Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Рамочная конвенция по контролю над
табаком
|
побуждая детей и молодых людей попробовать табачные изделия и, таким образом, положить начало регулярному курению; | |
поощряя взрослых начать курить; | |
поощряя курильщиков курить еще больше; | |
подрывая мотивацию курильщиков к прекращению курения; | |
побуждая бывших курильщиков к возобновлению пагубной привычки. |
В отчете Министерства здравоохранения и социальной безопасности Великобритании, вышедшем в октябре 1992 года, рассматривались различного рода данные, чтобы оценить, влияет ли реклама табака на общий спрос на табачные изделия. Для исследований были отобраны четыре страны (Канада, Финляндия, Новая Зеландия и Норвегия). В каждой из этих стран был введен запрет на рекламу, который эффективно реализовывался. Во всех четырех странах в наличии имелось достаточно данных, чтобы оценить запрет на научной основе. Основной вывод доклада состоит в том, что имеющиеся данные всех четырех стран свидетельствуют о значительном эффекте рекламы. В каждом случае за запретом рекламы следовало падение уровня курения в таких масштабах, что это не может объясняться влиянием других факторов.29
Спустя пять лет в докладе Международного союза против рака (UICC)30 анализировались данные тех же четырех стран. Канада при этом была заменена Францией (где был введен запрет рекламы с 1 января 1993 года), так как в Канаде был создан юридический вакуум решением Верховного суда Канады от 21 сентября 1995. Это решение отменило основные положения Акта контроля над табачными изделиями 1988 года, которые позднее были заменены Актом по табаку от 25 апреля 1997 года. В четырех странах потребление сигарет на душу населения в возрасте 15 лет и старше после введения запрета упало на 14%-37%.50
Таблица 2. Эффективность запрета рекламы табака
Страна |
Дата введения запрета |
Уменьшение потребления |
Норвегия Финляндия Новая Зеландия Франция |
1 июля 1975 года 1 марта 1978 года 17 декабря 1990 года 1 января 1993 года |
- 26% - 37% - 21% - 14% |
В трех из четырех исследованных стран распространенность курения среди молодых людей снизилась, а в одной осталась на прежнем уровне. Вывод UICC состоит в следующем: запрет рекламы действует, если его реализовывать должным образом в рамках всесторонней политики контроля над табаком.
Многие страны по всему миру вводили законодательный запрет на рекламу табака. Примерами служат Италия (1962 год), Исландия (1970), Норвегия (1973), Финляндия (1976), Португалия (1982), Новая Зеландия (1990), Франция (1991), Австралия (1992), Таиланд (1992), Швеция (1994), Турция (1996) и Бельгия (1997 год). Недавно Европейский парламент и Совет приняли директиву 98/43/ЕС от 6 июля 1998 года, в которой в пятнадцати государствах-членах Европейского Союза запрещается любая реклама табака. Согласно этой директиве, вся прямая и непрямая реклама табачных изделий (включая спонсорство) будет запрещена в пределах ЕС, когда все положения с полностью и окончательно вступят в силу. Основные пункты этой директивы состоят в следующем:
Все государства-члены Европейского Союза должны ввести в действие национальные законодательные акты не позднее 30 июля 2001 года. | |
Вся реклама в печатных средствах массовой информации должна быть прекращена в течение одного последующего года. | |
Спонсорство (за исключением мероприятий или деятельности, организуемой на мировом уровне) должно быть прекращено за последующие два года. | |
Спонсорство всемирных мероприятий, осуществляемое табачными компаниями, таких, как мотогонки Формула Один, может продолжаться максимум в течение трех последующих лет, но затем должно быть прекращено. В течение переходного периода должно осуществляться сокращение общего объема спонсорской поддержки в сочетании с добровольным ограничением рекламы табака связанной с этими мероприятиями. | |
Информация о товаре может располагаться в пункте продажи товара. | |
Публикации о торговле табаком могут содержать рекламу табака. | |
Публикации третьих стран, не предназначенные специально для рынка ЕС, не подлежат действию запрета. |
Этот закон налагает полный запрет на рекламу табака, но предполагает четыре исключения относительно вопросов, которые могут контролироваться только на международном уровне и ослаблять национальные законодательства. Эти исключения касаются следующих вопросов:
Зарубежные публикации | |
Случайная телевизионная реклама | |
Спонсорство мероприятий мирового уровня | |
Интернет. |
Почти в каждом законе о запрете рекламы есть один вид рекламы, который остается разрешенным. Это - реклама в импортируемых зарубежных публикациях. Исключение составляет закон Франции 1991 года, который также запрещает рекламу табака и в зарубежных изданиях. Это положение французского закона, тем не менее, не выполняется на практике; например, импорт содержащих рекламу табака немецких журналов во Францию продолжается. Оправданием исключения зарубежных публикаций из-под действия закона служит опасение, что запрет рекламы табака может привести к цензуре зарубежных публикаций. Только всемирный запрет рекламы табака может привести к запрету такой рекламы во всех публикациях.
В законах о запрете рекламы табака Австралии, Бельгии, Канады, Франции и Норвегии предполагается исключение, касающееся случайной телевизионной рекламы, которая может возникать при трансляции событий, происходящих за пределами страны, при условии, если основной целью этой трансляции не является реклама табачных изделий в данной стране.
Оправдание этого исключения аналогично тому, что касается зарубежных публикаций – опасение, что запрет рекламы табака может привести к цензуре трансляции спортивных мероприятий из стран, где все еще разрешена реклама табачных изделий. И вновь, только запрет рекламы табака во всем мире может привести к исчезновению случайной рекламы. Необходимо подчеркнуть, что не следует недооценивать влияние случайной телевизионной рекламы. Согласно данным одного исследования, спонсорство Marlboro команды автогонщиков на чемпионате принесло компании почти три с половиной часа телевизионного времени за сезон 1989 года. В соревновании Marlboro Гран-при административные работники были одеты в рубашки и кепки Marlboro Гран-при. Эмблема или название компании за время передачи появились на экране 5 933 раза.31 Влияние таких транслируемых мероприятий, как автогонки, значительно. В США более 10 млн. человек в год посещают такие мероприятия, и в 90 раз большее количество смотрит их по телевизору.32 Эффективность спонсорства также можно измерять изменением представлений потребителей или их отношения к продукту компании или к самой компании. В опросе, о котором сообщалось в журнале Lancet 15 ноября 1997 года, было показано, что мальчики, называющие автогонки своим любимым спортом на телевидении, с большей вероятностью могли назвать имена табачных компаний-спонсоров по сравнению с другими мальчиками. Если они еще не курили регулярно, то вероятность, что они будут делать это, вдвое больше, чем у мальчиков, не смотрящих автогонки. 33
Среди всех способов найти лазейки в различных законодательных инициативах спонсорство является наиболее угрожающим.
Существует несколько причин, почему разрешение на осуществление спонсорства табачными компаниями, особенно спортивных мероприятий, подрывает усилия по сокращению потребления табака:
спонсорство действует так же, как и реклама; |
спонсорство спортивных мероприятий эффективно влияет на молодежный рынок; |
спонсорство создает ассоциативную связь между курением и здоровыми и популярными видами деятельности и образами; |
международный характер спонсируемых мероприятий позволяет обойти национальные запреты на спонсорство.34 |
В законах нескольких стран мира оговорено исключение относительно спонсорства международных мероприятий. Основной аргумент в пользу такого исключения состоит в том, что полный запрет рекламы табака приведет к перемещению данного международного мероприятия в другую страну, где реклама табака все еще разрешена.
В Португалии согласно закону от 30 января 1987 года всех спонсируемые мероприятия мотоспорта исключены из юрисдикции закона о запрещении рекламы табака на 10 лет. | |
В Новой Зеландии шесть месяцев спустя после принятия Акта 1990 года парламент внес поправку в закон о запрете рекламы табака, разрешающую спонсирование международных мероприятий. Международное мероприятие определяется как событие, в котором принимают участие представители как минимум трех стран, одна из которых - Новая Зеландия. | |
В разделе 18 Закона о рекламе табака Австралии (1992 год) Министру здравоохранения дается право исключать некоторые спортивные мероприятия из юрисдикции общего запрета рекламы табака при выполнении определенных условий. Министр может давать согласие на такое исключение только если: |
мероприятие имеет международное значение; и | |
Австралия может потерять право на проведение этого мероприятия, если не даст согласие на такое исключение из общего запрета рекламы табака, согласно Акту. |
В Канаде планировалось, что билль (С-71) о запрете рекламы табака вступит в силу с 1 октября 1998 года. Тем не менее, в июле 1998 года в билле 444 провинции Квебек была дана дополнительная отсрочка на два года спонсорству мероприятий, а спонсорство команд гонщиков, принимающих участие в Гран-при Канады или Гран-при Trois Rivieres, получило отсрочку на пять лет. | |
В Европейском Союзе, как упоминалось выше, переходный период относительно запрета спонсорства всемирных мероприятий табачными компаниями длится на три года дольше, чем спонсорство других мероприятий. |
В большинстве стран реклама табака по телевидению запрещена. Спонсорство является основной точкой приложения усилий табачных компаний, так как это единственный способ демонстрации названия марки по телевидению и радио, что в иных случаях запрещено. Во многих частях мира спонсорство мероприятий используется как средство охвата теле и радио аудитории, когда местные законы отказывают табачным компаниям в доступе к теле-радио вещанию.34 Табачные компании финансируют автогонки Формула Один в размере 100 миллионов долларов США ежегодно. Они тратят эти деньги, чтобы заполучить аудиторию в 350 миллионов зрителей за одну гонку в более чем 200 странах.35-36 Только всемирный запрет рекламы табака и спонсорства табачных компаний может предотвратить появление на экране табачных марок во время трансляции популярных международных спортивных мероприятий.
По оценкам надежных источников, в 1998 году в мире было 50 млн. точек доступа в Интернет. По некоторым прогнозам, к концу тысячелетия эта цифра возрастет до 500 млн.37 Хотя такому явлению, как реклама в Интернет, всего три года, общие годовые затраты на рекламу любых товаров и услуг через Интернет достигли в 1996 году 301 млн. долларов США, в 1997 году ожидался объем в 940 млн. долларов США, и, согласно прогнозам, в 2000 году он будет составлять 4352 млн. долларов США.38 Табачные компании также стали открыто давать рекламу в Интернет. В 1996 году табачным компаниям в США впервые было выдвинуто требование сообщать о своих затратах на рекламу в Интернет; общая сумма составила 432 000 долларов США. 39 В Германии большинство табачных компаний открыли свои Web-странички на германских доменах глобальной компьютерной сети Интернет.40
Интернет вызывает озабоченность по многим аспектам. Например, в мае 1988 года Всемирная Ассамблея Здравоохранения приняла резолюцию (WHA51.9) в ответ на все возрастающую озабоченность по поводу продвижения, рекламы и продажи медицинских продуктов через Интернет между странами. На практике деятельность компаний различна. Необходимо разделять рекламу во Всемирной Паутине (которая доступна всем потребителям), рекламу через электронную почту E-mail, направленную на конкретных индивидуальных потребителей, и торговую деятельность в режиме on-line.41 Торговля через Интернет, в основном, подразумевает наличие зарубежного потребителя. Торговля в режиме on-line все больше направляется на потребителя в других странах. Сверх всего прочего, реклама из Интернет может быть загружена в компьютер в любой стране, где имеется доступ в Интернет, т.е. практически в любой стране мира.41
Необходимость регулирования рекламы в Интернет посредством международной конвенции очевидна. В Указе (общественного здравоохранения) по курению 1997 г. (поправка) в Гонконге уже запретили размещение рекламы табака в Интернет.42 В Бельгии Министр здравоохранения заявил, что запрет рекламы табака в Бельгии включает в себя и рекламу в Интернет, но будет сложно контролировать или принимать санкции относительно Web-страниц зарубежных стран. 43 Необходимо принять международную конвенцию, чтобы запретить рекламу табака в Интернет. Такая конвенция должна также запрещать торговлю и распространение сигарет посредством почтового заказа через Интернет. Продажа сигарет через Интернет вызвала серьезную озабоченность в Швеции, где многие люди покупали сигареты в странах с низкими ценами через Интернет посредством почтового заказа. 44
Если мы хотим быстро и эффективно снизить потребление табака, необходимо ввести полный запрет на рекламу табака и на спонсорство, осуществляемое табачными компаниями. В 1979 году Комитет экспертов ВОЗ по борьбе с курением призвал к полному запрету всех форм пропаганды и рекламы табака.45 В 1986 году Тридцать девятая Всемирная Ассамблея Здравоохранения осудила все виды прямой и непрямой деятельности, цель которой способствовать потреблению табака (резолюция WHA39.14). Спустя 4 года в 1990 году Сорок третья Всемирная Ассамблея Здравоохранения обязала все государства-члены обдумать прогрессивные ограничения и согласованные действия, направленные на исключение всей прямой и непрямой рекламы, пропаганды и спонсорства имеющих отношение к табаку (резолюция WHA43.16).
Таблица 3. Шкала контроля ограничений рекламы.
Ограничение |
Запрет |
|
Реклама табака на радио Реклама табака на телевидении Реклама табака в кинотеатрах Реклама табака на улицах Реклама табака в прессе Реклама табака в пунктах его продажи Спонсорство национальных мероприятий Спонсорство международных мероприятий Непрямая реклама табака |
0.5 очка 0.5 очка 0.5 очка 0.5 очка 0.5 очка 0.5 очка 0.5 очка 0.5 очка 1 очко |
0.5 очка 0.5 очка 0.5 очка 0.5 очка 0.5 очка 0.5 очка 0.5 очка 0.5 очка 1 очко |
Всего |
10 очков |
1
Общий счет 0 = полное отсутствие ограничений на рекламу табака и спонсорствоОбщий счет 10 = полный запрет прямой и непрямой рекламы табачных изделий и спонсорства, осуществляемого табачными компаниями
Запрет должен быть основан на следующих принципах:
Он должен охватывать прямую и непрямую рекламу; | |
Он должен распространяться на все средства массовой информации (радио, телевидение, прессу, рекламные щиты, кино, Интернет, и т.д.); | |
Он должен включать в себя спонсорство мероприятий на национальном и международном уровнях; | |
Он должен охватить весь мир, но вводиться постепенно, учитывая прогресс действий по ограничению рекламы табака на национальном уровне. |
В большинстве стран реклама табака в определенной степени ограничена. Осуществление полного запрета во всех странах возможно, но вводить его следует постепенно. Самый длительный переходный период следует определить для стран, которым предстоят многочисленные законодательные инициативы, прежде чем они смогут достичь принятия полного запрета. Чтобы определить длительность переходного периода, можно использовать подсчет очков по ограничению рекламы. Эта система подсчета очков была разработана в 1989 году Murray Laugesen с целью классификации стран согласно числу видов средств массовой информации, где реклама табака ограничена, запрещена полностью или идет в комплексе с предупреждениями о вреде курения для здоровья.46 В Таблице 3 шкала Laugesen была слегка адаптирована и добавлены, например, пункты ограничения или запрета непрямой рекламы и спонсорства международных мероприятий.
Предлагается, чтобы все страны мира приняли запрет всей прямой и непрямой рекламы табачных изделий и спонсорства, осуществляемого табачными компаниями, но переходный период следует определять согласно количеству очков, получаемых каждой страной в зависимости от степени ограничения рекламы, следующим образом:
Количество очков | Переходный период |
> 74-6 0-3 |
3 года 6 лет 9 лет |