Рамочная конвенция по контролю над
табаком
Серия технических очерков
Буклет 2
Улучшение общественного здоровья с
помощью
Международной Рамочной Конвенции по
Контролю над Табаком
Объемы беспошлинной торговли в
последние годы возросли в результате увеличения
числа пассажиров, путешествующих за границу. В 1996
году через точки беспошлинной торговли было
продано около 45 миллиардов сигарет, что
составляет 0,8% от общего числа проданных в мире
сигарет. Беспошлинная торговля в аэропортах
составляет 39% общего объема беспошлинной
торговли, затем следуют паромы – 20%, авиалинии –
12% и другие магазины – 29%. Самый высокий уровень
продажи табачных изделий через точки
беспошлинной торговли наблюдается в Европе. Он
составляет 69% от общего количества, затем следуют
Азия и Тихоокеанский регион – 18%, на долю Америки
приходится 12%, а Африки – 1%.12
Аргументы в пользу полного запрещения
беспошлинных сигарет исходят из двух основных
источников. Во-первых, беспошлинная продажа
приводит к удешевлению сигарет, таким образом,
повышая их потребление. Запрещение
беспошлинного табака будет соответствовать
задачам политики ВОЗ по сокращению потребления
табака.
Во-вторых, исчезновение беспошлинного
табака поможет в борьбе против контрабанды.
Контрабанда сигарет объясняется в основном
махинациями с беспошлинными сигаретами (см.
раздел 3), а также ей способствует существование
свободных экономических зон и беспошлинной
торговли. Контрабанда возникает, когда
беспошлинные сигареты исчезают во время
международных транспортировок и
классифицируются в статистике мировой торговли
как “пропавшие”. Торговцы объясняют, что
некоторое количество этих беспошлинных сигарет
было продано легально в аэропортах или на
паромах. Запрещение беспошлинного табака будет
означать, что торгующие табаком не смогут
использовать аргумент беспошлинной легальной
торговли для объяснения все возрастающего
количества сигарет, исчезающих по всему миру.
Чтобы избежать “пропажи” сигарет, нельзя больше
мириться с транспортировкой и продажей
беспошлинных сигарет.
Чтобы отменить все льготы по
беспошлинным товарам для пассажиров, необходимо
внести ряд изменений в Киотскую конвенцию по
упрощению и согласованию таможенных процедур,
принятую в 1973 году Всемирной Таможенной
Организацией. Эта конвенция в настоящее время
пересматривается. Необходимо обдумать отмену
статей 22(а) и 39(а) Приложения F3, где определяется
количество табака, которое пассажиры могут
беспошлинно ввезти (200 сигарет, или 50 сигар, или
250г табака, или набор из этих составляющих, общий
вес которого не должен превышать 250г). В
Европейском Союзе (ЕС) беспошлинная торговля
будет строго ограничена после 1 июля 1999 года. В
директивах 92/12/ЕЕС и 77/388/ЕЕС говорится об отмене
беспошлинной торговли на линиях сообщения внутри ЕС после 30 июня 1999 года.
Продажа беспошлинных сигарет для личного
употребления не будет больше осуществляться тем,
кто путешествует в пределах Европейского Союза,
а останется в силе только для тех, кто приезжает
или покидает ЕС. Это решение особенно важно, так
как объем беспошлинной продажи в ЕС составляет 47%
общемирового объема.
Огромное увеличение объема
международных поездок оказало значительное
влияние на характер работы таможенных служб, так
как все пассажиры с их багажом и транспортными
средствами должны проходить через таможню.
Существующие международные
соглашения необходимо пересмотреть в свете
серьезных последствий потребления табака для
здоровья. В частности, следует отменить статьи
22(а) и 39(а) Приложения F3 относительно условий
прохождения через таможню пассажиров,
подпадающих под действие Киотской Конвенции по
упрощению и согласованию таможенных процедур.
К содержанию