Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Рамочная конвенция по контролю над табаком
|
Рамка 5. Элементы рамочной конвенции
|
Включение положений, излагающих (а) цель конвенции и (б) принципы, которые должны определять ее развитие, может помочь достижению нормативного консенсуса среди Государств. Если Государства не могут прийти к согласию относительно необходимых действий для решения проблемы, они могут согласиться относительно общей цели (например, устранение вредных последствий потребления табака для здоровья), а также относительно общих принципов, в рамках которых они будут прилагать усилия для достижения этой цели.
Традиционно цели и общие принципы конвенции излагались в ее преамбуле.8 Тем не менее, в некоторых последних конвенциях об охране окружающей среды для этого отводятся отдельные статьи. Помещение целей и принципов конвенции в отдельные статьи придает особое значение этим положениям, а также более значительный правовой статус. Преамбула конвенции служит, в основном, чтобы обрисовать ситуацию для разъяснения ее положений, тогда как статьи конвенций, в зависимости от их формулировки, могут определять юридические нормы, которые затем могут применяться в судебной практике.
Цель
Цель конвенции определяет не только всеобъемлющую задачу всех сторон, но также помогает обозначить проблему и узаконить ее как предмет озабоченности международного сообщества. 9
Рамка 6. Цели и принципы По основным целям и принципам, может быть легче достигнуть соглашения, чем по конкретным действиям. Примеры целей:
|
В Венской конвенции по озону изложенная в преамбуле цель гласит, что стороны «намереваются защищать здоровье человека и окружающую среду от вредных последствий, возникающих в результате разрушения озонового слоя».
Напротив, в UNFCCC основная цель изложена в отдельной статье: “основная цель этой конвенции и любого связанного с ней юридического документа, который будет принят сторонами, состоит в достижении стабилизации количества создающих парниковый эффект газов в атмосфере на уровне, который предотвратил бы пагубное вмешательство человека в климатическую систему». (UNFCCC, статья 2).
Подобным образом, LRTAP включает в себя статью, где выражается следующее общее намерение сторон: «Участвующие стороны, учитывая все факты и проблемы данного вопроса, решили защищать человека и окружающую среду от загрязнения воздуха. Они будут делать все возможное, чтобы ограничить и постепенно сокращать, а также предотвращать загрязнение воздуха, включая широкомасштабное загрязнение воздуха через границы». (LRTAP, статья 2)10
Принципы
Принципы излагают общие нормы, по которым осуществляется применение и дальнейшее развитие договора, но которые не накладывают на государства обязательств предпринимать какие-либо конкретные действия. Как объяснил философ Ronald Dworkin, юридические принципы и юридические правила указывают на конкретные решения о юридическом обязательстве при определенных обстоятельствах, но они отличаются по характеру направления, которое они дают. Правила применяются по принципу “все или ничего”… В [принципе] указывается причина движения в этом направлении, но не определяется необходимость принимать именно это определенное решение. Все это означает, что, когда мы говорим, что какой-то определенный принцип является принципом нашего закона, официальные лица должны учитывать этот принцип, если он соответствует ситуации, склоняясь к тому или иному варианту действий. 11
Например, в UNFCCC утверждается, что стороны при достижении цели конвенции и реализации ее принципов будут «руководствоваться» следующими принципами:
Стороны должны защищать систему климата на благо настоящих и будущих поколений человечества на основе равенства и согласно их общих, но дифференцированных обязательств и соответствующих возможностей… | |
Конкретные потребности и особые условия развивающихся стран участниц … должны учитываться в полной мере. | |
Стороны должны принимать меры предосторожности, чтобы предвидеть, предотвратить или свести к минимуму причины изменения климата и уменьшить их вредные последствия… | |
Стороны имеют право и должны способствовать стабильному развитию… | |
Стороны должны сотрудничать, способствуя созданию открытой международной экономической системы, что приведет к стабильному экономическому росту и развитию всех Сторон… |
Эти принципы определяют условия дебатов – общую схему разработки режима сохранения климата, и определяют мерки, согласно которым будут оцениваться те или иные предложения. Но они не определяют, какие меры должны или не должны быть предприняты. Вместо этого на данный вопрос предстоит ответить в ходе дальнейших переговоров.
Обычно рамочные конвенции содержат только общие обязательства, а разработка более конкретных обязательств происходит в протоколах или приложениях регулятивного характера. В случае LRTAP эти общие обязательства названы термином «основные принципы» (LRTAP, статьи 2-5), но, как обычно считается в договорном праве, юридический характер положений определяет их существенное содержание, а не название.
В некоторых случаях «рамочная конвенция» может также содержать достаточно конкретные обязательства. В этих случаях грань между рамочной и полной конвенцией размывается. Например, хотя основная цель переговоров 1992 года по сохранению климата состояла в разработке «рамочной конвенции», содержащей «соответствующие обязательства»,12 некоторые государства сочли необходимым включить в конвенцию конкретные задачи и временной график с целью сократить выброс газов, вызывающих парниковый эффект, и поэтому итоговый текст содержит соответствующее положение по этому поводу.13
В рамочных конвенциях (или протоколах), которые накладывают требующие затрат обязательства, эти обязательства могут дифференцироваться и быть меньше для развивающихся стран.14 UNFCCC, Конвенция по биологическому многообразию и Монреальский протокол содержат дифференцированные обязательства. Например, согласно Монреальскому протоколу, развивающимся странам дается 10-летний переходный период для выполнения его требований. UNFCCC накладывает количественные ограничения по выбросам создающих парниковый эффект газов только на развитые страны. Какие страны квалифицировать как «развивающиеся», а какие как «развитые» можно определить с помощью объективных критериев или же списка.15
Помимо этого, в конвенции может проводиться дифференцирование обязательств разных государств по другим основаниям. Например, в конвенциях по вопросам торговли могут дифференцироваться обязательства для государств-производителей и государств-потребителей.16
Рамка 7. Общие обязательства
|
Национальная политика и меры
Обычно рамочная конвенция содержит общее обязательство принять национальную политику и меры содействующие цели конвенции (например, контролю над табаком). Можно привести следующие примеры:
Каждая участвующая сторона обязуется разработать наилучшие политические и стратегические меры, включая системы управления качеством воздуха… (LRTAP, статья 6)
Стороны должны принять соответствующие меры согласно положениям этой Конвенции и вступивших в силу протоколов, членами которых они являются, чтобы защитить здоровье людей и окружающую среду от вредного влияния, которое возникает или может возникнуть в результате деятельности человека, которая изменяет или может изменить озоновый слой. | |
В этих целях стороны должны, в соответствии с имеющимися в их распоряжении средствами и их возможностями: … (б) принять соответствующие законодательные или административные меры, а также сотрудничать по согласованию соответствующих политических мер с целью контроля, ограничения, сокращения или предотвращения действий человека, находящихся под их юрисдикцией или контролем, если будет обнаружено, что эти действия приводят или могут привести к вредным последствиям, возникающим вследствие изменения или возможного изменения озонового слоя. (Венская конвенция по озону, статьи 2(1) и 2(б)). | |
Все стороны должны сформулировать, реализовать, опубликовать и регулярно пересматривать национальные и, где возможно, региональные программы, содержащие меры уменьшающие изменения климата. (UNFCCC, статья 4(1)(б)). |
Договаривающиеся стороны должны индивидуально или совместно принять все соответствующие меры, согласно положениям этой Конвенции и вступивших в силу Протоколов, к которым они присоединились, чтобы предотвратить, уменьшить и преодолеть загрязнение Средиземного моря, а также защитить и улучшить среду этого моря. (Барселонская конвенция, статья 4).
Каждая Договаривающаяся Сторона должна, в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями: (а) разработать национальную стратегию, план или программу сохранения биологического многообразия и постоянного его использования или адаптировать для этих целей уже существующие стратегии, планы или программы, которые будут отражать, помимо всего прочего, установленные данной Конвенцией меры, имеющие отношение к тем вопросам, которые вызывают озабоченность Договаривающейся Стороны… (Конвенция по биологического многообразию, статья 6).
Просвещение, обучение, сотрудничество, исследования
Другие общие обязательства, содержащиеся в рамочной конвенции, могут касаться (а) просвещения, обучения и информирования общественности;17 (б) сотрудничества в проведении научных исследований;18 и (в) обмена информацией.19 Эти обязательства обычно не вызывают противоречий.
Отчетность
Большинство рамочных конвенций также содержат обязательства Государств предоставлять отчеты либо (а) о деятельности, которая вызывает данную проблему (выращивание табака, торговля табаком, потребление табака), либо (б) об ответных мерах Государства (например, политика, способствующая переходу на выращивание других культур или ограничение рекламы), либо то и другое вместе. 20 Требования к отчетности могут служить выполнению нескольких важных функций. Составление национальных отчетов побуждает Государства проводить всесторонний и систематический анализ осуществляемой им политики и может послужить катализатором улучшения координации и планирования среди различных ведомств правительства. Отчеты могут также выполнять просветительную функцию, позволяя Государствам пользоваться опытом друг друга. С точки зрения реализации, отчетность служит распространению информации, что оказывает давление на Государства, подвергая каждую страну-участницу пристальному вниманию на местном и международном уровне.21 И, наконец, отчеты предоставляют полезную информацию для оценки эффективности договора и необходимости дальнейших действий.
Из-за важности функций отчетности государств, обязательства по отчетам могут вызывать больше споров, чем другие общие обязательства рамочной конвенции. В частности, при проведении переговоров по сохранению климата некоторые развивающиеся страны возражали против термина «отчетность», утверждая, что он подразумевает процесс вмешательства. В результате в конвенции UNFCCC используется более нейтральная фраза «сообщение информации».22
Более того, в некоторых случаях обязательства об отчетности дифференцировались, при этом к развитым и развивающимся странам применяются разные обязательства. Например, в UNFCCC на развитые страны налагается обязательство предоставлять более детальную информацию о мерах реализации, наряду с «конкретной оценкой того влияния, которое эта политика и меры... будут оказывать» на выбросы создающих парниковый эффект газов. Устанавливаются также различные графики отчетности для развитых и развивающихся стран.23
Финансовая помощь
UNFCCC – это первая рамочная конвенция в области охраны окружающей среды, которая налагает обязательства на Западные развитые страны по предоставлению финансовой помощи развивающимся странам. Другие рамочные конвенции либо вообще не обращаются к финансовым вопросам (например, LRTAP), либо это делается в протоколах, а не в самой рамочной конвенции (например, финансовые положения поддержания режима озонового слоя были приняты в форме поправки к Монреальскому протоколу). В отличие от этого, в UNFCCC требуется, чтобы страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) осуществляли полное финансирование составления отчетов развивающимися странами, а также предоставляли некоторые средства на реализацию проектов по уменьшению или адаптации изменений климата.24 Согласно UNFCCC, финансовая помощь может предоставляться в многостороннем режиме через финансовый механизм Конвенции (ведение которого поручено Глобальному отделу по окружающей среде) или в двухстороннем порядке.
В UNFCCC не указывается точное обоснование этих финансовых обязательств Западных развитых стран, но предполагается, что эти обязательства возникли в результате исторической ответственности развитых стран за возникновение изменений климата и/или больших возможностей этих стран заниматься этой глобальной проблемой.25
В Конвенции по биологическому многообразию содержатся сходные финансовые положения, требующие, чтобы развитые страны предоставляли «новые и дополнительные финансовые средства развивающимся странам участницам, которые позволят покрыть их согласованные полные и постепенно увеличивающиеся затраты по реализации мер, выполняющих обязательства этой Конвенции».26
Как конвенция UNFCCC, так и Конвенция по биологическому многообразию признают, что реализация Конвенции развивающимися странами будет зависеть от эффективного выполнения развитыми странами своих финансовых обязательств.27
Другие обязательства
Рамочная конвенция может также содержать более конкретные обязательства, которые связаны с ее основной темой. Например, в UNFCCC содержатся обязательства, касающиеся:
цели - ограничить к 2000 году выбросы создающих парниковый эффект газов до уровней 1990 года; | |
введения положений по проблеме изменения климата в социальные, экономические и экологические политические меры и действия каждой стороны; | |
координации экономических и административных рычагов управления, таких как налоги, субсидии и оплата. |
Жизненно важной функцией рамочной конвенции является создание основных институтов, которые будут осуществлять дальнейшее управление в данной области. Ранние конвенции по окружающей среде, которые не учреждали постоянных институтов управления, стали «спящими договорами» и не оказали значимого влияния.28
В рамочных конвенциях по окружающей среде отражено широкое разнообразие организационных мер, от учреждения сугубо опорной структуры (например, конференция всех участвующих сторон и секретариат)29 до более разветвленной системы институтов управления (включая отделы науки, реализации и финансов).30
Конференция/ Встреча всех участвующих сторон
Центральным институтом, учреждаемым рамочной конвенцией, является встреча всех сторон. Такие регулярные встречи помогают поддерживать проблему в центре внимания правительств и общества, обеспечивают наличие форума для продолжения переговоров и помогают создать чувство общности среди участвующих Государств.
Встречу всех сторон можно назвать конференцией сторон (СОР) или, как в случае с LRTAP, «исполнительным органом». (Исполнительный орган LRTAP включает в себя все участвующие государства и, таким образом, по сути, является больше встречей всех сторон, чем реальным «исполнительным органом».31). Встречи могут также проводиться в рамках работы уже существующих международных институтов, так, например, Комитет по защите морской окружающей среды (МЕРС) Международной морской организации (IMO) служит также местом встреч сторон Конвенции MARPOL.
Встречи сторон, по существу, являются верховным органом принятия решений конвенции.32 Тем не менее, согласно конвенциям по окружающей среде, этим встречам сторон не предоставляется общая законодательная власть.33 Вместо этого, власть встречи сторон тщательно ограничивается и касается только таких конкретных задач, как:34
разработка методологии и формата национальных отчетов; | |
обзор национальных отчетов стран; | |
учреждение вспомогательных органов; | |
выражение рекомендаций; | |
анализ адекватности положений конвенции и санкционирование дополнительных переговоров; | |
принятие протоколов. |
Так как встрече сторон предоставлено недостаточно законодательной власти, чтобы принять дополнительные обязательства, обычно требуется либо принять поправку к конвенции или новый юридический документ (например, протокол). Более того, «принятие» протокола представляет собой только предварительный шаг, так как для вступления в силу протокол должен быть ратифицирован Государствами.
Одной из важных задач встречи сторон является принятие ее процедурных правил (и, возможно, также финансовых правил). Так как процедурные правила особо важны (и, в частности, правила о необходимом большинстве для принятия различных типов решений), в рамочной конвенции обычно требуется, чтобы процедурные правила принимались только в результате консенсуса.35
Секретариат
Хотя по договору не требуется учреждение секретариата (например, согласно Системе Антарктического договора, правительство, принимающее ежегодную встречу сторон, выполняет функции секретариата в течение этого года), до сих пор во всех рамочных конвенциях по окружающей среде это осуществлялось.
Обязанности секретариата могут присваиваться уже существующей организации (согласно LRTAP, секретариатом по этой Конвенции назначена Европейская комиссия ООН (ЕСЕ)) или вновь созданному институту (например, стороны UNFCCC решили учредить отдельный секретариат, а не использовать уже существующие организации).
Функции секретариата могут быть разными, от чисто административных задач (организация и обслуживание встреч сторон, передача отчетов, координация с другими международными организациями)36 до более значимых функций (подготовка отчетов на основе предоставленной сторонами информации, отслеживание выполнения обязательств договора, предоставление рекомендаций и совета сторонам).37 Например, несмотря на скромную формулировку в самой конвенции UNFCCC, Секретариат по сохранению климата взял на себя все возрастающую по важности роль, например, предлагая варианты политики, чтобы учесть разницу между Государствами, организовывая процесс пересмотра UNFCCC и выполняя функции центра обмена информацией.
Другие институты
Рамочная конвенция может также учреждать другие институты для предоставления сторонам научных рекомендаций, анализа реализации и выполнения обязательств и предоставления финансовой помощи, чтобы помочь Государствам в реализации их обязательств.
Научный консультативный комитет. В конвенциях по окружающей среде создаются различные органы для получения научной информации и предоставления рекомендаций. В некоторых случаях научную информацию и рекомендации предоставляют полуавтономные группы (например, Межправительственная комиссия по сохранению климата, которую совместно учредили UNEP и Всемирная метеорологическая организация (WMO) в 1988 году, за несколько лет до начала переговоров по UNFCCC). В ином случае научные рекомендации могут предоставлять специально созданные рабочие группы (например, Рабочая группа LRTAP по последствиям, которая предоставила детальную информацию о последствиях кислотных дождей, или технические консультативные комиссии Монреальского протокола). И, наконец, в рамочной конвенции может учреждаться постоянно действующий научный консультативный орган.
В рамках конвенций UNFCCC и по биологическому многообразию учреждаются постоянно действующие научные консультативные органы. Они должны предоставлять сторонам советы о состоянии научных знаний и определять инновационные, эффективные и реальные технологии.39 Состав этих научных консультативных органов имеет сходный характер со встречами сторон: они открыты для участия всех Государств и состоят из «компетентных в соответствующей области представителей правительств». По существу, они скорее представляют собой полу-политические органы, а не независимые, авторитетные источники информации и консультаций.
Комитет по реализации. Конвенция UNFCCC является первой рамочной конвенцией, учреждающей Вспомогательный орган по реализации (SBI). Основная функция SBI состоит в содействии анализу поступающих от сторон отчетов и определении совокупного эффекта предпринимаемых сторонами шагов.40 Подобно Научному консультативному комитету UNFCCC, SBI открыт для участия и состоит из представителей сторон, компетентных в области сохранения климата. В отличие от этих органов Комитет по реализации Монреальского протокола имеет ограниченный состав участников (хотя он также состоит из представителей государств, а не независимых специалистов) и может рассматривать вопросы по выполнению протокольных обязательств отдельными Государствами и рекомендовать возможные наказания за невыполнение.
Финансовый механизм. В ранних рамочных конвенциях, таких как Барселонская конвенция, LRTAP и Венская конвенция по озону, не определялся финансовый механизм для помощи Государствам (в частности, развивающимся станам) в реализации их обязательств. В LRTAP не имеется финансового механизма, а в рамках конвенции по озону посредством Лондонской поправки к Монреальскому протоколу в 1990 году был учрежден Многосторонний фонд. Этот фонд управляется Исполнительным органом, состоящим из 20 членов, представляющих поровну развитые и развивающиеся страны-участницы.
UNFCCC и Конвенция по биологическому многообразию являются первыми рамочными конвенциями, которые оговаривают финансовый механизм для помощи развивающимся странам.41 Ни одна из конвенций не учреждает отдельного органа для выполнения функций финансового механизма; вместо этого обе они предоставляют конференции сторон право решать, кто будет осуществлять функции этого механизма. На настоящий момент, Глобальный отдел по окружающей среде (GEF) выполняет функции финансового механизма для обеих конвенций.
В большинстве рамочных конвенций имеется достаточно скромный механизм реализации, сосредоточенный, в основном, на отчетности государств (см. выше параграфы 27-29). Частично недостаток механизмов реализации является следствием отсутствия строгих существенных обязательств в рамочных конвенциях. Вместо этого разработка обязательств и механизмов их реализации откладывается до обсуждения протоколов.
Рамка 9. Процедуры реализации
|
Международный мониторинг и анализ
Большинство рамочных конвенций не предусматривают детального отслеживания действий отдельных сторон. Процедуры мониторинга и анализа разработаны, если они вообще имеются, только в протоколах.42
Исключение составляет UNFCCC, согласно которой отчет каждой развитой страны подвергается «углубленному» анализу независимых экспертов, включая визит в данную страну для сбора информации и встреч с представителями правительства и неправительственных организаций.
Кроме того, Барселонская конвенция содержит положения о мониторинге (где каждому Государству члену выдвигается требование определить орган мониторинга)43 , об ответственности и компенсации,44 а также о выполнении обязательств.45
Урегулирование споров
В рамочных конвенциях по окружающей среде в положениях о разрешении споров приоритет отдается не обязывающим методам их урегулирования, обеспечивая обязательное урегулирование споров только путем взаимного согласия сторон.
В LRTAP говорится, что при возникновении разногласий между двумя или более сторонами, стороны должны пытаться урегулировать их путем переговоров или любыми другими средствами, приемлемыми для этих сторон.
В Венской конвенции по озону и в UNFCCC содержатся сходные положения об урегулировании споров с обязательной примирительной процедурой, если стороны не могут прийти к согласию с помощью любого другого метода разрешения разногласий. 46 Примирительная процедура – это не обязывающая мера урегулирования споров, означающая сообщение спорных положений комиссии, которая изучает факты и дает рекомендации по их урегулированию. Согласно Венской конвенции по озону и UNFCCC, комиссии по примирению составляются из равного числа представителей, назначенных каждой стороной, и могут высказывать рекомендации, которые стороны должны «добросовестно рассмотреть». Если обе стороны согласны, спор может быть передан в Международный суд или в накладывающий обязательства арбитраж.
Консультативные процедуры и процедуры при невыполнении обязательств
Так как традиционное урегулирование разногласий имело антагонистический, ориентированный на прошлое и двухсторонний характер, оно было сочтено неподходящим для многосторонних конвенций по окружающей среде. В нескольких конвенциях были разработаны процедуры, цель которых скорее помочь государству реализовать его обязательства в будущем, чем осуждать его за его вину в прошлом. В конвенциях по кислотным дождям и по озону процедуры о невыполнении обязательств были разработаны в последующих протоколах, а в UNFCCC сходные процедуры для разрешения связанных с выполнением Конвенции вопросов (названные «многосторонним консультативным процессом») разработаны в ней самой. 47
Так как рамочная конвенция не наделяет законодательной властью ни один из учрежденных ею институтов, создание законодательных актов должно происходить посредством принятия поправок к конвенции или посредством принятия протоколов.
Рамка 10. Процесс создания законодательных актов
|
Поправка
Изложенные в конвенциях процедуры принятия поправок обычно достаточно сходны.48 Предлагаемая поправка должна быть заранее сообщена за определенный период времени до проведения встречи сторон (или дипломатической конференции), где она должна рассматриваться. Согласно LRTAP требуется, чтобы поправка принималась только в случае общего согласия, а, согласно Барселонской конвенции, Венской конвенции по озону и UNFCCC, если невозможно достигнуть согласия всех сторон, поправка может быть принята большинством в три четверти голосов. Обычно поправка должна быть ратифицирована или принята каким-либо другим образом двумя третями (LRTAP) или тремя четвертями (Барселонская конвенция, Венская конвенция по озону, UNFCCC) общего числа сторон Конвенции, чтобы вступить в силу. Затем эта поправка налагает обязательства только на те стороны, которые ее одобрили.
Протоколы
За исключением LRTAP, все рамочные конвенции по окружающей среде конкретно говорят о порядке принятия протоколов. Согласно Барселонской конвенции, требуется, чтобы протоколы принимались на дипломатической конференции, а согласно Венской конвенции по озону и UNFCCC, это право предоставляется встрече сторон.
Как Барселонская конвенция, так и Венская конвенция по озону устанавливают детальные правила, касающиеся поправок к протоколам, включая требования для их принятия и вступления в силу.49 Например, в Венской конвенции по озону требуется, чтобы поправка к протоколу принималась большинством в две трети голосов и чтобы для вступления в силу она была одобрена двумя третями сторон протокола. Выяснилось, что это положение проблематично. Когда стороны Монреальского протокола захотели принять Лондонскую поправку, по правилам Венской конвенции по озону, требовалось 38 ратификаций прежде, чем поправка войдет в силу. Лондонская конференция, тем не менее, выразила желание, чтобы поправка вошла в силу быстрее, и поэтому было решено, что 20 ратификаций достаточно для введения поправки в действие, хотя с технической точки зрения, это не соответствовало Венской конвенции.
Чтобы избежать этих проблем, в UNFCCC оговаривается принятие протоколов конференцией сторон, но для каждого протокола должны устанавливаться отдельные правила, касающиеся его ратификации, вхождения в силу и внесения поправок.50
Подписание
Что касается многосторонних конвенций, подписание обычно является предварительным шагом, посредством которого Государство демонстрирует свое согласие принять на себя обязательства. Положение о подписании конвенции обычно включает в себя следующие элементы:
Таблица 11. Итоговые положения
|
Кто может подписывать (и кто, таким образом, может выступать в качестве участника конвенции). Например, UNFCCC допускает подпись «Государств -членов ООН или любых ее специализированных организаций или Сторон Устава Международного Суда и членов региональных организаций экономической интеграции (например, Европейское Сообщество)». 52
Где должно проходить подписание. Например, положение должно определять штаб-квартиру организующей переговоры организации.53 | |
nbsp; Когда должно проходить подписание. Часто в договоре определяется дата начала подписания (когда договор «открыт для подписи») и окончания подписания.54 После даты окончания подписания Государства, которые хотят присоединиться к конвенции, должны осуществлять это посредством «присоединения». |
Ратификация, принятие, одобрение или присоединение
Ратификация, принятие, одобрение или присоединение являются терминами, обозначающими акт, посредством которого Государство выражает свое согласие принять обязательства по договору. Присоединение отличается от трех иных терминов в том, что обозначает метод, используемый Государством желающим стать участником договора, которой оно не подписало, после истечения срока для подписания. Обычно, в договоре указывается, что документы о ратификации, принятии, одобрении или присоединении должны храниться в месте хранения договора.
Вступление в силу
В положениях рамочной конвенции о вхождении ее в силу обычно указывается, что конвенция войдет в силу (т. е. станет юридически обязательной для исполнения) спустя 90 дней после того, как ее ратифицирует определенное число Государств. Требуемое количество ратификаций колеблется от 20 в случае Венской конвенции по озону до 50 в случае с UNFCCC.56 Низкое количество позволит конвенции быстрее войти в силу, но если оно является слишком низким, это может снизить авторитетность конвенции. Более того, если первой конференции сторон предоставлены значительные права по принятию решений (например, принимать правила по процедурам, устанавливать правила отчетности и т.д.), затем упрощенные правила вхождения в силу могут означать, что эти решения приняты только относительно небольшим числом Государств. С другой стороны, строгие правила могут означать, что вступление конвенции в силу значительно откладывается.
90-дневный промежуточный период между требуемым количеством ратификаций и вступлением конвенции в силу дает государствам время предпринять заключительные меры юридического или административного характера и распространить информацию на национальном уровне о приближающемся вступлении конвенции в силу.
Оговорки
Так как рамочные конвенций по окружающей среде стремятся обеспечить равное поле для действий среди участников и свести к минимуму «получение незаслуженных льгот», они часто не позволяют государствам делать оговорки.57 При отсутствии отдельной статьи, посвященной вопросу оговорок, применяется правило несоблюдения Венской конвенции о Договорном праве, которое позволяет Государствам делать оговорки до тех пор, пока эти оговорки не грозят «цели и задаче» конвенции.58
Выход из конвенции
Рамочная конвенция обычно дает сторонам право на выход из ее участников.59 Как правило, выход позволяется по прошествии определенного периода после вступления конвенции в силу (например, LRTAP позволяет осуществить выход «В любое время, спустя пять лет с даты вхождения настоящей Конвенции в силу в отношении Договаривающейся стороны», в то время как Венская конвенция по озону допускает выход по прошествии четырех лет). Помимо этого, для осуществления выхода требуется уведомление, которое предоставляется заранее. Во многих конвенциях по окружающей среде требуется предоставление уведомления за год,60 хотя LRTAP требует уведомления за 90 дней до выхода61.
Взаимосвязь с другими конвенциями
Если рамочная конвенция касается вопроса, который рассматривается в других международных соглашениях (например, загрязнение морей), она может включать статью о взаимосвязи с этими договорами. Например, Барселонская конвенция предполагает, что ее участники могут присоединяться к другим соглашениям по защите окружающей среды Средиземного моря, если эти соглашения созвучны с конвенцией и об этих соглашениях сообщается в Секретариат Барселонской конвенции.62 В отличие от этого, LRTAP , Венская конвенция по озону и UNFCCC не содержат такого положения.
Место хранения
Местом хранения договора является «любое государство, организация или институт, которому доверено хранение … договора и любых вспомогательных юридических документов».63 Обычно место хранения определяется в самом договоре (часто в отдельной статье), хотя договаривающиеся Государства могут, если захотят, сделать это иным образом.64
В месте хранения осуществляются официальные записи по договору. Здесь осуществляются такие функции:
хранение оригинала подписанного текста договора; | |
получение подписей по договору и других документов по ратификации, принятию, одобрению или присоединению; | |
информирование сторон о действиях, уведомлениях и сообщениях, касающихся договора; | |
информирование Государств, которые становятся участниками договора, о получении требуемого количества подписей или ратификаций для вхождения договора в силу; | |
получение уведомлений о выходе и сообщений о принятии и одобрении приложений. |
Местом хранения может быть международная организация, главное административное лицо организации (например, Генеральный секретарь ООН65) или Государство.66 Elias отмечает, что «стало установившейся практикой, что при принятии многостороннего договора в рамках международной организации или на конференции, которая проводится под ее эгидой, уполномоченный орган этой организации назначается в качестве места хранения договора».67
Аутентичность текстов
Если текст конвенции переводится на разные языки, то в конвенции должно определяться, какие из этих текстов являются официальными («аутентичными»).68 Конвенции, которые финансируются ООН, обычно (если не обязательно) переводятся на все шесть официальных языков ООН (арабский, китайский, английский, французский, русский и испанский), которые определяются в конвенции как «равно аутентичные» (что означает, что при истолковании конвенции ни одному тексту не предоставляется преимущество над другими).