Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Мы не курим!Бюллетень новостей контроля над табаком в странах бывшего Советского СоюзаN 57, 22 июля - 7 августа 2005 годаСодержание
Вице-премьер Украины рекомендует ограничить курение в общественных местах
28 июля 2005 года (Главред). Вице-премьер-министр Украины по гуманитарным и
социальным вопросам Николай Томенко рекомендовал главам областных
госадминистраций вместе с органами местного самоуправления обработать вопрос
относительно ограничения курения в учреждения общественного питания (кафе,
рестораны и т.п.), кроме специально отведенных для этого мест. По мнению Томенко,
такой шаг на местном уровне следует сделать ради охраны права тех, кто не курит,
жить в среде, свободной от табачного дыма. «Сегодня решение проблемы защиты
интересов граждан, которые не курят, лежит, прежде всего, в психологической
плоскости, поскольку курильщики не осознают, что они нарушают право на
безопасную среду тех, кто не курит», - отмечает вице-премьер. Из-за этого
женщины, дети или другие люди, свободные от табачной зависимости, находясь в
накуренном помещении, становятся пассивными курильщиками, а это серьезно вредит
их здоровью, отмечается в сообщении. Поэтому, по мнению вице-премьера, пока не
принят закон, который будет защищать права посетителей учреждений общественного
питания, которые не курят, необходимо начать решать эту проблему на местном
уровне. Томенко хочет убрать с улиц рекламу алкоголя и табака
27 июля 2005 года (По материалам пресс-службы вице-премьер-министра Украины
Николая Томенка). Вице-премьер по гуманитарным и социальным вопросам Николай
Томенко заявил, что с 1 января 2006 года реклама алкоголя и табака должна
покинуть улицы Украины. Такое задание он поставил перед членами Совета по
вопросам рекламы, заседание которого прошло 26 июля. «В течение многих лет
представители рекламного бизнеса зарабатывали деньги на здоровье украинцев, но
теперь пришло время подумать рекламистам и об обществе. В следующем году
украинцы увидят больше социальной рекламы», - сказал Томенко. На заседании
обсуждались основные проблемы в сфере рекламы, было создано несколько рабочих
групп для работы над ними. В частности, решено создать рабочую группу по вопросу
об ограничении рекламы алкогольных напитков на телевидении, которая будет
готовить изменения в закон «О рекламе» для рассмотрения Кабинетом министров.
Томенко подчеркнул, что нужно сделать «все, чтобы Верховная Рада приняла такие
изменения, несмотря на то, что среди народных депутатов есть много
представителей бизнеса внешней рекламы». Комментарий. Предложение о запрете наружной рекламы табака и алкоголя – шаг в правильном направлении, хотя и маленький. В данном случае действия правительства отстают от общественного мнения. Согласно опросу населения, проведенному в июне 2005 года, большинство населения поддерживает полный запрет табачной рекламы и значительно меньшая часть – ограничения ее на отдельных носителях. Однако выбор запрета наружной рекламы как первоочередного, несомненно, правилен. Эта реклама оказывает наибольшее влияние на начало курения и поддержание ежедневного потребления табака. Кроме того, представленные на щитах образы снижают бдительность населения в отношении опасности табачного дыма, повышают вероятность того, что люди позволяют курение у себя дома. Среди других видов рекламы почти столь же влиятельным средством привлечения потребителей являются рекламные плакаты в магазинах и других местах продаж, куда табачная индустрия начала их перемещать в ожидании запрета наружной рекламы. Этот и другие способы рекламы также требуют незамедлительного внимания и действий правительства. Ассоциация наружной рекламы против запрещения рекламы табака с января 2006 года
28 июля 2005 года (ЛІГАБізнесІнформ). Ассоциация наружной рекламы Украины
выступает за постепенное запрещение рекламы табачных изделий. В заявлении
ассоциации указывается на то, что страны ЕС, в которых с 31 июля вступает в силу
Рамочная конвенция, вводящая запрет на рекламу табачных изделий, пришли к
тотальному запрещению табака в рекламе не сразу. Этому предшествовало принятие
5-летнего плана такого запрета. Таким образом, чиновники ЕС позволили сохранить
рекламный рынок, структурировать рекламные бюджеты и постепенно вывести табачные
изделия за границы рекламы. В то же время в ассоциации подчеркивают, что
немедленное запрещение рекламы табачных изделий может нанести вред малому и
среднему бизнесу, работающему на этом рынке. «Отсутствие серьезных просчетов,
демагогия и закрытость принятия решений приведет, по нашему мнению, лишь к
неудаче в сфере защиты здоровья», - подчеркивается в заявлении. На сегодняшний
день ассоциация уже подготовила, в соответствии с европейскими стандартами, план
5-летнего запрета рекламы табака и предложила его на рассмотрение
соответствующим органам власти. Однако, как отмечается в заявлении, эти
предложения игнорируются. В связи с этим Ассоциация наружной рекламы Украины
направила письма в ряд международных организаций (ПРООН, Совет по рекламе США и
др.) с просьбой выступить посредником между украинскими общественными
организациями и украинским правительством в этом вопросе.
Комментарий. В заявлении Ассоциации внешней рекламы допущено несколько
серьезных ошибок: Подорожание табака и алкоголя почти не влияет на инфляцию
25 июля 2005 года (ИА REGNUM). Уровень инфляции в Грузии за 6 месяцев 2005 года
составил всего 0,6%. При этом, за прошедшее полугодие наблюдается существенное
подорожание на следующие виды продукции: табачные изделия за полгода подорожали
на 35%, спиртные напитки - на 13,5%. Повышение цен в течение последних 6
месяцев, в основном, было обусловлено принятием нового налогового кодекса, что,
в особенности, коснулось алкогольной продукции и табачных изделий. В Грузии резко повышены штрафы за продажу контрабандных сигарет
Тбилиси, 3 августа 2005 года (ИА «Новости – Грузия). Правительство Грузии
намерено ужесточить борьбу с контрабандой сигарет. Об этом на заседании
правительства Грузии 3 августа заявил премьер-министр страны Зураб Ногаидели.
«Мы намерены ужесточить борьбу с контрабандой табачной продукции, особенно после
того, как вошли в силу законодательные изменения, согласно которым, штрафы за
реализацию безакцизной табачной продукции выросли почти в сто раз», - заявил
Зураб Ногаидели. В Астане в рамках акции бросили курить порядка 1 тыс. человек
26 июля 2005 года (Kazakhstan today). В Астане в ходе акции «Брось курить!» из
5556 участвовавших 15% отказались от этой пагубной привычки. Об этом сообщил
директор центра формирования здорового образа жизни Еркин Томпиев. «Подобные
акции необходимо проводить чаще, так как они действительно эффективны», -
подчеркнул Е. Томпиев. Также Е. Томпиев сообщил, что в августе в Астане
состоится фестиваль здоровья. Зенит: всем курить футбол!
27 июля 2005 года (Трибуна Рекламы). В то время, когда Всемирная организация
здравоохранения совместно с ведущими спортивными организациями и звездами
мирового спорта начала глобальную кампанию за очищение спорта от любой связи с
табачными изделиями, руководство футбольного клуба «Зенит» предлагает своим
болельщикам новый продукт — сигареты с фильтром! Все в рамках известной
корпоративности: сине-белый колорит, эмблема — «Зенит» с мячом в круге,
знаменитая стрелка, которая, кстати, считается произведением искусства — то есть
сувенир вполне себе. С одной стороны, было бы странно, если бы футбольный клуб
принялся угощать своих болельщиков шоколадом или леденцами, с другой, нехорошо
спорт поддерживать табаком или наоборот. В то время как ФК «Зенит» на обороте
пачки перечисляет завоеванные кубки страны 1900, 1999, Чемпиона страны 1984,
бронзового призера 1980г. и 2001г., на лицевой стороне Минздрав РФ все-таки
напоминает, что «Курение опасно для Вашего здоровья»… Комментарий. Дополнительная информация о спорте и табаке http://www.adic.org.ua/nosmoking/p/sub.php?theme=pol_sport Пустое сотрясение дыма
27 июля 2005 года (Байкальские Вести). Говорят и пишут, что проблема
подросткового курения по-прежнему остра в России... Говорят, что «к 12 годам 30
процентов российских детей пробуют курить»... Говорят, что 38 процентов
продавцов в Иркутске уверены: дети могут купить сигареты без всяких проблем...
Говорят, говорят, говорят... В очередной раз обо всем этом говорили 20 июля в
конференц-зале Байкалбизнесцентра по инициативе общественного совета в поддержку
позитивного развития молодежи «Твой выбор». Вела встречу директор общественного
совета Татьяна Маркичева, табачную промышленность представлял руководитель
службы по связям с общественностью компании «Джапан Табакко Интернешнл». Вот
живем мы, некурящие, и не знаем, что город Иркутск был включен в 2004 году в
программу по снижению уровня розничной продажи табака детям и подросткам -
вместе с Екатеринбургом, Новосибирском, Казанью, Владивостоком, Ростовом-на-Дону
и Волгоградом. Программа преследовала четыре цели: «привлечение внимания
общественности и представителей розничных сетей к проблеме; усиление
общественного контроля над исполнением Федерального закона «Об ограничении
курения табака»; предотвращение продаж сигарет детям и подросткам в розничной
торговле; организация эффективного взаимодействия между заинтересованными
специалистами в целях обмена опытом». За что общественному совету действительно
нужно сказать большое спасибо – им было проведено исследование среди работников
торговли на тему «Исполнение закона «Об ограничении курения табака» (в 2004
году) и организованы обучающие тренинги для работников торговли (в 2005-м).
Только представьте - участникам тренинга был «предложен эффективный курс
обучения для формирования навыков отказа в продаже табачных изделий детям и
подросткам, освоения методов противодействия агрессивным реакциям подростков».
Давно было сказано: строгость российских законов компенсируется
необязательностью их исполнения - и если бы карательные органы действовали более
эффективно (чтобы не сказать - вообще хоть как-нибудь), не пришлось бы
общественным организациям прилагать усилия: слух о хотя бы «семи уволенных»
произвел бы среди торговцев больший эффект, чем десять общественных программ.
Пока же за год работы «Твой выбор» добился весьма скромного, но успеха.
Количество продавцов, продающих сигареты подросткам, сократилось на 8,2
процента. Хорошо знают закон 36 процентов в 2005 году против 18 в 2004-м. Доля
тех, кто не продает сигареты подросткам никогда, увеличилась в 10 раз и достигла
всего 25 процентов. Такими темпами да с учетом текучести кадров - трудно
сказать, дождемся ли заметного эффекта в ближайшие годы... Комментарий. Дополнительные материалы по этой теме http://www.adic.org.ua/nosmoking/p/sub.php?theme=ind_yspp
---------------------------------------------------------------------------------------------- |