8 сентября 2009 года (Коммерсантъ). Государственную целевую социальную
программу по уменьшению вредного влияния табака на здоровье населения на период
до 2012 года Кабинет министров Украины одобрил на заседании 3 сентября.
Документ, в частности, предусматривает на первом этапе – в течение 2009-2010
годов – усовершенствование законодательства, в том числе налогового, активизацию
информационной кампании об опасности курения, а также разработку программы
соответствующей подготовки медиков, фармацевтов, педагогов и социальных
работников.
На втором этапе, в 2011-2012 годах, правительство планирует ввести систему
оказания помощи людям, зависимым от табака, а также провести научные
исследования в сфере профилактики и лечения табачной зависимости. В Кабмине
сообщили, что на финансирование программы будет выделено около 6,7 млн грн.
Между тем данная программа была разработана Министерством здравоохранения и
подана на рассмотрение Кабмина еще в 2008 году. Общий ее бюджет должен был
составить 35,5 млн грн. Как рассказал Ъ один из авторов документа, заведующий
отделом контроля над табаком Института стратегических исследований Минздрава
Константин Красовский, задержка была связана с финансовым и экономическим
кризисом. «Министерство экономики распорядилось не обсуждать новые
государственные программы. Когда обсуждение, наконец, состоялось, финансирование
было урезано Министерством финансов»,– объяснил Красовский.
Примечательно, что в наибольшей степени пострадали статьи расходов, касающиеся
лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с курением в 2011-2012 годах.
Так, по словам Красовского, из программы было исключено финансирование создания
кабинетов в образовательных и медицинских учреждениях, в которых специально
подготовленные медики помогали бы избавиться от зависимости всем желающим.
Как отметил Константин Красовский, выделенных 6,7 млн грн хватит на ежегодное
размещение рекламных щитов и видеороликов о вреде курения, разработку
рекомендаций по профилактике табачной зависимости для практикующих врачей и
организацию бесплатного для всех регионов страны телефона доверия. Позвонив по
этому телефону, курильщики смогут получить помощь по освобождению от табачной
зависимости. По словам Красовского, 4 млн грн из запланированной Кабмином суммы
выделят международные организации. «На эти деньги будет проводиться ежегодный
мониторинг результатов борьбы с курением в стране»,– уточнил он.
Остальные средства поступят из государственного бюджета. Несмотря на
значительное сокращение финансирования, Красовский положительно оценил факт
принятия программы. «Рост финансирования в процентном отношении просто
сумасшедший, поскольку это рост от нуля»,– сказал он.
С Константином Красовским согласна координатор проектов в Украине международной
общественной организации Кампания за будущее детей без курения Анна Гопко.
«Хорошо, что государство не собирается больше ждать помощи меценатов. Важно
только, чтобы общественность могла контролировать эффективность расходования
этих средств»,– заявила Гопко. Она также отметила, что в других странах
выделяется больше средств на борьбу с табачной зависимостью: «Например, в Польше
на это тратится около 0,5% поступлений от акцизов, в Испании и Таиланде – около
2%». По словам Красовского, только в августе госбюджет получил от акцизов на
табачные изделия более 1 миллиарда гривен
http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=1234338
14 сентября 2009 года (РИА Новости). Мэр Казани Ильсур Метшин предложил
выступить с законодательной инициативой по запрету курения в общественных
местах, а также разработать специальную брошюру, сообщает в понедельник
пресс-служба мэрии города.
«Что мешает нашему городу выступить с законодательной инициативой по ограничению
курения табака? Я уверен, что нас поддержат другие муниципалитеты,
Государственный Совет Татарстана, а затем и российские города», - цитирует
пресс-служба выступление Метшина на совещании в мэрии. Градоначальник предложил
включить этот вопрос в повестку дня ближайшей сессии Казанской городской Думы.
Метшин также считает необходимым специально разработать брошюру с доступными
рекомендациями по здоровому образу жизни и снабдить ими каждую казанскую семью.
«Необходимо подготовить издание, на простом понятном языке рассказывающее о
здоровом образе жизни. Мы должны провести элементарный ликбез, создать азбуку
здоровья для всего города. Задача конкретная - стать самым здоровым городом в
России», - сказал мэр. По мнению Метшина, в брошюру должны входить разделы,
посвященные питанию, физкультуре и другим составляющим здорового образа жизни
детей и взрослых, разделы, рассказывающие о вреде курения и алкоголя и т.д.
Как отметил начальник управления здравоохранения Казани Рамиль Ахметов,
действующий сегодня федеральный закон «Об ограничении курения табака»
несовершенен, особенно в части, позволяющей курить в школах, больницах, детсадах
и любых других учреждениях. По информации управления здравоохранения, сегодня в
структуре причин смертности населения Казани от злокачественных новообразований
рак органов дыхания занимает первое место. При этом курение является причиной
как минимум 90% случаев рака легкого. Табакокурение вызывает 25% смертей от
сердечно-сосудистых заболеваний.
По данным Всемирной организации здравоохранения, более 5 миллионов человек в год
умирает от болезней, связанных с курением. В России, где курит каждый третий,
каждые 1 минуту 20 секунд умирает курильщик.
http://www.rian.ru/pravo_news/20090914/184962609.html
10 сентября 2009 года (ИТАР-ТАСС). В Госдуму внесен законопроект,
предлагающий расширить перечень мест, за курение в которых придется заплатить
штраф. Автором инициативы выступило Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Действующей редакцией закона «Об ограничении курения табака» установлено, что
курение запрещается на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте и на
воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов. Также нельзя
курить в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения,
организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных учреждений,
в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения
табака в специально отведенных местах для курения табака.
«За нарушение данного запрета должна следовать административная ответственность,
- убеждены питерские законодатели. - Вместе с тем, Кодексом РФ об
административных правонарушениях ответственность в виде штрафа установлена
только за курение в поездах или на морских и речных судах».
Учитывая это, законопроектом предлагается «устанавливать ответственность за
нарушение требований законодательства об ограничении курения табака законами
субъектов РФ». Кроме того, планируется предоставить субъектам РФ право принимать
законы, устанавливающие расширенный перечень мест, курение в которых запрещено».
Авторы инициативы также считают необходимым наделить высшие исполнительные
органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по разработке мер по
ограничению курения табака и обеспечению их реализации. По их мнению, принятие
проекта закона позволит «повысить эффективность установленных запретов и
ограничений на курение табака, а также на региональном уровне принимать меры по
ограничению негативного влияния табакокурения на жизнь и здоровье граждан».
http://ami-tass.ru/article/54291.html
31 августа 2009 года (Gudok.ru). Как пояснили в Минтранссвязи Украины,
запрещающий курение в общественных местах закон приняли ещё в 2005 году. Штраф
за его нарушение составил 17–85 гривен. «Курильщиков никто не штрафовал. Слишком
неконкретным было понятие «общественное место» – любой гражданин мог оспорить
претензии в суде», – говорит специалист пассажирского управления «Укрзализныци»
Игорь Бондаренко.
Но в минувшем июле вокзалы и поезда названы в числе зон строгого запрета на
курение. А теперь распоряжением министерства определены и лица, полномочные
взимать штрафы: начальники станций, вокзалов и их заместители, начальники
локомотивных (вагонных) депо, начальники поездов, контролёры-ревизоры,
начальники дистанций пути, дистанций сигнализации и связи, а также другие
должностные лица, действующие от имени органов железнодорожного транспорта.
На дорогах на распоряжение уже отреагировали. «Из тамбуров пассажирских поездов
убраны пепельницы, местом для курения определили станционные стоянки, а
нарушителей стали штрафовать», – подтвердила антитабачную борьбу на Львовской
дороге сотрудник информационной службы Юлия Грабова. «Мы пока ни одного
пассажира не оштрафовали, обходимся предупреждениями», – сообщили на
Приднепровской магистрали.
Производители подвижного состава запрет приветствуют. «В смысле безопасности это
действенная мера – был случай, когда из-за окурка загорелся элемент сцепления
вагонов, хотя он изолирован материалом со специальной пропиткой», – говорит
руководитель пресс-службы ОАО «ХК «Лугансктепловоз» Игорь Мисюченко.
Как пояснили «Гудку» в Федеральной пассажирской дирекции ОАО «РЖД», существует
определённая государственная политика в области запрета курения в общественных
местах. Пассажиры поездов дальнего следования могут курить в специальных местах
– нерабочих тамбурах, оборудованных пепельницами. По словам руководителя
пресс-службы Московского УВД на железнодорожном транспорте Татьяны Агаповой, за
курение в неустановленных местах в поезде местного или дальнего сообщения
Административный кодекс предусматривает штраф в размере 100 руб.
Оштрафовать курильщика может милиционер, патрулирующий поезд. Но для этого ему
необходимо составить протокол, отправить его в линейный отдел, зачастую
расположенный за много километров, поэтому чаще всего нарушителей «наказывают»
устным внушением.
http://www.gudok.ru/transport/zd/?pub_id=321035
4 сентября 2009 года (Газета по-украински). С 21 июля, согласно изменениям в
украинском законодательстве, курить во всех поездах на территории страны
запрещено. Нарушителей должны штрафовать на сумму от 85 до 170 гривен.
Проводник поезда Киев–Санкт-Петербург Лилия Рудницкая, 37 лет, рассказывает, что
пассажиры-курильщики ругаются с ней. Говорит, предлагают шоколадки, чтобы
позволила покурить в тамбуре. Умолкают, когда Лилия напоминает о штрафе.
— Люди возмущаются: как это, в России и Беларуси курить в вагонах можно, а в
Украине — нет. Мы, только пересекаем границу, вешаем пепельницы в нерабочий
тамбур. А когда возвращаемся в Украину — прячем их, — говорит Рудницкая.
Киевлянин Евгений Ковтун, 28 лет, выходит из поезда Киев–Севастополь. Говорит,
внутри не курили.
— Насчет курения политику ведут нормальную. Когда-то и я попробовал, но отец
«бычком» ногу прижег, так не курю до сих пор. Без этого можно обойтись. В нашем
вагоне не курил никто, а в четвертом, я видел, курили, — вспоминает львовянин
Игорь Кильчик, 43 года. Он ехал с четырьмя друзьями в поезде Луганск–Львов.
Среди них курильщиков нет.
— У меня троих знакомых однажды проводники на 200 гривен оштрафовали. Но
протокол не составляли. Проводники деньги себе в карман положили, да и все, —
добавляет Иван, товарищ Кильчика.
Россиянка Марина Соколова, 31 год, с братом затягиваются сигаретами возле поезда
Киев–Санкт-Петербург. Марина курит пять лет. Запрет на курение в поездах
поддерживает. Говорит, может потерпеть в дороге несколько часов.
— Вот для тех, кто не курит, сигаретный дым — это мука. Самой неприятно, когда
захожу в накуренный ресторан в поезде. В Питер ехать 23 часа, должен быть
комфорт, — рассказывает Соколова. Добавляет, что в российских поездах курить
можно.
http://gazeta.ua/index.php?id=306235&lang=ru
28 августа 2009 года (kafanews). В Феодосии 27 августа под лозунгом «Морские
волки против табака» прошла антитабачная акция, которую организовала Коалиция
«Крым без табачного дыма» совместно с объединением «М.О.Р.Е.». Это уже вторая их
акция в городе. Вдоль феодосийских пляжей прошла лодка с антитабачной
символикой. Затем с нее сошли молодые люди и, скандируя лозунги, направленные
против табака, раздали прохожим листовки и флажки.
- Наша главная цель – привлечь внимание жителей и гостей Феодосии к негативному
влиянию табачного дыма как на самого курильщика, так и на тех, кто находится
рядом, а также к необходимости четкого определения мест для курения, - объяснил
один из организаторов, заместитель председателя объединения «М.О.Р.Е.» Артем
Яловенко. - Если у человека хватает совести курить на пляже рядом с детьми и
пожилыми людьми, то и у нас должно хватать смелости прилюдно это пресекать.
Заставлять дышать людей сигаретным дымом равносильно тому, чтобы заставлять их
курить. И все разговоры о праве курильщика курить, где попало, теряют свой
смысл, поскольку ни у кого нет права вредить здоровью окружающих и заставлять
курить (а это именно так и называется – пассивное курение) тех, кто рядом.
- Для Феодосии, как и для многих других курортных городов Крыма, актуальна тема
курения на пляжах, - заметил А. Яловенко. – Многие жалуются, что сигаретный дым
мешает им, не говоря уже о том, что он их просто отравляет. На пляжах всегда
много детей, которые периодически окуриваются безразличными взрослыми.
Многочисленные медицинские исследования доказали, что пассивное курение приводит
к развитию ишемической болезни сердца, инсульту, раку легких, раку носоглотки у
взрослых; синдрому внезапной младенческой смерти, болезни среднего уха,
бронхитам, астме, пневмонии у детей. Но ведь не так сложно для того, чтобы
покурить, отойти в сторону и не нарушать права тех, кто не курит, – право на
чистый воздух и на здоровье.
Это уже не первая такая акция, проводимая коалицией «Крым без табачного дыма»
совместно с объединением «М.О.Р.Е.». Весной активисты прошли по городу в
противогазах, расставив знаки с напоминанием, что детские площадки – это места,
свободные от курения, раздавали листовки и наклейки с антитабачной агитацией.
http://kafanews.com/index.phtml?link=1&nn=12452
29 августа 2009 года (Репортер Запорожья). Беспрецедентная акция прошла 28
августа в Запорожье. С 10 до 18 часов активисты запорожской экологической
организации «Енот», местные студенты и просто молодежь вручную отмывали от грязи
первый мост Преображенского. Сделать мост чище пришли около 30 человек,
возрастом до 29 лет.
«Отмывали с помощью воды и стирального порошка. Конечно, делали это в
одноразовых резиновых перчатках. Грязи было очень много. Зато потом, когда
перила и столбы мостов были вымыты, было ощущение непередаваемой свежести и
чистоты. Автомобилисты, наблюдавшие такую «стирку», приходили в восторг,
улыбались и сигналили. Были велосипедисты, которые останавливались,
расспрашивали, удивлялись...», - рассказала председатель экологической
организации «Енот» Наталья Гончарова.
Кстати, кроме отмывания моста от вековой грязи, молодые люди еще и собирали
мусор вдоль проезжей части моста. Мусором были сплошные окурки от сигарет и
пустые пачки, выброшенные водителями в окно машины во время движения. Такого
табачного мусора «чистюли» собрали аж три мусорных мешка, рассчитанные на 7-8
килограмм.
http://reporter.zp.ua/2009/08/29/zaporozhskaya-molodezh-vymyla-vruchnuyu-most-preobrazhenskogo-sobrav-zaodno-3-meshka-okur
9 сентября 2009 года (ИРА Телеинформ). За два месяца в Иркутске уволены 10
водителей маршрутного транспорта, которые курили во время пути. Об этом сообщил
председатель ассоциации маршрутных такси Иркутска Алексей Колмаков. Около двух
месяцев назад ассоциация Иркутска приняла решение запретить водителям курить во
время перевозки. Реакция водителей на нововведение сначала была негативной. С
ними были проведены беседы, собрания. Водители согласились и даже оформили свое
согласие письменно, притом, что по статистике больше половины водителей имеют
эту вредную привычку. Алексей Колмаков отметил, что сразу же нашлось около 40
человек, которые наотрез отказались следовать новым правилам.
«Были предупреждения выговоры, и даже штрафы, в конце концов, около 10 водителей
пришлось уволить, – заметил Колмаков. – Это было сделано и в назидательных
целях. На самом деле, мы ожидали большого ажиотажа, что телефоны будут завалены
звонками с жалобами на курящих водителей, но этого не случилось. Больше жалоб
было на грубость со стороны водителей, нарушение правил дорожного движения и
другое».
http://www.regions.ru/news/2237845/
15 сентября 2009 года (rb.ru). Из-за кризиса офис крупной торговой компании
переехал за МКАД, куда сотрудников без машин возят ежечасовые автобусы.
Генеральный директор компании Влад (имя изменено - прим. Office Life) решил
использовать ситуацию с переездом для того, чтобы отучить подчиненных от
курения: «У нас в компании работает около восьмисот человек. Когда мы снимали
офис в центре, рабочий день у нас был с 8 до 17-00 - такое раннее начало
рабочего дня позволяло многим избежать пробок. После переезда в более дешевый
офис, я решил воспользоваться ситуацией в целях здоровья. Дело в том, что время
на то, чтобы добраться до работы, у многих сильно увеличилось - до двух и более
часов. Естественно, сотрудники были недовольны этим переездом. Поэтому я решил
сделать небольшую поблажку - но исключительно для некурящих. Те, кто не курит,
теперь могут уходить с работы в 16-00. Это очень удобное время - ощущение, что
ты уходишь после обеда, и еще полдня впереди. Для курящих рабочий день остался
прежним - до 17-00. Результат оказался мгновенным и ошеломляющим: сейчас у нас в
офисе курит буквально 5 человек. Все остальные - по крайней мере, в течение
рабочего дня - отказались от этой привычки. Я считаю, что это замечательно, ведь
до этого у нас курило около 30% персонала».
http://www.rb.ru/office/officestory/officestory/2009/09/15/095436.html
--------------------------------------------------------------------------------------
Бюллетень предназначен для журналистов, организаций и отдельных лиц,
интересующихся вопросами контроля над табаком
В бюллетене использованы материалы, полученные из Интернет и иных источников.
Вопросы и комментарии направляйте по
адресу
contacttobinfo@narod.ru
Другие выпуски бюллетеня НОУСМОКИНГ http://www.adic.org.ua/nosmoking/ns
Другие выпуски бюллетеня МЫ НЕ КУРИМ! http://www.adic.org.ua/nosmoking/fsu
Подписаться на бюллетени или отказаться от подписки можно по адресу
http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm
Теперь можно обсуждать выпуски в блоге
http://subscribe.ru/blog/science.health.nosmoking