Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Рамочная конвенция по контролю над табаком
Серия технических очерков
Буклет 5

Роль, которую сыграли национальные институты в разработке и реализации международных конвенций

В этом разделе рассматривается роль национальных институтов в области законодательства по правам человека, труду и охране окружающей среды, так как это может подсказать, как наилучшим образом учредить национальные комиссии по контролю над табаком. В области законодательства по охране здоровья существует лишь немного национальных институтов, но мы также проанализируем некоторые примеры.

Законодательство в области защиты прав человека

Основная информация

В Хартии ООН говорится, что одна из целей организации состоит в том, «чтобы добиться международного сотрудничества… в вопросе укрепления и соблюдения прав человека и фундаментальных свобод для всех людей без ограничений по расе, религии, полу и языку». В ООН была разработана всесторонняя стратегия выполнения определенной в Хартии задачи в области прав человека. Эта стратегия основывается на международных нормах и стандартах, таких как Всеобщая декларация прав человека. 6 Тем не менее, задача укрепления прав человека не может быть решена одной организацией. Она требует приложения усилий всех правительств, отдельных лиц, групп и слоев общества. 5

Региональные системы защиты прав человека, как, например, действующие в Африке и в обеих Америках, играют важную дополняющую роль в процессе реализации международных норм. Дополнительную поддержку выполнению международных норм по правам человека оказывают неправительственные организации. Посредством ратификации конвенций по правам человека государства берут на себя обязательство выполнять нормы, касающиеся прав человека. Защита прав человека изначально является задачей национального масштаба, так как права человека касаются взаимоотношений между отдельными людьми и между людьми и государством. Тем не менее, ратификация конвенций по правам человека и включение этих положений в свод национальных законов не гарантирует эффективного выполнения этих прав, если закон не учреждает институтов и не предоставляет им полномочий по контролю за выполнением этих норм. 5

Вопрос о том, как наилучшим образом справиться с задачей эффективной реализации на национальном уровне, вызывает большой интерес во всех странах. По мере того, как Государство переходит от принципов к действиям, становится очевидным, что национальные инфраструктуры особенно важны для эффективной реализации международных норм по правам человека на национальном и местном уровнях. 5

Национальные институты по укреплению и защите прав человека существуют уже долгое время. В 1946 году Совет ООН по экономическим и социальным проблемам попросил государства члены обдумать «желательность учреждения информационных групп или комитетов по правам человека на местном уровне в их странах, чтобы в дальнейшем сотрудничать с ними в процессе будущей работы Комиссии по правам человека». 7 С тех пор под руководством ООН происходило постоянное содействие учреждению таких институтов. Но только в 1980-х годах такие институты стали обычным явлением. 8 Хотя структура и функции институтов по правам человека могут быть разными в различных странах, у них имеется общая цель – защита и укрепление прав человека – и, таким образом, все они могут быть названы национальными институтами по правам человека.5

Большого прогресса удалось добиться в 1978 году, когда Комиссия ООН по правам человека организовала Семинар о национальных и местных институтах укрепления и защиты прав человека, на котором был одобрен список рекомендаций, касающихся структуры и функций национальных институтов.9 Предлагаемые функции национальных институтов включали в себя предоставление информации по правам человека, помощь в просвещении общества и составление рекомендаций, касающихся определенного положения дел, которое может иметь место на национальном уровне и по поводу которого правительство может попросить совета. Относительно структуры в рекомендации говорится, что институты должны быть созданы в такой форме, чтобы отражать в своем составе все основные группы общества, и должны функционировать регулярно. Позже эти рекомендации были утверждены Комиссией по правам человека на Генеральной Ассамблее ООН.

В 1980-х годах часто с помощью Программы Консультативных Служб Центра Прав Человека было учреждено значительное количество национальных институтов по правам человека.5 Тем не менее, только в последнее десятилетие в международном сообществе согласовали формат, то есть структуру и функции таких институтов. Вехой этого процесса было определение Принципов, касающихся статуса национальных институтов (Парижские принципы), которые были приняты на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1993 года. Ранее, в 1993 году на Всемирной конференции по правам человека была принята Венская декларация и Программа действий, которые побуждали государства учреждать и усиливать национальные институты. 11

Ранее в деятельности ООН в области национальных институтов по правам человека использовалось более общее определение таких институтов по сравнению с нынешним. Оно включало в себя практически любой институт на национальном уровне, который оказывал прямое или непрямое влияние на права человека. Согласно этой концепции, к таким институтам относились, например, учреждения юридической помощи, НПО, судебные и административные трибуналы, а также учреждения, рассматривающие жалобы по нарушениям прав человека. 9 В ходе текущей работы ООН в этой области возникла концепция национальных институтов, которая ограничивается определенными общими функциями, включающими: консультации для правительств по вопросам прав человека; просветительскую деятельность; расследование жалоб о злоупотреблении властью должностными лицами или учреждениями. Тем не менее, несмотря на «функциональный» подход к выделению категорий, формулировка определения национальных институтов все еще разрабатывается. Таким образом, в практических целях деятельности ООН в этой области «национальным институтом» называется «учрежденный правительством, согласно конституции или закона, или декрета, орган, в функции которого входит укрепление и защита прав человека». Большинство национальных институтов по правам человека подпадают под одну из двух категорий: комиссии по правам человека или органы, рассматривающие жалобы. Специализированные институты представляют собой набор различных комиссий по правам человека. Как показывает название, они нацелены на защиту особо уязвимых групп.

Типы национальных институтов по правам человека 12

Комиссии по правам человека

Комиссии по правам человека занимаются исключительно вопросами прав человека и обычно состоят из коллегиальных органов, члены которых назначаются исполнительной властью. Комиссии обычно учреждаются путем законодательного акта или декрета, в котором также определяются их полномочия, функции и юрисдикция. Обычно такие комиссии выполняют одну или две конкретных функции, напрямую взаимосвязанные с правами человека, включая консультативные функции, просветительские функции и частично функции расследования. Разные комиссии могут делать акцент на различных функциях. Некоторые комиссии занимаются широким кругом прав человека, в то время как другие концентрируются на конкретных особо уязвимых группах.

Получение и расследование жалоб от отдельных лиц (или групп), где сообщается о подавлении прав человека, совершенных с нарушением действующего национального закона, является наиболее общей функцией, которую выполняют комиссии по правам человека. Процедуры, используемые при расследовании и разрешении жалоб, различны в разных странах, хотя в основном это поиск согласия и/или арбитраж. Поиск согласия - это сведение обоих сторон и попытка найти удовлетворяющее всех решение. Если этого добиться невозможно, комиссия может обратиться в арбитраж, который после слушания дела выносит определение. Обычно комиссии не обладают полномочиями принимать решения, обязательные для исполнения объектом жалобы. В некоторых странах учрежден специальный трибунал, чтобы слушать и разрешать вопросы нерешенных жалоб. В других странах комиссии могут передавать неразрешенные жалобы в обычные суды для окончательного и обязательного решения.

Консультативные функции комиссии по правам человека обычно состоят из систематического анализа политики правительства по правам человека, чтобы выявить недостатки и предложить пути их улучшения. Помимо этого, комиссия также осуществляет контроль за тем, чтобы действия государства не противоречили его собственному законодательству и международным нормам по правам человека, рекомендуя, где необходимо, внесение изменений. Инициирование запросов самой комиссией, особенно касающихся тех групп людей или отдельных лиц, которые не имеют возможностей подавать индивидуальные жалобы, является важным показателем общей эффективности комиссии.

Укрепление прав человека и просвещение общества по вопросам прав человека и выполняемых комиссией функций, также является важной сферой деятельности. Сюда может входить выпуск и распространение публикаций о правах человека, проведение семинаров, предоставление консультаций и организация общественных дебатов по различным вопросам прав человека. 1

Вот один пример. В Никарагуа в 1981 году по декрету №138 была учреждена Национальная комиссия по защите прав человека.14 В полномочия комиссии входило создание независимых органов расследования для рассмотрения жалоб граждан о нарушении их прав. Комиссия также могла применять конкретные средства урегулирования в определенных случаях нарушения прав человека. Помимо этого, комиссия могла рекомендовать правительству, как действовать по любому вопросу, где затрагивались права человека. Более того, комиссия периодически осуществляла мониторинг законодательной и административной систем с целью предложения улучшений.

Омбудсман

Омбудсман представляет собой институт, который возник в Швеции. Его происхождение связано с Конституцией 1809 года. Институты такого типа сейчас существуют более чем в 90 странах. Некоторые из них имеют другое название, например, defensor del pueblo или mediateur de la republique.15 Большинство таких институтов действуют на национальном уровне, но в некоторых странах существуют также региональные и/или местные представительства этого института, как, например, в США. Во всех странах обязанности таких органов сходны, хотя нет двух одинаковых институтов такого типа. Институт по сути состоит из независимого высокопоставленного чиновника, который назначается или избирается парламентом и действует на основании права, предоставленного ему Конституцией или отдельным законодательным актом. 14 В определенном смысле он является частью парламентского контроля над административными действиями правительства. При этом омбудсман полностью независим и автономен, не имеет никаких реальных или формальных связей с правительственной администрацией в плане финансирования или руководства. 17 В некоторых частях Африки и в странах Содружества, тем не менее, омбудсман назначается главой государства и в его обязанности входит предоставление отчетов главе государства. 15

Роль омбудсмана состоит в расследовании злоупотребления властью государственными чиновниками или учреждениями на основе жалобы, полученной от пострадавших лиц, или по инициативе самого органа. Омбудсман может порекомендовать выполнить определенные действия и должен ежегодно представлять отчет в органы законодательной власти или в другие высокие инстанции. Эти рекомендации не обязательны для исполнения, но во многих странах предполагается, что государственная администрация должна подчиниться и выполнить их. 17

После изнурительной ходьбы по всем остальным инстанциям, в некоторых странах подача жалобы омбудсману часто остается последним шансом на пересмотр административного решения.5 Омбудсмана часто называют «постоянным личным адвокатом людей», хотя в реальности он или она часто выступают в роли посредника между подавшим жалобу человеком и государственной администрацией. Омбудсман является более быстрой альтернативой рассмотрению вопроса в судебном порядке и принятию решения о том, действительно ли человек стал жертвой несправедливости со стороны государственной администрации. Обычно это не требует никакой оплаты. В некоторых странах существует ограничение по времени на подачу жалобы. Кроме того, некоторые подразделения государственной администрации исключены из юрисдикции омбудсмана, как, например, члены законодательных органов или судебной власти. Что касается доступа к этому органу, во многих странах позволяется подавать жалобы напрямую. В других странах жалоба передается местному члену парламента, который исполняет роль посредника. 17

Расследования по инициативе омбудсмана обычно предпринимаются по вопросам, которые он или она считают проблемой, затрагивающей права группы людей, и которые с малой вероятностью могут оказаться предметом индивидуальной жалобы. 17

В Гондурасе Национальный Уполномоченный по правам человека назначается Конгрессом и, согласно закону, обладает функциональной, административной и технической автономией. 17 Должность Уполномоченного была учреждена в 1992 году в Декрете № 191-94 как поправка к Конституции. Находясь в офисе, уполномоченный и его или ее заместители пользуются юридической неприкосновенностью. Жалобы могут подаваться относительно произвола в действиях администрации, относительно нарушения прав человека или по поводу других противозаконных действий властей. После проведения расследования, включая инспектирование, Уполномоченный составляет рекомендации и предложения для соответствующего учреждения.

В Нигерии имеется коллегиальный орган, Государственная комиссия по жалобам, которая была учреждена Декретом № 31 (1975) и сходна по функциям с омбудсманом. Она может рассматривать жалобы людей на нарушение их прав центральными государственными органами или другими государственными учреждениями. 13

Специализированные институты

Специализированные институты – это органы защиты прав человека, защищающие интересы лиц, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также интересы коренного населения, людей других национальностей, женщин, детей и других уязвимых групп. В общем, они способствуют осуществлению государственной или социальной политики, нацеленной на защиту одной или нескольких таких групп. Они имеют полномочия расследовать случаи дискриминации отдельных лиц этой группы или группы в целом. Как и другие институты по правам человека, они не имеют права принимать обязательные для выполнения решения или начинать судебные действия. Им часто доверяют осуществление мониторинга эффективности существующих законов и конституционных положений по поводу конкретной группы. В этом отношении, они выполняют функции консультантов и советников парламента и исполнительной власти.

В некоторых странах имеются специализированные институты и/или омбудсманы для определенных уязвимых групп населения. Власть омбудсманам, занимающимся подобными группами, предоставляется соответствующим законодательным актом, хотя они назначаются исполнительной властью, и считается, что они является частью государственной администрации. Например, офис Уполномоченного Норвегии по делам детей является независимым институтом, хотя формально является частью Министерства по делам детей и семьи, и он ежегодно подает отчет в это Министерство. 14 Кроме того, Омбудсман по делам государственной администрации как вышестоящая власть может проконтролировать вопрос, которым занимался этот Уполномоченный. 17

Законодательство в области охраны окружающей среды

По сравнению с проблемой прав человека, национальные институты или комиссии, описанные выше в разделе II, реже использовались для участия в разработке и реализации конвенций по охране окружающей среды. Некоторые эксперты объясняют это тем, что в большинстве стран имеются министерства по охране окружающей среды, в то время как проблемами прав человека обычно занимаются министерства, в обязанности которых входит рассмотрение многих других вопросов, помимо проблемы прав человека.18 Тем не менее, как будет показано ниже, в некоторых странах существует омбудсман по проблемам охраны окружающей среды, помимо министерства охраны окружающей среды. В этих странах было обнаружено, что для улучшения охраны окружающей среды полезно иметь такой институт, который пользуется определенной независимостью от контроля со стороны правительства.

В одной такой стране, в Новой Зеландии, в 1986 году был учрежден офис Уполномоченного парламентом по проблемам окружающей среды.19 Уполномоченный не зависит от органов исполнительной власти. Он назначается на пятилетний срок генерал-губернатором (по рекомендации Палаты представителей), и только генерал-губернатор имеет право освободить его от занимаемой должности. К функциям уполномоченного относятся: контроль системы учреждений и действий правительства по распределению, использованию и сохранению природных и материальных ресурсов Новой Зеландии; расследование любого вопроса, вследствие которого окружающей среде может быть нанесен или был нанесен ущерб; оценка эффективности предпринимаемых государственными властями мер планирования управления в области охраны окружающей среды; а также ответы на запросы Палаты представителей. Помимо этого, Уполномоченный имеет право собирать информацию, опрашивать любого человека под присягой, присутствовать и быть выслушанным на любых мероприятиях, относящихся к получению установленных законом разрешений. В офис Уполномоченного ежегодно поступает 320-375 заявлений, 20-25 из которых тщательно расследуются. 20

В Канаде 15 декабря 1995 года вошли в силу поправки к Акту о Генеральном Аудиторе, согласно которым учреждалась должность уполномоченного по вопросам окружающей среды и стабильного развития; первое назначение на эту должность было сделано в 1996 году.21 Роль уполномоченного состоит в помощи парламентариям в осуществляемом ими надзоре за усилиями федерального правительства по защите окружающей среды и обеспечению стабильного развития путем предоставления им объективного, независимого анализа и рекомендаций. Тем не менее, уполномоченный не предоставляет никаких рекомендаций по политическим вопросам, таким как реализация международных соглашений по проблемам окружающей среды. Уполномоченный выступает по следам фактов, чтобы любые его рекомендации оставались беспристрастными. 22

От имени Генерального Аудитора Уполномоченный контролирует, в какой степени отделы правительства справились с задачами своей стратегии по стабильному развитию и реализовали свои планы действий. Помимо этого, он принимает петиции от населения по вопросам стабильного развития и передает их соответствующим министрам для ответа. Уполномоченный затем ежегодно подает отчеты в парламент о прогрессе соответствующих отделов и о состоянии дел по полученным петициям.

В сентябре 1990 года на ранней стадии переговоров по рамочной конвенции ООН по проблеме изменения климата (UNFCCC) специальная рабочая группа представителей правительств по подготовке данных переговоров настоятельно рекомендовала странам учредить «национальную координационную группу», если они еще этого не сделали, для выполнения информационных требований к странам по проблемам переговоров и для осуществления связи с секретариатом переговоров. 23 Очевидно, что учреждение национальных координационных групп на раннем этапе считается важным фактором для проведения переговоров. Тем не менее, во многих случаях такие координационные группы учреждались в виде внутриминистерских комитетов, а не независимых комиссий.

Учреждение национальных комиссий специально для работы по определенной конвенции встречается редко. Тем не менее, некоторые страны учредили специальные комитеты или национальные комиссии для содействия реализации конвенции. На Маршалловых островах, например, работает национальная команда представителей различных секторов общества для выполнения действий по проблеме изменения климата. 24 Команду возглавляет представитель ведомства по охране окружающей среды, и в ее состав входят представители деловых кругов и НПО. Она выполняет консультативную роль в отношении политики правительства по вопросам климата. 25

Во многих странах был учрежден внутриминистерский или межминистерский комитет для координации позиции правительства на переговорах по определенной конвенции, например, UNFCCC. Кроме того, с 1980-х годов во многих станах существует министерство по вопросам окружающей среды, которое выполняет требования, касающиеся информации, подготавливает национальные законы для реализации конвенции и следит за выполнением этих законов.

Программа ООН по проблемам окружающей среды (UNEP) не учреждала программы содействия созданию национальных комиссий, как это было сделано в области прав человека. Вместо этого посредством Программы по законодательству в области окружающей среды, усилия концентрировались на обучении должностных лиц из министерств по вопросам окружающей среды. В рамках UNEP проводились семинары и обучение на местах по различным вопросам, в том числе вопросам разработки национальных законов в области окружающей среды. 18

В связи с проведением в 1992 году Конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития (UNCED), некоторые страны учредили национальные комиссии или координационные механизмы для разработки интегрированного подхода к стабильному развитию. К 1997 году правительствами было учреждено уже 150 таких комиссий для разработки новой политики и стратегий стабильного развития или же адаптации существующей политики и планов. 26 Согласно сообщениям, эти комиссии также используются для помощи в реализации конвенций, например, UNFCCC. Тем не менее, многие из них ориентированы на правительство и являются межминистерскими комитетами.

В промышленно развитых странах большинство национальных советов по стабильному развитию являются, до некоторой степени, более независимыми от правительственного контроля. Часто они представляют собой группу назначенных экспертов из разных областей – бизнес лидеров, академиков или глав влиятельных организаций. В США, как уже упоминалось выше, в 1993 году Президент Клинтон специальным указом учредил Президентский совет по стабильному развитию (PCSD).27 Его функция состоит в том, чтобы консультировать Президента по вопросам, касающимся стабильного развития, и разрабатывать и рекомендовать Президенту национальную стратегию действий по стабильному развитию, которая будет способствовать экономической жизнеспособности страны. Совет выполняет четыре важных задачи: добивается консенсуса относительно политики; показывает реализацию политики; поднимает вопросы, касающиеся стабильного развития; и производит оценку и делает отчет о достигнутом прогрессе. Он отчитывается перед Советом Белого дома по качеству окружающей среды (CEQ). Для выполнения своих функций PCSD может запрашивать информацию, касающуюся вопросов стабильного развития, у глав исполнительных органов.

Отделенные в некоторой степени от правительства национальные комиссии по стабильному развитию также были созданы и в некоторых развивающихся странах. В Зимбабве, например, учрежден Национальный консультационный комитет по вопросам окружающей среды и стабильного развития. 28 Он создан на базе Министерства окружающей среды и туризма, но его члены являются представителями различных национальных институтов, университетов, исследовательских организаций, промышленных ассоциаций и НПО.

В Гамбии Национальное агентство по вопросам окружающей среды (NEA) было учреждено в 1994 году, когда пересматривался Национальный Акт по надзору за окружающей средой 1987 года. Функция NEA состоит в консультировании по вопросам политики и мер регулятивного характера с целью обеспечить наличие такой окружающей среды, которая будет способствовать стабильному развитию. Это учреждение высокого уровня, прикрепленное к Офису Президента.. Оно является полуавтономным в финансовом и административном плане и не имеет обязанностей в сфере реализации намеченных мер. Оно действует в семи областях: разработка политики; просвещение по вопросам окружающей среды и работа по информированию общественности; сбор информации по вопросам окружающей среды; оценка воздействия на окружающую среду; регулирование качества окружающей среды; регистрация и контроль пестицидов, а также планирование и подготовка к непредвиденным обстоятельствам и стихийным бедствиям.

Национальный совет по стабильному развитию Монголии (NCSD) возглавляет Премьер-министр.30 Он выполняет роль руководящего комитета на высшем уровне по Плану действий Монголии на Двадцать Первый Век (MAP-1). Повседневные обязанности совета и направления его действий определяются Кабинетом министров. Руководство программы и координационная группа имеют прямой доступ к определяющим политику лицам. Совет состоит из глав отделов следующих министерств: политики в области экономики и реструктуризации; планирования и технологий в области окружающей среды; социальной политики и здравоохранения; образования; науки и технологии; искусства и культуры; сельского хозяйства и развития инфраструктуры. Также была назначена консультативная группа национальных консультантов, которая включала в себя выдающихся специалистов из области экономики, науки, бизнеса и представителей интересов общества, включая представителей двух ведущих НПО.

Трудовое право

Строго говоря, в области трудового права не существует национальных комиссий, которые занимаются конвенциями Международной организации труда (МОТ). 31 Тем не менее, в 1976 году для содействия созданию трехсторонних механизмов внедрения и использования международных стандартов труда на международной конференции по вопросам труда была принята Конвенция о трехстороннем консультативном органе (О международных нормах труда) (№ 144).32 В статье 1 этой конвенции излагается требование о том, что ратифицировавшее конвенцию государство должно «предпринять все необходимые процедуры, чтобы гарантировать проведение эффективных консультаций по вопросам деятельности Международной организации труда… между представителями правительства, работодателями и рабочими».

Предполагается, что цель таких трехсторонних консультативных органов или процедур состоит в консультировании по различным вопросам, включая ответы правительства на анкеты, касающиеся повестки дня Международной Конференции Труда; вопросы, возникающие из отчетов, которые необходимо подготовить для Международного бюро МОТ, согласно Статье 22 Устава МОТ; предложения, которые необходимо сделать в соответствующие органы власти в связи с передачей на рассмотрение конвенций и рекомендаций согласно Статье 19 Устава МОТ; 33 и, в зависимости от национальной практики, подготовка и реализация законодательных или других мер по внедрению международных конвенций и рекомендаций по труду, особенно ратифицированных конвенций.34

Характер и форма процедур этих трехсторонних органов определяется в каждой стране в зависимости от национальной практики после консультирования с представительскими организациями. Представительская организация определяется как объединение наибольшего числа представителей работодателей и рабочих, которые пользуются правом свободы объединения в ассоциации. В рекомендации, которая прилагается к Конвенции о трехсторонней консультации, но не налагает обязательств, приводятся примеры возможных методов консультаций.31,34 Эти примеры включают в себя консультации через: комитет, специально созданный для работы по вопросам относительно деятельности МОТ; орган общей компетенции в экономической, социальной и трудовой сфере; и несколько органов, где каждый ответственен за определенную сферу.34 Такие органы или процедуры существуют в большинстве ратифицировавших конвенцию стран, по состоянию на 1 апреля 1999 года их было 88. 31

В таких органах трехсторонней консультации работодатели и рабочие представлены поровну и на равной основе, они свободно избираются в своих представительских организациях. Кроме того, они проходят специальное обучение для того, чтобы быть в состоянии эффективно выполнять свои функции. Более того, компетентный правительственный орган обеспечивают административную и финансовую поддержку таким органам, в том числе, при необходимости, программы обучения. 34

Норвежский комитет МОТ, учрежденный в 1947 году, выполняет обязательства Норвегии по Конвенции о трехсторонней консультации. Комитет в своей работе делает особый акцент на вопросах деятельности МОТ, а также выполняет функции консультативного органа правительства. Его членами являются представители Министерства управления и развития регионов, Министерства иностранных дел, а также организаций рабочих и работодателей. 35 Комитет передает МОТ совместную точку зрения Норвегии по конвенциям, которые обсуждаются Государствами членами МОТ и дает совет своему правительству, следует ли ратифицировать принятые на ежегодных конференциях МОТ конвенции. Члены комитета обычно добиваются единой точки зрения и выпускают рекомендации, но если существуют разногласия, точки зрения инакомыслящих тщательно регистрируются. 36 Комитет рассматривает все касающиеся МОТ вопросы, которые могут быть интересны Норвегии. Он также распространяет в Норвегии информацию о деятельности МОТ.

В 1978 году в Конвенции о Трудовой Администрации (№ 150) и Рекомендации о Трудовой Администрации (№ 158) 32 МОТ также побуждала к учреждению органов трехсторонней консультации и сотрудничества. Эти органы имеют конкретные обязательства в области национальной политики по труду. Например, трудовое право, национальная политика занятости, производственные взаимоотношения и исследования по проблемам труда. 37 Консультативные органы предлагают программы действий и передают на рассмотрение мнения и рекомендации по поводу предложений правительства, касающихся национальной политики труда. Принимающие решения власти обычно не обязаны выполнять рекомендации, которые предоставляет им консультативный орган.

В некоторых случаях таким органам, с которыми осуществляется сотрудничество, доверяют реальное управление отделами, занимающимися трудовой администрацией. В этом случае их можно назвать кооперативными, или совместными органами, поскольку они участвуют в совместной деятельности. Они часто не подлежат контролю со стороны правительства и отказываются от выполнения определенных административных обязательств, которые на них налагаются, потому что считается, что для выполнения таких функций важно быть свободным от политического руководства со стороны правительства. 37

Структура консультативных и совместных органов может быть различной. Они могут быть двусторонними (только социальные партнеры) или трехсторонними, если в составе есть представители правительства. В некоторых случаях они являются многосторонними и состоят либо только из представителей групп особых интересов, этнических групп или политических партий либо совместно с социальными партнерами и представителями правительства. Они также могут состоять исключительно из независимых экспертов. 37

Сфера охвата трехсторонних консультаций, которые предоставляются согласно Конвенции о трехсторонних консультациях (№ 144) и Конвенции о Трудовой Администрации (№150) может быть различной.38 В Статье 5 Конвенции №144 определено, что консультации следует проводить с учетом перспектив внедрения международных норм труда. В Статьях 5 и 6 Конвенции №150 говорится о консультациях в рамках системы трудовой администрации, включая подготовку, введение, координацию и пересмотр национальной политики труда, не обязательно взаимосвязанной с международными нормами труда. В контексте развития комиссий по контролю над табаком для продвижения РККТ трехсторонние консультации Конвенции №144 в большей степени могут служить в качестве примера, так как они конкретно используются для помощи в реализации конвенции МОТ. Тем не менее, консультативные и совместные организации также могут быть источником некоторого полезного опыта.

Законодательство в области здравоохранения

В отличие от области законов о труде и защите прав человека, где прилагались сознательные усилия для создания национальных институтов, область охраны здоровья не пользовалась таким вниманием. Тем не менее, недавно было выдвинуто предложение об учреждении национальных комиссий по вопросам здоровья. 39 Как уже упоминалось выше, в немногих странах существуют национальные комиссии по контролю над табаком, но в некоторых действительно существуют специализированные институты общественного здоровья, например региональный уполномоченный по защите прав пациентов. Некоторые случаи стоит упомянуть, так как они могут послужить примером для других стран.

Одним из немногих национальных институтов, специально занимающихся популяризацией идеи контроля над табаком в развивающейся стране, является Национальный комитет Таиланда по Контролю над Потреблением Табака. Он был учрежден в 1989 году и отвечает за деятельность правительства по контролю над табаком. 40 Принятые в 1992 году Акт Таиланда по контролю над табачными изделиями и Акт по защите здоровья некурящих, вместе взятые, предоставляют Таиланду наиболее всестороннюю законодательную защиту в мире от невольного пассивного курения и от маркетинга табака.

К числу промышленно развитых стран, где имеются национальные институты по контролю над табаком, относятся Дания, Исландия и Норвегия. Национальный совет Норвегии по вопросам табака и здоровья был учрежден в 1971 году, а его полномочия утверждены Министерством здравоохранения и социальных вопросов в 1972 году. 41 Он состоит из административного отдела и комиссии из двенадцати экспертов. Члены комитета представляют широкий спектр групп, заинтересованных в усилении контроля над табаком. На данный момент туда входят врачи, психологи, политологи и юрист. Члены назначаются Министерством здравоохранения и социальных вопросов на трехлетний срок.

Цель Совета состоит в сокращении потребления табака в Норвегии и, таким образом, в сокращении ущерба здоровью общества от потребления табака. Он инициирует и проводит деятельность по предотвращению вредного влияния табака. Согласно Акту по профилактике вредного воздействия табака (Акт №14 от 9 марта 1973 года) требуется, чтобы Совет изучал эффективность мер, проводимых согласно этому Акту. Совет также высказывает свою точку зрения, прежде чем Министерство принимает любое решение по Акту. Помимо этого, Акт предоставляет Министерству право обязывать производителей, импортеров и продавцов табачных изделий, а также их совместные организации представлять в Министерство информацию, которая требуется Совету для выполнения его функций. 41

В нескольких Скандинавских странах имеются региональные уполномоченные по защите прав пациентов. 42 Их цель состоит в защите прав пациента и улучшении государственной системы здравоохранения. Они выступают в качестве посредника между пациентами и администрацией здравоохранения. Институт уполномоченного обычно учреждается посредством административного решения правительства страны, которое также назначает уполномоченного. Правительство Норвегии предложило новый закон о правах пациента, согласно которому должность регионального уполномоченного по правам пациента получает юридический статус.42 В проекте закона говорится, что уполномоченный должен быть независимым. Это означает, что уполномоченный должен выполнять свои обязанности, не подвергаясь влиянию со стороны правительства. Решение иметь региональных уполномоченных, а не единый национальный институт, было частично обусловлено тем соображением, что уполномоченные будут более доступны для населения, если их будет по одному в каждом регионе. В комментариях по проекту закона также говорится, что институт уполномоченного должен иметь свой собственный бюджет для усиления своей независимости.

К содержанию

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz