Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Мы не курим!Бюллетень новостей контроля над табаком в странах бывшего Советского СоюзаN18, декабрь 2003 годаДайджест новостей за 30 ноября - 13 декабря 2003 годаСодержание
Освобождение общественных мест от табачного дымаВсе авиакомпании России освобождаются от табачного дыма7 декабря 2003 года. Запрет на курение на борту самолетов вскоре станет обязательным для всех авиакомпаний страны. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в Государственной службе гражданской авиации Минтранса РФ. Пока что решение на этот счет принимают сами авиакомпании. Первым на введение этой непопулярной у курильщиков нормы пошел «Аэрофлот». «Это согласуется со стратегией развития авиакомпании, нацеленной на обеспечение максимального комфорта для пассажиров», - сказали в департаменте по связям с общественностью авиакомпании. «Принимая решение о запрете курения, руководство авиакомпании опиралось на исследования американских врачей, которые доказали, что курение во время полета на большой высоте может вызвать гипоксию или другое серьезное нарушение здоровья, - заявили в департаменте по связям с общественностью «Аэрофлота». - А для курильщиков была введена специальная услуга: во время полета им предлагаются никотинсодержащие препараты - жевательная резинка и специальный пластырь». В последующие годы запреты на курение стали вводить и другие крупные авиакомпании - «Сибирь», «Красэйр», «Пулково», «Россия», «Домодедовские авиалинии», «Континентальные авиалинии», «Истлайн», «Трансаэро». Правда, в «Красэйр» к решению о запрете курения подошли осторожно. Сначала было проведено специальное исследование, результаты которого показали, что 93% некурящих пассажиров не удовлетворены сервисом авиакомпании из-за курения в салонах самолетов, 72% предпочитают пользоваться услугами «некурящих» авиакомпаний, а 51% курящих пассажиров отрицательно относятся к курению на борту. Лишь затем курение на борту «Красэйр» отменили. Теперь этот международный стандарт постепенно внедряется и на внутренних маршрутах. «Это не мода, а рекомендация Международной организации гражданской авиации, вытекающая из необходимости повышения уровня безопасности полетов и качества услуг на воздушном транспорте»,- сказали в ГСГА. Прекращение куренияВ Калининграде, отказавшись от курения, можно заработать7 декабря 2003 года. Служащие администрации Багратионовского района в Калининградской области, отказавшиеся от курения, будут ежемесячно получать в качестве доплаты к основному заработку премию в размере 150 рублей. Такой необычный способ борьбы за здоровье своих сотрудников внедряет глава администрации этого района Олег Шлык. По его словам, из 111 работников районной администрации подавляющее большинство заядлые куряки. Инициатива нашла поддержку у работников администрации. Шлык в рамках своей оздоровительной программы разработал и комплекс упражнений производственной гимнастики. Глава администрации лично ежедневно будет проводить ее со своими подчиненными. Сам пятидесятилетний руководитель никогда не курил и активно занимается спортом. Табачная индустрияМосквичи не хотят быть пассивными курильщиками4 декабря 2003 года. Несколько тысяч человек в Южном округе не по собственной воле ежедневно отравляются «Примой». В пассивных курильщиков их превращает табачная фабрика компании «Лиггетт-Дукат», расположенная на Каширском шоссе. Москвичи, живущие в районе станции метро «Домодедовская» по большей части убеждены, что табачная фабрика - экологически опасное предприятие. «Вот уже почти десять лет я просыпаюсь, провожу день и ложусь спать с удушающим запахом табака, - рассказывает Раиса Романовна с Каширки, просившая не указывать ее фамилию. - Мало того, что все вещи, вся одежа провоняли, так от этого у меня еще и усиливается астма». В 1992 году здесь появились корпуса табачной фабрики «Дукат», и с тех пор они не дают покоя местным жителям. Жители протестуют, требуют закрыть предприятие, но пока ничего не получается. «Они все расширяются и наращивают мощности. Несмотря на то, что здесь жилой массив, на фабрике недавно построили еще один корпус, - возмущается активный общественник Виктор Завойко. - Я обращался в префектуру Южного округа, там говорят, что строительство согласовано и с Санэпиднадзором, и с Москомприродой. Как они там это все согласовывали - догадаться нетрудно: за доллары. А в районе уже жить невозможно от этого табачища». «При производстве табака используются гербициды, фунгициды, инсектициды. Они очень сильно разрушают эндокринную систему человека, - говорит Мария Черкасова, специалист Центра экологических независимых программ. - Спецреагентами обрабатываются листья табака на плантациях. Все это оседает в легких пассивных курильщиков, вместе с ними в организме накапливаются тяжелые металлы. Конечно, табачные компании об этом умалчивают. Но у нас в стране, и тем более в Москве, пока никто специально этой проблемой не занимался.» Табачная фабрика угрожает святым местам11 декабря 2003 года. Калужская область. Прихожане Свято-Пафнутьева Боровского монастыря просят не допустить строительства табачной фабрики рядом с древней обителью. Около трехсот прихожан Свято-Пафнутьева Боровского монастыря обратились к президенту России и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой не допустить строительства табачной фабрики рядом с древней обителью. Авторы обращения считают противоестественным такое соседство, тем более что совсем недалеко от места, отведенного под фабрику, находится еще и средняя школа. Распространенность куренияДве третьих казахстанцев не курятКАЗИНФОРМ, ноябрь 2003 года. Согласно ВОЗ, в ХХI веке от болезней, вызванных табакокурением, умрет один миллиард человек. К 2030 году эта вредная привычка станет главной причиной смертей в мире. Уже сегодня каждый час от причин, связанных с курением, умирает 560 человек, трое из них казахстанцы. Об этом заявил профессор Техасского университета Алекс Прохоров, выступая на семинаре, который проходит в Алматы. Так, в Казахстане курят почти треть его населения - 62% мужчин и 18% женщин. Причем среди детей 12-14 лет - 10. Смертность по причине курения составляет 25 тысяч случаев в год. Три четверти молдаван не курят11 декабря 2003 года. 18 процентов населения Молдавии вообще не пьют алкогольные напитки, а 75 процентов не курят. Таковы результаты социологического опроса Барометр общественного мнения-2003 , проведенного по заказу Института общественных политик. Всего 5 процентов населения ежедневно употребляет алкогольные напитки. 11 процентов респондентов сказали, что доставляют себе это удовольствие несколько раз в неделю, 25 процентов - раз в месяц, 22 процента ответили, что лишь изредка пьют алкоголь, остальные - затруднились ответить. 75 процентов участников опроса признались, что не курят вовсе, и лишь 1,4 процента заявили, что курят более одной пачки сигарет в день. Реклама и продвижение табачных изделийЖителей Молдовы заставляют покупать сигареты с помощью призовКишинев, 21 ноября 2003 года. Пять лет назад комбинат «Tutun-CTC» впервые организовал призовую акцию среди потребителей. За это время состоялось восемь подобных мероприятий, на которых множество жертв табачной зависимости были награждены (за преданность торговой марке) утюгами, телефонами, видеомагнитофонами и денежными призами. Но такого размаха, как в нынешнем году, еще не было. С 28 июля по 28 октября АО «Tutun-CTC» провело две акции. Первая - «Premii imPACHETate» - моментальная лотерея. В пачки сигарет 80 мм с фильтром и без фильтра были вложены денежные купюры достоинством в 10, 20, 50, 100, 200 леев и купоны с наименованием призов (мотоцикл «Днепр-11» и автомобиль ВАЗ-2107); общий призовой фонд составил 150 тысяч леев. Вторая акция - «Cistig triplu» - проводилась среди потребителей сигарет с фильтром (длиной 84 мм). Первые десять курильщиков, собравшие наибольшее количество боковых сторон пачек со штрих-кодом, стали обладателями мобильных телефонов. Главный приз этой лотереи - автомобиль ВАЗ-21093 - разыгрывался в Кишиневе 14 ноября в концертно-развлекательном комплексе «Москова». Табачные лотереи объявлены вне законаРига, 5 декабря 2003 года. С нового года латвийским производителям и торговцам, активно использующим вещевые лотереи для успешного продвижения своих продуктов на отечественном рынке, придется поумерить пыл - 1 января вступает в силу закон, строго регламентирующий проведение подобных маркетинговых акций. Один из его пунктов предусматривает запрет на организацию халявных мероприятий распространителями алкогольных напитков, табачных изделий, пива и лекарств. Как сообщила руководитель Государственной инспекции по лотереям и азартным играм Сигне Бирне, в 2002 году в Латвии прошло 197 акций, организаторы которых предлагали людям приобрести тот или иной товар и, если повезет, выиграть ценный приз. Их общий фонд составил 2,4 млн. латов, причем примерно половину этой суммы «сделали» пивовары - они чаще других предоставляли покупателям возможность «заглянуть под пробку» и выиграть телефон, автомобиль, кучу денег или путевку на экзотический курорт. Чтобы оградить простого потребителя от неприятностей и внести ясность в ситуацию с вещевыми лотереями, чиновники решили установить за проведением акций строгий надзор. Новые правила не позволят получить приз, выпив бутылку пива или выкурив пачку сигарет: розыгрыши, стимулирующие приобретение алкогольных и хмельных напитков, табака и лекарств, объявлены вне закона. Как киевские власти могут заработать на ограничении табачной рекламыКиев, 27 ноября 2003 года. По данным социологических опросов и обращений к городским властям, киевляне высказываются за запрет рекламы алкоголя и табака на столичных улицах. Но город пока к этому не готов. В большинстве стран Евросоюза рекламировать табачную и алкогольную продукцию на внешних носителях запрещено. У нас же множество бигбордов пестрят яркими картинками пачек сигарет и разнообразными бутылками. В Киевсовете прошлого созыва обсуждался проект, не разрешающий подобную рекламу, но решение так и не прошло. Очевидно, немалую роль в этом сыграли финансовые поступления в городскую казну от рекламного бизнеса. По словам начальника Главного управления по контролю за благоустройством и внешним дизайном Сергея Рюмшина, на сегодняшний день за размещение внешней рекламы горбюджет получил 11 млн. грн. и еще 2,5 млн. поступило в районные бюджеты. Около 30% этих сумм обеспечивают плакаты с изображением сигарет и спиртного. Ограничивать распространение только таких картинок должны тарифы на оплату. Установить щит с изображением водочной и табачной продукции сейчас стоит вдвое дороже, чем такой же, рекламирующий другие товары. Впрочем, и здесь есть официальная лазейка. По мнению городских властей, реклама с подсветкой украшает ночную столицу, поэтому цена ее размещения на светящихся щитах в два раза ниже, чем на обычных. Таким образом, красиво подсветив картинку с бутылкой водки, можно снизить оплату. Комментарий. Если власти декларируют борьбу за здоровый образ жизни, но в то же время пекутся о бюджетных поступлениях от рекламы, можно предложить им способ, опробованный в ряде областей России: существенное увеличение тарифов на табачную и алкогольную рекламу. Например, если бы в Киеве такой тариф был бы не в 2, а 10 раз больше, то выиграли бы и бюджет, и жители города, которым стали бы видеть подобную рекламу гораздо реже. ----------------------------------------------------------------------------------------------
Бюллетень предназначен для журналистов, организаций и отдельных лиц, интересующихся вопросами контроля над табаком |