Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Рамочная конвенция по контролю над табаком
Серия технических очерков
Буклет 4

Несколько примеров успеха

Как показывают приведенные ниже примеры, принятие договора часто ассоциируется со значительными изменениями в поведении Государств. Хотя невозможно знать с определенной степенью уверенности, какие именно изменения обусловлены договором, во многих случаях факты свидетельствуют о наличии причинной взаимосвязи.

Соглашения о контроле над вооружениями

Контроль над вооружениями представляет собой область, где договора оказывают значительное влияние на поведение Государств. Например, как Договор по ракетам средней дальности 1987 года (INF), так и Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (STARTI) привели к значительным сокращениям арсеналов США и СССР (а сейчас его Государств преемников) (см. рис. 1).

Рис 1. Общее количество стратегических пусковых установок США и СССР/Россия, 1945-1996 гг.

Source: Natural Resources Defense Counsel Nuclear Program, 1997http://www.nrdc.org/nrdcpro/nudb/dafig2.btml

Договор INF. 21 Договор INF вошел в силу 1 июня 1988 года. Согласно этому договору, требовалось, чтобы Соединенные Штаты и СССР полностью уничтожили свои ракеты средней и ближней дальности (ракеты с дальностью от 500 до 5500 километров), а также пусковые установки в течение трех лет. Это полное выведение из строя ракет средней и ближней дальности было завершено 28 мая 1991 года.

Договор STARTI. 22 Договор STARTI был подписан 31 июля 1991 года, незадолго до распада Советского Союза. Он вошел в силу 5 декабря 1994 года после осуществления его ратификации США и четырьмя Государствами преемниками СССР, которые имели стратегические вооружения (Беларусь, Казахстан, Россия и Украина). Основное требование Договора STARTI состояло в сокращении каждой стороной вооружений стратегического назначения на примерно 30 %, до не более чем 2 100 развернутых пусковых установок, 9150 развернутых боеголовок и 8050 развернутых боеголовок для баллистических ракет. Обе стороны выполнили это сокращение заранее, до достижения крайнего срока 5 декабря 1997 года. Четверо Государств - преемников СССР, например, сократили общее количество своих сил до 1598 установок, 7641 боеголовок и 6719 развернутых боеголовок для баллистических ракет.

Торговые соглашения

Сокращение тарифов в результате Общего соглашения по тарифам и торговле (GATT)23 1947 года является еще одним примером эффективности международных соглашений (см. Таблицу 1). До сих пор было проведено восемь раундов переговоров по вопросам торговли, последний Уругвайский раунд привел к учреждению Всемирной Организации Торговли (WTO). В результате раунда в Кеннеди 1962-1967 годов, тарифы были сокращены на сумму стоимости товаров равную 40 миллиардам долларов США, что в среднем составило около 35 %. На раунде в Токио результат составил 155 миллиардов долларов США, а тарифы были сокращены в среднем на 34 %. В результате Уругвайского раунда тарифы на промышленные изделия были сокращены на 40%, с 6,3 % до 3,8 %. Один обозреватель сказал, что в результате переговоров GATT по тарифам «многие тарифы на товары не первой необходимости, импортируемые в промышленно развитые страны, сократились до такой степени, что многие экономисты и бизнесмены считают, что они не являются более сколько-нибудь значимой преградой импорту».24 Прогрессивное сокращение тарифов способствовало росту международной торговли – в среднем на 6 % в год с 1947 года, когда было принято GATT.

Таблица 1. Сокращение тарифов, достигнутое на переговорах по торговле GATT, 1947-1994 гг.25

Раунд переговоров

Дата

Количество участвующих стран

Объем охвата торговли (долларов США)

Среднее сокращение тарифа (%)

Женева

Аннеси

Торквей

Женева

Диллон

Кеннеди

Токио

Уругвай

1947

1949

1950

1956

1960-1961

1962-1967

1973-1979

1986-1994

23

13

38

26

26

62

102

123

10 млрд.

нет данных

нет данных

2,5 млрд.

4,9 млрд.

40 млрд.

>300 млрд

нет данных

35

 

25

 

 

35

34

40

Соглашения по окружающей среде

При проведении недавнего сравнительного исследования выполнения международных соглашений по окружающей среде была обнаружена «тенденция к усилению реализации и выполнения.… Ни в одном случае выполнение не было совершенным… но общая тенденция была позитивной. Стороны предпринимали все больше действий для реализации договоров, и в большинстве случаев выполнение улучшилось, и в процедурном плане, и по существу проблемы».26

Монреальский протокол о разрушающих озоновый слой веществах

В области окружающей среды, возможно, примером самого большого успеха является Монреальский протокол по озону, согласно которому, требовалось, чтобы стороны сократили свое потребление и производство разрушающих озоновый слой веществ на определенное количество и за определенный временной промежуток. В период между 1986 годом (за год до принятия Протокола) и 1996 годом потребление в глобальном масштабе хлорфторуглеродов (CFCs), основных веществ, вносящих вклад в проблему разрушения озонового слоя, снизилось более чем на 70%, с 1,1 миллиона тонн во всем мире до 160 000 тонн (см. Рис. 2)27. В результате этих сокращений концентрация в атмосфере разрушающих озоновый слой веществ остается на том же уровне или начинает снижаться (см. Рис. 3).28

Рис. 2 Потребление CFCs в глобальном масштабе

Источник: UNEP IE OzonAction Program, Sept. 1998

http://www. unepie. org/ozat/pub/qeneral/backgr.pdf

Рис. 3 Потери озона, которых удалось избежать

(Разрушающие озон стратосферные хлор/бром)

Источник: UNEP IE OzonAction Program, Sept. 1998

http://www. unepie. org/ozat/pub/general/backgr.pdf

Конвенция по международной торговле находящимися в опасности видами животных и растений

В 1989 году стороны Конвенции по Международной Торговле видами Дикой Флоры и Фауны, находящимися в опасности (CITES)29 приняли решение запретить коммерческую торговлю изделиями из слоновой кости, посредством занесения африканского слона в список Приложения 1 этой Конвенции. Спустя три года после этого решения, цена на изделия из слоновой кости снизилась со 100 долларов США за фунт до нескольких долларов, браконьерство уменьшилось, и численность слонов начала восстанавливаться

Система Антарктического договора

Антарктический договор 1959 года имел целью предотвратить превращение Антарктики в источник международного конфликта и сохранить ее для мирных целей, в частности для научных исследований. Договор был очень успешен в достижении этих целей. В то время, когда принимался договор, возрастала озабоченность по поводу возможных столкновений в Антарктике между Государствами, желающим осуществить свои территориальные притязания или выдвинуть новые. Посредством соглашения «заморозить» территориальную ситуацию (путем соглашения, что действия в Антарктике не будут ни поддерживать, ни подрывать территориальные претензии) Антарктический Договор сделал возможными почти сорокалетние мирные научные исследования в Антарктике.

Стандарты по проблеме загрязнения окружающей среды кораблями

После принятия в 1973 году Международной конвенции по предотвращению загрязнения окружающей среды кораблями и ее Протокола в 1978 году (MARPOL 73/78) 32, загрязнение нефтью, возникающее в результате работы танкеров, значительно сократилось (см. Таблицу 2). Хотя зафиксированное снижение загрязнения нефтью возникло в результате нескольких причин, 34 установленные в MARPOL 73/78 стандарты оборудования и конструкции являются значительным фактором, в частности, требования, чтобы нефтяные танкеры имели изолированные резервуары для балласта и оборудование для отмывания сырой нефти. 35 Согласно высказыванию одного комментатора: «все имеющиеся в наличии факты свидетельствуют о том, что стандарты оборудования и конструкции [MARPOL] практически полностью выполняются”. 36 «Все нефтяные танкеры, к которым были выдвинуты требования об установке оборудования для предотвращения преднамеренных сливов, сделали это в установленные сроки, несмотря на значительные затраты и отсутствие экономических преимуществ, хотя многие из них были зарегистрированы в Государствах, которые выступали против этих требований.»37

Таблица 2. Загрязнение нефтью, возникающее в результате работы танкеров 33

Год

Объем, тонн

1971

1980

1989

1080 000

700 000

159 000

К содержанию

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz