Рамочная конвенция по контролю над
табаком
Серия технических очерков
Буклет 5
Характеристика
национальных институтов
Не существует одного конкретного
определения национальных институтов в
области прав человека или в любой другой
области международного права. Такие
институты могут иметь различные названия,
например, консультативный комитет,
комиссия, президентский совет, совместная
организация или парламентская комиссия.
Эти институты часто имеют различную
структуру и функции, хотя их цели в той
области, в которой они функционируют,
обычно совпадают. В области прав человека,
например, цель национальных институтов,
таких, как комиссии по правам человека,
состоит в укреплении и защите прав человека.
Сложно
определить концепцию национальных
институтов. Вне зависимости от их названия,
не всегда ясно, отличаются ли они реально от
самого правительства. На другом конце шкалы
находятся организации, имеющие связи с
правительством. Это неправительственные
организации (НПО), которые так называются
потому, что их учреждение не обусловлено
каким-либо законодательным актом. В этой
работе НПО, как таковые, не рассматриваются.
Их роль в организации процесса РККТ
обсуждается отдельно. 3 В данной
публикации национальные институты будут
подразделены на две группы, хотя некоторые
их характеристики могут пересекаться.
В первую группу
национальных институтов входят автономные
субъекты, независимые от
правительственного контроля. Иногда их
называют «полу государственными» так как
они получили свои полномочия по
законодательному акту. Некоторые из них
избираются, а некоторые назначаются
парламентом, хотя работают они без
политического руководства со стороны
правительства. В законодательном акте об
учреждении института определяется форма
взаимосвязи этого института с Государством,
которая ограничивает его независимость, то
есть определяет предоставляемые
законодательным актом полномочия
института, накладывает обязательства по
отчетности и ограничивает полную
финансовую автономию. Тот факт, что по
законодательному акту эти институты
обладают определенной независимостью,
составляет основное отличие этих
институтов от государственных учреждений.
В области своей компетенции автономные
институты дополняют государственные
учреждения. В целом, омбудсманы (лица,
назначенные для рассмотрения жалоб частных
лиц на государственные учреждения), и
некоторые комиссии по правам человека
подпадают под эту категорию.
Структура этих учреждений
может быть различна. Некоторые состоят из
одного человека и обслуживающего его офиса,
как в случае омбудсмана, а другие
представляют собой группу людей,
представляющих различные интересы,
занимающуюся, например, защитой прав
человека. Хорошим примером автономного
национального института является
Национальный уполномоченный по правам
человека в Гондурасе. Это должностное лицо
назначается Конгрессом и обладает,
согласно закону, функциональной,
административной и технической
независимостью.
Вторая группа национальных
институтов включает в себя полуавтономные
организации: их нельзя назвать полностью
независимыми от правительства, но они
отличаются от государственных учреждений,
у которых более общие функции. Во многих
странах эти институты каким-либо образом
присоединены к органам исполнительной
власти, хотя они созданы на основе
законодательного акта (или декрета), где
определены их конкретные функции. Примером
такого института может быть Президентский
совет по стабильному развитию США (PCSD),
который был учрежден Президентом Клинтоном
в 1993 году отдельным указом.
Характер полномочий
полуавтономных учреждений является
основным определяющим их статус фактором.4
Является ли такой институт объектом
ежедневного контроля со стороны
государственного учреждения или его
полномочия не допускают контроля? Является
ли институт подотчетным одному из
министерств или отделов или он только
представляет ежегодный отчет? Выполняет ли
он административную функцию, принимая
административные решения и используя
санкции, как часть центральной
администрации, или его роль в большей мере
состоит в помощи и консультировании и,
возможно, в выполнении некоторых судебных
функций? Состав таких полуавтономных
организаций обычно разнообразен, сюда
входят несколько представителей
заинтересованных групп, таких как рабочие
или группы местного населения, независимые
эксперты и правительственные чиновники,
действующие только на правах консультантов.
Национальные институты для
разработки и реализации РККТ могут
создаваться по образу упомянутых выше
групп институтов, автономных или
полуавтономных. Учреждение институтов в
качестве автономных организаций было бы
идеальным, так как они обладали бы большей
властью, и меньшим был бы шанс влияния на
них со стороны правительства, партий,
политиков и других организаций. Тем не
менее, полуавтономные институты также
могут сыграть важную роль в продвижении
процесса РККТ. В анализе национальных
институтов в следующем разделе не делается
акцент на разделение организаций на
автономные и полуавтономные. Тем не менее,
степень автономии оказывает влияние на
функции и структуру институтов.
К
содержанию