Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Рамочная конвенция по контролю над табакомПервичная информацияРККТ - это не просто договор. В своей основе это общественное движение, выступающее в интересах охраны здоровья. Всемирная Организация Здравоохранения
Невиданное по своему размаху распространение потребления табака в мире представляет собой вызов и одновременно возможность для Всемирной Организации Здравоохранения. Брошенный вызов связан с поиском глобальных решений проблемы, которая не признает национальных границ, культур, обществ и социальных слоев. Уникальное по своим масштабам воздействие табака на здоровье общества предоставляет ВОЗ возможность выступить перед всем миром с первым комплексным предложением о том, как бороться с “тихой эпидемией”, как часто называют угрозу со стороны табака. Инициатива Освобождения от Табака (ИОТ) послужила началом работы в этом направлении. Можно указать на многие преимущества РККТ для стран. Самым значительным из них является то, что с помощью Конвенции, которая указывает направление и координирует действия, можно реализовывать национальную политику в области укрепления здоровья, сформированную, исходя из потребностей страны, без риска, что ее могут подорвать явления международного плана (например, контрабанда). Так как рамочные конвенции обязывают государства сотрудничать в основных областях, сам процесс их выполнения также служит установлению важных взаимосвязей между государствами и другими потенциальными партнерами. Страны могут быть участниками основной конвенции и при этом не торопиться с решением об участии или не участии в отдельных протоколах этой конвенции. Рамочная конвенция по контролю над табаком (РККТ) - первичная информация Что такое РККТ?Рамочная конвенция по контролю над табаком (РККТ) будет международным юридическим документом, который ограничит глобальное распространение табака и табачных изделий. В первый раз ВОЗ использовала Статью19 своего Устава, которая дает ей право разработать и принять подобную Конвенцию. По существу, все переговоры по РККТ и принятие Конвенции следует рассматривать и как процесс, и как результат на службе общественного здравоохранения. Этот документ будет разрабатываться с участием 191 государства-члена ВОЗ, таким образом, что в ходе этого процесса все то, что вызывает их озабоченность, получит должное отражение. Подход “рамочная конвенция/протокол” позволит государствам пройти процесс разработки этого акта международного законодательства по нарастающей, в два этапа:
Когда будет завершена работа над Конвенцией?Резолюция Исполнительного комитета 103.R11 определяет процесс разработки РККТ ВОЗ и возможных связанных с ней протоколов. Этот процесс будет рассмотрен на Всемирной Ассамблее Здравоохранения в мае 1999 г., что позволяет говорить о принятии Рамочной Конвенции и возможных протоколов к ней на Всемирной Ассамблее Здравоохранения не позднее, чем в мае 2003 года. Любой процесс переговоров уникален и проистекает по-своему. РККТ может быть завершена и раньше, если государства-члены ВОЗ примут такое решение. Многое зависит от политической воли и приверженности интересам общественного здоровья. Одним из возможных вариантов могло бы быть проведение переговоров об одном или нескольких протоколах одновременно с переговорами по самой Рамочной Конвенции. Например, в одном случае, наряду с основным текстом Рамочной Конвенции обсуждались три Протокола. Как РККТ будет содействовать международному контролю над табаком?РККТ и связанные с ней протоколы будут содействовать улучшению контролю над табаком и сотрудничеству на международном уровне по следующим направлениям:
Если национальные и международные аспекты контроля над табаком не будут рассматриваться совместно, то это погубит даже самые лучшие и всесторонние национальные программы контроля над табаком. Таким образом, национальные и глобальные направления Конвенции являются взаимозависимыми. Процесс разработки и принятия РККТ и сопутствующих ей протоколов также поможет: мобилизовать техническую и финансовую поддержку контролю над табаком на национальном и глобальном уровнях; повысить понимание проблемы среди некоторых министерств, которые, вероятно, будут вовлечены в глобальные действия по контролю над табаком, а также среди различных секторов общества, непосредственно озабоченных аспектами воздействия табака на здоровье общества; усилить национальное законодательство стран и их действия в этой области; мобилизовать НПО и общественность в поддержку контроля над табаком. В течение подготовительного периода перед принятием РККТ, ВОЗ и его Региональные Бюро будут работать с НПО, средствами массовой информации и населением разных стран, чтобы привлечь их внимание к проблеме табака во всех ее измерениях. Каковы различия между договором, конвенцией, протоколом и резолюцией?
Что из выше перечисленного налагает юридические обязательства?Договор налагает юридические обязательства. Рамочная конвенция обычно содержит более общие или ограниченные обязательства, в то время как протоколы подразумевают более конкретные юридические обязательства. Резолюция не является обязывающей и обычно она не подразумевает сколько-нибудь значительных обязательств юридического характера. В этом случае, не будет ли достаточным принятие резолюции?Недостаточно принять резолюцию, чтобы эффективно противостоять угрозе здоровью общества, которую представляет собой торговля, маркетинг и потребление табака. На протяжении последних 25 лет Всемирная Ассамблея Здравоохранения приняла 16 резолюций по нескольким аспектам контроля над табаком, которые добились успеха в различной степени. Некоторые государства использовали эти резолюции более решительно в пределах своих стран, придав им более четкую направленность и жесткость. Такой разрозненный подход, тем не менее, является слишком неформальным, чтобы ожидать от него значительных последствий, особенно в области контроля над табаком, где международные аспекты проблемы напрямую влияют на то, как этот вопрос решается на национальном уровне. Тем не менее, резолюции, принятые на других международных форумах, бесспорно, будут являться поддержкой и катализатором процесса РККТ. Рамочная конвенция касается контроля над табаком в долгосрочной перспективе. Основное преимущество РККТ состоит в том, что она позволит ВОЗ и ее обширному семейству, куда входят отдельные страны и люди, воспользоваться преимуществами улучшения здоровья общества, которое возникнет в результате контроля над табаком и его распространения в обществе. Это юридический инструмент на службе здоровья. Что случилось с процессом, начатым в 1996 году? Имелся ли тогда план работы?В мае 1996 года Всемирная Ассамблея Здравоохранения приняла резолюцию WHA Res. 49.17, призывающую Генерального директора ВОЗ “начать разработку Рамочной конвенции, согласно Статье 19 Устава ВОЗ”. Впервые ВОЗ воспользовалась своим уставным правом на разработку конвенции. Прецедентов разработки детального плана работы не было. В период между 1996 и 1998 годами была проведена подготовительная техническая работа, но детальный план работы не был согласован. Как часть этой работы на 51 Всемирной Ассамблее Здравоохранения в мае 1998 года было распространено предварительное расписание. Инициатива освобождения от табака учла соответствующие части этого первоначального процесса при создании детального плана работы, где отражены политические и технические требования переговоров по РККТ. ВОЗ уже имеет право на проведение переговоров. Почему мы добиваемся его вновь?WHA Res. 49.17 дает право Генеральному директору начать работу по разработке Рамочной конвенции, согласно Статье 19, но она НЕ ДАЕТ Генеральному директору мандата на ведение переговоров. Переговоры по РККТ являются прерогативой суверенных государств, что предполагает создание официального органа для переговоров. Только Всемирная Ассамблея Здравоохранения имеет юридические полномочия начать переговорный процесс. Предложенные Секретариатом ускоренный план работы и проект резолюции содержат предложение об учреждении Ассамблеей Международного переговорного комитета, который будет вести официальные переговоры. Роль Секретариата ВОЗ в этом процессе состоит в предоставлении технической поддержки и консультаций государствам-членам в переговорах по РККТ и сопутствующим протоколам. Какие обязанности возлагаются на рабочую группу РККТ и на Межправительственные органы проведения переговоров?Резолюция Исполнительного Комитета EB 103.R11, где содержится описание Рабочей Группы РККТ и Межправительственного Органа Проведения Переговоров, намечает целостный процесс разработки РККТ и возможных сопутствующих протоколов при полном участии государств-членов. В мае 1999 года на Всемирной Ассамблее Здравоохранения государствам-членам будет предложено создать рабочую группу РККТ и Международный орган для проведения переговоров. Участие в предлагаемой рабочей группе РККТ будет открыто для всех государств-членов и ее задача будет состоять в том, чтобы подготовить проект разделов РККТ и представить соответствующий доклад Пятьдесят третьей сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения. Официальные переговоры начнутся с созыва Генеральным директором первого совещания предложенного Международного органа для проведения переговоров, что, как предполагается, произойдет в мае 2000 года. На Международный орган по проведению переговоров, в работе которого могут участвовать все государства-члены, будет возложена ответственность за осуществление переговорного процесса относительно текста конвенции и возможных сопутствующих протоколов. Каким образом будет оплачена РККТ?Изначально бюджет для РККТ необходимо финансировать за счет внебюджетных источников. Предполагаемые расходы включают в себя: оказание технической поддержки со стороны ВОЗ, финансирование международных встреч для проведения переговоров и технических совещаний, а также содействие в учреждении национальных комиссий РККТ для поддержки этого процесса в странах. В среднесрочной и долгосрочной перспективе для последовательного осуществления процесса потребуется регулярное бюджетное финансирование. В частности, развивающимся странам потребуется финансовая и техническая помощь, чтобы они смогли участвовать в процессе РККТ. В связи с этим на недавней технической консультации в Ванкувере ВОЗ было рекомендовано создать отдельный доверительный фонд для этой цели. Ресурсы также потребуются на этапе реализации. Средства потребуются для помощи странам в укреплении их потенциала и участия в деятельности по контролю над табаком на национальном и международном уровне. Для этой цели в РККТ следует внести положение об учреждении многостороннего доверительного фонда, куда будут привлекаться вклады государств, международных организаций и частного сектора. Будут ли ресурсы, предназначенные для осуществления текущих мер контроля над табаком, использоваться на реализацию процесса РККТ?Для реализации процесса РККТ потребуются новые дополнительные внебюджетные средства, но на эти цели не будут использоваться те средства, которые уже выделены для осуществления текущих мер контроля над табаком. Поддержку процесса РККТ необходимо рассматривать как неотъемлемую часть контроля над табаком на национальном и глобальном уровнях. По существу, успешное принятие РККТ должно в результате привести к значительному увеличению финансовых ресурсов, предназначенных для контроля над табаком, как в отдельных странах, так и на международном уровне. РККТ, когда она будет одобрена, обеспечит предание контролю над табаком более высокого политического значения. Принятие РККТ представляет собой барометр успеха или неудачи усилий по выдвижению контроля над табаком в центр внимания всего мира. Движение защитников окружающей среды добилось успеха в принятии многочисленных многосторонних соглашений на международном уровне. В качестве части некоторых таких соглашений, например, Монреальского протокола 1987 года о веществах, нарушающим озоновый слой, значительные финансовые средства направлялись для оказания помощи развивающимся странам. Таким же образом, РККТ может способствовать совместным действиям в глобальном масштабе, в том числе и привлечению дополнительных финансовых средств. Что будет с экономикой стран, которые зависят от табака?Широко распространенное ощущение, что контроль над табаком приведет к утрате доходов, является всего лишь ощущением! В действительности, цифры убедительно свидетельствуют в пользу отказа от выращивания табака. Недавние экономические аналитические работы, например, данные Всемирного банка, которые будут опубликованы в этом году, а также публикация “Экономика контроля над табаком: к оптимальному набору политических действий”, показывают, что обусловленные табаком социальные затраты и затраты здравоохранения значительно перевешивают прямые экономические выгоды выращивания табака. Табачная индустрия утверждает, что нет такой сельскохозяйственной культуры, которая могла бы заменить табак, и что нет никаких иных вариантов замены. Резонно предположить, что потребитель, который бросит курить, потратит свои деньги, которые раньше он тратил на табак, на другие товары и услуги. Таким образом, сокращение рабочих мест в табачной промышленности будет компенсироваться увеличением их количества в других отраслях. Тем не менее, в краткосрочном плане для стран, которые сильно зависят от экспорта табака (то есть стран, являющихся чистыми экспортерами табака), изменения в экономике и сельском хозяйстве, вероятно, приведут к сокращению занятости. В РККТ вопрос изменений в сельском хозяйстве рассматривается как долгосрочная проблема. Подход рамочная конвенция - протокол обеспечивает поэтапную разработку международного правового режима осуществления контроля над табаком, и, таким образом, отпадает необходимость заниматься решением всех проблем одновременно. В дальнейшем следует учредить многосторонний фонд для помощи тем странам, которые понесут самые большие потери при изменении экономики. РККТ, вероятно, станет первым юридическим документом, сориентированным на оказание глобальной поддержки для выращивающих табак фермеров. Также следует заметить, что, согласно прогнозам, число курильщиков в мире, которое в настоящее время насчитывает 1,1 миллиарда человек, увеличится к 2025 году до 1,64 миллиарда человек в основном в связи с ростом численности населения в развивающихся странах. Таким образом, крайне маловероятно, что выращивающие табак страны экономически пострадают от любых мер по контролю над табаком, таких как РККТ. Какие министерства предполагается привлечь к переговорам?Помимо лидирующей роли министерств здравоохранения, в переговорах по конвенциям/договорам ведущую роль обычно берут на себя министерства иностранных дел. Предполагается, что по некоторым вопросам к переговорам присоединятся министерства финансов, охраны окружающей среды, труда, юстиции, внешней торговли, образования и сельского хозяйства. Приводят ли обязательные международные конвенции/договоры к действиям и ощутимым результатам?Принятие международного соглашения может привести к значительным изменениям, например:
Могут ли международные соглашения повлиять на поведение государств? В некоторых случаях, по условиям международных соглашений, учреждаются действующие механизмы контроля за выполнением условий соглашений, например, система урегулирования споров во Всемирной Торговой Организации. Но, даже при отсутствии подобных механизмов, международное соглашение может:
Таким образом, хотя договоры редко заставляют государства сразу же изменить свое поведение, они могут привести к значительному сдвигу в данном поведении, как в результате изменения расчетов затрат и выгод государства, так и потому, что большинство государств считают необходимым выполнять свои обещания. Почему РККТ должна разрабатываться и обсуждаться под эгидой Всемирной Организации Здравоохранения, а не, например, под руководством Организации Объединенных Наций?Всемирная Организация Здравоохранения является единственной международной многосторонней организацией, которая обладает достаточными знаниями и опытом в технической области и в области здравоохранения, которые послужат основой для обсуждения и эффективной реализации Рамочной конвенции по контролю над табаком. Хотя Организация Объединенных Наций также имеет юридическое право спонсировать создание международных документов по контролю над табаком, она не имеет ни достаточной базы технических и специальных знаний, ни, возможно, времени для проведения обсуждения комплексных норм контроля над табаком, особенно, если потребуется детальное обсуждение конвенции. Комплексные специальные меры контроля над табаком должны учреждаться и контролироваться ВОЗ, организацией, которая первоначально специализируется в области общественного здоровья. В резолюции WHA 49.17 государства-члены признали уникальную роль ВОЗ как платформы для принятия РККТ и призвали Всемирную Организацию Здравоохранения выступить с инициативой разработки Конвенции. Тем не менее, достижение основной цели глобального контроля над табаком может потребовать регулирования в областях, на которые распространяются полномочия других органов ООН, поэтому в качестве одного из вариантов стоит обдумать возможность создания совместного механизма для переговоров, особенно некоторых специализированных протоколов. Какова взаимосвязь работы над РККТ с другими региональными/ международными соглашениями, которая сможет повысить ценность РККТ?В рамках проекта ВОЗ/ЮНИСЕФ “Создание альянсов и принятие мер для воспитания свободного от табака поколения детей и молодежи”, который поддерживает фонд ООН, пересматривается Конвенция о Правах Ребенка с учетом необходимости контроля над табаком. Также, учитывая работу Инициативы Освобождения от Табака по увеличению роли женщин в глобальном контроле над табаком, будут рассматриваться возможные связи между РККТ и Конвенцией ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Кроме того, будут изучены связи между РККТ и другими международными договорами, затрагивающими такие вопросы, как контрабанда. Более того, будет сделано все возможное, чтобы использовать как основу для работы предлагаемые или уже существующие региональные соглашения по контролю над табаком. Инициатива Освобождения от Табака - это новый проект кабинета ВОЗ, созданный с исключительной целью привлечения международного внимания и ресурсов к глобальной табачной эпидемии, являющегося причиной тяжкого бремени болезней, которых можно было бы избежать. |