Рамочная конвенция по контролю над
табаком
Серия технических очерков
Буклет 5
В 1996
году Государства-члены Всемирной
Организации Здравоохранения (ВОЗ) приняли
резолюцию Всемирной Ассамблеи
Здравоохранения WHA49.17, в которой они решили
выступить с инициативой разработки
налагающего обязательства международного
документа по контролю над табаком. В 1998 году
под руководством нового Генерального
директора доктора Gro Harlem Brundtland ВОЗ решила
активизировать деятельность по контролю
над табаком с помощью нового проекта на
уровне Кабинета, названного «Инициатива по
Освобождению от Табака». Предлагаемая
Рамочная конвенция ВОЗ по контролю над
табаком (РККТ) является краеугольным камнем
этого проекта. 1
Национальные комиссии были
обозначены в качестве важного механизма
формирования поддержки в деле разработки и
реализации РККТ. Они могут помочь в
организации поддержки этого вопроса в
обществе посредством мобилизации своих
сторонников в пределах государства, а также
способствуя созданию альянсов и сетей. Что
касается законодательства о здоровье,
национальные комиссии по контролю над
табаком имеются лишь в немногих странах, но
в некоторых есть специализированные
институты общественного здоровья, например,
региональные органы, ответственные за
соблюдение прав пациентов. Более
распространенными являются национальные
институты в других вызывающих тревогу в
глобальном масштабе областях, таких как,
например, права человека, охрана окружающей
среды и трудовое право. Они были учреждены,
чтобы способствовать продвижению
конвенций и протоколов. Их опыт может
служить руководством к действию в
отношении того, как наилучшим образом
учредить новые национальные институты
контроля над табаком или использовать уже
существующие институты для помощи в
разработке и в реализации РККТ.
Возникает
ряд вопросов об использовании национальных
комиссий. Следует ли специально учреждать
отдельные национальные институты для
осуществления контроля над табаком,
включая РККТ, или же расширить полномочия
уже существующих национальных комиссий,
таких как комиссия по правам человека,
чтобы они также занимались и вопросами
контроля над табаком? Какие задачи должны
выполнять национальные институты, чтобы
способствовать развитию РККТ? Какие
элементы необходимы для эффективной работы
таких институтов? Должны ли такие институты
выполнять какую-либо роль до начала
переговоров или только после принятия РККТ?
И, наконец, какова роль ВОЗ в этом процессе?
В
данной работе эти вопросы рассматриваются
посредством анализа роли национальных
институтов в разработке и реализации
международных конвенций по проблемам,
вызывающим озабоченность мирового
сообщества. Затем анализируется роль,
которую могли бы выполнять новые или уже
существующие институты при организации
поддержки созданию, ратификации и
реализации РККТ. Исследуются как
юридические, так и стратегические вопросы.
Особое внимание уделяется функции этих
институтов на подготовительных и на
переговорных стадиях РККТ. В работе также
анализируется роль ВОЗ в деле оказания
помощи странам, особенно развивающимся, в
создании новых национальных институтов или
в расширении полномочий существующих
институтов для развития процесса РККТ.
К
содержанию