Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Бюллетень КОНТАКТ - тематический выпуск № 31сентябрь 2008 года«Стратегия лоббирования – держать табачные акцизы такими низкими, как только возможно» - акцизная политика табачной индустрии в УкраинеВ настоящее время в Украине ведутся активные дискуссии по поводу акцизных налогов на табачные изделия. Табачные компании стремятся активно участвовать в таких дискуссиях. Они заявляют, что обладают экспертными знаниями в области табачных акцизов, которые помогут правительствам установить оптимальные ставки табачных налогов. Чтобы проверить, насколько такие заявления соответствуют действительности, мы проанализировали политику табачных компаний в отношении табачных акцизов в Украине в 1992-2008 годах. Для анализа мы использовали внутренние документы табачной индустрии, которые были обнародованы по решению суда в США и теперь доступны на сайте http://tobaccodocuments.org. Кроме того, мы использовали публикации, касающиеся табачного рынка Украины, данные Госкомстата Украины, а также сообщения украинских СМИ. 1992 год. Подготовка налогового климата для начала инвестицийОфициальная история инвестиций транснациональных табачных компаний в Украине начинается в марте 1993 года, когда корпорация «Бритиш Америкен Тобакко» (БАТ) получила 65% акций Прилукской табачной фабрики в обмен на обещание инвестиций. Однако этому событию предшествовала тайная и явная подготовительная работа. Был составлен бизнес план, в котором было указано, что хотя в 1991 году в Украине было продано 62-65 млрд. сигарет, потенциал рынка составляет 80-85 млрд. [1] В документе, датированном 23 апреля 1992 года, представитель БАТ А. Ван Вай пишет: «Если этот рыночный спрос не будет удовлетворен в течение длительного периода, возникает вопрос о том, а не исчезнет ли этот теоретический спрос вообще?» [2] Таким образом, хотя табачная индустрия заявляет о том, что она всего лишь продает сигареты тем, кто и так курит, на самом деле она стремится к тому, чтобы спрос на сигареты (а, следовательно, и связанные с ними болезни) не исчез и даже возрос. И надо сказать, что табачная индустрия не только насытила указанный спрос, но и превзошла его. Если в начале 1990-х годов потребление сигарет в Украине составляло 60-65 млрд. штук в год, то в 2007 году оно достигло 90-95 млрд. штук, и это на фоне того, что за этот период население Украины сократилось с 52 до 46 миллионов человек. В том же документе А. Ван Вай указывает, что для удовлетворения данного спроса «нужна стратегия по акцизам и налогам». 5 мая 1992 года в еще одном документе А. Ван Вай пишет «Сигареты чрезвычайно дешевы в Украине» [3] . А в другом документе, датируемом тем же днем [4] , предлагает стратегию в отношении акцизов: «нацеленную на низкий акциз на сигареты без фильтра, смешанную структуру специфических и адвалорных налогов наподобие Западной Европы, но при этом более низкую общую налоговую нагрузку». И оказывается, что это не просто идея для обсуждения, потому что далее в документе говорится: «Я полагаю, что именно это Пол Бингхэм предлагает правительству в Киеве на этой неделе». 24 мая 1992 года в бизнес-плане для Украины говорится: «Как непременное условие для вступления БАТ в Украину акцизная система должна быть изменена» [5] . Далее излагаются принципы такого изменения, последний из которых звучит следующим образом «Общая налоговая нагрузка должна быть сужена, чтобы поощрять производство качественных сигарет». Другими словами, цель изменения акцизной системы – это снижение налогов на сигареты с фильтром под предлогом обеспечения населения качественной продукцией. Звучит красиво, но известно, что так называемое качество сигарет никак не связано с их токсичностью, однако такие «качественные сигареты» помогают расширить рынок за счет женщин и молодежи. В еще одном документе сообщается, что «следующей стадией продвижения переговоров об инвестициях должна стать встреча с г-ном Палийчуком» [6] (в то время руководитель главка «Укртабак», руководящего всеми табачными фабриками Украины, позднее менеджер транснациональной корпорации Реемтсма). В ходе этой встречи планируется обсудить «насколько власти будут сговорчивы в том, чтобы обсудить и принять наш совет в отношении структуры акциза». При этом четко указано «Важнейшим является то, что это должна быть акцизная система, при которой мы сможем работать, и при этом явно предпочтительным является то, что она должна предоставить рамки, в которых мы сможем получать прибыль». Но если в своих внутренних документах табачная индустрия четко говорит о том, что важнейшим вопросом акцизной политики является возможность для нее получать прибыль, в официальных письмах об этом скромно умалчивается. 6 октября 1992 года глава БАТ Патрик Шихи обращается к Президенту Украины Леониду Кравчуку с письмом, в котором пишет [7] : «В каждой стране табачный бизнес является важной индустрией – как для населения, которое требует регулярных поставок качественной продукции, так и для правительства, в свете существенных налоговых поступлений, которые производит индустрия». Несмотря на свои требования по изменению акцизной политики в Украине, табачная индустрия готова инвестировать и без таких перемен. В другом письме по поводу переговоров с Палийчуком [8] говорится: «Хотя планы должны подчеркивать необходимость изменений акцизов, контроля цен, БАТ должна быть также готова работать и при существующей системе». 1993-1994 годы. Успешное лоббирование снижения ставок налогаИнвестиции БАТ в табачную фабрику в Прилуках не привели к росту производства на этой фабрике в 1993 году по сравнению с 1992 годом. Поэтому 6 ноября 1993 года Патрик Шихи пишет еще одно письмо Леониду Кравчуку, в котором описывает ситуацию в Украине следующим образом [9] . «В настоящее время производство сигарет снизилось на 50%. Следствием этого является то, что значительная часть рабочей силы остается безработной, а потребительский спрос на сигареты остается неудовлетворенным. Неизбежным результатом этого является то, что доходы Республики от акцизов и налогов не отвечают прогнозным». Тут же объясняются причины катастрофы: «Такая ситуация обусловлена суммой и структурой акцизного налога, введенного в этом году… Общая налоговая нагрузка и уровень налогообложения являются такими высокими, что сигареты становятся недоступными для большинства потребителей Украины». Заметим, что такая недоступность для потребителей является очень позитивным феноменом, с точки зрения здоровья населения. Однако Шихи лукавит, так как из вышеприведенного внутреннего документа знает, что «Сигареты чрезвычайно дешевы в Украине». Далее мистер Шихи прямо пишет: «Я поэтому предлагаю, чтобы сумма акцизного налога была пересмотрена и снижена». И оказывается это не просто просьба, а уже детально разработанное и поданное предложение. Шихи указывает: «Я был проинформирован, что Министерство продовольствия, которое отвечает за табачную отрасль, уже объяснило нынешние проблемы вашему Кабинету Министров и подало предложения по изменению акцизов и принятию соответствующих решений, чтобы трудности, с которыми табачная индустрия сталкивается в настоящее время в Украине, были облегчены как можно скорее. БАТ обладает детальными знаниями о структуре и исполнении акцизных систем во многих странах мира. Мы были бы очень рады оказать содействие по данному вопросу Вашему Превосходительству или любому официальному лицу». Предложение БАТ не осталось без ответа. В декабре 1993 года Кабинет Министров понизил ставки акцизов на сигареты с фильтром до 60%, а на сигареты без фильтра – до 45% [10] . В феврале 1994 года Верховная Рада понизила ставки акциза на сигареты с фильтром до 50%, а без фильтра - до 35%. Но даже этого оказалось недостаточно, и в октябре 1994 года ставки были установлены на уровне 40% для сигарет с фильтром и 10% для сигарет без фильтра. Таким образом, за короткий период в 14 месяцев ставки на сигареты с фильтром были уменьшены почти наполовину, а без фильтра – в 7 раз. Внимание к сигаретам без фильтра со стороны ТТК не было случайным, так как они производили подавляющее большинство этих сигарет. В результате этих уменьшений ставок налогов общее производство сигарет в Украине увеличилось с 42,4 миллиардов штук в 1993 году до 48 миллиардов штук в 1995 году, то есть произошел рост всего на 12%. Ясно, что такое небольшое увеличение не могло компенсировать понижения ставок акцизов практически в 6 раз. Такой небольшой рост производства сигарет был, в первую очередь, обусловлен засильем контрабанды. Позиция БАТ по данному вопросу выражена в стратегическом документе, датированном 12 мая 1993 года [11] : «Мы стремимся убедить правительства проводить разумную акцизную и импортную политику, чтобы транзитная торговля (таким термином называлась контрабанда) уменьшилась или исчезла, учитывая, что там, где существует дисбаланс, действуют силы рынка. В интересах БАТ добиваться того, чтобы рынки были легальными, налогооблагаемыми и контролируемыми. Однако наша главная ответственность состоит в том, чтобы удовлетворять спрос потребителей с максимально возможной прибылью». Другими словами, если контрабандисты захотят приобрести у БАТ сигареты для неудовлетворенного украинского потребителя, БАТ не упустит возможность получить прибыль. Характерным является также пассаж из письма Шихи о том, что падение производства сигарет ведет к безработице. Однако увеличение производства сигарет тоже ведет к безработице. Например, в 2000 году фабрика БАТ увеличила (по сравнению с 1999 годом) производство сигарет на 68%, и при этом уволила 29% работающих. В целом же занятость на табачных фабриках Украины в 1996-2006 годах снизилась на 38%, несмотря на рост производства в 2,7 раза. 1995-1998 годы. Власти Украины повышают акцизы вопреки позиции табачной индустрииК концу 1995 года власти Украины осознали, что выполнение предложений табачной индустрии не приводит к обещанным ею результатам – реальные доходы бюджета от акцизов продолжают снижаться. Неудивительно, что в таких условиях стали появляться разнообразные предложения об изменении ставок акциза. Понимая, что ее дальнейшее вмешательство в акцизную политику в свете ее недавних прогнозов о наполнении бюджета может только повредить, табачная индустрия решила действовать чужими руками. Еще в мае 1992 года на совещании в Будапеште было решено «создать консультативную команду по акцизам, чтобы предлагать рекомендации правительствам, возможно, используя содействие Делойт» [12] . И вот в сентябре 1995 года компания «Делойт и Туш» публикует доклад «Исследование возможных путей увеличения доходов Государственного бюджета от налогообложения табачных изделий в Украине» [13] . В предисловии упомянут целый ряд фирм, являющихся клиентами «Делойт и Туш», но табачные корпорации среди клиентов не упоминаются. Не указаны также имена авторов и экспертов 45 страничного доклада, суть которого проста – на сигареты без фильтра увеличить ставки с 10 до 20% (фактически в 2,25 раза), а на сигареты с фильтром – уменьшить с 40 до 20% (фактически в 2,7 раза). При этом даются обещания, что при таких ставках акциза транснациональные табачные компании быстро нарастят объем инвестиций и увеличат производство сигарет с фильтром, что и обеспечит поступление дополнительных 174 миллионов долларов США от акцизов за последующие 5 лет. Характерно, что практически аналогичные предложения в секретном документе фирмы RJR [14] подаются уже под названием «предложения Филип Моррис». Надо также отметить, что в этих же предложениях содержится требование об отмене импортных пошлин на табачное сырье, фильтры для сигарет и упаковочные материалы. Предлагаемая ставка в 20% должна рассчитываться от цены производителя, что, по расчетам экспертов «Делойт и Туш» будет составлять чуть более 11% от розничной цены. И такое предложение делается, несмотря на то, что в Директиве ЕС 1992 года минимальный уровень акцизов в розничной цене определен как 57%. Так что заявление о том, что предлагаемая структура налогообложения соответствует европейским принципам, не соответствует действительности. В феврале 1996 года Верховная Рада установила налоги на сигареты на уровне 2 ЭКЮ за 1000 сигарет, при этом для сигарет без фильтра налог был временно установлен на уровне 0,5 ЭКЮ в 1996 году и 1 ЭКЮ в 1997 году. Фактически акцизный сбор на сигареты с фильтром увеличился приблизительно в 1,3 раза, а на сигареты без фильтра – в 2 раза. Такая налоговая политика, конечно, не понравилась производителям табака. В июле 1996 года Ассоциация «Укртютюн» заявила, что «принятый уровень ставок уничтожает местную табачную промышленность», и предложила уменьшить уровень акцизного сбора до 20% для сигарет с фильтром и 10% для сигарет без фильтра, то есть фактически в 3 и 2 раза. Это предложение обосновывалось предполагаемым ростом производства сигарет с фильтром, что якобы должно было привести к увеличению совокупных доходов бюджета. Но, как показало время, прогнозы индустрии оказались ошибочными. Благодаря увеличению акцизных ставок, доходы бюджета от акцизных налогов в 1996 году составили 53 миллиона гривен при годовом плане 23 миллиона гривен. Всего за четыре года (1996-1999) было получено 343 миллиона долларов от табачных акцизов, что почти на 300 миллионов больше, чем при старой системе налогообложения, а в прогнозе «Делойт и Туш» было обещано всего 174 миллиона и за 5 лет. Таким образом, игнорирование советов табачной индустрии и нанятых ею компаний оказалось очень выгодным для государственного бюджета Украины. В 1996-1998 годах табачная индустрия пыталась в основном не допустить дальнейшего повышения ставок акциза. В декабре 1996 года представители Филип Моррис встречаются с В.Сусловым, главой Комитета Верховной Рады по банкам и финансам , который отвечает за налоговую политику, и тот обещает, что «комитет будет сохранять ставки налога на табачные изделия на 1997 год в соответствии с предложениями Филип Моррис» [15] . В документе корпорации Р.Дж.Рейнольдс [16] сообщается, что в октябре 1997 года «Предложения правительства Украины повысить акцизы и пошлины на все виды табачных изделий были отвергнуты парламентом. Позиция индустрии была принята во внимание». В документе от 12 мая 1998 года [17] сообщается, что Министерство финансов Украины предлагает увеличить ставку акциза с 2 до 3 ЭКЮ на 1000 сигарет, Министерство внешнеэкономических связей предложило повысить импортную пошлину на сигареты с 2,5 до 3-3,5 ЭКЮ на 1000 сигарет, а Министерство экономики предложило не менять ни ставок акциза, ни пошлин. При этом указано, что корпорация Филип Моррис поддерживает предложение Министерства экономики. В том же документе указано, что корпорация Реемтсма предложила понизить акциз на сигареты без фильтра с 2 до 1,5 ЭКЮ, повысив при этом акциз на сигареты с фильтром с 2 до 2,5 ЭКЮ. Это предложение было отвергнуто всеми министерствами, так как было ясно, что оно приведет к снижению доходов бюджета. Поддержанная Филип Моррис позиция о неизменности ставок акциза также была отвергнута властями, а 3 августа 1998 года ставки акциза были повышены до 3 ЭКЮ на сигареты с фильтром и до 2,3 экю на сигареты без фильтра. Но через две недели разыгрался печально известный августовский финансовый кризис, и налоговые ставки в гривнах почти удвоились. Поэтому в декабре 1998 года Верховная Рада изменила ставки до 2,5 ЭКЮ на 1000 сигарет. В течение 1998 года ставки акцизного сбора на все виды сигарет увеличились с 4,2 гривен в январе до 10 гривен в декабре. В долларовом эквиваленте доходы бюджета увеличились с 70 миллионов долларов в 1997 году до 117 миллионов долларов в 1998 году. Таким образом, государство снова выиграло, отвергнув предложения табачных компаний по акцизам. В мае 1999 года президент Украины Леонид Кучма направил в парламент проект закона о введении 5% налога на табачные изделия для пополнения Пенсионного фонда. В июле 1999 года этот закон был принят парламентом. Два документа корпорации Филип Моррис [18] , [19] указывают на негативное отношение табачной индустрии к этому налогу и ее попытки не допустить его введения. Между тем, данный налог до его отмены с 1 января 2004 года позволил получить в Пенсионный фонд дополнительно 700 миллионов гривен. В течение 1996-1998 годов украинские власти, несмотря на сопротивление табачной индустрии, неоднократно повышали ставки табачных акцизов, что неизменно приводило к благоприятным последствиям для государственного бюджета Украины. К тому же, в 1997-1999 годах в Украине рост цен на табачные изделия был выше, чем уровень инфляции. Это закономерно должно было привести к снижению потребления табачных изделий, что было весьма благоприятно для здоровья населения. 1999-2000 годы. Табачной индустрии удается остановить рост акцизовВ 1999 году из-за того, что ставка акциза на сигареты без фильтра была существенно выше в Украине, чем в России, наблюдалась массовая контрабанда таких сигарет в Украину. Табачная индустрия решила воспользоваться этой ситуацией как предлогом для лоббирования снижения ставок акциза [20] . «БАТ Украина» в 1999 году при участии экспертов из «БАТ Германии» разработала план по акцизам, предусматривающий тесную работу с правительством [21] . В рамках этого плана был проведен недельный семинар по акцизам для чиновников высокого ранга [22] . План, среди прочего, предусматривал перевод ставок акциза из экю в национальную валюту. В 1999 году ставка акциза в ЭКЮ была стабильной и составляла приблизительно 10 гривен на 1000 сигарет. Осенью из-за падения курса гривны она поднялась до 12 гривен. 19 ноября 1999 года Верховная Рада установила акцизный налог уже не в ЭКЮ, а в гривнах - 10 гривен на 1000 сигарет (для сигарет без фильтра ставка была временно установлена на уровне 7 гривен до 1 июля 2000 года). Период роста ставок акциза на сигареты в Украине завершился. Финансовый результат 1999 года снова оказался великолепным: доходы бюджета достигли 522 миллионов гривен или 126 миллионов долларов. В 2000 году, несмотря на рост производства, из-за снижения ставки акциза бюджет получил всего 446 миллионов гривен или 82 миллиона долларов. Однако благодаря массированной пропаганде табачной индустрии, 1999 год воспринимался властями как провальный в плане акцизной политики, при котором завышенные ставки акциза привели к росту контрабанды, из-за чего доходы бюджета якобы уменьшились. Факты показывают, что ситуация была прямо противоположной. В 2000 году БАТ разработала предложения по акцизам, в которых добивалась того, чтобы налоговая нагрузка оставалась стабильной в течение 3-5 лет [23] . Причем, согласно этим предложениям, данному периоду стабильности должно было предшествовать снижение ставки акцизов до 8 гривен на 1000 сигарет. Однако в 2000 году правительство Украины хотело повысить ставку акциза с 10 до 13,5 гривен. БАТ провела лоббистскую кампанию с целью сохранить существующие ставки акциза [24] и добилась в этом успеха. В ноябре 2000 года на стратегическом совещании БАТ в качестве приоритетов на 2001-2002 годы дается рекомендация для Украины по сужению различий акцизов с Россией [25] . Однако, учитывая, что в то время акцизы в Украине были выше, чем в России, такое сужение означает как минимум стабильность ставок в Украине при условии их роста в России. 2000-2007 годы. Споры о структуре акциза для предотвращения его увеличенияВ конце 2000 года по инициативе нескольких табачных фабрик Верховная Рада понизила ставку акцизного налога на сигареты без фильтра с 10 до 5 гривен за 1000 штук. Ряд табачных компаний, например, Филип Моррис, выступили против этого, а другие, например, Реемтсма, поддержали снижение [26] , что было связано с тем, что Филип Моррис более не производили такие сигареты, а Реемтсма была основным их производителем в Украине. В последующие годы изменения табачного акциза были небольшими, но вызывали бурные протесты отдельных табачных компаний, так как структура налогообложения стала служить элементом конкурентной борьбы между табачными компаниями. Еще в 1999 году в документе БАТ были описаны действия ее конкурента [27] : «Филип Моррис продолжает свою кампанию в пользу специфических акцизов, чтобы поддержать свои дорогие марки, но в основном представляя правительствам такое налогообложение как систему, которая обладает устойчивостью и простотой. Лоббистская деятельность Филип Моррис по данному вопросу носит особо агрессивный характер на новых рынках, где существующая структура налогообложения не благоприятствует их дорогим маркам». Однако в других своих документах БАТ прямо признает, что «структура акциза может сильно воздействовать на структуру и прибыльность рынка» [28] , а оптимальность структуры налогообложения для БАТ определяется портфелем ее марок на конкретном рынке [29] . Производители табачных изделий в Украине заботятся о своей прибыли и доле на рынке. Поэтому те производители, которые производят, главным образом, дешевые сигареты (БАТ и другие), предпочитают адвалорные налоги. Те производители, которые производят дорогие сигареты (Филип Моррис и другие), предпочитают специфические налоги. В этом соперничестве борьба шла с переменным успехом. В мае 2001 года вышеупомянутый налог в Пенсионный фонд был переведен из адвалорной (5%) в специфическую форму (2,5 гривен на 1000 сигарет с фильтром и 1,5 гривны на 1000 сигарет без фильтра). В середине 2003 года к специфическому акцизу был добавлен адвалорный (5% цены производителя), но при этом ликвидировался налог в Пенсионный фонд. Представители компаний Филип Моррис и JT International в ноябре 2002 года выступили резко против смешанной структуры акцизов, считая действовавшую тогда специфическую систему более разумной и пугая правительство ростом контрабанды и снижением поступлений в бюджет [30] . Однако уже в марте 2004 года все пять транснациональных компаний, работающий в Украине (Филип Моррис, JT International, БАТ, Реемтсма и Галлахер) выступили с совместным заявлением к Верховной Раде с просьбой оставить без изменений существующую структуру акцизного сбора. По мнению руководителей этих предприятий, контролирующих 95% украинского производства всей табачной продукции страны, вступившая в действие с 1 января 2004 года смешанная система акцизного налогообложения «отвечает интересам государственного бюджета и обеспечивает стабильную основу для постоянного развития табачной отрасли в Украине» [31] . Однако проблема была в том, что в это время были внесены предложения по увеличению ставок налога на сигареты международных марок, и поэтому, ощутив угрозу повышения акциза, все споры о структуре акциза были забыты, лишь бы не допустить его реального увеличения. Парламент проголосовал за повышение ставок акциза, однако в результате лоббирования табачных компаний Президент Украины наложил на этот закон вето [32] . В начале 2005 года правительство предложило повысить адвалорную ставку акциза до 8% и к тому же ввести минимальный уровень акциза не в специфической, а в адвалорной форме. Немедленно три транснациональных компании ( Филипп Моррис, JTI и Галлахер) обратились к премьер-министру Украины с просьбой сохранить действующую систему налогообложения табачных изделий [33] , традиционно пугая правительство ростом контрабанды в случае принятия новой системы. Однако в том же материале отмечено, что БАТ не против нововведений. Дело в том, что новая система практически не повышала налоговую нагрузку на дешевые сигареты, да и общее повышение акцизов было небольшим. В данном случае правительство проигнорировало мнение большинства табачных компаний, что, как всегда, привело к росту поступлений в государственный бюджет. В июне 2006 года было предложено повысить ставки акциза с 5 до 8 гривен на тысячу сигарет без фильтра и с 11,5 до 15 гривен на тысячу сигарет с фильтром. Представители табачной индустрии признали, что «компаниям придется уплатить на 470 млн. гривен налогов больше, чем при существующих ставках», однако выступили против изменения ставок акциза, традиционно пугая правительство ростом контрабанды [34] . В 2006 году акцизы увеличены не были, и получается, что недопущение гипотетической контрабанды обошлось правительству в 470 млн. гривен. В ноябре 2007 года Министерство финансов предложило повысить ставки акциза, что вызывало единогласное одобрение со стороны табачных компаний [35] . Это не удивительно, так как в 2007 году уровень инфляции в Украине составил 16,6%, а предлагаемый рост акцизов был существенно меньше этого уровня. К тому же вновь возвращалось правило о том, что минимальный уровень акциза определялся в специфической форме, что привело не к увеличению, а к снижению акциза на дорогие сигареты. Позже представители табачных компаний открыто признавали, что предложенные изменения акцизов были разработаны Минфином в тесном сотрудничестве с табачными компаниями. В целом, в период 2001-2007 годов изменения ставок акциза в Украине определялись не интересами защиты здоровья общества и наполнения государственного бюджета, а конкурентными интересами отдельных табачных компаний. В течение этого периода даже номинальный акциз на сигареты без фильтра уменьшился, а рост акциза на сигареты без фильтра был столь небольшим, что средние цены на сигареты без фильтра выросли с 2,11 гривен в декабре 2001 года до 2,52 гривен в декабре 2007 года, то есть всего на 19%, тогда как уровень инфляции за этот же период составил 74%, так что реальные цены уменьшились на 46%. Это привело к росту распространенности курения [36] . По оценкам, потребление сигарет в Украине выросло с 60-65 млрд. штук в 1990-х годах до 90-95 млрд. штук в 2007 году, что неизбежно окажет негативное влияние на здоровье населения. Именно рост потребления сигарет был главным фактором роста доходов государственного бюджета в это период от табачных акцизов с 726 млн. гривен в 2001 году до 2,5 млрд. гривен в 2007 году. Второй важной составляющей роста доходов было резкое увеличение контрабанды сигарет из Украины. В 2007 году в Украине было легально продано 123 млрд. сигарет, а выкурено не более 95 млрд. Разница (порядка 30 млрд. сигарет) – это контрабанда в страны ЕС, но контрабанда, с которой уплачены акцизы в бюджет, и доходы от контрабанды составляют 25% акцизных поступлений. Кроме того, в связи с общим ростом доходов населения произошел массовый переход на более дорогие сигареты, а доля сигарет без фильтра, несмотря на льготное налогообложение, постоянно уменьшалась. Расчеты показывают, что вклад повышения ставок акциза в рост доходов бюджета в 2001-2007 годах составляет лишь 23%, а остальные доходы были обусловлены: а) ростом потребления сигарет; б) контрабандой сигарет из Украины; в) изменением структуры потребления в пользу более дорогих марок с фильтром. Обеспеченное ростом ставок акциза увеличение доходов бюджета было меньшим, чем уровень инфляции, следовательно, повышение ставок акциза в 2001-2007 годах не обеспечило роста реальных (то есть с учетом инфляции) доходов бюджета Украины. С начала 2008 года было выдвинуто ряд предложений по существенному (в 2-3 раза) повышению ставок табачных акцизов в Украине. Табачные компании выступили резко против этих предложений, традиционно пугая ростом контрабанды и спадом производства, что якобы приведет к снижению поступлений в бюджет. При этом они заявляли, что «производители не против повышения ставок акциза на сигареты, но они считают, что оно должно быть постепенным» [37] . Какими именно должны быть повышенные ставки, они скромно не указывали, но опыт прошлых лет показывает, что табачные компании согласны только на такой рост акцизов, который не приводит к росту цен на сигареты выше уровня инфляции, то есть ставки акцизов не должны снижать доступность сигарет, а, по возможности, увеличивать ее. Вопреки мнению табачной индустрии, по инициативе премьер-министра Ю.Тимошенко 31 июля Верховная Рада одобрила законопроект, предусматривающий повышение акцизов с 1 сентября 2008 года (на сигареты без фильтра – в 2 раза, на сигареты с фильтром – в 1,5-2 раза). Представители табачной индустрии выступили с негативными комментариями по поводу данного решения [38] , повторяя свои традиционные аргументы о том, что новые акцизы приведут к контрабанде сигарет из России. При этом представитель БАТ открыто признает, что цена на сигареты в России на 20% выше, чем в Украине [39] . Таким образом, нынешнее повышение акцизов ведет к сужению разницы цен в России и Украине, что, согласно лозунгам табачной индустрии, является главным средством предотвращения контрабанды. Представитель JTI заявил, что правительству не удастся получить от повышения акциза планируемые 1,1 миллиарда, а всего 0,5 миллиарда гривен [40] , как будто такая сумма уже ничего не значит для государственного бюджета, и вопреки прошлым заявлениям о том, что резкий рост акцизов приведет к сокращению доходов бюджета. Стратегия табачной индустрии в отношении акцизовВ одном из своих документов [41] БАТ признает, что «правительства будут испытывать все возрастающее давление с целью повышения ставок акциза на сигареты и другие табачные изделия, исходящее как из групп противников курения, так и из соображений наполнения государственного бюджета (при этом такие международные агентства как Всемирный Банк, Международный валютный фонд и ВОЗ продолжат оказывать сильное влияние в пользу такого повышения)». В этом же документе прямо признается: «Более высокие налоги означают более высокие цены для потребителей, что негативно скажется на объемах продаж». Так что в высказывания о том, что налоги никак не влияют на уровень курения, сами табачные компании не верят, так как располагают рыночными данными об объемах их продаж при разных ставках налога. В аудиторском отчете БАТ-Украина за апрель-май 2000 года сказано, что «акцизы, наряду с торговой надбавкой, будут ключом для общего успеха» [42] . А в июле 2000 года в протоколе совещания аудиторского комитета БАТ-Украина сформулирована суть подхода табачной индустрии к акцизам: «Стратегия лоббирования – держать табачные акцизы такими низкими, как только возможно» [43] . Еще в одном документе стратегия БАТ в отношении акцизов была обобщена очень просто: «Управлять налогообложением ради нашей прибыли» [44] . В своих публичных заявлениях табачные компании пекутся о доходах государственного бюджета от табачных акцизов, а во внутренних документах говорят прямо – акцизы должны быть такими, чтобы можно было получать максимальную прибыль и для этого они должны быть как можно ниже. Выводы1. В течение всех лет своего присутствия в Украине транснациональные табачные компании проводили последовательную политику в отношении табачных акцизов. Главной целью этой политики было получение ими максимальной прибыли, для чего акцизы должны были быть как можно меньше, ибо повышение акцизов приводило к снижению продаж табачных изделий.2. Во всех тех случаях, когда власти Украины игнорировали мнение табачной индустрии и устанавливали более высокие ставки акциза, чем хотелось бы табачным компаниям, это имело положительные последствия как для доходов бюджета, так и для здоровья граждан. 3. В тех случаях, когда предложения табачных компаний по поводу ставок акциза все же приводили к росту доходов бюджета, это происходило за счет роста потребления сигарет в Украине и соседних странах, что будет иметь негативные последствия для общественного здоровья. 4. Неудивительно, что для табачных компаний, которые являются коммерческими предприятиями, главной заботой является получение максимальной прибыли. Однако вызывают удивление те государственные деятели, которые все еще продолжают верить в то, что табачные компании могут поставить интересы наполнения государственного бюджета и укрепления здоровья людей выше интересов собственных прибылей. 5. В недавнем отчете ВОЗ о глобальной табачной эпидемии [45] утверждается, что повышение цен на табак и табачные изделия посредством повышения налогов является наиболее эффективным путем снижения потребления табака, особенно среди молодых и бедных людей. Так как при увеличении акцизов процентное падение потребления меньше, чем процентное повышение цены, повышение налогов одновременно снижает потребление и повышает государственные доходы. Это дает двойной выигрыш - как для государственного бюджета, так и для общественного здоровья. Однако это не в интересах табачных компаний, которые хотят увеличить уровень своих продаж, поэтому они прилагают большие лоббистские усилия, чтобы воспрепятствовать повышению акцизных налогов на табачные изделия. Поэтому правительство, которое заботится о здоровье своих граждан и наполнении государственного бюджета, не должно позволять табачным компаниям влиять на политику налогообложения табачных изделий в стране. [1] " Ukraine Business Plan". 24 May 1992. Bates: 301738700-301738783. http://tobaccodocuments.org/batco/301738700-8783.html [2] BAT Industries; van Waay, A. "Ukraine - Marketing". 23 Apr 1992. Bates: 301689859-301689861. http://tobaccodocuments.org/batco/301689859-9861.html [3] van Waay, A. "Ukraine". 05 May 1992. Bates: 301689855-301689858. http://tobaccodocuments.org/batco/301689855-9858.html [4] van Waay, A. "Ukraine Marketing Section". 05 May 1992. Bates: 301689862-301689864. http://tobaccodocuments.org/batco/301689862-9864.html [5] "Ukraine Business Plan". 24 May 1992. Bates: 301738700-301738783. http://tobaccodocuments.org/batco/301738700-8783.html [6] "Document WHO184". No date. http://tobaccodocuments.org/psc_who/WHO184.html [7] BAT Industries Plc; Sheehy, Patrick. "[Letter from Patrick Sheehy to Leonid Kravchuk regarding foreign investment in Ukrainian tobacco industry]". 06 Oct 1992. Bates: 202225600-202225601. http://tobaccodocuments.org/batco/202225600-5601.html [8] 36-page document: CATEGgRy[ Mainline In te'national Brands". . Bates: 502584297-502584332. http://tobaccodocuments.org/guildford_misc/502584297-4332.html [9] 11/6/93[Letter from Patrick Sheehy to President Kravchuk] Letter from Chaiman of BAT to President of Ukraine requesting changes to the excise system. [10] Красовский К.С., Андреева Т.И., Крисанов Д.Ф, Машлякивский М.Н., Рудь Г.В. Экономика контроля над табаком в Украине з точки зрения общественного здоровья. Киев, 2002, 138 с. http://adic-ukraine.narod.ru/adic/econ-rep/ [11] BAT Industries; Barton, HC. "BAT Industries Tobacco Strategy". 12 May 1993. Bates: 202241835-202241858. http://tobaccodocuments.org/batco/202241835-1858.html [12] "20-page document". No date. Bates: 203826349-203826368. http://tobaccodocuments.org/guildford_misc/203826349-6368.html [13] Делойт і Туш. Дослідження можливих шляхів збільшення доходів Державного Бюджету від оподаткування тютюнових виробів в Україні. Київ, 1995, 45 с. [14] "Ukraine. Cigarette Taxation Rates, Collection and Control.". 18 Jan 1995. Bates: 511409669-511409689. http://tobaccodocuments.org/rjr/511409669-9689.html [15] Linehan, K. "Eema Corporate Affairs Weekly Highlights, Week Ending 961213". 13 Dec 1996. Bates: 2074162569-2074162572. http://tobaccodocuments.org/pm/2074162569-2572.html [16] Griscom, T.C. "Following Are Highlights of October External Relations Activities and Issues Worldwide.". 04 Nov 1997. Bates: 527892328-527892335. http://tobaccodocuments.org/rjr/527892328-2335.html [17] Barbaerlitz, T. "Weekly Highlights, 980427 - 980501". 12 May 1998. Bates: 2074651753-2074651756. http://tobaccodocuments.org/pm/2074651753-1756.html [18] "Pmi Corporate Affairs Weekly Highlights by Region Week of 990531". 31 May 1999 (est.). Bates: 2078787828A-2078787836. http://tobaccodocuments.org/pm/2078787828A-7836.html [19] "Weekly Highlights for Week of 990712". 12 Jul 1999 (est.). Bates: 2065537043-2065537049. http://tobaccodocuments.org/pm/2065537043-7049.html [20] BAT. Cross Regional CORA Conference. Warsaw 28-30 June, 2000. Bate 760072518. [21] BAT. Cross Regional CORA Conference. Warsaw 28-30 June, 2000. Bate 760072519. [22] "Excise and Trade Issue - European Region Quarterly Highlights - Excise 3rd Quarter 1999". No date. Bates: 325420279-325420280. http://tobaccodocuments.org/batco/325420279-0280.html [23] BAT. Cross Regional CORA Conference. Warsaw 28-30 June, 2000. Bate 760072528. [24] BAT Ukraine. "Section 1 Audit Committee Meeting July 26, 2000". No date. Bates: 325411887-325411891. http://tobaccodocuments.org/batco/325411887-1891.html [25] British American Tobacco. "CORA Strategy". 27 Nov 2000. Bates: 325136040-325136078. http://tobaccodocuments.org/batco/325136040-6078.html [26] Табачные капитаны 2001. Бизнес, № 9, 26 февраля 2001 года, http://www.business.ua/i424/a8272 [27] British-American Tobacco Company Limited Bulgaria; Marshall, Adrian. "Future Business Environment -1999". 1999. Bates: 325049767-325049885. http://tobaccodocuments.org/batco/325049767-9885.html [28] BAT Industries; Barton, HC. "BAT Industries Tobacco Strategy". 12 May 1993. Bates: 202241835-202241858. http://tobaccodocuments.org/batco/202241835-1858.html [29] "CORA Europe Regional Split - Eastern Europe". No date. Bates: 321215633-321215639. http://tobaccodocuments.org/batco/321215633-5639.html [30] Кирьякова А. Украинским производителям будет невыгоден выпуск дорогой и качественной продукции. Деловая неделя - FT, N40, 13-19 ноября 2003. http://www.liga.kiev.ua/smi/show.html?id=90174 [31] Имангулов Т. Дым? ОК! Профиль Украины, 8 апреля 2004 года. [32] Саливон С., Зайцев А. Мертворожденный. Бизнес, 9 марта 2004 г. [33] Перец В. Кому «курить» себе дороже. 4 марта 2005 года. http://www.from-ua.com/eco/eco2/424d728c8859e/ [34] У табачников сдали нервы. Ажиотаж вокруг никотинового вопроса резко ухудшил показатели отечественной табачной отрасли. Деловая столица №24(264) от 13 июня 2006 http://www.dsnews.ua/markets/art26427.html [35] Учасники тютюнового ринку України оптимістично відреагували на ініціативу Мінфіну підвищити акцизний збір на сигарети. Сейчас. 26 листопада 2007 року. http://times.liga.net/articles/gs012497.html [36] Andreeva TI, Krasovsky KS. Changes in smoking prevalence in Ukraine in 2001-5. Tobacco Control. 2007 Jun;16(3):202-6. [37] Бойко В. Увеличение акциза на табачные изделия приведет к росту контрабанды сигарет в Украину. Акциз, 30 мая 2008, http://akcyz.com.ua/news/tobacco/11791.html [38] Пашкевич О.Парламент согласился повысить акцизный сбор на табачные изделия. Акциз, 31 июля.2008 http://akcyz.com.ua/news/tobacco/12461.html [39] Прилуцький тютюнник. Дело. 23 июля 2008 г. http://delo.ua/news/82860/ [40] Чеботарев К. Кабмин дает прикурить, DailyUA, 14 августа2008 http://www.daily.com.ua/articles/2/2008-08-67169.html [41] British-American Tobacco Company Limited Bulgaria; Marshall, Adrian. "Future Business Environment -1999". 1999. Bates: 325049767-325049885. http://tobaccodocuments.org/batco/325049767-9885.html [42] Internal Audit BAT Ukraine - April/May 2000". No date. Bates: 325411823-325411851. http://tobaccodocuments.org/batco/325411823-1851.html [43] BAT Ukraine. "Section 1 Audit Committee Meeting July 26, 2000". No date. Bates: 325411887-325411891. http://tobaccodocuments.org/batco/325411887-1891.html [44] "CORA Europe Regional Split - Eastern Europe". No date. Bates: 321215633-321215639. http://tobaccodocuments.org/batco/321215633-5639.html [45] MPOWER. Комплекс мер по борьбе с табачной эпидемиейю ВОЗ, 2008 http://www.who.int/tobacco/mpower/mpower_russian.pdf ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Бюллетень КОНТАКТ - это информация для всех, кто занимается контролем над табаком на уровне страны, населенного пункта или своего жилища, и делает это активно. |