Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Рамочная конвенция по контролю над табаком
Серия технических очерков
Буклет 2

Улучшение общественного здоровья с помощью
Международной Рамочной Конвенции по Контролю над Табаком

Контрабанда

Позиция общественного здравоохранения

Согласно данным отчета о международной торговле табаком контрабанда сигарет за период с 1990 по 1995 годы возросла, по оценкам специалистов, во всем мире на 73%. Волна контрабанды сигаретами в начале 1990-х была вызвана распадом Восточного блока, наряду с увеличением покупательского спроса на международные марки сигарет на развивающихся рынках Азии.12

Величину проблемы контрабанды можно определить, посмотрев на разницу между всемирным экспортом и импортом; большинство “пропавших” сигарет продано контрабандными путями. Количество производимых в мире сигарет известно достаточно точно, и так как сигареты не хранят очень долго, всемирное производство практически совпадает с всемирным потреблением, то есть не существует больших запасов сигарет. Всемирный импорт, таким образом, должен быть близок по величине экспорту, с учетом того, что объемы легальной беспошлинной торговли обычно исключаются из данных национальной статистики. (Здесь речь идет в основном об импорте для беспошлинных продаж путешественникам, для дипломатических представительств и военных учреждений). Но в течение многих лет величина импорта была настолько ниже, чем величина экспорта, что это не может быть объяснено легальной беспошлинной торговлей. Хотя объем беспошлинной торговли не учитывается государственной статистикой, он был определен с достаточной степенью точности торгующими табаком компаниями, и составляет около 45 миллиардов сигарет в год. Разницу между экспортом и импортом, которая остается высокой в течение многих лет, не удается объяснить также и сдвигом во времени между моментами учета экспорта и импорта от трех до шести месяцев.13 В Таблице 1, где приводятся данные ежегодного экспорта и импорта во всемирном масштабе с 1975 по 1996 гг., показано стабильное увеличение количества пропавших сигарет. В 1996 году было экспортировано 1 107 миллиардов сигарет и только 707 миллиардов импортировано, разница составляет 400 миллиардов. После вычитания 45 000 миллиардов сигарет, проданных беспошлинно на легальном основании, остаются 355 миллиардов пропавших сигарет. Единственным логичным объяснением такой пропажи является контрабанда.

Контрабанда сигарет сейчас настолько широко распространена и хорошо организована, что представляет собой серьезную угрозу, как для общественного здоровья, так и для государственных финансов, которые теряют миллиарды долларов дохода. Угроза общественному здоровью возникает, во-первых, в результате использования аргумента контрабанды при возражениях против высокого налога на табак. Налогообложение часто считают одной из наиболее эффективных мер сокращения потребления. Табачная промышленность выступает против повышения налога и использует аргумент, что повышение налога стимулирует контрабанду. Табачная промышленность использовала угрозу контрабанды, чтобы убедить министерства финансов не повышать налог на табачные изделия. В Канаде (1994 г.) и в Швеции (1998 г.) действия табачной промышленности были даже более успешны, им удалось убедить правительства снизить налоги на табачные изделия, чтобы разрешить проблему контрабанды. Как считает табачная промышленность, повышение налога на сигареты сокращает только объемы легальной продажи, а не общей (легальная и нелегальная продажа). Контрабанда ведет к потере государственного дохода и даже подрывает усилия органов здравоохранения по сокращению количества курильщиков. Например, реклама на всю страницу в газетах “New York Times” и “Washington Post” от первого мая 1998 года, размещенная пятью крупнейшими табачными компаниями США, гласила, что повышение налога на 1,10 долларов США приведет к возникновению черного рынка сигарет, что, в свою очередь, создаст “неограниченный доступ детей” к сигаретам.

Таблица 1. Данные о всемирном импорте и экспорте сигарет (млрд. штук).

Год

Импорт

Экспорт

Разница

1975

1980

1985

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

171

254

313

418

526

568

600

886

668

707

223

323

356

543

712

804

780

1156

987

1107

43

69

43

125

186

236

179

270

319

400

Источник: Министерство сельского хозяйства США.

Наличие черного рынка также означает уменьшение дохода для “серьезных” и законных табачных компаний и увеличение возможности для организованной преступности. Вопрос контрабанды стал наиболее убедительным аргументом против политики правительств, которые хотят сократить потребление посредством налогообложения табака. В своем докладе по вопросу налога на табачные изделия в мае 1998 года Европейская комиссия подчеркнула, что необходимо учитывать фактор контрабанды при планировании повышения налога, так как задачи общественного здравоохранения по сокращению потребления табака посредством повышения налога будут далеки от выполнения, если табачные изделия смогут избежать этого налогообложения.10

Существует еще одна причина, почему контрабанда представляет собой серьезную угрозу здоровью общества. Контрабандные сигареты продаются по цене ниже рыночной; таким образом, сигареты становятся дешевыми, что повышает потребление и подрывает усилия по предотвращению курения среди молодежи. Контрабанда предлагает самые известные международные сорта сигарет по ценам, доступным даже для потребителей с низкими доходами и для особо заботящейся о своем имидже молодежи развивающихся стран, где западные товары считаются особо изысканными и стильными. Так как треть ежегодного всемирного экспорта приходится на контрабанду, как показано в Таблице 1, ее эффект огромен. Это приводит к масштабному увеличению бремени заболеваемости, особенно в бедных странах.14

Третья причина озабоченности состоит в том, что контрабандные сигареты не подпадают под законные ограничения и правила здравоохранения, такие как запрет продажи табака несовершеннолетним, требования к этикеткам и правила, касающиеся допустимых добавок. И, наконец, увеличение контрабанды сигарет также означает расширение возможностей для организованной преступности, которая также занимается деятельностью и в других областях, например, наркотиками, что может повысить общий уровень коррупции в стране.

Международные аспекты

Контрабанда в крупных масштабах означает наличие криминальных организаций и достаточно развитой системы распространения контрабандных сигарет на местном уровне, а также недостаток контроля международных передвижений беспошлинных сигарет. Международные аспекты крупномасштабной контрабанды очевидны: она охватывает международные марки, выпускаемые транснациональными компаниями и распространяемые криминальными организациями, которые действуют во всех частях мира и могут в больших количествах беспошлинно покупать сигареты, которые до этого “исчезли” при международных перевозках.

Самый обычный способ беспошлинной покупки сигарет - это их покупка при “транзите”. Транзит - это система льгот, способствующая развитию торговли. Ее смысл состоит во временном прекращении действия обычных таможенных сборов, акциза и НДС на продукцию, поступающую из и/или предназначенную для третьей страны при транспортировке через определенную таможенную зону.

Следующий пример иллюстрирует это явление. Предположим, что сигареты из Соединенных Штатов пересекли границу Бельгии для дальнейшей транспортировки в Северную Африку. В этом случае товар будет находиться в транзитном режиме с последующей транспортировкой автомобильным транспортом из Бельгии в Испанию, где он будет отправлен в Северную Африку. Если реэкспорт товара подтвержден, на эту партию продукции не будут налагаться никакие налоги Европейского Союза.7 В 1996 году около 100 миллиардов сигарет прошли через порт Антверпен в Бельгии.14 Таким образом, если кто-то хочет приобрести беспошлинно сигареты из Соединенных Штатов для европейского черного рынка, он, вероятно, может приобрести их на складах Антверпена, просто потому, что они там находятся.7 Если транзитные сигареты не прибывают к заявленному месту назначения, это свидетельствует о совершенной махинации и продаже этих сигарет на черный рынок без оплаты налогов.

Сходные случаи наблюдаются и в других частях мира:

bulletКанадская табачная промышленность экспортировала миллиарды сигарет в начале 1990-х годов на склады, расположенные на севере штата Нью-Йорк. Так как сигареты шли на экспорт, они не облагались налогами Канады. Затем контрабандисты переправляли сигареты в крупные города Канады через Аквесасне. Аквесасне – это индейская резервация, которая включает в себя часть территории штата Нью-Йорк и часть канадских провинций Онтарио и Квебек вдоль реки Святого Лаврентия. Передвижение этих товаров серьезно не ограничивалось, и река служила основным каналом переправы контрабандных товаров. Индейцы платили 8 канадских долларов за блок сигарет и продавали его за 18 канадских долларов на канадской стороне резервации. Блок затем продавался за 22 канадских доллара на полках магазинов Канады. В то время жители Канады платили за блок сигарет с учетом налога 40-60 канадских долларов.15
bulletСогласно исследованиям Независимой Комиссии Борьбы против Коррупции в Гонконге в 1995 году, большие суда загружались сигаретами в Гонконге с указанием маршрута следования в Юго-Восточную Азию. В нейтральных водах к кораблю подходили небольшие лодки с материка и брали на борт сигареты. Не были заплачены налоги на импорт, акцизные сборы или НДС, так как “официально” сигареты были предназначены для экспорта.16
bulletВ Южной Африке контрабанда сигарет осуществляется с помощью такого же “кругового маршрута”, как и в Канаде. Они экспортируются в соседние страны, но появляются вновь на улицах Южной Африки по сниженной цене, без оплаты налогов.17
bulletБразильские сигареты беспошлинно экспортируются в Парагвай и затем их нелегально возвращают в страну профессиональные контрабандисты.18
bulletСогласно исследованию Министерства Внешней Торговли Колумбии, 64% из 30 миллиардов сигарет, продаваемых каждый год в Колумбии, являются контрабандой, в то время как 26% сигарет производятся внутри страны и 10% импортируются легально. В отчете сказано, что из 5500 миллионов сигарет Marlboro, которые были ввезены в Колумбию за первые девять месяцев 1997 года, 4400 миллионов пришли из зон свободной торговли в Арубе и Панаме, это означает, что они были провезены беспошлинно, как контрабанда. Хотя Philip Morris (производитель) легально зарегистрирован в Колумбии, только 1100 миллионов единиц были проданы через компанию. Цена контрабандных сигарет ниже, чем цена отечественных сигарет, которая включает в себя оплату налога.19

Мошеннические операции обычно включают в себя перекупку товара несколькими различными покупателями между первичным приобретением сигарет и их исчезновением из легального оборота. Основная задача мошенника состоит в том, чтобы его не обнаружили. Механизм, который используется для затруднения поиска, состоит в организации прохождения товара через немыслимое количество владельцев за короткий период времени. Цель состоит в том, чтобы итогового владельца было невозможно обнаружить, а также в том, чтобы сделать связь между последовательными владельцами как можно менее заметной.7 Недавно табачную промышленность обвинили в продаже сигарет торговцам, которые немедленно перепродают их на черные рынки, минуя уплату зарубежных налогов20-22. Тем не менее, так как контрабандные сигареты проходят через руки многих владельцев, часто сложно определить, вовлечена ли табачная промышленность в данные махинации напрямую.

Нет сомнения, что табачной промышленности выгодна контрабанда. Тем не менее, вызывает споры вопрос: существуют ли доказательства прямого участия табачной промышленности в контрабанде? Позиция транснациональных компаний такова: они легально продают сигареты торговцам, и на этом их ответственность заканчивается. Принимая во внимание огромный масштаб контрабанды – более 300 000 миллионов сигарет ежегодно, странно было бы предполагать, что табачная промышленность не имеет понятия о том, что происходит.

Предлагаемые решения

Контрабанду сигарет можно сократить, но опять таки необходимо действовать на международном уровне и принять меры по упрощению торговых маршрутов. Международная транспортировка сигарет должна проводиться под строгим контролем, чтобы избежать нынешней ситуации, в которой треть ежегодного глобального экспорта становится контрабандой.

Положения конвенции должны включать в себя следующие меры:

bulletУвеличение штрафных санкций. Контрабандисты занимаются контрабандой сигарет, потому что ее выгода превосходит риск. Необходимо пересмотреть штрафы в сторону увеличения, чтобы их размер в комплексе с возможностью быть пойманным делал контрабанду финансово непривлекательной.23
bulletТребования наличия акцизной марки на табачных изделиях. Цель заключается в создании четкого различия между легальным и нелегальным товаром, чтобы контрабандный товар было легко обнаружить, а закон легко выполнить. Такие марки должны быть наглядными и расположены на каждой пачке под целлофановой упаковкой. Дизайн их должен быть разработан так, чтобы их было сложно подделать.
bulletТребование специальной упаковки и маркировки продукции, указывающей на ее беспошлинный статус. Борьба с контрабандой требует осуществления строгого контроля над транспортировкой беспошлинных сигарет. Там, где это разрешено, в магазинах беспошлинной торговли или еще где-либо, эти пачки должны быть четко промаркированы как беспошлинные. Продавцы розничной торговли, потребители и лица, осуществляющие контроль над выполнением закона должны быть в состоянии легко определить, какой товар беспошлинный, а какой – нет.24
bulletТребование наличия специальной лицензии для производства, экспорта, импорта, оптовой торговли, розничной торговли, а также хранения табака. Лицензии помогают определить и проследить за действиями различных лиц в табачной сфере и способствуют реализации анти-контрабандных законов. Лицензия может содержать определенные условия, при нарушении которых или при нарушении табачного законодательства она может быть приостановлена.24 Угроза потери лицензии может сослужить хорошую службу, чтобы отвратить потенциальных торговцев от контрабандных сигарет.
bulletТребование, чтобы каждый производитель табачных изделий печатал свой уникальный серийный номер на всех пачках своих табачных изделий. Это поможет властям определить производителя изделий, место и дату выпуска.25 Если позволит технология, этот номер может быть заменен на знак цепи владельцев, который не только поможет властям определить производителя, но также выявит дистрибьютора, оптового торговца и экспортера.25
bulletТребование ведения учета. Необходимо ведение учета и системы отслеживания, которые будут налагать ответственность на производителей за то, чтобы сигареты легально прибыли на рынок по месту назначения.14 Сигареты могли бы транспортироваться только при наличии информации обо всех промежуточных торговых компаниях, о маршруте и об окончательном пункте назначения. Компьютеризированные системы контроля помогут государствам выполнять проверку в режиме реального времени и анализировать возможный риск перед выпуском на маршрут каждой партии табачных изделий. В этом случае страны будут иметь информацию по каждой отдельной партии и смогут осуществлять выборочные проверки на месте, как и когда они выберут.26 В Гонконге использование компьютеров для отслеживанием передвижения сигарет и сотрудничество с другими странами способствовало значительному падению уровня контрабанды сигарет.27
bulletТребование, чтобы на экспортных сигаретах обозначалась страна, для которой они предназначены25, и предупреждения о вреде для здоровья были сделаны по правилам этой страны. В большинстве стран мира существуют правила, которые обязывают компании печатать предупреждения о вреде для здоровья на пачках табачных изделий. Стиль, формулировка, расположение и язык этих предупреждений отличаются в разных странах. Экспортеры должны обозначать страну назначения и гарантировать, что табачные изделия для конкретной страны имеют соответствующей формы предупреждение. Так же можно потребовать наличие особых этикеток для сигарет, которые не экспортируются. Например, с января 1997 года требуется, чтобы производимые во Вьетнаме международные марки сигарет имели на пачках предупреждения о вреде для здоровья и надписи “сделано во Вьетнаме”. Надпись “Курение вредит вашему здоровью” должна быть сделана на вьетнамском языке, а “Сделано во Вьетнаме” может быть написано либо по-английски, либо по-вьетнамски. Правительство Вьетнама заявило, что такое маркирование предназначено для того, чтобы повысить понимание эффекта курения на здоровье и чтобы бороться с контрабандой.12
bulletТребование, чтобы экспортеры оформляли таможенные закладные по поставкам сигарет, которые могут быть закрыты только в том случае, если доказано, что партия достигла своего пункта назначения.25

К содержанию

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz