеме табака: 1) международные резолюции, которые не накладывают обязательств; 2) документы, которые накладывают юридические обязательства. Рамочная конвенция с соответствующими протоколами является документом, накладывающим юридические обязательства, и предлагает подход, которой можно встретить в многочисленных договорах по правам человека и охране окружающей среды. Официальные переговоры полномочных представителей всех стран - членов ВОЗ начались в 2000 году и привели к принятию 21 мая 2003 года Всемирной Ассамблеей Здравоохранения окончательного текста Рамочной Конвенции. Несмотря на то, что Конвенция является небольшим по объему документом, она охватывает все важнейшие направления деятельности по снижению потребления табака и является основополагающим документом в сфере контроля над табаком на многие годы вперед. Значение Конвенции не исчерпывается чисто юридической стороной и проявляется в разных аспектах: научном, политическом, организационном и финансовом. Влияние табачных изделий и табачного дыма на здоровьеОсобенность табачной эпидемии заключается в том, что еще пятьдесят лет назад о ее существовании никто не подозревал. Причиной этого является то, что между воздействием курения и других видов употребления табачных изделий и наступлением болезней, связанных с табаком, существует определенный разрыв во времени, обычно несколько десятков лет. Поэтому лишь после проведения, начиная с 1950-е годов, тщательных эпидемиологических исследований всех влияющих на смертность факторов удалось выявить ужасающие масштабы вызываемой табаком смертности. Конвенция не просто констатировала эти данные, а положила их в свою основу, заявив, что «научные данные недвусмысленно подтверждают, что потребление табака и воздействие табачного дыма являются причиной смерти, болезни и инвалидности». Пагубное воздействие непосредственного курения на здоровье является общепризнанным. Что касается воздействия табачного дыма на окружающих людей, обычно называемого пассивным курением, хотя точнее назвать его принудительным курением, то исследования этого воздействия начались только в 1980-е годы. Поэтому некоторые исследователи, в основном оплачиваемые табачной индустрией, пытались поставить под сомнение вред влияния принудительного курения на здоровье. Конвенция фактически положила конец таким дебатам. В ее тексте записано, что причиной смерти, болезней и инвалидности является не только непосредственное потребление табака, но и воздействие табачного дыма. Нередко можно услышать, что курение - просто «вредная привычка», а сигареты являются естественным продуктом, «завернутым в бумагу растением». Конвенция опровергает подобное мнения, признавая, что «сигареты и некоторые другие изделия, содержащие табак, являются высокотехнологичными изделиями, разработанными таким образом, чтобы создавать и поддерживать зависимость, и что многие содержащиеся в них компоненты и выделяемый ими дым являются фармакологически активными, токсичными, мутагенными и канцерогенными», а также что «зависимость от табака классифицируется в основных международных классификациях болезней как отдельное расстройство». Эффективные меры контроля над табакомЦелью Конвенции провозглашена «защита нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма посредством обеспечения соответствующих рамок для мер борьбы против табака, подлежащих осуществлению Сторонами на национальном, региональном и международном уровнях, с тем чтобы постоянно и существенно сокращать распространенность употребления табака и воздействия табачного дыма». Масштабы табачной эпидемии диктуют необходимость принятия наиболее действенных мер по сокращению потребления табака. В мире накоплен значительный опыт мер контроля над табаком, который позволяет понять, какие меры эффективно снижают потребление табака, а какие нет. Конвенция основана на наиболее действенных подходах, доказавших свою эффективность во многих странах. К их числу относятся: Запрет рекламыВ отношении табачной рекламы текст Конвенции (Статья 13) гласит: «Стороны признают, что полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство приведет к сокращению потребления табачных изделий». Этим фактически заявлено, что частичные ограничения табачной рекламы не имеют смысла, так как они не приводят к снижению потребления табака. Поэтому, согласно Конвенции, каждая страна «в соответствии со своей конституцией или конституционными принципами, вводит полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий». Исключение сделано только для стран, не имеющих возможности ввести полный запрет в силу своей конституции или конституционных принципов, при этом данные страны должны серьезно ограничить такую рекламу. Конституция Украины, а также большинства других стран, вполне позволяет ввести полный запрет табачной рекламы. Информация на упаковкеУпаковка табачных изделий фактически является их рекламой, при этом она дезинформирует потребителя относительно реальных свойств табачных изделий и их воздействия на здоровье. Поэтому Конвенция (статья 11) обязывает, чтобы: упаковка и маркировка табачных изделий не стимулировали продажу табачного изделия любым путем, который является вводящим в заблуждение, включая любой термин или любой иной знак, которые имеют целью прямо или косвенно создать ложное впечатление о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия. Они могут включать такие термины, как «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие» или «мягкие». Конвенция также предписывает введение на упаковке предупреждений, которые периодически меняются и занимают 50% двух наибольших сторон упаковки или более, но ни в коем случае не менее 30% двух наибольших сторон упаковки. Кроме того, на каждой упаковке должна содержаться информация о соответствующих компонентах табачных изделий и выделяемых ими продуктах. Выполнение таких требований к упаковке позволит потребителям получать более точную информацию о табачных изделиях и поощрит их прекратить потребление. Повышение налоговНередко можно услышать мнение, что повышение налогов и цен на табачные изделия не имеет смысла, так как люди все равно продолжают курить, как и прежде. Однако, полученные из множества стран данные позволили четко записать в тексте Конвенции (статья 6): «Стороны признают, что ценовые и налоговые меры являются эффективным и важным средством сокращения потребления табака различными группами населения, особенно молодежью». И хотя каждая страна сохраняет за собой право определять политику налогообложения, теперь повышение налогов на табачные изделия является уже не просто фискальной мерой, а средством защиты здоровья населения, и все правительства обязаны будут учитывать это при рассмотрении вопроса о табачных налогах и ценах. Защита от табачного дымаКонвенция исходит из «необходимости принятия мер для защиты всех людей от воздействия табачного дыма». Конвенция пошла дальше традиционной идеи о «защите прав некурящих» и провозгласила, что любой человек, даже курящий сам, имеет право быть защищенным от принудительного вдыхания табачного дыма, испускаемого другими курильщиками. В связи с этим Конвенция (статья 8) обязывает каждую страну к принятию мер, обеспечивающих защиту от воздействия табачного дыма на рабочих местах внутри помещений, общественном транспорте и в закрытых общественных местах и в соответствующих случаях в других общественных местах. Обратите внимание, что во всех закрытых производственных и общественных местах, а также в общественном транспорте, курение может быть позволено только в том случае, если оно не создает опасности невольной подверженности табачному дыму. Раскрытие состава табачных изделийКонвенция исходит из того, что регулирование состава табачных изделий и раскрытия состава табачных изделий является недостаточным, и поэтому «поручает Конференции сторон в консультации с компетентными международными органами предложить руководящие принципы испытания и измерения состава табачных изделий и выделяемых ими продуктов, а также регулирования этого состава и выделяемых продуктов» (статья 9). Кроме того, согласно Конвенции, «каждая Сторона принимает и осуществляет эффективные меры по информированию общественности о токсических составляющих табачных изделий и продуктах, которые они могут выделять» (статья 10). Этим фактически признается, что нынешние методы тестирования табачных изделий, прежде всего измерения уровня смол и никотина, являются устаревшими и ненадежными, а потребители табачных изделий не располагают должной информацией о токсичных компонентах табачных изделий. Содействие прекращению куренияПризнание табачной зависимости заболеванием закономерно привело к тому, что Конвенция обязывает страны предпринимать «эффективные меры для содействия прекращению употребления табака и обеспечения адекватного лечения табачной зависимости». Противодействие незаконной торговле табачными изделиямиКак показывают исследования, основную часть контрабанды сигарет составляют сигареты, экспортируемые в какую-либо страну, но «исчезнувшие» при транзите. Для борьбы с такой контрабандой Конвенция обязывает все страны, чтобы на все пачки и упаковки табачных изделий была нанесена маркировка для оказания помощи в определении происхождения табачных изделий. Кроме того, согласно Конвенции, все отдельные упаковки табачных изделий для розничной и оптовой реализации, которые продаются на ее внутреннем рынке, должны содержать следующий текст: «Продажа разрешается только в (включить название страны)» или содержали любую другую эффективную маркировку, указывающую конечный пункт назначения или помогающую органам определить, поступило ли данное изделие на законном основании для продажи на внутреннем рынке. Основное препятствие для осуществления КонвенцииОсновной движущей силой табачной эпидемии служат сверхприбыли табачных корпораций. Табачная индустрия использует все имеющиеся в ее распоряжении средства, чтобы не допустить или отсрочить принятие законов, базирующихся на положениях Конвенции. Поэтому Конвенция признает «необходимость проявлять бдительность в отношении любых попыток табачной промышленности подорвать или свести на нет усилия по борьбе против табака и необходимость в осведомленности о деятельности табачной промышленности, которая оказывает негативное воздействие на усилия по борьбе против табака». В Общих обязательствах Конвенции (статья 5) записано: «При разработке и осуществлении своей политики общественного здравоохранения по борьбе против табака Стороны действуют таким образом, чтобы предохранить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности в соответствии с национальным законодательством». Таким образом, разработка законодательства и политических мер в области контроля над табаком должна осуществляться без участия представителей табачных компаний. В Конвенции особо подчеркнуто, что при разработке и осуществлении программ и стратегий в области борьбы против табака не должны привлекаться частные учреждения и неправительственные организации, связанных с табачной промышленностью (статья 12). Это означает, что правительственным учреждениям необходимо прекратить сотрудничество с финансируемыми табачной промышленностью организациями в таких сферах, как профилактические программы в школах. Кроме того, в статье 19 Конвенции записано: «В целях борьбы против табака Стороны рассматривают возможность принятия законодательных мер или развития существующего законодательства для решения, при необходимости, вопросов уголовной и гражданской ответственности, включая в соответствующих случаях компенсацию». Это означает, что будут рассматриваться вопросы об ответственности табачной промышленности за нанесенный ее изделиями ущерб, наподобие дел, которые рассматриваются в судах США в отношении американских табачных компаний. Роль неправительственных организацийХотя за осуществление положений Конвенции несут ответственность прежде всего правительства ратифицировавших Конвенцию стран, усилий только правительственных органов недостаточно для успеха предусмотренных Конвенцией мер. В тексте Конвенции четко указано: «Для достижения цели Конвенции и ее протоколов необходимо участие гражданского общества» и подчеркнут «особый вклад неправительственных организаций и других членов гражданского общества, не связанных с табачной промышленностью, в усилия по борьбе против табака на национальном и международном уровнях, а также жизненно важное значение их участия в национальных и международных усилиях по борьбе против табака». Согласно Конвенции, каждая страна осуществляет «эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры, направленные на содействие… информированию и участию государственных и частных учреждений и неправительственных организаций, не связанных с табачной промышленностью, в разработке и осуществлении межсекторальных программ и стратегий в области борьбы против табака». Организационные и финансовые вопросы осуществления конвенцииВ соответствии с Конвенцией все подписавшие ее страны будут предпринимать «меры по развитию и содействию национальным исследованиям и по координации научно-исследовательских программ в области борьбы против табака на региональном и глобальном уровнях» (статья 20). При этом будет осуществляться «предоставление технических и финансовых ресурсов для оказания помощи Сторонам, являющимся развивающимися странами, и Сторонам с переходной экономикой в выполнении ими своих обязательств по исследованиям, эпиднадзору и обмену информацией». Предусматривается предоставление «научно-технического, юридического и иного опыта для создания и укрепления национальных стратегий, планов и программ в области борьбы против табака, направленных на осуществление Конвенции, а также предоставление, в соответствующих случаях, необходимых материалов, оборудования и материально-технической поддержки для стратегий, планов и программ в области борьбы против табака» (статья 22). Подписавшие Конвенцию страны будут содействовать «обеспечению финансирования разработки и укрепления многосекторальных всесторонних программ борьбы против табака Сторон, являющихся развивающимися странами, и Сторон с переходной экономикой». Кроме того, поощряется предоставление «финансовой поддержки Сторонам, являющимся развивающимися странами, и Сторонам с переходной экономикой в целях оказания им помощи в соблюдении ими своих обязательств по настоящей Конвенции» (статья 26). Порядок и сроки вступления Конвенции в силуВ соответствии с традициями подобного рода международных договоров, для вступления Конвенции в силу отводится довольно большой срок, а весь процесс состоит из нескольких этапов: ПодписаниеКонвенция открыта для подписания всеми государствами в штаб-квартире Всемирной Организации Здравоохранения в Женеве с 16 июня 2003 г. по 22 июня 2003 г., а впоследствии в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 30 июня 2003 г. по 29 июня 2004 года. РатификацияКонвенция открывается для присоединения (ратификации) на следующий день после даты, на которую Конвенция закрывается для подписания, то есть с 30 июня 2004 года. Вступление в силуКонвенция вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение Депозитарию сорокового документа о ратификации, принятии, утверждении, официальном одобрении или присоединении. Документы о ратификации сдаются на хранение Депозитарию. ДепозитарийДепозитарием настоящей Конвенции является Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. Таким образом, процесс ратификации начнется только в июле 2004 года. Учитывая, что законодательные органы в это время, как правило, находятся в отпуске, реально можно ожидать ратификации Конвенции сорока государствами не ранее сентября 2004 года, что означает, что она вступит в силу только в 2005 году. ЗаключениеРамочная конвенция по борьбе против табака является историческим документом в области общественного здравоохранения. У правительств теперь есть прекрасный способ доказать действительную заботу о здоровье населения своих стран и всего мира. В отличие от эпидемии СПИДа или атипичной пневмонии, для противодействия табачной эпидемии не нужно бороться с неуловимым вирусом и тратить на это огромные средства. Рамочная Конвенция четко определила эффективные средства, позволяющие остановить табачную эпидемию. Большинство этих средств не требует никаких финансовых затрат, а лишь политической воли для принятия законодательных мер. Более того, постепенное повышение табачных налогов не только сохраняет человеческие жизни, но и повышает доходы бюджета. Осуществление положений Рамочной Конвенции поможет всем странам: уменьшить число пожаров, сократить загрязнение окружающей среды табачными отходами, улучшить оказание медицинской помощи населению и т.д. Но самое главное, это приведет к спасению миллионов человеческих жизней.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|