| |
Рамочная конвенция по контролю над
табаком
Серия технических очерков
Буклет 2
Улучшение общественного здоровья с
помощью
Международной Рамочной Конвенции по
Контролю над Табаком
Налогообложение часто считают одним
из наиболее эффективных средств сокращения
потребления. 3 Законы
спроса и предложения гласят, что чем дороже
товар, тем меньше людей склонны его покупать.
Несмотря на тот факт, что табак вызывает
зависимость, как показывает практика, цена
оказывает важное влияние на его потребление.
Цель ценовой политики относительно табака
состоит в таком повышении реальной цены табачных
изделий, которое бы опережало рост инфляции.
Эффект, к которому приводит повышение цены,
измеряется в терминах эластичности цены.
Согласно обзору литературы, касающейся опросов
населения в нескольких странах, эластичность
спроса на сигареты или табак колебалась между
–0.2 и –0.9, и большая часть группировалась вокруг
–0.5. Это означает, что, в среднем, потребление
сигарет снижается на 0.5% на каждый 1% повышения
реальной цены.4 Исследование,
проведенное в США, показало, что подростки и
молодежь более чувствительны к цене, чем
взрослые: показатели общей эластичности спроса
на сигареты среди студентов колледжа колебались
от –0.9 до –1.3.5 Это
объясняется тем фактом, что среди студентов реже
встречается зависимость, чем среди взрослых, а
также в их распоряжении меньше денежных средств.
В результате, повышение налогов, а,
следовательно, и повышение цены на сигареты,
значительно снизит как количество курильщиков,
так и среднее количество ежедневно потребляемых
сигарет среди молодежи.
С точки зрения здоровья, важно
контролировать, чтобы все виды табачных изделий
становились менее доступными. Пропагандисты
здоровья часто сосредоточивают свое внимание на
налогообложении сигарет. Тем не менее, важно
сделать все необходимое, чтобы дешевые табачные
изделия не заменили тех, которые подверглись
налогообложению. В Канаде, Нидерландах и
Норвегии многие курильщики стали курить
самокрутки в результате повышения налога на
промышленные сигареты.3
Во всех странах Европейского Союза, за
исключением Ирландии и Великобритании, табак для
самокруток облагается меньшим налогом, чем
промышленные сигареты. Согласно Европейским
директивам, минимальный акцизный сбор должен
составлять 57% розничной цены сигарет и только 30%
цены табака для самокруток.3 Меньший уровень налогообложения
привел в результате к увеличению разницы между
продажной ценой табака для самокруток и
промышленных сигарет.
Разница в ценах на табачные изделия в
соседних странах может привести к двум явлениям:
легальной торговле между странами и нелегальной
контрабанде. Стране сложнее провести повышение
налогов на табак в одиночку. Угроза контрабанды
из соседних стран с низким налогом представляет
собой сдерживающий фактор. Торговля через
границу может происходить даже в пределах одной
страны, например в США и в Канаде, если
наблюдается разница в ценах между канадскими
провинциями или штатами США. Проведенные в США
исследования показали, что повышение цен в
соседних штатах приводит к увеличению
потребления сигарет в штате, где цена осталась
прежней. Потребители едут в соседние штаты
покупать сигареты, когда цены в их штате
поднимаются. Данные из 46 штатов США за период
1963-1988 годов показывают, что каждые 10% повышения
цены в соседнем штате приводят к увеличению
продажи в данном штате на 0,8%.6
Незаконному ввозу способствует
значительная разница цен (часто достигающих 300% и
более) на табачные изделия в соседних странах.
Большая разница между розничными ценами
приводит к покупке изделий, за которые уже
уплачена пошлина, в странах с низким налогом, и
дальнейшей транспортировке этих изделий в
страну с высоким налогом. Контрабандисты часто
используют специально изготовленные фургоны и
грузовики, конструкция которых модифицирована
дополнительными стенами, крышами и другими
потайными местами. В 1997 году в Польше пачка
сигарет “Marlboro” стоила 1 доллар США, в то время
как в Германии она стоила 3 доллара. Вдоль длинной
восточной границы Германии с Польшей обычным
явлением была скрытая транспортировка огромных
количеств малых партий сигарет в частных машинах
и небольших фургонах.7
Следующим примером незаконного ввоза
является нелегальный поток табака для
самокруток между Бельгией и Великобританией. В
1998 году пятидесятиграммовая пачка табака для
самокруток стоила 11 долларов
США в Великобритании и 3 доллара
США в Бельгии. Если скупщик покупал пятьдесят
килограмм такого табака в Бельгии с уже
уплаченной пошлиной, перевозил его на небольшой
машине так, чтобы таможенники не смогли его
обнаружить, то его прибыль составляла 3000
долларов США в день.8 В
1997 году около четырех тысяч тонн табака для
самокруток были вывезены контрабандой из
Бельгии в Великобританию.9
Незаконные перевозки можно описать
как старую, классическую контрабанду. Часто этим
занимаются преступные группы, но это не требует
вложения крупных средств. Важна значительная
разница в цене, чтобы этот нелегальный бизнес
стал прибыльным. Незаконный ввоз все еще
представляет проблему в некоторых регионах мира,
но большая разница в ценах в соседних
государствах сейчас встречается не так часто,
как в прошлом, и рыночная доля ввезенных таким
образом табачных изделий остается небольшой.
Самым лучшим способом противостояния
незаконному ввозу является повышение налогов в
странах с низкими налогами, а не снижение налога
в странах с высоким налогом. Необходимо
пропагандировать определенный на международном
уровне минимальный уровень налога, чтобы
избежать
неоправданно значительной разницы цен
в соседних государствах.
Чтобы избежать значительной разницы
цен в соседних государствах, необходимо
гармонизировать налоги на табачные изделия на
международном уровне. Добиться такой
гармонизации во всемирном масштабе довольно
сложно, так как цена пачки одного и того же
международного сорта сигарет может колебаться
от 1 доллара США в развивающихся странах до 5-7
долларов США в некоторых развитых странах.
Структура налогообложения табака также
значительно отличается в разных странах, и
сложно достичь унифицированной системы
налогообложения. В краткосрочной перспективе
кажется невозможным добиться установления
единой структуры налогообложения табака во всем
мире или привести налогообложение табака к
единому уровню путем установления конкретного
уровня налога. Последняя мера в результате
привела бы к снижению цен в некоторых странах
(что неприемлемо с точки зрения здоровья) и к
резкому повышению цены в других странах (что
сложно осуществить с политической точки зрения).
Опыт Европейского Сообщества может послужить
примером более гибкого и политически
приемлемого подхода гармонизации
налогообложения табака на международном уровне.
Статья 99 Римского договора,
учреждавшего Европейское Экономическое
Сообщество, призывает к согласованию
нормативных актов по акцизным сборам в
Сообществе. Процесс гармонизации налогов на
табачные изделия был, тем не менее, длительным и
нелегким. Сложности в достижении согласия
частично были вызваны значительными различиями
в типах структуры налогообложения и частично тем
фактом, что такие меры должны приниматься
единогласно. Девятнадцатого октября 1992 года, 35
лет спустя после вхождения в силу Римского
договора, Европейский Совет принял пакет из трех
директив по согласованию налогов на табачные
изделия в Европейском Сообществе
(ЕС).3 Согласно этим
директивам, акцизный сбор, накладываемый на
сигареты в государствах-членах, должен
составлять, по меньшей мере, 57% от розничной цены.
В дополнение к акцизному сбору в другой
директиве определяется минимальный уровень
налога на добавленную стоимость (НДС),
составляющий около 13% итоговой розничной цены.
Это означает, что директивы о налогообложении
табака определяют минимальный уровень налогов
на сигареты равный 70%.3
Так как уровни выражены в процентах, а
не в конкретных суммах, в пределах Сообщества до
сих пор существуют значительные различия в цене,
но разрыв между самой дешевой и самой дорогой
страной был сокращен в период между январем 1992 г.
и сентябрем 1996 г.3. Правила
налогообложения табака в ЕС представляют собой
приемлемый компромисс между полной
гармонизацией (при которой все сигареты
продавались бы по почти одинаковой цене, и
уровень налога был бы одинаков) и отсутствием
гармонизации. В отчете комиссии 1998 года по
реализации директив о налогообложении табака
указано, что система в целом работала довольно
хорошо и не предлагается сколько-нибудь
значительных изменений.10 С точки зрения здоровья, директивы
расценены как положительные, так как их введение
привело к повышению цены в странах с низким
налогом и не снизило цены в странах с высоким
налогом.11
На международном уровне следует
предлагать вариант налогообложения сигарет
(акциз + НДС), составляющий, по меньшей мере, 70%
итоговой розничной цены. Табак для самокруток
сигарет должен облагаться таким же налогом, как и
промышленные табачные изделия.
Длительность переходных периодов для
стран с низким налогом, в течение которых они
смогут справиться с задачами повышения налогов,
можно прогнозировать следующим образом:
Уровень налога на сигареты
(1 января 2000) |
Длительность переходного периода |
<55%
<45%
<35%
<25% |
3 года
6 лет
9 лет
12 лет |
Такие же переходные периоды можно
определить для налогов на табак для самокруток.
К
содержанию
|