Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Мы не курим!Бюллетень новостей контроля над табаком в странах бывшего Советского СоюзаN34, 1 - 14 октября 2004 годаСодержание
Парламент Армении ратифицировал Рамочную конвенциюЕреван, 14 октября 2004 года. Национальное Собрание Армении ратифицировало
Рамочную конвенцию по борьбе с курением Всемирной Организации Здравоохранения,
подписанную 21 мая 2003 года в Женеве. Представляя конвенцию, министр
здравоохранения Армении Норайр Давидян сообщил, что к ней уже присоединились 168
стран. Он обнародовал статистику, согласно которой от курения в мире ежегодно
умирает 4 миллиона человек. В условиях подобного активного потребления табака к
2020 году число смертей составит ежегодно 10 миллионов человек. " Присоединение
Армении к рамочной конвенции позволит в течение нескольких лет существенно
снизить потребление табака в республике", - сказал Давидян. Госдума рассматривает полный запрет на рекламу табачных изделий в России5 октября 2004 года. Члены комитета по экономической политике,
предпринимательству и туризму Госдумы заслушали отчет о ходе работы над
«татарстанским» законопроектом, призванным ограничить рекламу табака. Сам
документ, предусматривающий поэтапное ограничение рекламы табака в течение 4
лет, был представлен в Думу Госсоветом Татарии еще в 2001 г., а в 2002 г.
депутаты даже проголосовали за него в первом чтении, однако после этого
законопроект в течение двух лет лежал без движения. В июле было решено
подготовить его ко второму чтению, которое может состояться еще до конца года.
По предварительной информации, поправки, предлагаемые заместителем председателя
комитета по экономической политике Владимиром Мединским, в случае их принятия,
заметно ужесточат законопроект - реклама сигарет в России будет полностью
запрещена уже в 2007 г. Согласно действующему законодательству (статья 16 закона
«О рекламе»), реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна
распространяться в радио- и телепередачах, при кино - и видео-обслуживании, в
печатных изданиях для несовершеннолетних, на первой и последней полосах газет, а
также на первой и последней страницах и обложках журналов. Кроме того, табачную
продукцию запрещается рекламировать в детских, учебных, медицинских, спортивных,
культурных организациях, а также ближе 100 м от них. Распространение рекламы
табака и табачных изделий во всех случаях должно сопровождаться предупреждением
о вреде курения. Несмотря на эти ограничения, объем рынка рекламы табачных
изделий в России в 2003 г., по экспертным оценкам, превысил 100 млн. долл. В
2001 г. депутаты от Татарстана предложили запретить рекламу табака, растянув
этот процесс на 4 года. «Так, согласно «залежавшейся» версии законопроекта,
поэтапное ограничение вводилось на рекламу в печатных периодических изданиях,
специализирующихся на вопросах здравоохранения, образования, физкультуры и
экологии – с 1 января 2003 г., в наружной рекламе площадью более 4 кв. м – с 1
января 2004 г., в наружной рекламе площадью менее 4 кв. м – с 1 января 2005 г.»,
– поясняет ситуацию Иван Ефимов, помощник депутата Госдумы Владимира Мединского,
основного инициатора нынешних «табачных» поправок. По его словам, глобальная
цель законопроекта – забота о подрастающем поколении с помощью ограничения и
сведения на нет рекламы табака и табачных изделий. Кроме того, таким образом
российское законодательство будет приведено в соответствие с международными
нормами. Сигареты в Украине якобы подорожаютКиев, 6 октября 2004 года. Комитет Верховной Рады по вопросам финансов и
банковской деятельности рекомендует парламенту с 2005 года увеличить адвалорную
часть акцизного сбора на табачные изделия с 5 до 7% от продажи. Комитет
рекомендует парламенту поддержать предложенные народным депутатом Василием Цушко
изменения к Закону "О ставках акцизного сбора на табачные изделия". Кроме
увеличения адвалорной части акцизного сбора на табачные изделия, законопроект
Цушко также предусматривает установление минимального размера обязательств по
уплате акциза на табачные изделия, исчисляемого в процентах от оборота с продажи
товара. Депутат предлагает установить минимальный размер на уровне 6-ти гривен
на 1 000 сигарет без фильтра и 14-ти гривен за 1 000 сигарет с фильтром. По
мнению Цушко, принятие законопроекта будет способствовать детенизации рынка
табака и увеличению поступлений в бюджет. Комментарий. Данный законопроект создает лишь видимость повышения цен на сигареты. При средней цене пачки сигарет 2 гривны повышение ставки с 5% до 7% означает рост налога всего на 4 копейки (с учетом НДС – на 5 копеек). Учитывая инфляцию, реального роста цен не произойдет вообще. На самом деле, табачные компании и их давний лоббист Цушко разыгрывают изображающий борьбу спектакль для правительства. В сообщении также указано, что емкость табачного рынка в Украине составляет 75 миллиардов штук. В 2003 году легальное потребление (производство + импорт – экспорт) составило 95 миллиардов штук, а в 2004 превысит 100 миллиардов. Кажущееся перепроизводство приводит к росту контрабанды в Польшу и росту реального потребления сигарет в Украине. Причина этих явлений одна – чрезвычайно низкие налоги и цены в Украине. При этом госбюджет фактически финансирует табачные компании, так как при увеличении ставки налога даже при снижении производства и росте контрабанды бюджет все равно получит намного больше, чем сейчас. Более подробно с развитием ситуации о табачных налогах в Украине можно ознакомиться http://adic-ukraine.narod.ru/adic/econ-rep/ch2/chapter_2.htm Местные советы на своих пленарных заседаниях смогут устанавливать места, где запрещена продажа алкогольных и табачных изделийКиев, 12 октября 2004 года. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам
промышленной политики и предпринимательства поддерживает предложенные народным
депутатом Владимиром Наконечным дополнения к Закону "О местном самоуправлении в
Украине". По словам автора, в действующем законодательстве, а именно: в статье
15-3 Закона "О государственном регулировании производства и оборота спирта
этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" для
ограничения вредного влияния от потребления алкогольных напитков и табачных
изделий указан ряд мест, таких, как территория дошкольных учебных заведений,
учреждений здравоохранения, проведение спортивных соревнований и прочая, где
запрещена продажа алкогольных напитков и табачных изделий. Право определять
другие места, в которых запрещается продажа алкогольных напитков и табачных
изделий, согласно этой норме, предоставлено органам местного самоуправления. Тем
не менее, отметил В.Наконечный, действующее законодательство не имеет указания,
какой именно орган местного самоуправления должен определять такие места, из-за
чего на практике реализовать свое право на определение мест, в которых
запрещается продажа алкогольных напитков и табачных изделий, невозможно.
Внесение дополнения в часть первую статьи 26 Закона Украины "О местном
самоуправлении в Украине" относит к функциям сельского, поселкового, городского
совета определение мест, где запрещена продажа алкогольных и табачных изделий.
Такое дополнение, считает автор, даст возможность органам местного
самоуправления в лице совета (исключительно на его пленарных заседаниях)
устанавливать места, где запрещена продажа алкогольных и табачных изделий. В рамадан в Ингушетии запрещено публично пить и курить13 октября 2004 года. В Ингушетии введен запрет на розничную продажу и
употребление алкогольной продукции, включая пиво, а также курение в общественных
местах на период священного месяца рамадан и дней Праздника разговения.
Продолжая традицию, введенную еще бывшим главой республики Русланом Аушевым,
соответствующий указ подписал президент Ингушетии Мурат Зязиков. Это решение
принято с учетом пожелания верующих и в целях обеспечения соблюдения
нравственных норм поведения. Запрет наложен с 15 октября по 18 ноября 2004 года. В Латвии люди будут защищены от табачного дыма на европейском уровнеРига, 13 октября 2004 года. У каждого человека есть право дышать чистым
воздухом, а не сигаретным дымом. Так считают специалисты Министерства
здравоохранения Латвии, объявившие о подготовленных ими ко второму чтению в
Сейме изменениях к Закону «Об ограничениях при реализации, рекламе и
использовании табачных изделий». За основу для разработки радикальных мер они
взяли опыт Ирландии, Швеции и других европейских стран, а также заручились
поддержкой латвийцев. Как выяснилось путем опросов, львиная доля жителей страны
(свыше 70%) хочет более жестких ограничений в «табачной сфере». Предлагается
ПОЛНОСТЬЮ запретить курить в образовательных, лечебных учреждениях и
реабилитационных центрах, на лестничных площадках многоквартирных домов, на
рабочих местах, на остановках общественного транспорта, во время проведения
общественных мероприятий, в такси, а также за рулем. В СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЕННОМ
ПОМЕЩЕНИИ разрешается подымить в вузах, на дискотеках, в барах и ресторанах (до
сего момента — в специально отведенном месте), на работе. Нельзя будет курить,
находясь как у фасадов зданий, где расположены государственные и муниципальные
учреждения, так и ближе 10 метров от их стен. За самоуправлениями закреплена
возможность как запретить, так и ограничить курение в парках, скверах и на
пляжах. «Если Сейм утвердит наши предложения, подготовленные ко 2-му чтению, мы
приблизимся ко многим европейским странам, например Ирландии, — считает министр
здравоохранения Риналд Муциньш. — К тому же нынешние изменения облегчат процесс,
предстоящий нам в будущем, ведь претендент на пост еврокомиссара по безопасности
продуктов и защите здоровья Марк Киприану уже сейчас говорит о необходимости
запретить курить в общественных местах на территории всего Евросоюза». Эстонский конкурс для некурящих классов6 октября 2004 года. Около 8 тысяч эстонских школьников принимают участие в международных состязаниях между некурящими классами. Они дали обещание, что до конца учебного года не выкурят ни одной сигареты. Эти соревнования проходят третий год подряд. Число участников постоянно растет. Правда, до финиша доходит менее половины некурящих классов. Находится хотя бы один школьник, который начинает курить. Курить запрещено не только в школах, а где бы то ни было. http://www.from-ua.com/news/41643c11237d1/ Комментарий. Конкурс для некурящих классов был впервые проведен в Финляндии, и этот опыт стал широко распространяться по миру. Как и со многими другими профилактическими программами, успех конкурса часто зависит от деталей его проведения. Если фокус направлен на получение приза, а не на здоровье, то после конкурса даже ранее не курившие школьники берут сигарету – смысла не курить вроде бы больше нет. Поэтому в России и других странах подобные конкурсы охотно организует и финансирует табачная индустрия. Это не означает, что идея такого конкурса изначально неверна, просто проведение его нужно тщательно обдумывать и ни в коем случае нельзя сотрудничать с организациями табачной индустрии. В Петербурге проводится провокационная акция1 октября 2004 года. В течение месяца - с 1 октября по 1 ноября – в
Петербурге пройдет конкурс-акция "Не продавайте детям сигареты!", организованная
городским комитетом по молодежной политике и Северо-Западным общественным
советом по проблеме подросткового курения. Как сообщили в комитете по молодежной
политике, участники - подростки в возрасте от 12 до 17 лет – представят на
конкурс рисунки, плакаты и слоганы, выражающие протест молодого поколения против
продажи сигарет несовершеннолетним. В пресс-службе комитета подчеркнули, что
акция направлена на привлечение внимания общественности и средств массовой
информации к проблеме доступа подростков к табачным изделиям, на стимулирование
ответственного подхода работников розничной торговли к продаже сигарет
несовершеннолетним. Комментарий. Напомним, что Северо-Западный общественный совет по проблемам подросткового курения создан и финансируется табачной индустрией. Если бы организаторы акции действительно были озабочены тем, что сигареты продаются детям, то они могли бы поработать с представителями правоохранительных органов, чтобы те примерно и массово наказывали бы нарушающих закон продавцов. Вместо этого запланирован конкурс детского рисунка. Вообще проведение конкурса детского рисунка является весьма популярной идеей антитабачных действий, но, к сожалению, ее воплощение редко бывает продуктивным. Чтобы быть эффективным, подобный конкурс должен либо быть посвящен актуальной для самих детей теме, например, пассивному курению дома, либо давать выход естественному для подросткового возраста протесту против мира взрослых, например, теме обмана людей табачными компаниями. Вместо этого детям предлагается тема, которая многими из них воспринимается как несправедливость («Взрослым можно, а нам нельзя»), и подчеркивание этой темы у многих подростков может возбуждать желание нарушить запреты и купить сигареты, которые на самом деле им не нужны. Но именно это и нужно тем, кто оплачивает конкурс. А что нужно комитету по молодежной политике?
---------------------------------------------------------------------------------------------- |