Рамочная конвенция по контролю над табаком
Серия технических очерков
Буклет 3.
Мобилизация НПО и средств массовой информации под эгидой Международной рамочной конвенции по контролю над табаком
Мобилизация поддержки НПО в
поддержку договора по противопехотным
минам
В 1990 году
Международный Комитет Красного Креста и
другие гуманитарные организации начали
фиксировать большое количество травм и
смертей, возникших в результате применения
противопехотных мин, использование которых
увеличилось в 1980-х годах. В 1991 году
несколько НПО и отдельных лиц начали
обсуждать необходимость скоординированных
усилий с целью запретить противопехотные
мины. В 1992 году такие организации, как Handicap
International, Human Rights Watch, Medico International (Germany),
Консультативная группа по минам (Великобритания),
Врачи За Права Человека и Фонд Вьетнамских
Ветеранов Америки сформировали
Международную Кампанию по Запрету
Противопехотных Мин (ICBL). ICBL и Международный
Красный Крест начали кампанию по повышению
осознания обществом проблемы
противопехотных мин. НПО выступили
лидерами в мобилизации общественного
мнения и проведении политических дебатов
по этому вопросу. Другие национальные
кампании и сотни других организаций,
работающих над запрещением осколочных мин
на местном, национальном, региональном и
международном уровнях, присоединились к ICBL.
К 1998 году ICBL выросла до большой организации,
насчитывающей более 1000 членов, включая
организации по правам человека,
медицинские, религиозные организации,
организации по проблеме окружающей среды, а
также организации ветеранов и женские
группы более чем из 60 стран.
В
1993 году Франция выступила с просьбой
провести встречу по пересмотру Конвенции
ООН 1980 года по определенным обычным видам
вооружения (CCW), в Протокол II которой входило
положение по противопехотным минам. После
двух лет подготовительных встреч в Вене в
сентябре 1995 года была проведена
Конференция по пересмотру конвенции. На
конференции участники не смогли достигнуть
консенсуса по вопросу противопехотных мин,
и после двух дополнительных сессий в 1996
году было согласовано несколько
ограниченных улучшений Протокола по
противопехотным минам. Тем не менее, с точки
зрения ICBL,
Международного Комитета Красного Креста и
нескольких правительств, эти результаты
оказались неадекватными. Фактически в
начале 1996 года по время проведения Венских
переговоров, НПО настаивали, чтобы их
страны лучше вышли из переговорного
процесса, чем приняли такие слабые меры в
интересах консенсуса. Канада взяла
инициативу на себя и в октябре 1996 года
пригласила выступающие за запрет
противопехотных мин страны, НПО и агентства
ООН принять участие в стратегической
конференции в Оттаве с целью добиться
глобального запрета противопехотных мин.
Инициатива Канады о выведении переговоров
из обычных дипломатических рамок была
очень противоречивой. Но она оказалась
чрезвычайно успешной. В конце Оттавской
конференции, которую поддержали 50
государств, ООН и ICBL, Канада обратилась с
призывом к правительствам вернуться в
декабре 1997 года для подписания договора о
запрещении производства и применения
противопехотных мин.
В
течение промежуточного периода поддержка в
пользу запрета возрастала. Генеральная
ассамблея ООН в декабре 1996 года приняла
резолюцию с просьбой к странам достичь
международного соглашения и запретить
противопехотные мины как можно скорее. Тем
временем, правительство Австрии
подготовило проект договора и
распространило его для обсуждения среди
заинтересованных государств и НПО. ICBL также
подготовила свой проект, чтобы показать
свое видение необходимого договора.
Австрийский проект несколько раз
пересматривался, и в 1997 году переговоры
продолжались в Вене, Бонне и Брюсселе. В
сентябре 1997 года после дальнейших
интенсивных переговоров в Осло была
принята Конвенция о запрете
противопехотных мин, также известная по
названием «Оттавский договор». В декабре в
Оттаве ее подписали 122 страны. В Осло ICBL
созвала форум НПО для разработки плана
действий, который позволил бы
гарантировать подписание договора
государствами, его ратификацию, реализацию
и мониторинг. Были четко определены
конкретные цели и приоритеты на 1998 год. К
октябрю 1998 года 129 стран подписали, а
ратифицировали договор40 из них (количество
необходимое для вступления договора в силу).
Вследствие этого договор 1 марта 1999 года
вступил в силу. К этому времени его
ратифицировали более 60 государств.
Роль НПО:
прокладывание пути к Оттавскому договору
Одной
из сильнейших сторон «Оттавского процесса»
по договору о противопехотных минах было
тесное сотрудничество, которое возникло
между НПО и правительствами. «Оттавский
процесс» уникален, так как являет собой
прецедент участия НПО, наряду с
правительствами, в разработке проекта и в
переговорах по договору. Взгляды НПО
учитывались на протяжении всей разработки
договора.
Взаимоотношения
сотрудничества между правительствами и НПО
в переговорном процессе по договору о
противопехотных минах в действительности
начали развиваться в 1995 году. Это произошло
в Вене во время переговоров под эгидой ООН,
на Конференции по пересмотру Конвенции о
бесчеловечных видах обычного вооружения (CICW).
Этот процесс требовал, чтобы и
правительства и НПО побороли опасения
работы друг с другом. Хотя НПО не были
допущены к переговорам в Вене, они
продолжали предоставлять информацию, что
позволило установить экспертизу НПО.
Организация
ICBL участвовала в качестве официального
наблюдателя и присутствовала на всех
сессиях переговоров в Осло по договору о
противопехотных минах в 1997 году. Она имела
такой же статус, как и наблюдатели из
правительств. Это был первый случай, когда
НПО принимали участие в международных
переговорах по разоружению или по договору
о правах человека.
Кампания
СМИ и общественных пропагандистов в
поддержку Оттавского договора
В
1995 году во время проведения Конференции по
пересмотру CICW, ICBL сотрудничала с НПО
Австрии, они обсуждали стратегии работы со
СМИ и работы на конференции. Стратегии
включали в себя регулярные брифинги для СМИ
и делегатов конференции, регулярное
сообщение новостей, бюллетень,
предназначенный не только для СМИ, но также
для оказания давления на некоторых
делегатов правительств, а также встречи, на
которых делегатам правительств
предлагалось обсудить их позицию с НПО.
Международный
Комитет Красного Креста разработал
пропагандистскую общественную кампанию и
кампанию в СМИ, которая включала в себя
компоненты рекламы, фильмы, видео ролики,
комплекты документов по ратификации для
правительств и комплекты материалов для
СМИ, а также рекламные материалы для
обществ их стран. Благодаря встречам с
владельцами и производителями крупных
агентств и сетей СМИ было получено
бесплатное время трансляции и место для
публикации материалов по вопросу
противопехотных мин.
В
ICBL не существовало всеобщей стратегии
работы со СМИ. НПО сами работали с прессой в
своих странах и регионах. Тем не менее, в
рамках ICBL существовала основная группа,
ответственная за написание пресс-релизов и
распространение образцов пресс-релизов
среди членов организации. Считается, что
частое и регулярное общение членов
организации стало одним из ключевых
компонентов успеха ICBL.
Специфические
методы включали в себя доставку шести тонн
туфель к Австрийскому парламенту во время
проведения там переговоров и такое же
мероприятие в Париже, что символизировало
жертвы противопехотных мин. Петиция
призывающая к запрету противопехотных мин
почти с двумя миллионами подписей людей
всего мира была доставлена Президенту
Конференции по пересмотру CICW. На период
ведения переговоров была воздвигнута «Стена
памяти» с фотографиями жертв
противопехотных мин из Камбоджи. Чтобы
попасть на встречу, делегаты должны были
пересечь символическое минное поле.
Простые
лозунги, графические образы и четкие
рекомендации способствовали освещению
этой проблемы в прессе в пользу запрета
противопехотных мин. Важную роль выполнили
люди, пострадавшие от мин, но выжившие,
включая их присутствие и выступления на
встречах по договору о противопехотных
минах. НПО сформировали устойчивые
контакты с международными СМИ.
К
1997 году к международной кампании удалось
привлечь широко известных людей, что
привлекло еще большее внимание СМИ. Среди
фигур международного значения,
присоединившихся к кампании, были
Принцесса Диана и бывший президент
Соединенных Штатов Джимми Картер. Со
смертью Принцессы Дианы в 1997 году СМИ
уделяли еще больше внимания этому вопросу,
осложняя возможность для правительств
ослабить условия договора или голосовать
против него.
В
1997 году ICBL и ее координатор Jodi Williams
были
награждены Нобелевской Премией Мира, что
послужило значительным и окончательным
толчком в принятии договора и важным
фактором для получения дополнительной
поддержки со стороны правительств.
Мобилизация
поддержки РККТ: уроки международной
кампании
по
запрету противопехотных мин
Одним из основных
элементов мобилизации и координации
поддержки НПО договору о противопехотных
минах были средства коммуникации. Важно
учредить международную сеть или коалицию,
где бы осуществлялось регулярный обмен
информацией. ICBL в основном, использовало
электронную почту, чтобы сообщать
информацию быстро и регулярно, расширить
рамки кампании и разрабатывать стратегии и
планы действий со своими союзниками по
всему миру. Для усиления взаимосвязей и
организации взаимодействий также важны
личные встречи между участниками НПО,
особенно между Севером и Югом.
Одним из препятствий
которое необходимо было преодолеть ICBL, был
дискомфорт, как со стороны правительств,
так и со стороны НПО по поводу совместной
работы. Важно найти заинтересованные в
проблеме представителей правительства и
сотрудничать с ними. Оттавский процесс
представил прецеденты участия НПО и их
сотрудничество с правительствами,
поддерживающими договор. НПО получили
статус, равный статусу правительств-наблюдателей,
и им было позволено в полной мере
участвовать в переговорах по договору.
Подобным образом, ВОЗ должна гарантировать
участие в процессе РККТ тех НПО, которые не
связаны с индустрией.