Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Рамочная конвенция по контролю над табаком
Серия технических очерков  

Буклет 3.

Мобилизация НПО и средств массовой информации под эгидой Международной рамочной конвенции по контролю над табаком

Мобилизация поддержки НПО в поддержку договора по противопехотным минам

В 1990 году Международный Комитет Красного Креста и другие гуманитарные организации начали фиксировать большое количество травм и смертей, возникших в результате применения противопехотных мин, использование которых увеличилось в 1980-х годах. В 1991 году несколько НПО и отдельных лиц начали обсуждать необходимость скоординированных усилий с целью запретить противопехотные мины. В 1992 году такие организации, как Handicap International, Human Rights Watch, Medico International (Germany), Консультативная группа по минам (Великобритания), Врачи За Права Человека и Фонд Вьетнамских Ветеранов Америки сформировали Международную Кампанию по Запрету Противопехотных Мин (ICBL). ICBL и Международный Красный Крест начали кампанию по повышению осознания обществом проблемы противопехотных мин. НПО выступили лидерами в мобилизации общественного мнения и проведении политических дебатов по этому вопросу. Другие национальные кампании и сотни других организаций, работающих над запрещением осколочных мин на местном, национальном, региональном и международном уровнях, присоединились к ICBL. К 1998 году ICBL выросла до большой организации, насчитывающей более 1000 членов, включая организации по правам человека, медицинские, религиозные организации, организации по проблеме окружающей среды, а также организации ветеранов и женские группы более чем из 60 стран.

В 1993 году Франция выступила с просьбой провести встречу по пересмотру Конвенции ООН 1980 года по определенным обычным видам вооружения (CCW), в Протокол II которой входило положение по противопехотным минам. После двух лет подготовительных встреч в Вене в сентябре 1995 года была проведена Конференция по пересмотру конвенции. На конференции участники не смогли достигнуть консенсуса по вопросу противопехотных мин, и после двух дополнительных сессий в 1996 году было согласовано несколько ограниченных улучшений Протокола по противопехотным минам. Тем не менее, с точки зрения ICBL, Международного Комитета Красного Креста и нескольких правительств, эти результаты оказались неадекватными. Фактически в начале 1996 года по время проведения Венских переговоров, НПО настаивали, чтобы их страны лучше вышли из переговорного процесса, чем приняли такие слабые меры в интересах консенсуса. Канада взяла инициативу на себя и в октябре 1996 года пригласила выступающие за запрет противопехотных мин страны, НПО и агентства ООН принять участие в стратегической конференции в Оттаве с целью добиться глобального запрета противопехотных мин. Инициатива Канады о выведении переговоров из обычных дипломатических рамок была очень противоречивой. Но она оказалась чрезвычайно успешной. В конце Оттавской конференции, которую поддержали 50 государств, ООН и ICBL, Канада обратилась с призывом к правительствам вернуться в декабре 1997 года для подписания договора о запрещении производства и применения противопехотных мин.

В течение промежуточного периода поддержка в пользу запрета возрастала. Генеральная ассамблея ООН в декабре 1996 года приняла резолюцию с просьбой к странам достичь международного соглашения и запретить противопехотные мины как можно скорее. Тем временем, правительство Австрии подготовило проект договора и распространило его для обсуждения среди заинтересованных государств и НПО. ICBL также подготовила свой проект, чтобы показать свое видение необходимого договора. Австрийский проект несколько раз пересматривался, и в 1997 году переговоры продолжались в Вене, Бонне и Брюсселе. В сентябре 1997 года после дальнейших интенсивных переговоров в Осло была принята Конвенция о запрете противопехотных мин, также известная по названием «Оттавский договор». В декабре в Оттаве ее подписали 122 страны. В Осло ICBL созвала форум НПО для разработки плана действий, который позволил бы гарантировать подписание договора государствами, его ратификацию, реализацию и мониторинг. Были четко определены конкретные цели и приоритеты на 1998 год. К октябрю 1998 года 129 стран подписали, а ратифицировали договор40 из них (количество необходимое для вступления договора в силу). Вследствие этого договор 1 марта 1999 года вступил в силу. К этому времени его ратифицировали более 60 государств.

Роль НПО: прокладывание пути к Оттавскому договору

Одной из сильнейших сторон «Оттавского процесса» по договору о противопехотных минах было тесное сотрудничество, которое возникло между НПО и правительствами. «Оттавский процесс» уникален, так как являет собой прецедент участия НПО, наряду с правительствами, в разработке проекта и в переговорах по договору. Взгляды НПО учитывались на протяжении всей разработки договора.

Взаимоотношения сотрудничества между правительствами и НПО в переговорном процессе по договору о противопехотных минах в действительности начали развиваться в 1995 году. Это произошло в Вене во время переговоров под эгидой ООН, на Конференции по пересмотру Конвенции о бесчеловечных видах обычного вооружения (CICW). Этот процесс требовал, чтобы и правительства и НПО побороли опасения работы друг с другом. Хотя НПО не были допущены к переговорам в Вене, они продолжали предоставлять информацию, что позволило установить экспертизу НПО.

Организация ICBL участвовала в качестве официального наблюдателя и присутствовала на всех сессиях переговоров в Осло по договору о противопехотных минах в 1997 году. Она имела такой же статус, как и наблюдатели из правительств. Это был первый случай, когда НПО принимали участие в международных переговорах по разоружению или по договору о правах человека.

Кампания СМИ и общественных пропагандистов в поддержку Оттавского договора

В 1995 году во время проведения Конференции по пересмотру CICW, ICBL сотрудничала с НПО Австрии, они обсуждали стратегии работы со СМИ и работы на конференции. Стратегии включали в себя регулярные брифинги для СМИ и делегатов конференции, регулярное сообщение новостей, бюллетень, предназначенный не только для СМИ, но также для оказания давления на некоторых делегатов правительств, а также встречи, на которых делегатам правительств предлагалось обсудить их позицию с НПО.

Международный Комитет Красного Креста разработал пропагандистскую общественную кампанию и кампанию в СМИ, которая включала в себя компоненты рекламы, фильмы, видео ролики, комплекты документов по ратификации для правительств и комплекты материалов для СМИ, а также рекламные материалы для обществ их стран. Благодаря встречам с владельцами и производителями крупных агентств и сетей СМИ было получено бесплатное время трансляции и место для публикации материалов по вопросу противопехотных мин.

В ICBL не существовало всеобщей стратегии работы со СМИ. НПО сами работали с прессой в своих странах и регионах. Тем не менее, в рамках ICBL существовала основная группа, ответственная за написание пресс-релизов и распространение образцов пресс-релизов среди членов организации. Считается, что частое и регулярное общение членов организации стало одним из ключевых компонентов успеха ICBL.

Специфические методы включали в себя доставку шести тонн туфель к Австрийскому парламенту во время проведения там переговоров и такое же мероприятие в Париже, что символизировало жертвы противопехотных мин. Петиция призывающая к запрету противопехотных мин почти с двумя миллионами подписей людей всего мира была доставлена Президенту Конференции по пересмотру CICW. На период ведения переговоров была воздвигнута «Стена памяти» с фотографиями жертв противопехотных мин из Камбоджи. Чтобы попасть на встречу, делегаты должны были пересечь символическое минное поле.

Простые лозунги, графические образы и четкие рекомендации способствовали освещению этой проблемы в прессе в пользу запрета противопехотных мин. Важную роль выполнили люди, пострадавшие от мин, но выжившие, включая их присутствие и выступления на встречах по договору о противопехотных минах. НПО сформировали устойчивые контакты с международными СМИ.

К 1997 году к международной кампании удалось привлечь широко известных людей, что привлекло еще большее внимание СМИ. Среди фигур международного значения, присоединившихся к кампании, были Принцесса Диана и бывший президент Соединенных Штатов Джимми Картер. Со смертью Принцессы Дианы в 1997 году СМИ уделяли еще больше внимания этому вопросу, осложняя возможность для правительств ослабить условия договора или голосовать против него.

В 1997 году ICBL и ее координатор Jodi Williams были награждены Нобелевской Премией Мира, что послужило значительным и окончательным толчком в принятии договора и важным фактором для получения дополнительной поддержки со стороны правительств.

Мобилизация поддержки РККТ: уроки международной кампании по запрету противопехотных мин

Одним из основных элементов мобилизации и координации поддержки НПО договору о противопехотных минах были средства коммуникации. Важно учредить международную сеть или коалицию, где бы осуществлялось регулярный обмен информацией. ICBL в основном, использовало электронную почту, чтобы сообщать информацию быстро и регулярно, расширить рамки кампании и разрабатывать стратегии и планы действий со своими союзниками по всему миру. Для усиления взаимосвязей и организации взаимодействий также важны личные встречи между участниками НПО, особенно между Севером и Югом.

Одним из препятствий которое необходимо было преодолеть ICBL, был дискомфорт, как со стороны правительств, так и со стороны НПО по поводу совместной работы. Важно найти заинтересованные в проблеме представителей правительства и сотрудничать с ними. Оттавский процесс представил прецеденты участия НПО и их сотрудничество с правительствами, поддерживающими договор. НПО получили статус, равный статусу правительств-наблюдателей, и им было позволено в полной мере участвовать в переговорах по договору. Подобным образом, ВОЗ должна гарантировать участие в процессе РККТ тех НПО, которые не связаны с индустрией.

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz