Ресурсный центр по контролю над табаком
|
ВведениеРазмах и глубина настоящей и будущей табачной эпидемии во всем мире означает, что назрела насущная необходимость принятия международных мер контроля над табаком. Хотя в 91 стране приняты законы о контроле над табаком, во многих странах закон слишком слаб, или его нет вообще, а их ответные меры на опасность потребления табака ограничены. Агрессивная маркетинговая деятельность транснациональных табачных компаний угрожает жизни и здоровью людей как в развивающихся, так и в развитых странах.1 Четыре фактора служат предпосылкой сегодняшних усилий по проведению коллективных мер на международном уровне в ответ на обусловленную табаком смертность и заболеваемость: (1) величина ущерба делает табак трагедией первого порядка для общественного здоровья; (2) проблема существует во всех странах; (3) ключевые элементы (например, контрабанда) пересекают границы государств и (4) как было доказано, проблему табака нельзя полностью решить деятельностью одной какой-либо страны. 2 В мае 1996 года, чтобы принять меры в отношении глобальной табачной пандемии, Сорок Девятая Всемирная Ассамблея Здравоохранения обратилась к генеральному директору Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) с просьбой выступить с инициативой разработки международной рамочной конвенции по контролю над табаком. Генерального директора попросили включить в рамочную конвенцию стратегию, побуждающую государства, являющиеся членами ВОЗ, быстро продвигаться к принятию всесторонней политики по контролю над табаком, а также обратить внимание на те аспекты контроля над табаком, которые выходят за национальные границы (резолюция WHA49.17). Многосторонние организации разработали ряд механизмов, способствующих принятию международных соглашений и действий по глобальным проблемам. В общем, существует две категории международных соглашений, которые могут быть использованы для продвижения стратегии ВОЗ по проблеме табака: (1) не налагающие обязательств международные резолюции, (2) налагающие юридические обязательства документы. 1 Рамочная конвенция с соответствующими протоколами является документом, налагающим юридические обязательства, и предлагает подход, который можно встретить в многочисленных договорах по правам человека и по охране окружающей среды.2 Важное преимущество рамочной конвенции-протокола состоит в их гибкости. Здесь мы не пытаемся решить все важные вопросы в одном документе; каждый вопрос решается в рамках отдельного договора. Сначала государства принимают рамочную конвенцию, которая призывает к сотрудничеству в достижении широко обозначенных целей, оставляя открытой возможность для сторон принимать последовательно отдельные протоколы, содержащие конкретные меры по выполнению этих целей.1 Подход рамочная конвенция-протокол основывается на том, что обязательства, подразделенные на небольшие, легче выполнимые части, быстрее продвигают нас к достижению общей цели.2 В большинстве рамочных договоров протоколы подразделяются в первую очередь по тематикам. В отношении табака ниже (см. главы 2-9) обсуждаются восемь областей с кратким описанием интересов общественного здравоохранения, международных последствий и предлагаемых решений в каждом случае. К числу этих восьми областей относятся следующие: цены и налоги; контрабанда; беспошлинные табачные изделия; реклама и спонсорство; тестирование и информация о наличии токсичных и других составляющих; дизайн и этикетки табачных упаковок; табак и аграрная политика; сотрудничество и обмен информацией. Все предложения, содержащиеся в этом документе, основаны на соображениях охраны общественного здоровья, а возможность их осуществления следует рассмотреть с политической и юридической точки зрения. |